Повышение уровня квалификации работников кадровых служб.
Совершенствование деятельности кадровых служб и повышение их роли в комплектовании персонала организации, владеющего современными формами и методами работы, находятся в прямой зависимости от квалификации самих работников этих служб. Однако квалификация работников многих отделов кадров, служб управления персоналом не соответствует занимаемой ими должности.
Поэтому не приходится удивляться, когда на просьбу, обращенную к кадровикам, оценить сотрудника, включаемого в резерв на выдвижение, они, как правило, могут лишь повторить данные анкеты и служебной характеристики. Сравнительно низкая организующая роль подобных отделов кадров объясняется именно тем, что занятые в них работники не обладают в достаточной степени знаниями в области теории и передовой практики работы с кадрами, научной организации труда, социальной психологии, трудового и гражданского права, современного делопроизводства.
Очевидная недостаточность нынешнего уровня образования и квалификации работников кадровых служб явилась следствием того, что в стране практически не было учебного заведения, которое готовило бы специалистов этого профиля на уровне современных требований. Долгие годы не было и учебной специальности «кадровик». Были существенно ограничены также возможности самообучения, поскольку мало специальной литературы по проблемам работы с кадрами. За последние годы положение существенно изменилось. В начале 90-х гг. в рамках специальности «Менеджмент» (в разделе «Экономика») была открыта специализация «Управление персоналом», по которой стали готовиться специалисты кадровых служб для предприятий сферы материального производства. р 1992—1993 гг. в образовательных учреждениях, прежде всего в российской академии управления, преобразованной в дальнейшем в РАГС и ее филиалах, в рамках специальности «Государственное и муниципальное управление» была начата подготовка кадров по специализации «Социальная работа и кадры», «Социальное управление и кадры», «Социальное управление и кадровая работа», «шсударственная служба и кадровая политика». С 1997 г. кафедра государственной службы и кадровой политики начала подготовку по специализации «Управление персоналом». В марте 2000 г. в России был впервые принят Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «управление персоналом». Все это создало определенные предпосылки для решения вопросов подготовки специалистов для кадровых служб на качественно новом уровне. В настоящее время в действующих квалификационных требованиях к служащим начальник отдела кадров должен иметь высшее образование и стаж работы на инженерно-технических и руководящих должностях не менее пяти лет (см. рис. 15).
В условиях отсутствия специально подготовленных работников существуют определенные трудности в комплектовании кадровых служб такими специалистами, как юристы, социологи и психологи. Во многих организациях исходят из того, что работа с кадрами практически по плечу каждому грамотному сотруднику.
По традиции обычно заместителем руководителя государственного органа по кадрам назначается кто-то из опытных и хорошо знакомых ветеранов (как правило, имеющих более чем 20-летний опыт работы). Но ведь для того, чтобы успешно реализовать функции кадровых служб на уровне современных требований, этого недостаточно. Без современной научной специальной подготовки, только на базе личного опыта работы многие из этих функций сегодня выполнять практически невозможно. Будучи недостаточно знакомыми с основами трудового и административного законодательства, положениями и инструкциями, касающимися работы с кадрами, такие сотрудники вынуждены постигать премудрости своей службы исключительно на практике. Пройдут месяцы и годы, прежде чем они приобретут необходимые знания и опыт, начнут квалифицированно выполнять свои функции.
Чтобы кадровые структуры могли квалифицированно выполнять свои нелегкие и ответственные функции, необходима переподготовка по специальным программам не только руководителей, но и сотрудников этих подразделений, нужно разработать специальную учебную программу, обеспечить ее учебными и методическими материалами.
Итак, анализ деятельности кадровых служб организации в условиях реформирования общества свидетельствует о том, что их роль и возможности в обеспечении предприятий, фирм, банков, органов власти и управления высококвалифицированным, активным, морально выдержанным персоналом крайне малы. Полномочия кадровых служб организации пока определены без учета перспективы, только на переходный период.
Руководитель кадровой службы должен | Права и обязанности | |
проводником кадровой и социальной политики; социальным | ||
БЫТЬ | лидером коллектива, его нравственным эталоном. | |
ИМЕТЬ | высокие моральные качества; выраженную направленность на работу с людьми; высшее образование и специальную психолого-педагогическую подготовку; опыт кадровой и руководящей работы не менее пяти лет; развитые познавательные, организаторские, коммуникативные способности. | |
ЗНАТЬ | основы управления, задачи, стоящие перед организацией, перспективы ее развития; принципы кадровой политики, формы и методы планирования и организации работы с кадрами; основы трудового законодательства; основы педагогики; основы организации делопроизводства в условиях АСУ. | |
ВЛАДЕТЬ | методами организации и техникой управления кадрами, методами оценки личностных и деловых качеств работников и результатов коллективной работы; вопросами практического применения основ законодательства в работе с кадрами; методами организации воспитательной работы в коллективе; способами мобилизующего воздействия на коллектив; методами и техникой публичных выступлений. | |
ИМЕТЬ ЯСНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | о методах исследования и анализа социально-психологических процессов; о применении техники в управлении кадрами и социальными процессами в трудовом коллективе; о принципах работы с общественными организациями. | |
Рис. 15. Квалификационные требования к руководителю кадровой службы
Система ведомственного учета кадров. Важным направлением деятельности кадровых служб организации является ведомствен-1 и учет кадров, их движения и статистическая отчетность по кадрам. Данный вид деятельности выполняют только кадровые подразделения, это их монополия1. В соответствии с действующей законодательно-нормативной базой кадровые службы:
1) организуют в установленном порядке ведение статистического учета персонала, подготовку обобщения и предоставление статистических данных;
2) предоставляют в установленном порядке сводные данные по установленной отчетности, проводят анализ статистической отчетности;
3) организуют формирование и ведение личных дел работников, ведут учет и хранение трудовых книжек на всех работников аппарата, осуществляют своевременное внесение в них изменений;
4) занимаются оформлением приема, перевода и увольнения работников;
5) составляют личные дела оформляющихся работников и обеспечивают сохранность поступающих документов.
Это традиционные направления деятельности кадровых служб организации в области учета и движения кадров. Но поиски новых средств и механизмов кадрового обеспечения реформ, максимально эффективного использования кадрового интеллектуального потенциала общества потребовали, чтобы кадровые службы начали внедрение информационно-поисковых систем и банков кадровой информации.
В соответствии с новыми целями и функциями должны изменяться внутренняя структура и штаты кадровой службы, схема взаимодействия их с другими подразделениями внутри организации.
Процесс совершенствования организации и деятельности кадровых служб должен сопровождаться мероприятиями по социальной защите высвобождаемых работников кадровых служб, их переподготовке, трудоустройству и достойному пенсионному обеспечению.
Существует значительное расхождениемежду процессами реформирования общества, нормативными требованиями законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации и статусом кадровой службы предприятий, фирм, банков, органов власти и управления:
- под вывесками «новых» кадровых подразделений консервируются прежние средства и механизмы работы, вопреки новой правовой базе сохраняются устаревшие методы подбора и критерии оценки кадров;
- руководители кадровых служб и подразделений организаций не отслеживают перспектив работы с кадрами, целей и задач развития кадрового потенциала, не в полной мере осознают необходимость системной работы с кадрами, слабо владеют инновационными кадровыми технологиями.
В практику работы руководителей подразделений не вошло научное и аналитико-информационное обеспечение работы с кадрами.
Кадровые службы многих организаций созданы на базе старых отделов кадров и воспроизводят их проблемы, организационные и технологические недостатки, занимаясь лишь вопросами учета кадров, имеют низкий организационный статус, являются слабыми в профессиональном отношении.
Итак, анализ деятельности кадровых служб предприятий, фирм, органов власти и управления в условиях реформирования общества свидетельствует, что их роль и возможности в обеспечении государства высококвалифицированным, активным персоналом крайне недостаточны. Полномочия большинства кадровых служб организаций не соответствуют возросшим требованиям к качеству задач по управлению персоналом. Так, принятый 27 июля 2004 г. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ согласно ст. 44 в кадровую работу включает1:
1) формирование кадрового состава для замещения должностей гражданской службы;
2) подготовку предложений о реализации положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе и внесение Указанных предложений представителю нанимателя;
3) организацию подготовки проектов актов государственного органа, связанных с поступлением на гражданскую службу, ее про-
См.: Российская газета. 2004. 31 июля.
174 Раздел III, Система управления персоналом организации
хождением, заключением служебного контракта, назначением на должность гражданской службы, освобождением от замещаемой должности гражданской службы, увольнением гражданского служащего с гражданской службы и выходом его на пенсию за выслугу лет, и оформление соответствующих решений государственного органа;
4) ведение трудовых книжек гражданских служащих;
5) ведение личных дел гражданских служащих;
6) ведение реестра гражданских служащих в государственном органе;
7) оформление и выдачу служебных удостоверений гражданских служащих;
8) обеспечение деятельности комиссии по урегулированию конфликтов интересов;
9) организацию и обеспечение проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение гражданских служащих в кадровый резерв;
10) организацию и обеспечение проведения аттестации гражданских служащих;
11) организацию и обеспечение проведения квалификационных экзаменов гражданских служащих;
12) организацию заключения договоров с гражданами на время их обучения в образовательном учреждении профессионального образования с последующим прохождением гражданской службы;
13) организацию профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих;
14) формирование кадрового резерва, организацию работы с кадровым резервом и его эффективное использование;
15) обеспечение должностного роста гражданских служащих;
16) организацию проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на гражданскую службу, а также оформление допуска установленной формы к сведениям, составляющим государственную тайну;
17) организацию проведения служебных проверок;
18) организацию проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдения гражданскими служащими ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
19) консультирование гражданских служащих по правовым и иным вопросам гражданской службы.
Разумеется, задачи, функции и структура кадровых органов должны определяться конкретно-историческими условиями и целями государства, потребностями управления. Но важно и здесь учитывать перспективы отечественного развития, достижения науки. Только тогда они смогут оказывать свое активное воздействие на кадровое обеспечение реформ. Реальная необходимость глубоких изменений в сложившейся системе деятельности кадровых служб по управлению персоналом организации потребует внимательного изучения имеющихся научных достижений и передового опыта в этой области, бережного отношения к отечественному и зарубежному опыту, решительного внедрения прогрессивных форм и кадровых технологий.
Выводы
Вусловиях модернизации общества возрастает роль и ответственность кадровых служб предприятий, фирм, органов власти и управления за формирование высококвалифицированного кадрового потенциала организаций и эффективное использование способностей работников.
Кадровые службы организаций должны иметь более высокий статус и возможность влиять на формирование структуры организации, штаты, вносить предложения руководству по конкретным кадровым назначениям.
Представляется правомерным всем органам управления разработать и принять Примерное положение о кадровой службе, где закрепить ее новые функции в соответствии с требованиями, стоящими перед организациями в условиях модернизации общества.
В кадровых службах организаций должны работать наиболее опытные специалисты. Их качественный состав должен соответствовать требованиям времени.
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите факторы, обусловливающие необходимость
повышения роли и статуса кадровых служб в современных условиях.
Раздел III, Система управления персоналом организации
2. Опишите содержание основных принципов построения организационной структуры кадровой службы.
3. Дайте определение понятия «кадровая служба» организации.
4. В чем состоят основные функции кадровых служб организации?
5. Оцените современное состояние кадров, работающих в структурах управления персоналом.
6. Каким квалификационным требованиям должен отвечать начальник отдела кадров организации?
7. В чем состоят учетно-отчетные функции кадровых служб организации?
8. Назовите основные направления реформирования кадровых служб в современных условиях.
Список литературы
Трудовой кодекс Российской Федерации // Свод законов Российской Федерации. 2002. № 1. Ст. 3.
Анисимов В.М. Кадровая служба и управление персоналом организации. М, 2003.
Книга работника кадровой службы: Учебно-справочное пособие. М., 1998.
ТурчиновА.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М., 1998.
Управление персоналом организации: Учебник для вузов / Под ред. А.Я. Кибанова. М., 2005.
Управлениеперсоналом: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб.
/ Под общ. ред. А.И. Турчинова. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 608 с.