Санкт-Петербургский институт гостеприимства

Санкт-Петербургский институт гостеприимства

Санкт-Петербургский институт гостеприимства - student2.ru Кафедра туризма и гостеприимства

К. А. Англинов

Туристско-экскурсионное

Обслуживание

Учебно-методическое пособие

для студентов всех форм обучения

«Менеджмента организации»

Санкт-Петербург

УДК 379.851(075)Рецензенты:

ББК 65.9(2)49я7М. И. Боровков –доктор философ. наук, профессор (СПИГ)

А60 А. Г. Макаров – доктор исторических наук, профессор (СПбГИЭУ)

А. С. Шевченко –кандидат педагог. наук, доцент каф. экономики туризма ГУСЭ

Н. Г. Щербаков – канд. педагог. Н., ст. н. с., Президент нац. Академии Гостеприимства (НАГ)

Утверждено ректором СПИГ И. М. Асановой 11 ноября 2008 г. в качестве уч.- метод. пособия

Одобрено Научно-методическим Советом СПИГ. Протокол № 4 от 11 ноября 2008 года

Одобрено кафедрой туризма и гостеприимства СПИГ. Протокол № 2 от 23 октября 2008 года

Англинов К. А. Туристско-экскурсионное обслуживание: учебно-методическое пособие. – СПб.: СПИГ, 2009. – 76 с.

Пособие содержит минимально необходимый материал для подготовки и сдачи итогового контроля по дисциплине «туристско-экскурсионное обслуживание». Материал выстроен в соответствии с нормативными документами сферы образования по «Менеджменту организации». Содержание выверено лучшими образцами рабочих программ вузов России и на основе последних достижений дидактики и методики.

Впервые информационная подготовка пособия производилась в интересах наиболее комфортной работы образовантов (студентов). Для этого использовались положения культурогогики, ставящей во главу угла помощь в формировании профессиональной культуры (системы культов) индивидуального самосознания специалиста. В связи с этим из понятийного оборота изъяты назидательность и тоталитарность педагогического диктата. Изложение информации в пособии выдержано в доверительном контексте сотрудничества и видении в образованте коллеги, а не только ученика и воспитанника.

Целью пособия ввиду этого является, прежде всего, создание комфортных условий для самостоятельного овладения новой сферой деятельности с минимально возможной затратой сил и времени. Комфортность достигается снабжением материала чёткой структурой и предельной сжатостью информационных определений. Подобно конструктору пособие в разобранном, но логически увязанном виде, предлагает набор инструментов для решения стандартных задач по организации качественного обслуживания туристов и экскурсантов с возможностью самостоятельного расширения сферы их практического применения.

Пособие предназначено для студентов и преподавателей вузов, профессионалов менеджмента организации в сфере туризма, гостеприимства экскурсизма, социально-культурного сервиса. Оно может быть полезно всем, кто стремится к самостоятельному повышению квалификации и компетентности.

Санкт-Петербургский институт гостеприимства - student2.ru © Англинов К. А., 2009.

Санкт-Петербургский институт гостеприимства - student2.ru Посвящается всем, кто пытался

самостоятельно постичь культуру

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………….. 4

I. Целевая установка и задачи дисциплины……………………………………………………………………………… 5

II. План изучения дисциплины по темам и видам занятий…….……………………………...………………… 7

III. Содержание дисциплины по темам..…………………………………………………………………………………… 10

IV. Вопросы к итоговому контролю…………………………………………………………………………………………… 15

V. Литература и источники информации………………………………………………………………………………….. 16

VI.Организационно-методические указания (гарантийные условия)……………………………………….. 17

VII. Глоссарий (словарь терминов)……………………………………………………………………………………………. 21

VIII. Задания для самостоятельной работы и тесты для самопроверки……………………………………… 67

IX. Примеры опорных тематических конспектов……………………………………………………………………… 70

Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………… 74

Об авторе…………………………………………………………………………………………………………………………………. 75

Введение

Гостеприимство, туризм, экскурсизм, социально-культурный сервис как отрасли экономики представлены в целом ряде дисциплин высшего профессионального образования. С точки зрения организации обслуживания, сферы услуг эти феномены общественной жизни изучаются только в рамках данного курса. Слияние туристского и экскурсионного обслуживания в один предмет изучения имеет очевидные основания. Во-первых, и туризм, и экскурсионизм есть суть поездки для смены обстановки и стиля обыденного образа жизни, отдыха, развлечений, узнавания нового, т.е. имеют родственные функции. Во-вторых, тур и экскурсия, схожи по структуре. В том и другом случае главным атрибутом (существенным признаком определения) является перемещение в пространстве. Различие лишь в сроке временного пребывания в иной местности. В-третьих, организация тура и экскурсии связаны, с одной стороны, задействованием одних и тех же элементов инфраструктуры гостеприимства, ресторации и отельерства, с другой стороны, их содержание выстраивается вокруг одних и тех же компонентов суперструктуры: культурных и природных объектов (ресурсов), вызывающих туристский и экскурсантский спрос. Есть и другие основания для их совместного рассмотрения в рамках формирования профессиональной квалификации и компетентности специалиста менеджмента организации.

В то же время туристское и экскурсионное обслуживание не может быть сведено в единую сферу. В современном туризме основные потребительские потоки формируются на базе, как правило, глобальных параметров смены места и цели путешествия. Экскурсии базируются на потребностях регионального масштаба и внутри туров. Это значит, что вполне практичным является существование экскурсионизма вне туризма, и наоборот. Легко представить тур без экскурсий (пляжный туризм и т.п.). Более того, несмотря на существующую практику включения в пакет услуг турфирм экскурсий, экскурсионный бизнес в большей степени представлен на рынке как самостоятельное направление сферы услуг. Экскурсионная деятельность в большей степени сосредоточена на формировании содержательной (суперструктурной) составляющей организации путешествия. В туристской сфере экскурсия нередко выступает как дополнительная услуга, заполняющая вынужденные времяпустоты основной линии тура. Например, так обстоят дела в деловом, научном и других целеопределениях туризма. К этому же отсутствие функции приюта (размещения, проживания в отеле) делает экскурсию (поездку до 24 часов) принципиально иным продуктом, нежели тур, где наличие пристанища на ночлег принципиально изменяет потребительские свойства предлагаемого продукта (товара, услуги).

Рассмотрению значимых моментов этих совпадений и различий в туристско-экскурсионном обслуживании с теоретической и практической позиций, организации управления хозяйственной деятельностью (менеджмента) и посвящена представляемая образовательная дисциплина.

Познание основ туристско-экскурсионного обслуживания (ТЭО) с учётом овладения базовыми положениями психологии и педагогики, философии, культурологии и других фундаментальных наук, закономерно (неотвратимо) создают надёжный каркас профессиональной культуры и успешной деятельности специалиста в бизнесе и жизни в целом. В отличие от Западной традиции в России туристско-экскурсионное обслуживание на протяжении более 100 лет выстраивалась сначала на энтузиазме пионеров новых видов деятельности, а позже как элемент общественной жизни. Переход на рельсы рыночного характера построения в связи с этим представляет для российской жизни некоторые сложности. В то же время это позволяет российскому туризму и экскурсионизму культивировать свои привлекательные стороны, определяющие конкурентные свойства. Понимание этих взаимосвязанных особенностей может обеспечить профессионалам повышенную прибыльность бизнеса. В противном случае, попытки копийно воспроизводить в России Западные механизмы организации бизнес-процессов, обречены на неуспех. При этом не сулит выгоды и пренебрежение общими законами организации производства услуг в сфере туризма и сервиса. Так, наличиствующие пробы строить, например, рестарационное (восстановительное) и отельное (разместительное) обслуживание на поддержке высоких цен априори оказываются несостоятельными. Принятие же общеевропейской стратегии «работы на обороте» в долгосрочной перспективе оказываются рентабельными практически при любых колебаниях рынка. Превышение спроса над предложением сохраняется за счёт постоянных клиентов и базирования на реальных запросах, а не искусственно выстраиваемых предпочтениях.

Из представленного ниже курса явствует, что базовая подготовленность в области основ ТЭО помогает специалисту осознать и планомерно использовать конкурентное преимущество только ему принадлежащего видения процессов формирования, продвижения и реализации продукта в границах организационно-правовых регламентаций деятельности. Опыт убедительно свидетельствует, что только измеряемое и воспроизводимое (научное) производство услуг может быть управляемым и, как следствие, прибыльным, несмотря на «фортели» рыночной конъюнктуры. Полидесятилетний опыт Уоррена Баффета, Билла Гейтса, компании Кола и других неопровержимо указывает на сбыточность формулы успешного бизнеса на базе научного профессионального подхода к организации бизнес-процессов. В совокупности с устойчивым мнением о перспективности качественного ТЭО это создаёт мотивацию к внимательному отношению и реальному овладению теоретическим положениями и практическими рекомендациями курса. Для менеджмента организации это по определению архиважно.

I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА И задачи дисциплины

Учебно-методический материал по дисциплине «Туристско-экскурсионного обслуживания» разработан на базе федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки по «Менеджменту организации» и предназначен для студентов (образовантов). Научно-методологической основой его являются традиционные положения классических наук, а также авторское видение проблем культурогогики и педагогического конструирования как направления развития педагогического проектирования в контексте теории социального проектирования.

Целевая установка дисциплины по туристско-экскурсионному обслуживанию (ТЭО) определена в соответствии со стандартом и «Требованиями к обязательному минимальному уровню подготовленности лиц, успешно завершивших обучение» по программе «Менеджмента организации» с учётом требований работодателей и их общественных объединений профессионалов.

Практически установлено, что овладение курсом занятий этой дисциплины позволяет каждому человеку успешно задействовать весь потенциал конкурентных особенностей, гармонично дополняющих сильные стороны других участников бизнес-процессов и системы управления ими. В обыденной жизни знания и умения, приобретённые при изучении ТЭО, открывают новые горизонты для диагностики состояния субъектов рынка (организаций) и нахождения оптимального (с высшим доходом и наименьшими потерями) разрешения текущей и перспективной ситуации в хозяйственной деятельности в сфере туризма, экскурсионизма и социально-культурного сервиса.

Практическая значимость дисциплины определяется рядом параметров. Вооружённость рыночными инструментами ТЭО позволяет своевременно и эффективно решать целый ряд профессиональных задач в отведённое реальностью жизни время. В целом изучение организации и технологии ТЭО повышает производственный потенциал специалиста, делает его более осмысленным и, как следствие, более предсказуемым и действенным (результативным), что, в конечном итоге, и определяет успешность и наполненность профессиональной деятельности человека в современных условиях быстро изменяющейся жизни.

В связи с установленными целевыми параметрами дисциплины основной задачей изучения ТЭО определяется формирование научного системно-деятельностного подхода к решению профессиональных задач и проблемных хозяйственно-управленческих ситуаций на основе осознания юридической и материальной ответственности за итоги своей работы в должности.

Для решения этой задачи учебным планом отводится 124 академических часа, включая самостоятельную работу образованта. В качестве итоговой формы отчётности по результатам формирования профессионально важных качеств и свойств планом установлен экзамен.

В результате изучения дисциплины образовант обязан сформировать ряд культурных (самоосознанных) профессиональных (деятельностных) позиций, поддающихся формальному (экзаменационному) контролю. Отчётными, определяющими сформированность квалификации, среди них являются принятые в практике высшего профессионального образования:

Знание (словесное отражение значения и смысла в терминологической и понятийной форме): сущности тура, экскурсии и туристско-экскурсионной деятельности; диалектики концептуальных положений организации обслуживания в туризме и экскурсионизме; динамики общей и специальной нормативно-правовой базы этих бизнес-сфер на уровне конкретного содержания актуальных документов и действующих законодательных актов; организации и технологии формирования, продвижения и реализации туристского и экскурсионного продукта; практики современного транспортного, экскурсионного и информационного обеспечения в туризме.

Навыков (автоматизированных осознанных оптимальных действий, обретаемых в ходе практики в виде тренировок и запланированных учебным планом пребываний в производстве): формирования, продвижения и реализации продукции ТЭО; участия в оказании и оформлении услуг по транспортному, экскурсионному и информационному обеспечению в туризме.

Исходя из этого, в содержание и тематику дисциплины включены два раздела. Для овладения этими дидактическими единицами образовант (студент, интернетер) должен задействовать ранее приобретённые знания и навыки.

Поскольку цель проведения курса занятий состоит в формировании у студентов системы знаний и компетенции по технологии и организации туристско-экскурсионного обслуживания туристов и основ организации технологических процессов в туристских фирмах, как составной части подготовки специалистов-менеджеров туристской отрасли, дисциплина по организации и технологии ТЭО органически связана с дисциплинами «Индустрия туризма и гостеприимства», «География», «Менеджмент турфирмы» и «Экскурсоведение».

Поскольку частной задачей данной дисциплины является ознакомление студентов с правилами и методами обслуживания туристов на транспортных маршрутах, с деятельностью по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, с принципами организации технологических процессов в туристских фирмах в перечень текущего и рубежного контроля включёны: тестирование; письменные ответы на контрольные вопросы; устные выступления на занятиях и (по желанию) подготовку докладов, сообщений, реферативных работ (по выбору).

II. План изучения дисциплины по темам и видам учебных занятий

Учебное время образовательной дисциплины включает проведение аудиторных плановых занятий и самостоятельной работы студентов (образовантов), а также основные виды контроля. Время исчисляется академическими часами (45 мин.). Тематическое распределение учебного времени включает необходимое количество академических часов для изучения тем. При этом общее время изучения очной (дневной) формы обучения, очно-заочной (вечерней) и заочной остаётся неизменным (124 часа). Разница в часах аудиторных занятий восполняется обязательной самостоятельной работой студентов (образовантов). Это обуславливает равенство дипломов выпускников вуза на рынке труда. При индивидуальной и дистантной (дистанционной) форме обучения время очной сдачи всех видов контроля оговаривается отдельно в соответствии с договором.

Очная форма образования подразумевает максимальное время непосредственного взаимодействия с преподавателем в целях усвоения потенциала квалификации и компетентности посредством живой речи и диалога. Очная форма обучения предполагает меньшее время самостоятельной работы и большее время изложения информации в устном виде. По сложившейся традиции такое взаимодействие представляется наиболее эффективной траекторией образования требуемых знаний и навыков. Помимо информации живое слово несёт эмоциональную компоненту, воздействующую на чувственную область человека, наиболее эффективную у россиян. Кроме этого, очная форма в большей степени окутывает образованта (студента) вынужденными условиями пребывания в учебной аудитории. Для большинства учащихся это становится определяющим фактором включения в процесс. Самостоятельно заставить себя заниматься удаётся не всем.

Для очно-заочной (вечерней) формы в меньшей степени свойственна диалоговая манера передачи сведений. Здесь значима самостоятельная работа образованта (студента). Его собственное умение правильно (в соответствии с правилами) организовать и методически грамотно (без ошибок) выстроить дидактический (обучающий) цикл, а затем и процесс (совокупность циклов) становится основной гарантией успешности (производительности) изучения дисциплины в рамках избранного направления (специальности) и профиля (специализации) образования.

В то же время, при условии умения образованта правильно и эффективно организовать свой труд (самостоятельную работу), данная форма образовательного процесса становится более предпочтительной в части формирования компетентности, поскольку позволяет совмещать процесс образования с практикой профессиональной деятельности по избранному направлению. Ещё в большей степени это свойственно заочной форме обучения.

При заочной форме на способность образованта (студента) к самоорганизации и волевой саморегуляции возлагается ещё большая доля ответственности. В данном случае потребитель образовательной услуги обязан самостоятельно организовать не только закрепление знаний и выработку навыков, но и получение информации. В то же время эта форма позволяет максимально учитывать особенности индивидуального способа восприятия и практического освоения данных.

Кроме этого, изучение дисциплины возможно в индивидуальном и дистантном (дистанционном) формате. В первом случае в соответствии с договором образовант получает возможность свободного посещения занятий и индивидуальных консультаций. Во втором случае исключает транспортные расходы на получение образования и компенсирует отсутствие педагогического сопровождения компьютерной программой самостоятельного изучения дисциплины.

Наименование раздела, темы Число учебных часов
    Всего Аудиторные Самостоятельные
        Всего Лекции Практич.    
Раздел 1. Туристское обслуживание 32/8/4 16/4/2 16/4/2 30/46/53
Тема 1. Организационно-правовые основы туристского обслуживания   15,5 8/2/1 4/1/0,5 4/1/0,5 7,5/11,5/13,5
Тема 2. Формирование туристского продукта 15,5 8/2/1 4/1/0,5 4/1/0,5 7,5/11,5/13,5
Тема 3. Продвижение туристского продукта 15,5 8/2/1 4/1/0,5 4/1/0,5 7,5/11,5/13,5
Тема 4. Реализация туристского продукта 15,5 8/2/1 4/1/0,5 4/1/0,5 7,5/11,5/13,5
Тема 8. Туристские формальности 15,5 8/2/1 4/1/0,5 4/1/0,5 7,5/11,5/13,5
Раздел 2. Экскурсионное обслуживание 32/8/4 16/4/2 16/4/2 30/46/53
Тема 5. Транспортно-экскурсионное обслуживание 15,5 8/2/1 4/1/0,5 4/1/0,5 7,5/11,5/13,5
Тема 6. Экскурсное обслуживание 15,5 8/2/1 4/1/0,5 4/1/0,5 7,5/11,5/13,5
Тема 7. Информационное обслуживание 15,5 8/2/1 4/1/0,5 4/1/0,5 7,5/11,5/13,5
Тема 8. Анимационное обслуживание 15,5 8/2/1 4/1/0,5 4/1/0,5 7,5/11,5/13,5
Итого 64/32/16 32/16/8 32/16/8 60/92/106

Примечание: дробью определяется время на дневную/очно-заочную/заочную формы, которые оказываются равными с точки зрения качества получаемого образования (диплома).

III. Тематическое содержание программы

V. Литература и источники информации

Основные

1. Федеральный закон. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации.

2. ГОСТ Р50690-2000. Туристские услуги. Общие требования

3. ГОСТ Р50646-94. Услуги населению. Термины и определения. Сертификация тур. услуг…

4. ГОСТ Р50681 -94. Проектирование туристских услуг.

5. ГОСТ Р50646-94. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов.

6. Основы туризма: учебник / А. С. Кусков, Ю. А. Джаладян.–М.: КНОРУС, 2008.– 400 с.

7. Сенин B.C. Организация международного туризма: учебник - М.: ФиС, 2005. – 400 с.

Дополнительные

8. Англинов К. А. Концепция профессионал. экскурсоведения: УМП. СПб.: БМИТ, 2004. – 31 с.

9. Англинов К. А. Теоретические основы экскурсоведения. Современные проблемы управления экскурсным бизнесом (делом): Учебное пособие. – СПб.: БМИТ, 2004. – 31 с.

10. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб.: ИТД «Герда», 2003. – 443 с.

11. Бочарников В. Н. Информационные технологии в туризме: учебное пособие / В. Н. Бочарников, Е. Г. Лаврушина, Я. Ю. Блиновская. – М.: Флинта: МПСИ, 2008. – 360 с.

12. Дворченко В. В., Савина Н. В. Организация экскурсионной деятельности. – М.: МЭСИ, 2000.

13. Долженко Г. П. Экскурсионное дело: учебное пособие. – М.: ИКЦ МарТ, 2006. – 304 с.

14. Дурович А. П. Организация туризма. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с. – (Серия «Уч. пособие»).

15. Емельянов Б. В. Экскурсоведение: учебник. – М.: Сов. спорт, 2003. – 216 с.

16. Квартальнов В. А. Туризм: учебник.– М.: Финансы и статистика, 2003.– 320 с.

17. Менеджмент туризма: Туризм как объект управления: учебник. – М.: ФиС, 2002. – с. 59–100.

18. Скобелицына А. С. Экскурсоведение: учебное пособие. – СПб: НПК РОСТ, 2007. – 170 с.

19. Тимохина Т. Л. Организация приёма и обслуживания туристов. – М.: Форум, 2009. – 352 с.

20. Туризм, гостеприимство, сервис: словарь-справочник / Г. А. Аванесова, Л. П. Воронкова, В. И. Маслов, А. И. Фролов/ Под ред. Л. П. Воронковой. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 367 с.

21. Труханович Л. В., Щур Д. Л. Кадры туристических агентств, туроператоров, экскурсионных бюро: сборник должностных и производственных инструкций. – М.: Финпресс, 2003. – 160 с.

22. Хуусконен Н. М., Глушанок Т. М. Практика экскурсионной деятельности.– СПб.: ИД Герда, 2007. – 208с.

23. Периодические издания и Интернет-ресурсы, включая электронные учебники и пособия.

VII. Глоссарий

(словарь терминов составлен на основе формулировок из указанных выше источников и их авторского обобщения; источники из списка литературы указываются в форме [1, c. 32])

Общий (базовый) раздел

Информация– метод познания, заключающийся в сведении всех форм в одну (ин-форму); результат сведения разнородных данных в сведения текстовой, графической или иной общепризнанной формы знаний; основа возникновения потребности в путешествиях.

Искусство– процесс и результат отображения (материального, духовного) человеком, возникших в его сознании образов (следов отражения), мыслей; этап развития потребности к самовыражению в живописи, музыке, литературе и т.п. Основа искусствоведческих экскурсий.

Культ– единица культуры;ценностная ориентация как результат культивации самосознания. Основа образования потребности в экскурсиях.

Культура – система культов (ценностных ориентаций); совокупность сформулированных человечеством (мировая культура), народом, группой или индивидуумом культов в ходе деятельности по созданию материальных и духовных ценностей и ориентиров. Основа и цель осуществления профессиональной туристской деятельности.

Культурогогика– практически ориентированная (прикладная) часть культурологии, исследующая формирование системы культов в самосознании и их проявление в деятельности человека. Объясняет мотивации и прорывов в новое мировоззренческое измерение (инсайт, просветление, озарение, догадка, решение). Базис организации культурного туризма.

Модель– идеальное (духовное) отражение реальной (материальной) действительности (объекта). Понятие М. используется в ТЭО для эффективной подготовки качественной услуги.

Мультикультура – система культов, гармонично объединяющая характеристики ряда локальных культур в единое целое культурное время-пространство, например, соединение культур ряда этносов в мультикультуру суперэтноса (например, русских); основа мультикультурных туров, экскурсий и экскурсов, туристско-экскурсионный бренд России.

Наука– система количественно измеряемых и однозначно воспроизводимых объективных данных, сведений и знаний. Основа формирования научных туров, экскурсий и науковедческих экскурсов. Как основа тур-экскурсной привлекательности С.-Петербурга наука введена Петром Великим. Здесь было учрежденное в Москве «Нептуново общество». Действовало в Петербурге по заветам И. Ньютона, с которым Пётр, видимо, встречался в Лондоне в 1698 году.

Нормативные документы– это совокупность правовых актов, регламентирующих туристско-экскурсионного обслуживание (законы, подзаконные акты, распорядительные, организационные документы: Конституция России, международные юридические акты и договоры, федеральные законы, законы субъектов федерации, государственные стандарты, санитарные нормы, инструкции, правила пожарной безопасности, рекомендации по действия в экстремальных ситуациях и другие). Кроме этого сюда включаются документы, регламентирующие процесс ТЭО: инструкции, приказы, указания, положения.

Регуляция туристско-экскурсионного обслуживания– совокупность «обратных связей», каналов коррекции бизнес-процессов на уровне, обеспечивающем исчерпывающее разрешение противоречия интересов. В практике ТЭО используется для выделения возможностей персонала и уровня проведения тура и экскурсии.

Религия- система культов, возведённая в ранг государственной идеологии. Основана на культивировании понятия сверхъестественной силы (божества - «могущего всё», всемогущего). Примеры религий индоевропейской мегакультуры: буддизм, мусульманство, христианство (католичество, православие, протестантизм). Основа организации паломнических туров и экскурсий, обеспечиваемых, как правило, в России паломническими службами.

Самосознание– уровень развития сознания, вызревание в нём ядра целевой умственной активности и самостоятельности человека в его суждениях, оценках, отношениях, действиях и поступках; это осознание своих возможностей в конкретных условиях жизни и деятельности; основа индивидуальных, экстремальных, эксклюзивных путешествий.

Символ– знак, наделённый определённым смыслом, значением и обозначением, указывающий на объект, выражающий общую идею его ценности для социума. Побудитель путешествий.

Социальное взаимоотношение– проявление человека в общении и многообразии его разновидностей. Основа родственных, ностальгических и подобных поездок (туров и экскурсий).

Специфическая культура (специальная)– профессиональный, корпоративный кодекс чести, свод правил поведения и деятельности в определённой профессиональной среде. Регулятор бизнес-туров, корпоративных экскурсий и конгрессного туризма.

Субкультура– часть общей культуры, система ценностей, традиций, присущих социальной группе (этнической, конфессиональной, возрастной). Источник событийных туров.

Субъект– это активный человек, совершающий целеполагание и соответствующие целям действия. В исходном определении это основа потребности к путешествиям (турам и экскурсиям).

Суперструктура туризма – туристские ресурсы (природные, исторические, социально-культурные и иные объекты, процессы, явления), способные удовлетворять потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их жизненных сил), стимулирующие (мотивирующие) совершение тура или экскурсии.

Техника (от technos) – процесс и материальное воплощение искусства (машины, автоматы…), общие закономерности которого изучаются технологией для массового воспроизводства.

Туризм – социально-коммерческое явление возникло из потребности в организации путешествия как тура; временные выезды (путешествия) граждан Россимйской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных или иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания [1, с. 5].

Турист – путешественник, купивший и реализующий тур, потребитель экскурсий временно в ходе тура может быть экскурсантом, а может и не быть. Это происходит, когда целью тура является только сам переезд с места на место без экскурсов и экскурсий.

Ценность (от гр. axia - ценность) – «цена носителя»; объект или событие, как правило, утратившие утилитарное значение и обретшее экологическую, экономическую, этическую, эстетическую, эдукологическую, эвристическую, эвдоминическую (испытание состояния счастья) или иную значимость (знаковость). Побудитель целого ряда разновидностей путешествий.

Эгалитарная (массовая) культура(от фр. элигатэ - культура для всех) – культ общественных течений массового потребления. Основа развлекательных, фанатских туров и экскурсий.

Экскурсант – совершитель вылазки, поездки; лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов (без ночёвки) в стране (месте) временного пребывания и использующее транспортные услуги с услугами экскурсовода (гида), гида-переводчика (закон РФ от 05.02.2007); потребитель экскурсионных услуг.

Элитарная культура (от фр. элитэ - избранное) – выделение из народной культуры полярного массовой культуре течения как противовес общедоступности. Основа организации корпоративного, конгрессного и т.п. туров и экскурсий.

Эмоции – форма отражения действительности в индивидной функциональной системе человека: жажда, отдых, самосохранение, холод, пища [1, c. 104], развиваясь трансформируются в чувства. Составляющая потребности в экстремальных и экспрессивных путешествиях.

Этнос– сообщество людей, объединяющее род, племя, народность на основе самосознания общей территории, языка и генетики. Основа событийного туризма и тематических экскурсий.

Язык– система формализации обозначений (слов), значений (терминов) и смыслов (понятий) предметов, явлений и событий в знаках общения и других ракурсах речи. Основа образовательного, познавательного и событийного туров и экскурсий.

Задание к теме № 1.

В соответствии с действующим законодательством к существенным условиям договора между заказчиком и исполнителем туристской услуги относятся:

• информация о туроператоре (продавце), включая данные о лицензии на право осуществления туристской деятельности, юридическом адресе предприятия и банковских реквизитах;

• сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

• информация о туроператоре на приеме (партнере продавца), включая данные о лицензии, юридическом адресе, банковских реквизитах и контактных телефонах;

• информация о потребительских свойствах туристского продукта, программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов и сертификации туристского продукта;

• дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;

• порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;

• права, обязанности и ответственность сторон;

• розничная цена туристского продукта и порядок его оплаты;

• минимальное количество туристов в группе;

• срок информирования туриста о том, что тур не состоится по причине недобора группы;

• условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон;

• порядок и сроки предъявления претензий туристом (претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом туроператору или турагенту в письменной форме в течение 20 дней с момента окончания действия договора и подлежат удовлетворению в течение 10 дней после получения претензии).

Иные условия договора определяются по соглашению сторон.

Найдите определение и характеристики договора между заказчиком и исполнителем туристской услуги и приведите пример «иных условий… по соглашению сторон».

Задание к теме № 2.

Перечень технологической документации тура:

• технологическая карта туристского путешествия по маршруту (прил. А к ГОСТ Р 50681-94);

• график загрузки туристского предприятия группами туристов на определенное время (приложение Б к ГОСТ Р 50681-94);

• информационный листок к путевке туристского путешествия (прилож. В к ГОСТ Р 50681-94);

• бланки путевок типовой формы ТУР-1 «Туристская путевка» (утвержденной Минфином России);

• лист бронирования (см. гл. IV, ст. 9, третий абзац Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г.);

• бланки договоров с клиентами - турагентами (в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»);

• договора с партнерами - поставщиками услуг (гостиницами, транспортными компаниями, экскурсионными бюро и т. д.);

• калькуляция или расчет стоимости тура; описание маршрута;

• график движения по маршруту;

• карта-схема маршрута;

• текст путевой информации (для автобусных туров);

• описание технологических особенностей - тура (памятка о сроках подачи заявок, заказов на транспорт, билеты, экскурсии и на бронирование в гостиничных предприятиях, предприятиях питания; бланки заявок; графики движения транспорта по маршруту; возможные пересадки, ожидания и пр.);

• тексты памяток для туристов (в особых случаях, например для загранпоездок в карантинные страны, для специализированных спортивных или приключенческих туров по снаряжению…);

• справочные материалы по маршруту;

• варианты рекламных проспектов и буклетов;

• прайс-листы (каталоги).

Используя перечень технологической документации, представленный выше, составьте пакет документов для совершенного вами путешествия (тура, экскурсии) или которое Вы хотели бы совершить в будущем.

Задание к теме № 3.

Используя содержание раздела в глоссарии и таблицу в разделе опорных конспек<

Наши рекомендации