Рабовладельческие государства на территории нашей страны

I. Задания для самостоятельной работы

1. Дайте письменные ответы на следующие вопросы:

‑ Какие рабовладельческие государства на территории нашей страны Вы знаете? Охарактеризуйте особенности их возникновения.

‑ Сравните особенности общественного строя рабовладельческих государств на территории исторической России.

‑ Какие основные классы и социальные группы населения были в Боспорском государстве, Хазарском каганате?

‑ Раскройте особенности права рабовладельческих государств.

2. Сформулируйте определение терминам:

‑ Аланы   ‑ Полисы в Причерноморье
‑ Ателия   ‑ Скифы
‑ Басилей   ‑ Спартокиды
‑ Бек   ‑ Тарханы
‑ Булгары   ‑ Тудуны
‑ Каган   ‑ Хазары
‑ Орда   ‑ Эльтеберы

3. Укажите, какие рабовладельческие государство выделены на картах:

VII век

· Рабовладельческие государства на территории нашей страны - student2.ru

 
Рабовладельческие государства на территории нашей страны - student2.ru

VIII – IX вв.

Рабовладельческие государства на территории нашей страны - student2.ru

 
Рабовладельческие государства на территории нашей страны - student2.ru

4. Заполните данную таблицу:

Название государства Основные периоды его развития Органы государственной власти Социальная структура общества
Скифское царство      
Боспорское царство      
Хазарский каганат      

II. План семинарского занятия

(очная форма обучения)

I. Возникновение рабовладельческих государств на территории нашей страны. Доклад.

II. Государственный строй рабовладельческих государств:

1. Скифское царство.

2. Боспорское государство.

3. Булгарское царство.

4. Хазарский каганат.

III. Общее и особенное в общественном строе рабовладельческих государств. Основные классы и социальные группы.

IV. Развитие права рабовладельческих государств

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к семинарскому занятию

При выполнении заданий самостоятельной работы необходимо изучить рекомендованную литературу, справочно-энциклопедические издания, учебники по истории отечественного государства и права, конспект лекции по теме, литературу по всемирной истории.

В первом задании необходимо дать краткий, четкий и конкретный письменный ответ, который должен выражать суть означенной проблемы.

Во втором задании следует внимательно разобраться в терминах, их трактовка должна соответствовать конкретно-историческим условиям и изучаемым государствам рабовладельческим государствам.

В третьем задании необходимо по картам определить, какое рабовладельческое государство находилось в данном регионе.

В четвертом задании следует заполнить данные о рабовладельческих государствах на территории нашей страны. Сведения об этом можно найти в учебниках и учебных пособиях, справочных изданиях.

При подготовке к семинару следует руководствоваться предлагаемым выше планом. В начале семинара следует провести интеллектуальную разминку, в ходе которой студенты должны дать письменное или устное определение основных понятий и терминов темы: «рабовладельческий строй»; «общественный строй»; «государственный строй»; «классы»; «рабы»; «город – полис»; «каганат» и другим, по усмотрению преподавателя.

По первому вопросу целесообразно заслушать доклад, в котором показать в сравнении ход возникновения рабовладельческих государств на территории нашей страны, сравнить их общественный и государственный строй, право с государствами Древнего Востока и античного мира, выделить то общее и особенное, что было характерно для них.

Характеризуя государственный строй рабовладельческих государств, необходимо показать формы правления и государственного устройства, особенности политического режима.

В третьем вопросе надо показать какие основные классы, социальные группы были в рабовладельческих государствах, какими правами и обязанностями они обладали.

В четвертом вопросе следует осветить основные источники права в этих государствах, наиболее существенные нормы гражданско-правовых отношений, понятие преступления и наказания, ответственности за противоправные отношения.

Ответы должны раскрывать суть проблемы, быть аргументированными, самостоятельными, подтверждаться фактическим материалом, логически стройными и четкими, с обязательными выводами.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. История государства и права России: Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. М., 2006.

2. Клеандрова В.М., Мулукаев Р.С., Сенцов А.А. и др. История государства и права России. М.::Проспект,Велби, 2009.

3. Новицкая Т.Е., Чистяков О.И., Дюков Л.В. История отечественного государства и права: Учебник для вузов (под ред. Чистякова О.И.). В 2-х ч. Ч. I. М., 2006.

Дополнительная литература

1. Артамонов М.И. История хазар. Л., 1969.

2. Всемирная история. Т. 1. М., 1955.

3. Гайдукевич В.Ф. Боспорское царство. М., 1949.

4. Грачева Т.В. Святая Русь против Хазарии. Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы. Рязань: Зерна, 2009

5. Краткая история Болгарии (С древнейших времен до наших дней). Москва, «Наука», 1987

6. Новиков Ю.А., Димитров Н.Н. История отечественного государства и права: Курс лекций. В 2 т. М.: РИО РТА, 2005.

7. Смирнов А.Г. Волжские булгары. М. 1951.

8. Фукидид. История. Л., 1981.

9. Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы X в. — М.-Иерусалим, 2000

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие рабовладельческие государства существовали на территории нашей страны?

2. Каковы характерные особенности возникновения рабовладельческих государств на территории нашей страны?

3. В чем заключаются особенности общественного строя рабовладельческих государств на территории исторической России?

4. Какие основные классы и социальные группы населения можно выделить в Боспорском царстве, Хазарском каганате. В чем их сходство и различие?

5. Какие особенности права рабовладельческих государств на территории исторической России Вы знаете?

МОДУЛЬ 2

Наши рекомендации