Тема 2.3. Государство и право Руси в период феодальной
Раздробленности
I. Задания для самостоятельной работы
1. Дайте письменные ответы на следующие вопросы:
‑ Раскройте основные причины феодальной раздробленности на Руси.
‑ Охарактеризуйте основные формы государства в русских землях.
‑ Сравните общественный и государственный строй во Владимирско-Суздальском, Галицко-Волынском княжествах и Новгородской феодальной республике.
‑ Дайте общую характеристику развития права в период феодальной раздробленности.
‑ Охарактеризуйте основные источники права в период феодальной раздробленности.
‑ Дайте общую характеристику Новгородской и Псковской судных грамот.
‑ Особенности гражданско-правовых и уголовно-правовых отношений в Новгороде и Пскове. Сравните с соответствующими положениями Краткой редакции Русской Правды.
2. Сформулируйте определение терминов и понятий:
‑ Вече | ‑ Ордынский выход |
‑ Гости и гостиная сотня | ‑ Ордынское иго |
‑ Дворянство | ‑ Политическая раздробленность |
‑ Золотая Орда | ‑ Ярлык |
‑ Крестоносцы | ‑ Тамга |
3. Решите задачу и дайте письменный ответ:
Важными правовыми актами Древнерусского государства являлись: договоры, княжеские уставные грамоты и уставы, «Русская правда», Новгородская и Псковская судные грамоты. В каком из названных документов имеется первое упоминание о взимании на Руси сборов за провоз товаров?
4. Дайте правильные ответы на тестовые задания:
1. Новгородская феодальная аристократическая республика существовала в:
1.1 1106 - 1486 гг.
1.2 1136 - 1478 гг.
1.3 1348 - 1510 гг.
1.4 1234 - 1547 гг.
2. Псковская феодальная аристократическая республика существовала с:
2.1 1106 по 1486 годы
2.2 1136 по 1478 годы
2.3 1348 по 1510 годы
2.4 1234 по 1547 годы
3. Верховным судьей по новгородской «пошлине» был:
3.1 Посадник
3.2 Владыка
3.3 Князь
3.4 Тысяцкий
5. Заполните таблицы:
Основные причины раздробленности | Следствие раздробленности | |
· 1.______________________________________ · 2.______________________________________ · 3.______________________________________ · 4.__________________________________________ · Другие _____________________________________ | 1. _____________________________________ 2. _____________________________________ Другие ________________________________ _______________________________________ |
II. План семинарского занятия
(очная и заочная формы обучения)
I. Предпосылки феодальной раздробленности, причины многообразия политических форм.
II. Особенности общественного строя и правовое положение основных сословий Новгородской, Псковской и Владимирско‑Суздальской земель:
III. Государственный строй Новгородского, Псковского и Владимирско‑Суздальского княжеств: система институтов (сравнительный анализ).
Доклад: «Русская православная церковь в условиях политической раздробленности русских земель”.
IV. Влияние Золотой Орды на развитие русской государственности.
V. Общая характеристика правовых источников Новгорода и Пскова.
VI. Гражданское право по Псковской судной грамоте
1. Субъекты гражданского права.
2. Вещное право; обязательства; наследственное право.
VII.Уголовное право по Псковской судной грамоте
1. Основные институты Общей части (понятие преступления, соучастие, рецидив и др.).
2. Система преступлений, ее отличия от киевской системы.
3. Цель и система наказаний.
VIII. Процессуальное право Новгорода и Пскова
Судоустройство Новгородской и Псковской земель.
1. Стадии судебного процесса: предварительные действия, начало, ход судебного следствия, оформление приговора суда.
2. Система доказательств. Судебные исполнители и пошлины.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинару
При выполнении заданий и подготовке к семинару следует тщательно изучить Псковскую и Новгородскую судные грамоты, рекомендованную литературу и источники, дополнить конспекты лекций.
Все задания целесообразно разделить на две части: государственный и общественный строй Новгородской и Псковской аристократических республик, Владимирско-Суздальского княжества; право русских земель в период раздробленности.
В первом задании необходимо дать краткий письменный ответ по сути заданного вопроса.
Во втором задании следует внимательно разобраться в терминах, их трактовка должна соответствовать конкретно-историческим условиям и изучаемым источникам права.
В третьем задании необходимо с использованием основных источников данного периода решить задачу и письменно обосновать ответ.
В четвертом задании следует найти правильные ответы на тестовые задания. Данную информацию следует искать в учебниках и учебных пособиях, справочных изданиях.
Для выполнения пятого задания необходимо тщательно изучить причины, особенности и последствия феодальной раздробленности, заполнить соответствующие таблицы.
Все задания выполняются в письменном виде, записываются в конспект лекций по дисциплине, либо специальную тетрадь по подготовке к семинарским занятиям.
В основу подготовки к семинару следует положить предложенные выше вопросы. Интеллектуальная разминка будет посвящена рассмотрению основных государственно-правовых понятий данного исторического периода.
В ходе семинара следует проанализировать факторы, вызвавшие распад Киевской Руси, во всем их многообразии. Необходимо рассмотреть причины и характерные черты политической организации древнерусских раннефеодальных государств.
При раскрытии второго вопроса необходимо уделить внимание особенностям общественно ‑ экономического развития Новгородского, Псковского и Владимирско-Суздальского раннефеодальных государств, основные характеристики господствующего класса, зависимого населения.
Государственный строй названных самостоятельных русских земель надо показать в сравнении, указав при этом причины установления республиканской формы правления в Новгороде и Пскове и монархической ‑ во Владимирско ‑ Суздальском княжестве.
Доклад посвящен вопросу о роли и месте православной церкви в период феодальной раздробленности. Следует иметь в виду то, что церковь оставалась в этот период единой, что во многом способствовало в последующем объединению русских земель. В докладе следует рассмотреть, как функционировала церковная иерархия в этот период, какие выполняли функции в феодальных республиках Новгорода и Пскова, Владимирско ‑ Суздальском княжестве, их социальный и правовой статус, как они строили отношения с русскими князьями, золотордынскими ханами.
Отдельно поставлен вопрос о влиянии Золотой Орды на русскую государственность. Здесь необходимо осветить вопросы возникновения Золотой Орды, особенности ее общественного и государственного строя, систему управления «русским улусом», различные научные подходы к вопросу о существовании Золотой Орды.
Во второй части семинара в ходе интеллектуальной разминки рекомендуется рассмотреть следующие понятия: «отчина», «живот», «вотчина», «кормля», «отморщина», «перевет», «посул», «татьба», «головщина», «поле», «доски», «записи».
Необходимо проанализировать систему источников права Новгорода и Пскова, роль и место в них Новгородской и Псковской судных грамот, дать им общую характеристику (время издания, структура и состав, регулируемые области и т.п.).
Далее следует обратить внимание на раскрытие положений вещного права, движимого и недвижимого имущества, видов землевладения и другим проблемам, предусмотренным планом семинара.
Другие проблемы рассматриваются в соответствии с предложенным планом.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник для вузов. М., 2002.
2. История государства и права России: Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. М., 2002.
3. Клеандрова В.М., Мулукаев Р.С., Сенцов А.А. и др. История государства и права России. М.: Проспект, Велби, 2009
4. Новицкая Т.Е., Чистяков О.И., Дюков Л.В. История отечественного государства и права: Учебник для вузов (под ред. Чистякова О.И.). В 2-х ч. Ч. I. М., 2006.
Дополнительная литература
1. Алексеев Ю.Г. Псковская судная грамота и ее время. Л., 1980.
2. Жукова Л.В., Кацва Л.А. История России в датах. Справочник. М.: Перспектива, 2010.
3. История государства и права России: источники права. Юридические памятники XI-XX вв. М., 1999
4. Ключевский В.О. Русская история. М.: Эксмо, 2009
5. Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь: Очерки социально-политической истории. Л., 1987.
6. Мартышин О.В. Вольный Новгород: Общественно-политический строй и право феодальной республики. М., 1992.
7. Новиков Ю.А., Димитров Н.Н. История отечественного государства и права: Курс лекций. Ч. 1. М.: РИО РТА, 2005
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. В какой период существовала Новгородская феодальная аристократическая республика, чем была обусловлена форма правления в нем?
2. Каков период существования Псковской феодальной аристократической республики?
3.Кто возглавлял систему управления в Великом Новгороде и каков его правовой статус?
4. Каков порядок наделения властью князя в Новгородской феодальной аристократической республике?
5. Как назывался орган высшей государственной власти в Новгороде и в чем заключалась его компетенция?
6. Кто был верховным судьей по новгородской «пошлине», какова его компетенция?
7. Кому принадлежало право скреплять договорные грамоты с иноземцами своей печатью?
8. Что представляла из себя в правовом отношении Псковская судная грамота, какие сферы общественной жизни она регулировала?
9. При каких условиях согласно Псковской судной грамоты заключались договоры в письменном виде или в присутствии свидетелей?
10. Кто из русских князей первым принял титул великого князя Владимирско-Суздальской земли, какую роль это сыграло в становлении Русского централизованного государства?