Санкт-Петербургский институт

Санкт-Петербургский институт

Внешнеэкономических связей, экономики и права

СОВРЕМЕННАЯ ПРЕСС-СЛУЖБА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по специальности: 030602.65 (350400) –

– Связи с общественностью

Санкт-Петербург

Современная пресс-служба: Учебно-методический комплекс./Авт.-сост. С.Н. Ильченко.– СПб.: ИВЭСЭП, 2006.

Утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью», протокол №9 от 3.04.06

Утверждена и рекомендована к печати Научно-Методическим Советом, протокол

Автор-составитель

Кандидат искусствоведения

С. Н. Ильченко

Рецензент

Доктор филологических наук, профессор

А.Д. Кривоносов

Ответственная за выпуск Н.А.Фролова

Компьютерные работы М.А.Жуковой

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка 4

Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям и

умениям студента 5

Учебно-методический план 7

Содержание курса 7

Планы семинарских занятий 12

Вопросы к зачету 13

Темы контрольных работ для студентов заочного отделения 15

Методические рекомендации по написанию контрольных работ

студентами заочного отделения 16

Литература 16

Выписка из государственного образовательного стандарта 20

Глоссарий 21

Тест по курсу 25

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина «Cовременная пресс-служба» является профилирующей дисциплиной, частью профессиональной подготовки специалистов по связям с общественностью.

Цель дисциплины – дать студентам теоретическое представление об информационных основах связей с общественностью как особого и специфического рода социальной деятельности; знакомство с современной системой пресс-рилейшнз, их спецификой и особенностями функционирования; формирование практических навыков делового общения специалиста по связям с общественностью как с представителями СМИ всех видов и уровней, так и в контексте внутрикорпоративных коммуникаций. Изучение дисциплины также предлагает получение системных знаний о современной системе функционирования отечественных СМИ всех видов и типов; знакомство с основной профессиональной литературой.

Объектом учебной дисциплины выступает современная пресс-служба во всех ее разновидностях и типах, а также система современных пресс-рилейшнз во всех их проявлениях. Предметом данной учебной дисциплины является совокупность принципов организации работы пресс-службы всех видов и типов, содержание их деятельности в самых разных аспектах, а также формы и методы работы сотрудников пресс-служб со СМИ и их представителями, принципы сбора, обработки, распространения и обработки внутренней и внешней информации.

Задачи дисциплины – знакомство студентов с функциями работы современной пресс-службы и современной практикой ее деятельности в контексте конкретных общественно-политических, деловых и конфликтных ситуаций; овладение практическими профессиональными навыками на разных направлениях деятельности пресс-службы независимо от их видов и типов; усвоение типичных приемов общения с современным медиа-сообществом; знакомство с правовыми основами функционирования современных пресс-служб.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ И

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ВЫПУСКНИКА

Дисциплина является одним из базовых профессиональных курсов и вместе с другими учебными дисциплинами коммуникационного цикла служит формированию профессиональных навыков и деловой культуры специалиста по СО. Ее научная и методическая основа опирается на комплекс как общих, так и специальных знаний, полученных студентами на более ранних курсах.

Дисциплина содержит информацию об истории становления отечественных пресс-рилейшнз, становлении системы пресс-служб, их современной типологизации, а также информацию об особенностях современных коммуникативных процессов и данные о ныне функционирующей системе отечественных медиа. В корпус знаний данного предмета входят также конкретные знания, касающиеся практических вопросов организации и работы пресс-службы всех видов и типов.

В результате изучения учебной дисциплины «Современная пресс-служба» студенты получают знания об истории российских пресс-служб, их современных видах и типах. Они должны получить навыки применения полученных знаний в практической сфере общения с представителями СМИ. Они должны научиться организовывать, подготавливать и проводить мероприятия с участием прессы. В круг полученных по окончании курса знаний студентов должны также входить навыки работы с информацией, умение ее получать, анализировать, обрабатывать и доводить до сведения СМИ. К этим навыкам студенты должны присоединить знание правовых и этических аспектов работы современных пресс-служб в контексте их отношений с медиа-сообществом.

В процессе изучения используются такие формы занятий как лекции (38 час.) и практические занятия (12 час.). Во время лекций излагается теоретический и исторический материал по данной дисциплине, раскрывается значение и смысл операционных профессиональных терминов, происходит знакомство с основными принципами и методами работы пресс-служб.

Изучение дисциплины происходит в 9 семестре (5-й курс) учебного плана дневного отделения. Формой текущего контроля за усвоением пройденного материала является проверка выполнения домашних заданий по пройденным темам. Задания в виде самостоятельных работ выполняются к определенным практическим занятиям. Итоговой формой контроля является зачет в конце 9 семестра.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п\п Название темы Аудиторные часы
лекции Семи-нары всего
Информация и СМИ в современном мире  
Российские пресс-рилейшнз: история, становление, современное функционирование.  
Современные пресс-службы
Пресс-служба: функции и структура
Пресс-секретарь как организатор эффективных медиарилейшнз
Формы работы пресс-службы со СМИ и внешней общественностью
Принципы организации пресс-конференции  
PR-тексты, подготавливаемые пресс-службой
Правовые и этические аспекты деятельности пресс-службы  
ИТОГО

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1. Поиск необходимой информации - 2 часа

Студенты получают задание найти информацию о конкретной личности, организации, событии. В задачу входит использование только открытых источников.

Поиск осуществляется в качестве домашнего задания с обсуждением результатов поиска во время аудиторного занятия.

Семинар 2. Создай пресс-службу: составление штатного расписания - 2 часа

После прочтения соответствующей темы студенты получают задание составить штатное расписание конкретной пресс-службы. Обсуждение итогов выполнения задания происходит во время аудиторных занятий.

Семинар 3. Создай пресс-службу: создание Положения о пресс-службе - 2 часа

После составление штатного расписания конкретной пресс-службы студенты получают задание составить Положение об ее деятельности. Выполнение задания обсуждается на аудиторном занятии.

Семинар 4. Создай пресс-службу: написание должностных инструкций конкретного сотрудника пресс-службы - 2 часа

Следующим шагом становится выбор одной из должностей составленного штатного расписания и написание конкретных должностных инструкций. Задание носит домашний характер.

Семинар 5. Готовим пресс-конференцию и проводим - 4 часа

Выбирается конкретная тема пресс-конференции. Например: презентация книг Е. Трегубовой. Выбираются «исполнители» ролей участников мероприятия. Обсуждается место, время и дата его проведения. Проводится деловая игра по выбранной теме пресс-конференции с записью на видео. Далее следует просмотр и обсуждение увиденного. Прямо в аудитории студенты создают информационную заметку о состоявшейся пресс-конференции. Затем происходит их обсуждение.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Виды и типы информации. Внешняя и внутренняя информация.

2. Современные каналы коммуникации.

3. Система СМИ в России: история формирования, особенности, проблемы.

4. Государственные и частные СМИ в России.

5. Типология современных российских СМИ.

6. Современные формы концентрации российских СМИ.

7. История возникновения отечественных пресс-рилейшнз.

8. Первые виды и формы работы пресс-структур с медиасообществом.

9. Правовые и этические основы деятельности современных пресс-служб.

10. Классификация современных российских пресс-служб: принципы и особенности.

11. Специфика работы пресс-служб по отраслям деятельности.

12. Федеральные и региональные пресс-службы.

13. Специфика работы пресс-служб в государственных структурах.

14. Специфика работы пресс-службы в частных и коммерческих структурах.

15. Специфика работы пресс-службы в политической и общественной сфере.

16. Цели и задачи пресс-службы.

17. Основные функции пресс-службы.

18. Структура современной пресс-службы.

19. Документальная основа функционирования пресс-службы.

20. Пресс-секретарь: функции, обязанности, права, особенности работы.

21. Виды и формы работы пресс-службы со СМИ.

22. Основные принципы подготовки, организации и проведения пресс-конференции.

23. Медиапланирование как основной принцип деятельности пресс-службы.

24. Брифинг, пресс-тур, предосмотр – как формы работы пресс-службы со СМИ.

25. Встреча с журналистами, интервью, дебаты, круглый стол – как формы работы пресс-службы со СМИ.

26. Аккредитация журналистов: принципы организации, правила, специфика.

27. Мониторинг, контент-анализ и экспресс-анализ СМИ по итогам пресс-мероприятий.

28. Основные жанры письменных PR-текстов.

29. Пресс-релиз, его виды и системы рассылки.

30. Информационный пакет (пресс-кит) и другие виды информационных материалов для СМИ.

31. Специфика подготовки и производства медиатекстов.

32. Специфика подготовки и использования устных PR-текстов.

33. Виды и жанры устных выступлений.

34. Особенности спичрайтинга в работе пресс-службы.

35. Формы и методы работы пресс-службы в условиях информационного противостояния или конфликта.

36. Принципы отношений сотрудников пресс-службы с представителями СМИ.

37. Правовые и внеправовые способы нейтрализации негативной информации.

38. Методы контроля и влияния пресс-службы на общественное мнение и слухи.

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

1. История возникновения отечественных пресс-рилейшнз.

2. Современная система СМИ в России: особенности и специфика

3. Типология современных российских СМИ.

4. Развернутая характеристика конкретного СМИ (по выбору студента).

5. Принципы классификации современных российских пресс-служб.

6. Специфика работы пресс-служб по отраслям деятельности.

7. Цели и задачи современной пресс-службы.

8. Организация и структура деятельности современной пресс-службы.

9. Правовые и документальные основы деятельности пресс-службы.

10. Специфика деятельности пресс-службы в государственных структурах.

11. Специфика деятельности пресс-службы в частных структурах.

12. Виды и формы работы пресс-службы со СМИ.

13. Виды мероприятий для СМИ (по выбору студента).

14. Организация и специфика подготовки пресс-конференции.

15. Медиапланирование как один из видов деятельности пресс-службы.

16. Аккредитация как способ работы с журналистами.

17. Особенности и специфика создания PR-текстов в деятельности пресс-службы.

18. Специфика подготовки и организации устных PR-выступлений.

19. Как работать пресс-службе в кризисной ситуации или конфликте.

20. Формы и методы работы с журналистами по укреплению влияния пресс-службы в медиасреде.

Темой контрольной работы может также стать и один из вопросов для зачета.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТАМИ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

В контрольной работе студент должен раскрыть выбранную тему с использованием не менее трех печатных источников разных авторов. Работа должна содержать соответствующий справочно-информационный аппарат в виде ссылок, списка литературы. Объем контрольной работы должен составлять не менее 15 000 знаков. Текст желательно набирать на компьютере стандартными кеглями и соответствующими размерами шрифтов. Возможно использование интернет-источников с обязательной ссылкой на них. Работа должна содержать собственные наблюдения и размышления студента по теме, а также практические примеры из выбранной сферы медиа-рилейшнз.

ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 года.

2. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации». 27 декабря 1991 года.

3. Закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации». 25 января 1995 года.

4. Закон Российской Федерации «О рекламе». 14 июня 1995 года (с поправками и дополнениями).

5. Закон Российской Федерации «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации». 18 октября 1995 года.

Основная

1. Гартон Э. Паблисити: жми сюда. СПб, 2003.

2. Ильченко С.Н., Кривоносов А.Д. Современная пресс-служба: Учеб.пособие. СПб, 2005.

3. Кривоносов А.Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. 2-е изд., испр. и доп. СПб, 2002.

4. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью. Теория и практика. М., 2003.

Дополнительная

5. Азарова Л.В., Иванова К.А., Шишкин Д.П., Яковлев И.П. Связи с общественностью. Теория и практика: Учеб. пособие. СПб, 2001.

6. Алешина И.В. Паблик Рилейшенз для менеджеров. Учебник. – М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002.

7. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические основы «паблик рилейшнз». СПб.: Питер, 2003.

8. Горкина М., Мамонтов А., Манн И. PR на 100%. М., 2003.

9. Игнатьев Д. и др. Настольная энциклопедия Public Relatios. /Д. Игнатьев, А. Бекетов, Ф. Сарокваша. – М.: Альпина Паблишер, 2003.

10. Катлип С., Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшнз. Теория и практика. М.; СПб.; Киев, 2000.

11. Система СМИ России: Учебное пособие /Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Аспект-Пресс, 2001.

Вспомогательная

12. Аги У., Кэмерон Г., Олт Ф., Уилкокс Д. Самое главное в PR. М.; СПб., 2004.

13. Алешина И.А. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. М., 1997.

14. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика: Учеб. пособие. М.; Воронеж. 2002.

15. Безгодова О.В. Паблик рилейшнз в системе политического управления современной России: тенденции развития. Автореф. дисс.канд.полит. наук. М., 1997.

16. Беленков С.Д. Кадры пресс-службы: парадигмы междисциплинарного подхода // Связи с общественностью: образование и карьера. М., 1998.

17. Блэк К. Конкретный и конкурентный PR. Прямое и эффективное руководство для специалистов по PR, имиджу и рекламе. М., 2004.

18. Бредермайер Картстен. Черная риторика. Власть и магия слова. М., 2005.

19. Векслер А. PR на службе у государственного менеджера // Связи с общественностью: образование и карьера. М., 1998.

20. Векслер А. Связи с общественностью для некоммерческих организаций. М., 1998.

21. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1997.

22. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник /под ред. Гойхмана О.Я.–М.:ИНФРА-М, 2003.

23. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: Учеб. пособие. М., 2001.

24. Данкел Ж., Парнхэм Э. Ораторское искусство – путь к успеху. СПб, 1997.

25. Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз\ Пер. с англ. под ред. Б.Л.Еремина М., 2003.

26. Доти Д. Паблисити и паблик рилейшнз. М., 1996.

27. Кривоносов А.Д. Основы спичрайтинга: Учеб. пособие. СПб, 2003.

28. Назайкин А.Н. Как манипулировать журналистами. М., 2004.

29. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб, 2005.

30. Пресс-службы в государственных и общественных учреждениях. Пресс-службы в коммерческих структурах \ Авт.-сост. Ф.И.Шарков. М., 2003.

31. Пресс-службы Санкт-Петербурга, Северо-Западного региона, стран Балтии и Финляндии. СПб, 1997.

32. Реклама и связи с общественностью: Учеб.пособие. СПб., 2004.

33. Савкова З.В. Искусство оратора. СПб, 2000.

34. Сайтел Ф.П. Современные паблик рилейшнз. М., 2002.

35. Средства массовой информации постсоветской России: Учеб. пособие. М., 2002.

36. Татаринова Г.Н. Управление общественными отношениями. СПб., 2004.

37. Тульчинский Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность. СПб., 2001.

38. Уилкокс Д.Л. Как создавать PR-тексты и эффективно взаимодействовать со СМИ. М., 2004.

39. Харрис Ричард. Психология массовых коммуникаций. СПб., 2002.

40. Харрисон Ш. Связи с общественностью: Вводный курс. СПб.; М., 2003.

41. Шахиджанян В.В. Учимся говорить публично. СПб., 2004.

42. Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб, 1999.

43. Эффективность работы пресс-службы. Методика оценки \ Сост. Г.Л.Тульчинский, А.Р.Фатхуллин. СПб., 2004.

44. Яковлев И.П. Связи с общественностью в организациях. СПб,, 1995.

Выписка из ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к минимуму содержания и уровню подготовки

специалиста по специальности 350400 - Связи с общественностью

Современная пресс-служба

Общая характеристика современных российских государственных пресс-служб. Информационная работа государственных учреждений со средствами массовой информации и общественностью, организация публичных акций, налаживание двусторонней активной связи «организация-население».

Структура и принципы организации современной пресс-службы. Формы и методы работы современной пресс-службы со СМИ, общественностью и политическими организациями. Функции пресс-секретаря. Формы и методы координации деятельности российских государственных пресс-служб. Роль Союза журналистов России. Пресс-служба администрации Президента России. Основные направления работы ДИП МИД РФ. Современная практика работы пресс-службы российского загранпредставительства. Роль и место Российского информационного центра в системе общественных связей. Практика организации и проведения аккредитации иностранных журналистов в РФ (правовые основы деятельности, основные направления работы).

ГЛОССАРИЙ

Аккредитация– процедура допуска представителей СМИ для работы и посещения определенных организаций, мероприятий и органов государственной власти

Байланнер –жанр, содержащий обращение первого лица, посвященное событию или теме

Биография –жанр, дающий опорную селективную биографическую информацию от должностном лице базисного субъекта PR

Брифинг –краткая встреча журналистов с представителями субъекта PR, во время которой они получают либо комментирующую информацию, либо соответствующие заявление по конкретному информационному поводу

Бэкграундер – жанр PR-текста, представляющий расширенную информацию

текущего (фонового) характера о субъекте PR, которая служит цели поддержания паблицитного капитала данного базисного субъекта PR

Бюллетень – PR-текст, который носит официальный характер и содержит официальную информацию для СМИ и общественности

Доля аудитории –количественный показатель, обозначающий процентное отношение реальных потребителей информационного продукта к общему числу тех имел возможность его поолучить

Заявление –PR-текст, объявляющий или объясняющий позицию базисного субъекта PR по какому-либо вопросу или реакцию на событие с целью поддержания паблицитного капитала данного базисного субъекта

Имиджевая статья –жанр PR-текста, представляющий актуальную социально значимую проблему, где факты, сама проблема, лежащая в основе материала о базисном субъекте PR, cлужит приращению его паблицитного капитала

Интервью –один из основных видов общения представителей СМИ с первым должностным лицом базисного субъекта PR,служащий получению эксклюзивной или экспертной информации

Кофе-брейк – cитуация перерыва в процессе проведения какого-либо мероприятия, связанная с употреблением горячих напитков

Круглый стол –одна из возможных организационных форм обсуждения какой-либо проблемы с приглашением экспертов и журналистов

Медиакарта –рабочий документ пресс-службы, в котором должны содержатся сведения о конкретных видах и типах СМИ, а также журналистов, представляющих интерес для данного субъекта PR-деятельности

Медиаплан –оперативный документ, посвященный продвижению в СМИ конкретного мероприятия, события

Медиарилейшнз –совокупность отношений между субъектами PR-деятельности и СМИ, которые складываются в процессе информационного обмена

Модератор –PR-специалист, приглашаемый для проведения специальных мероприятий, связанных с дискуссией или обсуждением каких-либо проблем

Мониторинг СМИ –изучение конкретных видов и типов СМИ с целью обнаружения конкретных материалов, посвященных какому-либо лицу, организацию, событию или проблеме

Письмо –направляемое от первого лица организации узкой целевой группе внутренней общественности обращение, посвященное событию в жизни организации, комментарию проблемы, ситуации, действий руководства

Поздравление –жанровая разновидность PR-текста, где адресат поздравляется со знаменательным событием от имени первого лица, коллегиального органа – базисного субъекта PR

Предосмотр (превью) –cпециально организованное предварительное знакомство журналистов с конкретным объектом, намеченным к открытию

Пресс-атташе –термин, которым первоначально обозначили сотрудника какой-либо структуры, отвечающего за контакты со СМИ

Пресс-кит –набор предназначенных для СМИ разножанровых первичных простых текстов

Пресс-релиз – жанр PR-текста, в котором содержится краткая предваряющая информация о каком-либо событии, конкретной персоне, возникшей проблеме. В основном, готовится к пресс-конференциям и брифингам

Пресс-ревю –комбинированный PR-текст, состоящий из подборки клиппированных материалов печатных СМИ, освещающих деятельность базисного субъекта PR

Пресс-секретарь –сотрудник пресс-службы, отвечающий за личные контакты первого лица учреждения, организации с представителями СМИ

Пресс-служба –самостоятельное структурное подразделение базисного субъекта PR, организующее и направляющее контакты с представителями СМИ

Пресс-тур –специально организованный выезд заранее отобранной группы журналистов для знакомства и получения информации обобъекте,событии

Пресс-центр –одна из возможных форм организации работы со СМИ в рамках конкретного события, носящего ограниченный во времени характер

Приглашение –текст о событии в жизни базисного субъекта PR, в котором адресату предлагается принять участие

Рейтинг –количественный показатель популярности какого-либо информационного продукта. Измеряется в процентах от общего числа его возможных потребителей

Сессия –cпециально организуемая для журналистов ситуация фиксации визуального изображения какого-либо лица, события или факта

Спичрайтер –профессиональный сотрудник пресс-службы, отвечающий за подготовку письменных и устных PR-текстов

Тираж –количественный показатель, обозначающий число экземпляров печатного издания одного выпуска

Факт-лист –жанр PR-текста, в виде краткого документа отражающий профиль организации, представляющий факты-подробности события, дополнительные по отношению к сообщаемым в текстах оперативно-новостных жанров данные о субъекте PR

Фуршет –cпециальное дополнительное мероприятие, организуемое после проведения встречи с журналистами и связанное с потреблением напитков, продуктов питания

Эксклюзив –информация, получаемая журналистом исключительно в индивидуальном порядке

Явочный лист – письменная форма фиксации журналистов, разово посещающих конкретно организованное мероприятие для СМИ

ТЕСТ

Санкт-Петербургский институт

Наши рекомендации