Права человека в Приднестровье - 2004-02-11
11 Февраль, 2004 03:00
Руководство непризнанной Приднестровской Молдавской Республики приняло решение о ликвидации на территории восточного региона Молдовы школ с румынским языком обучения. В понимании тираспольской администрации эти школы являются негосударственными, так как преподавание в них ведется по единым, разработанным Министерством просвещения Республики Молдова программам.
На территории левого берега Днестра, контролируемого сепаратистским режимом, действуют всего лишь семь школ, в которых обучение ведется на румынском языке. Они расположены в Тирасполе, Бендерах, Григориополе. Более 4000 детей, обучающихся в этих школах, сохраняют, таким образом, возможность продолжить образование на родном языке в высших учебных заведениях Молдовы и Румынии. В румыно-язычных школах обучение проводится на латинице, тогда как в подчиненных минпросвещению Приднестровья школах преподается молдавский язык, то есть диалект румынского, да еще в придачу - на кириллице, так, как это происходило в советские времена.
В конце января нынешнего года депутаты Верховного Совета непризнанной республики поручили членам профильного комитета совместно с представителями своего министерства просвещения разработать комплекс мер с тем, чтобы в новом, 2004-2005 учебном году на территории региона не существовало школ с румынским языком обучения. Так называемая ПМР аргументирует свои действия тем, что школы с румынским языком обучения нарушают закон об образовании, поскольку не имеют лицензии и не прошли предусмотренную аккредитацию. К этому министр просвещения непризнанной ПМР Елена Бомешко добавляет: «Содержание и идеологическая наполняемость гуманитарных дисциплин, изучаемых в румыно-язычных школах, противоречит сути образовательной политики Приднестровья».
Вот это-то и является главной причиной всех этих языковых перипетий. Несколько лет назад, когда тираспольская администрация в очередной раз хотела лишить левобережные школы с преподаванием на румынском языке зданий и бюджетного содержания, Министерство просвещения Республики Молдова взяло эти школы под свою непосредственную опеку. В Приднестровье они были зарегистрированы как частные школы.
Казалось бы, вопрос раз и навсегда решен: избрав частную школу, родители, предпочитающие румыно-язычные школы, сами несут ответственность за будущее своих детей. Но не тут то было. Подобный расклад противоречит политическим интересам тираспольской администрации. Чем хуже взаимоотношения между Кишиневом и Тирасполем, тем лучше для сепаратистских лидеров.
Подобного рода провокации могли бы стать поводом для крупного конфликта, и тогда у Игоря Смирнова и его сподвижников появится лишняя возможность убедить жителей левобережья в «агрессивном к ним отношении Молдовы». О судьбе самих детей и об их праве выбора языка обучения в Тирасполе никто не думает.
Если говорить о соблюдении прав человека в Приднестровье, то не только официальный Кишинев, но и многие международные организации уже давно отмечают в своих ежегодных отчетах крайне неутешительное положение в этой области. К примеру, в докладе Госдепартамента США о правах человека в Молдове за 2002 год содержатся примеры ограничения свободы собраний и вероисповедания, дискриминации румыно-язычного населения, давления на средства массовой информации и так далее.
В Европейском суде по правам человека уже на протяжении более трех лет рассматривается дело четырех арестованных в 92 году и судимых нелегальным судом Приднестровья участников военного конфликта. Один из них, Илие Илашко был освобожден в 2001году, а остальные трое его коллег и поныне отбывают срок в невыносимых условиях.
Уровень жизни в контролируемом сепаратистскими лидерами регионе чрезвычайно низкий. Ситуация же жителей сел Кочиерь, Маловата и Кошница усугубляется еще и тем, что, по приказу тираспольской администрации, их дома регулярно лишают электроэнергии. И дело не в неоплаченных счетах (с этим как раз все в порядке), а в том, что эти, расположенные на левом берегу Днестра села находятся под юрисдикцией официальных властей Молдовы.
Учитывая такое положение дел и невозможность законных властей Молдовы контролировать ситуацию в этом регионе и влиять на нее, в феврале прошлого года США и Евросоюз запретили приднестровским лидерам доступ на территории своих государств. Но, к сожалению, даже санкции мирового сообщества не смогли остудить головы тех, кто руководствуется только собственными интересами или интересами большой геополитики.
Пока, румыно-язычные дети в левобережье Днестра продолжают ходить в школу, но никто из них не уверен, что на следующий день, они не увидят двери закрытыми и охраняемыми представителями органов «приднестровского правопорядка».