Санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей
ИВЭСЭП
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ,
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ
Учебно-методический комплекс
По специальности: 080507 (061100) «Менеджмент организации»
Санкт-Петербург
Актуальные проблемы управления регионом (мегаполисом): Программа /
Авт.-сост. Н.А. Романов, Л.П. Совершаева, А.М. Ходачек
СПб.: СПбИВЭСЭП, 2005-
Утверждена на заседании кафедры региональной экономики, протокол
№ 4 от 20.12.2005.
Утверждена и рекомендована к изданию
в качестве Учебно-методических материалов
Учебно-методическим советом СПб ИВЭСЭП, протокол № от 2005г
Авторы- составители
к.э.н. Н.А. Романов
к.э.н. Л.П. Совершаева
д.э.н., профессор А.М. Ходачек
Рецензенты
Доктор экономических наук, профессор
Е.Г. Слуцкий;
кандидат экономических наук
А.Р. Батчаев
Ответственная за выпуск Н.А. Фролова
Компьютерное оформление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа и методические указания предназначены для системного овладения студентами знаниями по данной учебной дисциплине. Они основываются на Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования и ориентируют студентов и слушателей на освоение стандартной программы знаний по данной учебной дисциплине. В зависимости от специальности и формы обучения (дневное, очно-заочное, заочное) меняется количество часов, отводимых на аудиторную (лекции и практические занятия) и самостоятельную работу. Могут объединяться отдельные темы и вопросы при изучении дисциплины, изменяться формы контроля, сокращаться (путем объединения) перечни вопросов к зачетам и экзаменам.
Одной из основных экономических задач развития любого государства является создание благоприятного институционального, инвестиционного и социального климата в регионе. Без развитых, хорошо функционирующих регионов невозможно добиться устойчивого роста экономики и высокого уровня жизни населения. Основные направления экономических преобразований, осуществляемых в России на протяжении последнего десятилетия, в качестве одной из целей имели создание в регионах нормальных условий жизни населения, опережающих темпов социально-экономического развития.
Мониторинг и оценка экономического потенциала региона являются необходимым условием для возможности разработки обоснованных политик и программ, направленных на улучшение условий жизни населения и развитие бизнеса.
Для создания и сохранения положительной динамики экономического развития, коренной модернизации производства в соответствии с требованиями НТП нужна активная государственная политика управления развитием регионов. В России сделаны лишь первые шаги по формированию такой политики. Стратегические подходы и базовые принципы экономической политики изложены в Ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, Основных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, других важнейших государственных документах.
Вместе с тем сохраняется различный подход по ключевым проблемам управления регионом, таким как приоритетные направления развития, способы стимулирования этих направлений, механизмы реализации управленческих решений и политик на различных уровнях власти и управления.
Как показал опыт реформ в России, рыночная экономика в случае нарушения равновесия и кризиса не способна к саморегулированию. Поэтому велико значение правильного выбора стратегии и тактики влияния государства на экономические процессы.
Постепенное преодоление кризисных явлений и переход России к устойчивому развитию обуславливают необходимость решения задачи формирования и реализации последовательной политики развития регионов. К числу важнейших инструментов реализации такой политики относится решение проблем развития депрессивных регионов
Целью настоящего курса является ознакомление студентов с базовыми понятиями, определениями и методическими подходами по актуальным проблемам управления регионом на всех уровнях управления. Овладение теорией и знаниями о современной роли политики управления регионом может быть использовано при решении сложных вопросов, связанных с разработкой и реализацией как тактических, так и стратегических управленческих решений по ликвидации диспропорций и выравниванию уровня социально экономического развития регионов.
Студенты изучат основные результаты мирового и российского опыта в сфере государственной политики, разработки стратегий развития, подготовки и реализации социальных программ. Будут раскрыты особенности подготовки и реализации антикризисных проектов и программ на федеральном и региональном уровнях. Студенты ознакомятся с примерами положительных и отрицательных результатов осуществления политики управления развитием региона при реализации конкретных проектов и программ.
Курс программы рассчитан на 34 часа, включает 28 часов лекций и 6 часов семинарских занятий, одну контрольную работу и изучается в течение одного семестра. В самостоятельную работу студентов входит освоение лекционного материала и подготовка к семинарским занятиям и написание контрольной работы.
После завершения курса студенты должны иметь представление и получить знания по следующим основным аспектам: значимость политики управления регионом для развития субъектов экономической деятельности различного уровня; определения базовых понятий в сфере развития регионов; виды и источники ресурсов развития; существующая система государственного регулирования социально экономического развития регионов, подготовка и реализация социальных программ и оценка их результатов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№№ п/п | Наименование тем | Количество аудиторных часов | |||||
Дневное | Вечернее | Заочное | |||||
Лекц. | Семи-нары | Лекц. | Семи-нары | Лекц. | Семи-нары | ||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. |
1. | Актуальные проблемы управления регионом :основные термины и понятия. | ||||||
2. | Роль управления процессами развития региона для социального и экономического роста, финансово-хозяйственной деятельности субъектов федерации и органов МСУ. | ||||||
3. | Типология и специализация регионов, виды регионов и муниципальных образований (их структура). | ||||||
4. | Роль инвестиций в процессах регионального развития. | ||||||
5. | Землепользование и регион. | ||||||
6. | Налоги и развитие региона. | ||||||
7. | Влияние транспортной инфраструктуры и коммуникаций на развитие региона | ||||||
8. | Разграничение полномочий и предметов ведения между различными уровнями власти. Реформы органов местного самоуправления. | ||||||
9. | Бюджетный федерализм, бюджетная обеспеченность, муниципальные финансы, межбюджетные отношения. | ||||||
10. | Система органов власти и управления регионом. Федеральные, региональные и муниципальные органы власти в регионе, их цели, задачи, функции. Структура управления. | ||||||
11. | Стратегическое планирование как инструмент управления процессами развития региона | ||||||
12. | Территориальное стратегическое планирование в условиях глобализации, плюсы и минусы вступления России в ВТО. | ||||||
13. | Стратегии реформирования ключевых областей муниципального хозяйства и социальной сферы в регионе. Социальная и жилищно-коммунальная реформа. | ||||||
14. | Рациональное использование природного и ресурсного потенциала региона, муниципального образования. | ||||||
Итого: |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Актуальные проблемы управление развитием региона: основные термины и понятия.
Цели и задачи курса, основные термины и понятия развития региона. Основные виды проектов и программ территориального развития. Источники финансирования развития региона. Особенности привлечения ресурсов, межгосударственные и кросс-граничные проекты и программы социально -экономического развития.
Литература
1. Бродский М.Н., Бродский Г.М. Право и экономика: инвестиционное консультирование. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
2. Гитман Л.Д., Джонк М.Д. Основы инвестирования: Пер. с англ.. М.: Дело,
1997.
3. Инвестиционный рейтинг российских регионов в 2004 г. // Эксперт. 2005 г.
4. Основные направления стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа Российской Федерации на период до 2015г./ СПб.: Знание, 2003.
5. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика природопользования и охраны ок
ружающей среды. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.
6. Стратегический план Санкт-Петербурга. СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский
центр», 1999.
7. Федеральный бюджет и регионы: опыт анализа финансовых потоков. М.,
1999.
Семинар 2 Основные подходы к подготовке и реализации инвестиционных программ и проектов.
Первоочередное внимание необходимо уделить обзору действующей правовой базы, регламентирующей подготовку государственных инвестиционных программ и проектов, их разработку и реализацию (постановление Правительства РФ от 26.06.95, регламентирующее порядок разработки и реализации федеральных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ).
Требуется рассмотреть порядок согласования, реализации и особенности финансирования подобных проектов и целевых программ. Особое внимание необходимо уделить критериям принятия решений о целесообразности бюджетного и коммерческого финансирования инвестиционных проектов и программ в регионе. Следует обратить внимание студентов на специфику реализации программ развития региона, сочетающих государственную и частную инициативы.
Литература
1. Аньшин В.М. Инвестиционный анализ: Учеб.-практ. пособие. М.: Дело, 2001.
2. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инве
стиционных проектов. М.: Дело, 2001.
3. Грачева М.В. Риск-анализ инвестиционного проекта. М.: ЮНИТИ, 2001.
4. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: Экономика,
1999.
5. Крушвиц Л. Инвестиционные расчеты. СПб.: Питер, 2001.
Семинар 3.Типология и специализация регионов.
Студенты будут ознакомлены с основными принципами, методами и показателями развития региона. Будут освещены вопросы, касающиеся региона как самоуправляющейся социально-экономической системы в федеративном государстве.
Целесообразно рассмотреть порядок расчетов и сущность различной эффективности: экономической, финансовой, бюджетной, технической, экологической, политической, социальной при развитии региона.
Литература
1. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб.
пособие. М.: ИНФРА-М, 2001.
2. Рыбаков Ф.Ф. Актуальные проблемы управления регионом. СПб.: Гидрометеоиздат, 2000.
3. Ходачек A.M. Управление экономикой в крупном городе: вопросы теории
и практики государственного регулирования. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.
Семинар 4. Роль политики землепользования в процессах управления развитием .
Семинар посвящен принципам формирования экономически успешной земельной политики. Будут рассмотрены основные черты земельного законодательства Российской федерации. Практика осуществления политики землепользования в условиях реформы органов местного самоуправления.
Литература:
1. Вопросы планировки и межевания городских земель при разработке проектов развития городских территорий: Пособие М.: ИЭГ, 1998.
Семинар 5. Стратегическое планирование как инструмент управления в регионах и городах России.
Семинар посвящен изучению методического инструментария стратегического планирования и специфике его использования в условиях России. Будут изучены национальные особенности организации процесса стратегического планирования в России. Стратегическое планирование в условиях крупнейших городов, специфика стратегического планирования для малых городов и муниципальных управлений.
Литература:
1. Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Региональная политика. - М., 1998.
2. Гринчель Б. М., Костылева Н. Е. Методология и практика городского стратегического планирования. СПб.: ИРЭ РАН, 2000.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Определение понятий: региона, развития региона, градостроительной политики, проектов и программ территориального развития.
2. Понятие проблемного, кризисного, депрессивного региона.
3. Основные виды проектов и программ территориального развития.
4. Характеристика зоны Севера России как проблемной территории, другие кризисные территории.
5. Источники финансирования развития региона .
6. Показатели проблемности регионов, пути преодоления проблемности.
7. Особенности привлечения ресурсов из зарубежных источников, межгосударственные и кросс-граничные проекты и программы развития.
8. Определение степени влияния региона на жизнедеятельность человека и развитие государства.
9. Влияние управления процессами территориального развития на формирование основных макроэкономических показателей развития регионов, муниципальных образований, предприятий и организаций.
10. Зависимость объемов привлекаемых ресурсов развития и показателей уровня экономики, качества жизни населения регионов и муниципальных образований.
11. Определение понятий: «инвестиции», «инвестиционный проект», «инвестор», «целевая программа». Значение инвестиций для устойчивого социально-экономического развития региона.
12. Основные виды инвестиций. Различия между инвестициями в финансовые и нефинансовые активы.
13. Формы и методы организации финансирования инвестиционных проектов и программ.
14. Влияние политики землепользования на развитие региона.
15. Землепользование в постсоветский период.
16. Основные компоненты успешной политики землепользования.
17. Налоговая политика как инструмент регулирования процессов развития в мегаполисе.
18. Налоги, конкуренция и землепользование.
19. Взаимодействие налоговой, бюджетной и инвестиционной политик.
20. Особенности градостроительной политики в условиях экономической реформы в России.
21. Роль экономики региона в формировании валового регионального продукта и других макроэкономических показателей.
22. Основные факторы, определяющие уровень развития региона, муниципального образования .
23. Основные проблемы формирования благоприятного климата для развития регионов (мегаполисов) в России.
24. Основные благоприятные факторы, способствующие привлечению
ресурсов развития в субъекты СЗФО РФ. Неблагоприятные факторы, затрудняющие этот процесс
25. Эффективность различных отраслей для развития региональной экономики
в субъектах СЗФО РФ.
26. Роль социально-экономического прогноза и сценариев экономического развития региона при проведении анализа эффективности региональных проектов и программ.
27. Общие принципы организации процесса стратегического планирования.
28. Методы вовлечения в процессы стратегического планирования общественности.
29. Методы стратегического анализа, определения целей и формирования стратегических программ
30. Проблемы развития конкурентной среды в регионах.
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (РЕФЕРАТОВ)
1. Правовое обеспечение регионального развития.
2. Формирование благоприятных условий развития региона на основe приватизации государственной и муниципальной собственности (на примере Северо-Западного федерального округа, отдельного субъекта РФ, города или муниципального образования).
3. Опыт зарубежных государств в управлении развитием регионов.
4. Роль инвестиций для социально-экономического развития региона.
5. Оценка результатов реализации программ территориального (регионального) развития (на примере одной или нескольких программ).
6. Исследование конкуренции за ресурсы развития между регионами России.
7. Роль бюджетов в деятельности регионов.
8. Роль стратегий и программ развития региона в системе инструментов государственного регулирования..
9. Влияние политики землепользования на развитие региона.
10. Основные компоненты успешной политики землепользования.
11. Налоговый климат как инструмент управления развитием регионом.
12. Стимулирование привлечения инвестиций за счет образования зон особого регулирования и зон экономического развития.
13. Общие принципы и техника организации процесса стратегического планирования.
14. Методы стратегического анализа, определения целей и формирования стратегических программ.
15. Проблемы и методы демонополизации экономики и развития конкурентной среды в регионах.
16. Классификация проблем региона по степени их влияния на социально-экономическое развитие.
17. Региональные аспекты переходного периода экономики РФ.
18. Средства реализации региональной экономической политики.
19. Региональная экономическая политика.
20. Усиление неоднородности социально-экономического развития территорий.
21. Экономические механизмы регулирования регионального развития.
22. Проблемы социально-экономических диспропорций территорий.
23. Реформирование социально-экономического развития территорий.
24. Дезинтеграционные процессы в регионах России и их возможные последствия.
25. Проблемные регионы и программы регионального развития.
26. Специальные экономические зоны.
27. Бюджетный федерализм.
28. Инструменты реформирования регионального развития.
29. Дифференциация регионов России по демографическим характеристикам и уровню социально-экономического развития.
30. Городская и муниципальная экономика и задачи их регулирования.
Методические рекомендации
по написанию контрольных работ (рефератов)
для студентов заочного обучения
Объем реферата в пределах 0,5-0,8 печатного листа (10-16 страниц машинописного через 2 интервала текста), возможны компьютерный или рукописный варианты. В реферате, наряду с изложением сведений и материалов, содержащихся в использованных литературных источниках, желательно отразить позицию автора реферата (согласие или несогласие с позициями авторов опубликованных материалов, свое видение вопроса, концепции, предложения, модели его решения).
В конце реферата должен быть приведен список использованных автором источников.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Климов С.М., Маценович И.Л., Ходачек А.М. Государственное регулирование экономики в регионе// Курс лекций. СПб,: Знание, 2005.
2.Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М., 2000, 2003.
3.Батчаев А.Р., Климов С.М., Ходачек А.М. Государственное регулирование региональной экономики.//Учебно-методическое пособие. СПб.: ИВЭСЭП, 2003.
4. Абрамов С.И. Управление инвестициями в основной капитал.М., «Экзамен», 2002.
5. Основные направления стратегии социально-экономического развития СЗФО
Российской Федерации на период 2015 года. СПб.: Знание, 2003.
Дополнительная
1. Федеральный закон от 6.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
2. Е.В. Белоусова. Муниципальное право Российской Федерации. курс лекций. СПб «Юр. центр Пресс», 2004.
3. Алексеев Ю. П., Алисов А. Я, Багрова И. Б., и др. Муниципальное управление и поддержка предпринимательства: Учебное пособие. М. Логос, 2001.
4. Аньшин В.М. Инвестиционный анализ: Учеб.- практ. пособие. М.: Дело, 2001.
Вспомогательная
1. Административно-территориальное устройство РСФСР: оценка опыта реформ 1957-1965 гг. - Л., 1990.
2. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы. - М., 1999.
3. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб.
пособие. М.: ИНФРА-М, 2001.
4. Бизнес-план инвестиционного проекта /Попов В.М., Медведев Г.В. и др.
М.: Финансы и статистика, 2001.
5. Ведута Е. Н. Государственные экономические стратегии. - М., 1998.
6. Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Региональная политика. - М., 1998.
7. Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. Н. А. Волкова и др. - М,, 1998.
8. Государственное регулирование экономики и социальный комплекс / Под ред. Т. Г. Морозовой, А, В. Пикулькина. -М., 1997.
9. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие / Петров А.Н.,
Демидова Л.Г., Климов С.М. и др. Части 1, 2. СПб.: Знание, 1999-2000.
10. Дульщиков Ю. С. Региональная политика и управление. - М., 1998.
11. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации». М: Норма, 2000.
12. Концепция социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области на период до 2005 года. - СПб., 1997.
13. Курс переходной экономики / Под ред. А. И. Абалкина. - М., 1997.
14. Медушевский А. Н. Административные реформы в России XVII1-XIX вв. в сравнительно-исторической перспективе. - М., 1990.
15. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования. СПб.: ИРЭ РАН, 2000.
16. Муниципальное управление и поддержка предпринимательства: Учебное пособие. М.: Логос, 2001.
17. Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления / Госкомстат России. - М., 1997
18. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика природопользования и охраны окружающей среды. СПб.: Изд-во. СПбГУ, 2001.
19. Пикулькин А. В. Система государственного управления.- М., 1997.
20. Порядок разработки и реализации целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация // Сборник Законодательства Российской Федерации. 1995. №26-5047-5056.
21. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Под ред. Т.Г. Морозовой и А.В. Пикулькина. М.: ЮНИТИ, 2000.
22. Стратегическое планирование / Под ред. Э. Б. Уткина. -М., 1998.
23. Стратегическое планирование и управление / Под ред. А. Н. Петрова. - СПб., 1997.
24. Факов В./Г Инвестиционно - кредитный словарь (англо-русский): В 2 т. М.,
2001.
25. Шамхалов Ф. И., Нечипоренко В. С. Государственная поддержка предпринимательства в России. - М., 1997.
26. Шохин С. П. и др. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. - М., 1997.
Основные термины и понятия
Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет)-форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
Валовой региональный продукт (ВРП) – рыночная стоимость всех произведенных в регионе конечных товаров и услуг.
Величина прожиточного минимума – в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина в целом по Российской Федерации установлена Федеральным законом «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», в субъектах Российской Федерации она устанавливается законодательными органами субъектов Российской Федерации.
Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально и устанавливается Правительством Российской Федерации – в целом по Российской Федерации, а органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации – в субъектах Российской Федерации.
Власть –способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать направляющее, определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью различного рода средств.
В РФ организация государственной власти осуществляется на основе принципа ее разделения. Она подразделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательным органом власти в РФ является Федеральное собрание. Однако принятый Федеральный Закон должен направляться Президенту РФ для подписания и обнародования.
Власть законодательная субъектов Федерации в пределах их ведения самостоятельна. Однако объем ее полномочий, установленный учредительными документами, разный. В одних субъектах РФ постановление о введении в действие законов, сами законы подписывают законодательные органы, в других – главы администраций, в третьих – губернаторы, президенты. В одних субъектах РФ законодательные органы контролируют исполнительные органы власти, в других – нет и т.д.
В муниципальных образованиях органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти. Органами местного самоуправления являются либо различные институты прямой демократии (сходы, собрания граждан), либо образованные населением путем прямых выборов его представительные органы.
Власть исполнительная – одна из ветвей государственной власти, на которую возлагается исполнение принимаемых законодательным органом властизаконов. Она самостоятельна и независима от других ветвей власти в пределах компетенции, очерченной конституцией, законами. В парламентских государствах исполнительная власть несет ответственность перед законодательной властью. В РФ власть исполнительная сама активно осуществляет полномочия законодательной власти, влияет на законодательный процесс через законодательную инициативу.
На исполнительную власть субъектов Федерации возлагаются функции исполнения законов, иных нормативных актов, принятых законодательными органами государственной власти субъектов Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов. Только Президент РФ вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ, Федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Демографическая политика – Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 г. одобрена Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года. В ней намечается, что с 1993 г. естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (0,7-0,9 млн. человек в год). В 1999 г. превышение численности умерших над числом родившихся составило в целом по стране 930 тыс. человек, в 2000 г. 958 тыс. человек. В среднем на одну женщину приходится 1-1,2 рождения при 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения. По прогнозам Государственного Комитета РФ по статистике, население страны к 2016 г. сократится по сравнению с началом 2001 г. на 10,4 млн. человек или на 7,2% и составит 134,4 млн. человек, а численность лиц, выходящих за пределы трудоспособного возраста, почти в два раза превысит численность лиц, достигших 16 лет. В Концепции обозначены приоритеты в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни, а также в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи. Вместе с тем определены приоритеты и в области миграции и расселения. В качестве целей демографического развития страны установлены стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.
Европейская хартия о местном самоуправлении (Е.х. о М.СУ.) – многосторонний договор между европейскими странами членами Совета Европы об общих принципах организации местного самоуправления. Заключена в мае 1990 года в Страсбурге в рамках Совета Европы и подписана представителями 23 государств. Под местным самоуправлением в соответствии с Европейской хартией о местном самоуправлении понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать и управлять значительной частью государственных дел, действуя в рамках закона, под свою ответственность, и в интересах местного населения.
Е.х. о М.С.У. утверждает, что контроль за деятельностью органов местного самоуправления, как правило, должен быть предназначен лишь для обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов. Однако он может включать также контроль вышестоящих органов власти за надлежащим выполнением органами местного самоуправления делегированных им полномочий. Отмечается, что финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленными им конституцией или законом полномочиями. В то же время защита объективно более слабых в финансовом отношении территориальных единиц требует ввода финансового выравнивания или эквивалентных мер.
Отмечается, что в каждом государстве должно быть признано право органов местного самоуправления вступать в объединения для защиты и реализации общих интересов, а также в международное объединение органов местного самоуправления. Предусматривается право местных органов самоуправления на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных конституцией и законодательством страны принципов местного самоуправления.
Индекс потребительских цен на товары и услуги – характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в предыдущем периоде.
Индекс промышленного производства – относительный показатель, характеризующий изменение масштабов производства в сравниваемых периодах. Индекс характеризует изменение создаваемой в процессе промышленного производства стоимости в результате изменения только физического объема производимой продукции. Для исчисления индекса используется метод, основанный на динамике показателей промышленной продукции в натурально-вещественном выражении с последующей поэтапной агрегацией на укрупненные отрасли и промышленность в целом.
Иностранные инвестиции в экономику России- вложение капитала в экономику России иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской деятельности на территории России в целях получения дохода. Капитал может вкладываться в виде денежных средств, паев, акций, и др. ценных бумаг; кредитов; технологий, машин, оборудования; лицензий, любого другого имущества, интеллектуальных ценностей и пр. К инвестициям относятся приобретение в полную или частичную собственность предприятий и организаций, покупка акций и прочих ценных бумаг, взносы в уставный капитал совместных предприятий, кредиты юридическим и физическим лицам, а также банковские вклады и приобретение недвижимости.
Инфраструктура -термин инфраструктура появился в экономической литературе в конце 40-х гг. XX века, заимствован из военного лексикона, где обозначает комплекс сооружений, обеспечивающих действия вооруженных сил. Инфраструктура определяется как комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство: строительство шоссейных дорог, каналов, водохранилищ, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, железнодорожный транспорт, связь, водоснабжение и канализация, общее и профессиональное образование, расходы на науку, здравоохранение и т.п. Отрасли инфраструктуры подразделены на две группы: производственную и непроизводственную (социальную). В первую группу включены отрасли инфраструктуры, непосредственно обслуживающие материальное производство: железные и шоссейные дороги, водоснабжение, канализация и др. Во вторую группу – отрасли, опосредованно связанные с процессом производства: общее и профессиональное образование, здравоохранение и т.д.
Однако определение инфраструктуры и как обслуживающих отраслей хозяйства, и как определенных их материальных объектов, и даже как расходов лишает эту категорию конкретности. Вместе с тем очевидно, что водоснабжение, канализация и ряд других отраслей обслуживают не только производство, но и население. С учетом сказанного представляется более правомерным рассматривать инфраструктуру как некую совокупность материальных объектов обслуживающих отраслей хозяйства, неразрывно связанных с той или иной территорией и характеризующих степень ее освоенности для нужд производства и населения. Более точным является современное подразделение инфраструктуры на инженерную, транспортную и социальную. Ныне выделяются также информационная инфраструктура, а также институциональная и рыночная инфраструктура.
Региональная экономика (Р.Э.) – до последнего времени не сложилось единой трактовки понятия «Р.Э.». В «Географическом энциклопедическом словаре» Р.Э. определяется как научное направление, сложившееся в СССР в начале 1960-х гг. на стыке экономики и географии и развившееся затем в самостоятельную отрасль экономики, поддерживаемую теоретическими и методологическими положениями географии как фундаментальной дисциплины. Однако Р.Э.- это не только одно из направлений экономической науки, но и сама экономика в ее реальном виде. В данной связи правомерно различное толкование этого понятия: 1) как реально существующей экономики в пределах регионов того или иного уровня; 2) как экономики, находящейся в ведении соответствующих территориальных органов власти и управления; 3) как определенной сферы экономических исследований.
Регионалистика (Р.) – в составе регионалистики различаются: теория районирования; районистика как совокупность методов индентификации, построения и