Права, свободы и законные интересы человека. Права человека как исторический феномен. Поколение прав и свобод человека. Права человека и гражданина. Ограничение прав и свобод

В настоящее время можно выделить четыре поколения прав. Первым поколением прав человека традиционно признаются гражданские и политические права, завоеванные в результате буржуазных революций в Европе и Америке, затем конкретизированные в практике и законодательстве демократических государств..Второе поколение — социально-экономические права человека — сформировалось в XIX столетии. Третье поколение прав человека начало формироваться после Второй мировой войны Основы прав третьего поколения заложены в таких международных документах как Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека и др.Четвертое поколение прав человека начало формироваться в 1990-х годах XX столетия. Поскольку права и свободы реализуются в обществе, что нередко требует сотрудничества людей, то это обстоятельство обусловливает неизбежность определенных ограничений прав и свобод. Ограничения диктуются прежде всего необходимостью уважения таких же прав и свобод других людей, а также необходимостью нормального функционирования общества и государства, равно как и любого коллектива. Однако любые ограничения допустимы в том случае и в той мере, в каких они предусмотрены в конституциях. Права человека и права Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из его особой правовой связи с государством — института гражданств Основные права и свободы человека — это объективные условия, возможности жизнедеятельности человека, без которых он не может свободно существовать и развиваться. Представления о естественных правах человека впервые стали получать свое законодательное закрепление в эпоху буржуазных революций — в Декларации независимости и Конституции США (1776, 1787 гг.), во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., конституционно-правовых документах Англии. Впоследствии данные правовые акты оказали огромное влияние на политическое и правовое развитие многих стран мира. В этих документах впервые были разграничены естественные права человека, присущие ему от рождения, неотчуждаемые и не зависящие от государства, и позитивные права гражданина, устанавливаемые государством, содержание которых зависит от законодателя. Разграничение прав человека и гражданина и сегодня наблюдается в большинстве государств конституционной формы правления. Присуще оно и Конституции Республики Беларусь. Например, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (ст. 46); граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы (ст. 38).
Вместе с тем, в современной теории государства и права высказывалось мнение, что в современных условиях такое разграничение теряет свое юридическое значение, поскольку «естественные» права и свободы, будучи закреплены в конституции, обеспечиваются теми же юридическими способами, что и «позитивные», в связи с чем происходит сращивание всех прав и свобод в единый комплекс правообеспечения нормальной жизни человека. Традиционно выделяют 4 группы прав и свобод: личн., полит., соц.-эк. и соц.-культ.

40. Естественное право – это права которыми человек наделен от рождения.
Позитивное право - продукт человеческой цивилизации, права закрепленные документално.

Основные различия естественного и позитивного права:

1. Естественное право считается производным от естественного порядка вещей, то есть от строя мироздания и природы человека, являющегося неотъемлемой частью миропорядка. Позитивное право – искусственное создание, сотворенное людьми, преданными интересам такого искусственного формообразования, как государство. Поэтому нормы позитивного права могут не только соответствовать принципам естественного миропорядка, но и противоречить им.

2. С помощью естественного права, его норм и принципов индивидуальное правосознание связывает свое существование с универсальными, всеобщими первоначалами бытия. С помощью же позитивного права оно связывает свое бытие с конкретным государством и его институтами.

3. Естественное право возникает вместе с первыми ростками человеческой цивилизации и культуры. Позитивное же право возникает значительно позже, одновременно с формированием государственности.

4. Естественно-правовые нормы выражены, помимо юридических документов, в виде неписаных обычаев и традиций, присутствуют в содержании религиозных и этических требований. Позитивно-правовые нормы всегда предполагают письменную фиксацию в виде формализованных нормативных актов юридического характера.

5. В соответствии с естественно-правовыми доктринами права человека на жизнь, свободу, собственность, личное достоинство считаются принадлежащими ему изначально и безусловно. Уже самим фактом своего рождения в качестве человека каждый ими наделен, и никто не вправе посягать на них. Согласно же позитивно-правовой логике, свободы и права человек получает из рук государства, которое отмеривает их в той степени, в какой считает нужным, и которое может не только дать права, но и отнять их, если сочтет это необходимым.

6. Естественное право не тождественно действующему законодательству. Оно предполагает религиозно-метафизические и нравственно-этические основания, которые чрезвычайно расши­ряют и углубляют его юридическое содержание, связывают его со многими ценностями мировой культуры. Позитивное право отождествляет себя с действующим законодательством и потому может считаться атрибутом цивилизации, но не культуры.

41.Классификация прав человека. Личные (гражданские) права и свободы.Основные права и свободы человека и гражданина можно классифицировать так:Гражданские (личные) права - это совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность и оригинальность лич­ности во взаимоотношениях с государством и обществом: право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на свободное передвижение, выбора места пребывания и жительства и др.

Экономические права - это правомочия, отражаю­щие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающие экономическую самостоятельность: право частной собственности, право на владение, пользо­вание и распоряжение своим имуществом как единолич­но, так и совместно с другими лицами, право на участие в кооперативной, акционерной, муниципальной, государ­ственной собственности, право на предпринимательскую деятельность, право свободно распоряжаться своими спо­собностями к труду, выбирать род деятельности и профес­сию и т. д.

Политические права определяют возможность уча­стия граждан в управлении государством и обществом: право на гражданство, право определять и указывать свою национальную принадлежность, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов и демонстраций, право на участие в управле­нии делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранным, право обращения в государственные органы и др.

Социальные права связаны с уровнем материально­го развития конкретного государства и его способностью обеспечить достойный уровень жизни и социальную за­щищенность человека: право на труд, социальное обеспе­чение, право на жилище, право на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Культурные права обусловливают независимость духовного мира личности: на пользование родным язы­ком, на свободный выбор языка общения, свободу сове­сти и вероисповедания, право на образование, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, право на доступ к культурным ценностям.

Экологические права гарантируют нормальные и безопасные условия жизни: право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее со­стоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическими правонаруше­ниями.

Информационные права позволяют реализовать пра­вовой статус личности: свобода мысли и слова, право ис­кать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, свобода массо­вой информации.

42.Государство гарантирует личные права и свободы человека и гражданина, а именно: невмешательство в частную жизнь, право на личную и семейную тайну, личную свободу, неприкосновенность жилища, свободное определение национальности, свободу передвижения, свободу выезда за рубеж и возвращения на Родину, свободу вероисповедания, телефонных переговоров, тайну переписки, телеграфных сообщении. Ограничение этих нрав и свобод допускается только на основании судебного решения, а также в условиях чрезвычайного и военного положения (ст. 63 Конституции Беларуси; ст. 64 Конституции Украины и др.), в порядке и пределах, установленных конституцией и законом.
Не допускается ни в какой форме ограничение прав и свобод граждан по политическим мотивам. Ни в каких случаях не подлежат ограничению такие абсолютные права человека, как право на жизнь; гражданство; защиту и покровительство гражданину за пределами государства; судебную защиту своих прав и свобод; запрет дискриминации; на личную свободу, честь и достоинство; пользование родным языком и культурой; право определять и указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность; свобода совести; право частной собственности и наследования.

Президент является гарантом конституции

43. Происхождение государства: общая характеристика основных теорий.

Теория элит. Появилась в XX в. Сторонники теории считают, что народ не способен самостоятельно осуществлять власть, поэтому она должна принадлежать верхушке общества - элите до тех пор, пока одну властвующую эли­ту не сменит другая.

Технократическая теория. Согласно этой теории, вла­ствовать и управлять должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять потребности общества и находить оптимальные пути его развития.

Демократическая доктрина. Ее сторонники считают, что первоисточником и первоносителем власти является народ, а государственная власть должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Марксистская доктрина появилась в XIX в. Ее осно­ватели исходили из постулата, что государство существует, пока существуют классы. Поэтому политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах: экономически господствую­щий класс становится политически господствующим, осу­ществляющим свою диктатуру, не ограниченную законом и опирающуюся на силу и принуждение.

Теория примирения классов. По этой теории деятель­ность государства, обусловленная классовыми противоре­чиями, доминирует лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной ча­сти общества другой. Но когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения, а общество - от разрушения. Так оно выпол­няет определенные функции в интересах всего общества.

На современном этапе в демократических странах го­сударство постепенно становится эффективным механиз­мом преодоления общественных противоречий не путем насилия и подавления, а путем достижения общественно­го компромисса. На первый план в развитом демократиче­ском обществе выходит социальная сторона государства.

Наши рекомендации