Политическая система и ее институциональные компоненты

В результате взаимодействия государства с обществом, индивидами и их объеди-

нениями возникает сложная структура публично-правовых отношений, связанных с

управлением социальными процессами политического характера. В самом широком

смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо) и по своей сути сво-

дится к побуждающему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является

упорядочение любой системы, обеспечение ее функционирования в полном соответст-

вии с закономерностями корпоративного существования и развития. Поэтому социаль-

ное управление всегда базируется на определенной соподчиненности воль людей, что

предопределяет необходимость их координации, ибо, брошенные на самотек, они могут

привести к установлению произвола слепой силы над справедливостью. В условиях госу-

дарственной организации общества, для поддержания правопорядка, публичная власть

берет на себя обязанности вмешиваться в социальные отношения, структурирующиеся в

особую политическую систему, определяемую в научном мире с различных точек зрения.

Так, И.А. Иванников считает, что «политическая система общества – это совокупность

отношений в системе государственных и негосударственных социальных институтов

конкретного классового общества, осуществляющих определенные политические функ-

ции»2. В.Я. Любашиц дает более абстрактную дефиницию: «Политическая система это

система взаимодействующих между собой норм и основанных на них политических ин-

ститутов, учреждений, организующих функционирование политической власти»3.

С.Ю. Кашкин полагает, что политическая система – «это отношения, связанные с функ-

ционированием политической власти в обществе, концентрированным выражением ко-

торой является государственная власть»4. Для В.Д. Перевалова политическая система

есть «комплекс институциональных образований, которые выявляют потребности и ин-

тересы социальных групп, формируют и организуют взаимодействие людей по осуще-

ствлению публичной власти на соответствующей территории».5 По мнению Н.И. Мату-

зова и А.В. Малько, «политическая система – это упорядоченная на основе права и иных

социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических

партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой происходит по-

литическая жизнь общества и осуществляется политическая власть».6 Думается, что дан-

ная дефиниция является наиболее удачной из всех рассмотренных выше.

1 См.: Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. – С. 200.

2 Иванников И.А. Теория государства и права. – С. 157.

3 Любашиц В.Я., Смоленский М.Б., Шепелев В.И. Теория государства и права. – С. 162.

4 Кашкин С.Ю. Политические отношения // Конституционное (государственное) право зарубеж-

ных стран: В 4-х томах. Т. 1–2 / Под ред. Б.А. Страшуна. – С. 206.

5 Перевалов В.Д. Политология. – М., 2003. – С. 121.

6 Матузов Н.В., Малько А.В. Теория государства и права. – С. 96.

Глава 7. Сущность государственной власти

и политической системы

171

Политическая система имеет ряд характерных черт:

1) в ее рамках осуществляется политическая власть;

2) она зависит от качества общественной среды и социальной структуры населения

страны;

3) ей присуща относительная самостоятельность1.

В конечном счете политическая система регулирует производство и распределе-

ние благ между социальными общностями на основе использования государственной

власти, участия в ней, борьбы за нее.

Независимо от научных подходов любая политическая система производна от ма-

териальных, в первую очередь экономических условий жизни общества, от его социаль-

ной структуры и господствующей идеологии (светской или религиозной, патриотиче-

ской или космополитической и т.д.). Вследствие этого политическую систему рассматри-

вают сквозь призму составляющих ее элементов и часто именуют политической

организацией общества, которая консолидирует усилия взаимосвязанных и взаимодейст-

вующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах

собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций,

реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права

посредством государственного аппарата2.

Кроме того, следует помнить, что любая система общества, в том числе и полити-

ческая, представляет собой целое, упорядоченное множество элементов, взаимодействие

которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория «политическая

система» позволяет глубоко проникнуть в политические интересы классов, социальных,

этнических групп и разобраться во взаимосвязях политических явлений.

Таким образом, государство целесообразно изучать в процессе взаимодействия с

институциональными категориями политической системы: политическими партиями,

профсоюзами, церковью, средствами массовой информации и различными формами

прямого волеизъявления граждан (например, референдумом и плебисцитом). Связано

это с тем, что основным назначением вышеперечисленных элементов является обеспече-

ние целостности, единства действий людей в политике и их связи с государством. Более

того, институциональный подход позволяет обозначить устойчивые и реальные во вре-

мени и пространстве характеристики политических явлений. Суть этого подхода отража-

ет организационный критерий, призванный показать, что отдельные индивиды сами по

себе не могут выступать в виде элементов политической системы. Люди рождаются как

социально-биологические, но не политические существа. Они представляют собой в этом

плане тот «материал», из которого в соответствующих исторических условиях при нали-

чии определенных социальных качеств формируются элементы и системы в целом. Та-

кими условиями выступают процессы разделения труда, образования имущественно не-

равных социальных слоев, групп, классов, а качествами – общечеловеческая, классовая,

групповая и национальная солидарность.

Под воздействием этих сил образуются политические партии. Термин «партия»

произошел от латинского слова «partis» – группа, часть. Политические партии представ-

ляют собой организованные группы единомышленников, отстаивающие интересы части

народа и ставящие своей целью их реализацию путем завоевания, удержания и осущест-

вления государственной власти или влияния на нее3. Политические партии в отличие от

политических движений имеют постоянные организационные структуры и детально

1 Матузов Н.В., Малько А.В. Теория государства и права. – С. 96.

2 См.: Политология. Энциклопедический словарь. – М., 1993. – С. 273.

3 Иванников И.А. Теория государства и права. – С. 159.

Общая теория государства

172

разработанные политические программы. К тому же политические движения распадают-

ся при достижении поставленных целей. Например, отставка правительства, изменение

законодательства и т.д.

Партии считаются долговременными носителями определенных общественных

идеалов отдельных социальных слоев1.

Основными функциями политических партий являются:

1. Распределение (перераспределение) в обществе властных статутов.

2. Углубление связей и отношений между различными ветвями власти, местными и

центральными органами государственного управления, политическими институтами.

3. Отбор и рекрутирование политических лидеров и элит для всех уровней полити-

ческой системы.

4. Связь населения с государственными структурами.

5. Проведение избирательной кампании по формированию законодательных орга-

нов власти2.

Классифицируют политические партии по различным основаниям: а) по соци-

альному (классовому) составу – на буржуазные, рабочие, крестьянские, помещичьи и

т.д.; б) по идеологическому критерию – на мировоззренческие и прагматические (без

идеологической программы); в) по принципу организации – на кадровые (состоящие из

профессиональных политиков) и массовые, с фиксированным и нефиксированным

членством; г) по способу деятельности – на легальные и нелегальные, правящие и оппо-

зиционные; д) по социальным ценностям – на традиционалистические (консерватив-

ные) и революционные.

Совокупность политических партий образует партийную систему. В обобщенном

виде партийные системы делятся на однопартийные, двухпартийные и многопартий-

ные3. Последние, в свою очередь, состоят из подсистем: 1) поляризованного плюрализма

(многопартийные с одной партией-гегемоном); 2) с устойчиво лидирующей партией; 3)

строго фиксированного ограниченного плюрализма; 4) основанные на перманентной

конфронтации партий4.

Государства используют различные схемы взаимодействия с политическими пар-

тиями. Так, в Бутане, Иордании, Объединенных Арабских Эмиратах и Саудовской Ара-

вии создание политических партий запрещено законом5.

Однопартийная система с единственно разрешенной фашистской партией суще-

ствовала в итальянском королевстве с 1922 по 1945 гг.6

Великобритания имеет двухпартийную систему, сложившуюся еще в конце XVII века,

когда были образованы партии тори (защищавших интересы феодально-помещичьей ари-

стократии) и вигов (отражавших потребности нарождающейся буржуазии)7. Начиная с Пер-

вой мировой войны, фаворитами британских избирателей являются консервативная и лей-

бористская партии, попеременно сменяющие друг друга у руля государственной власти.

1 Иванников И.А. Теория государства и права. – С. 160.

2 См.: там же. С. 161.

3 См.: там же. С. 160; Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4-х томах.

Т. 1–2 / Под ред. Б. А_____. Страшуна, – С 254–256; Конституционное право зарубежных стран / Под общ.

ред. чл.-корр. РАН, проф. М.В. Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И. Лейбо и д.ю.н., проф. Л.М. Энтина. – М.,

2004. – С. 169–174.

4 См.; там же.

5 См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4-х томах. Т. 1-2 / Под ред.

Б.А. Страшуна. – С 256.

6 Там же. С. 256.

7 См.: Иностранное конституционное право / Под ред. проф. В.В. Маклакова. – М., 1997. – С. 39.

Глава 7. Сущность государственной власти

и политической системы

173

Консервативная партия – одна из крупнейших партий Соединенного королевства,

насчитывает около 2 млн членов. Официально она оформилась в 1867 г. на базе партии

тори, выражавшей интересы помещиков и высшего духовенства. Поскольку целью пар-

тии является участие в работе Палаты общин и формирование правительства, то главную

роль в выработке политики и руководстве этой организации играет парламентская

фракция во главе с ее лидером. Консерваторы имеют 11 региональных организаций, в

каждой из которых создается совет, исполком и аппарат управления. В избирательных

округах действуют ассоциации и местные органы Союза молодых консерваторов и Кон-

сервативного политического центра. В среднем каждая локальная организация насчиты-

вает две с половиной тысячи человек1.

Консервативная партия не имеет устава и четкой долговременной программы

(вместо нее перед очередными парламентскими выборами издается предвыборный ма-

нифест, содержащий план деятельности правительства, если партия одержит победу на

выборах). Внутри партии существует несколько политических течений. Так, «новые» то-

ри тэтчеровского периода выражают интересы большинства той части населения, кото-

рая выступает за развитие личной инициативы и частного предпринимательства, огра-

ничение государственного регулирования, обеспечение правопорядка, законности, за

защиту «национального достоинства» и сокращение неэффективного производства. Реа-

лизуя эти интересы, правительство, возглавлявшееся М. Тэтчер, например, осуществило

__________частичную денационализацию и преобразование институтов государственного регули-

рования экономики в интересах бизнеса, в два с лишним раза уменьшило максимальный

уровень налогов (с 83 до 40%), произвело распродажу части муниципальных домов и ог-

раничило права профсоюзов2.

Консерваторам Великобритании противостоит лейбористская партия – вторая по

значимости в стране. Создана она в 1900 г. по инициативе профсоюзов и ряда социали-

стических организаций для поддержки избрания представителей рабочих в парламенте.

Главную роль в руководстве этой партии также играет парламентская фракция, изби-

рающая своего лидера. Но в отличие от консерваторов глава лейбористов имеет влияние

на рядовых членов, поэтому структура партии более децентрализована. Так, лейборист-

ская фракция в Палате общин разделена на левых (группа «Трибюн»), правоцентристов

(группа «Манифест») и «профсоюзников». Роль партийной конференции у лейбористов

выше, чем у тори: она избирает Национальный исполком, который по уставу является

«административным органом партии». На местном уровне действуют генеральные коми-

теты партии. Общий состав партии колеблется между 6,2 и 6,5 млн человек. В целом, бри-

танские лейбористы выступают за сохранение государственного регулирования эконо-

мики при увеличении капиталовложений в развитие промышленности, повышение роли

государственной собственности и планирования, расширение программы социальных

услуг, национализацию ряда крупнейших монополистических объединений, привлече-

ние профсоюзов к управлению предприятиями3.

Многие государства не отрицают и многопартийные политические системы раз-

личных видов.

Так, в Японии сложилась самобытная многопартийная система поляризованного

плюрализма, с одной партией-гегемоном. Хотя в стране зарегистрировано около 10 тыс.

политических организаций, подавляющее большинство их действует на локальном и

префектуральном уровне. Наибольшим влиянием пользуется ЛДПЯ (ЛДПЯ __________– Либераль-

1 См.: Иностранное конституционное право / Под ред. проф. В.В. Маклакова. – С. 40.

2 См.: там же.

3 См.: там же. С. 41.

Общая теория государства

174

но-демократическая партия Японии), доминирующая на политической арене со второй

половины XX столетия. Образовалась она в 1955 г. в результате объединения либеральной

и демократической партий. С момента создания являлась правящей. Ее руководство не-

разрывно связано с крупным бизнесом и высшей бюрократией, а также с мелкими и

средними предпринимателями. Характерная черта ЛДПЯ состоит в том, что в ней насчи-

тывается шесть фракций. Лидер партии формально избирается партийным съездом, а

фактически утверждается компромиссным соглашением фракций. Глава ЛДПЯ не может

занимать свой пост более двух лет.

Официально в партии насчитывается свыше 2,9 млн человек, но основная роль в

определении политического курса принадлежит членам парламентских фракций. Либе-

ральные демократы Японии выступают за сохранение стабильности в обществе, свободу

предпринимательства и ограничение государственного вмешательства в регулирование

экономики1.

В шведском королевстве многопартийная система отличается от японской тем, что

устойчиво лидирующей на парламентских выборах Социал-демократической рабочей

партии приходится составлять политические альянсы с другими партиями, прошедшими

в Риксдаг. Обычно это Умеренно-коалиционная (правая) партия, Народная (либерально-

буржуазная) партия, Партия центра, Левая партия коммунистов Швеции2.

Испания представляет классический пример партийной системы, основанной на

перманентной конфронтации различных партий (их около 200), из которых основными

являются: Социалистическая рабочая партия, Коммунистическая партия, Партия трудя-

щихся (Коммунистическое единство), Народная партия, Консервативная партия и т.д.

Для формирования правительства вышеперечисленным политическим организациям

приходится составлять различные политические блоки и союзы3.

Стоит __________обратить внимание на то, что монархии не знают партийных систем строго

фиксированного, ограниченного плюрализма, с жестко определенными легальными

партиями, число которых не может быть изменено. Такие модели известны республикан-

ским формам правления в Бразилии (1966–1979 гг.), Сенегале (1977–1980) и т.д.4

Наряду с политическими партиями важным институтом политической системы

являются профсоюзы, представляющие собой массовые общественные организации на-

емных работников, основанные на общности их интересов по улучшению условий жизни

и труда своих членов5.

Первые легальные профсоюзы (тред-юнионы) возникли в монархическом госу-

дарстве – Великобритании в 1824 году. Затем Германская империя в 1890 г. отменила за-

прет на их деятельность6. В тот же самый исторический период республики наоборот от-

рицали возможность создания профессиональных организаций трудящихся. Так, в 1806 г.

в связи с забастовкой сапожников в Филадельфии (США) суд использовал доктрину об-

щего права о «преступном сговоре», которую применил к объединению рабочих, ста-

вивших своей целью повышение зарплаты. По существу, в XIX веке на основе этой док-

трины в судебной практике США выработалось представление о незаконности профес-

1 См.: Иностранное конституционное право / Под ред. проф. В.В. Маклакова. – С. 256–257.

2 См.: Моргунова М.А. Конституция Швеции. Вводная статья // Конституции государств Евро-

пейского Союза. – С. 695.

3 См.: Иностранное конституционное право / Под ред. проф. В.В. Маклакова. – С. 191–192.

4 См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4-х томах. Т. 1–2 / Под ред.

Б.А. Страшуна. – С. 255–256.

5 Иванников И.А. Теория государства и права. – С. 161.

6 См.: История государства и права зарубежных стран. Ч. 2 / Под ред. проф. Н.А. Крашениннико-

вой и проф. О.А. Жидкова. – С. 567, 681.

Глава 7. Сущность государственной власти

и политической системы

175

сиональных союзов рабочих и проводимых ими забастовок1. В 1890 г. Конгресс Соеди-

ненных Штатов принял закон Шермана2, приравнивающий профсоюзы к монополиям и

ставящий их вне закона3. Во Франции деятельность союзов и объединений рабочих была

разрешена в 1864 г. Императором Наполеоном III, а не республиканцами французской

буржуазной революции конца XVIII столетия4.

В 90-х гг. XX века профсоюзы Великобритании объединяли около 40% трудящихся

страны, а Японии – 20,4%. Выразителем политических интересов английских трейд-

юнионов является лейбористская партия королевства, лидеры которой нередко становят-

ся премьер-министрами, возглавляющими исполнительную вертикаль государственной

власти. Испанское правительство в соответствии с ч. 2 ст. 131 Конституции Испании 1978 г.

при разработке проектов планирования экономического развития национальной про-

мышленности обязано пользоваться помощью и содействием профессиональных органи-

заций трудящихся5.

Таким образом, в условиях монархической формы правления не только впервые в

мире были легализованы профсоюзы, но и объединения рабочих приобрели политиче-

скую силу, влияющую на деятельность партий, парламентов и исполнительных органов

своих государств.

Значительное воздействие на политическую систему государства оказывает цер-

ковь и ее институты. В переводе с греческого церковь – это божий дом6. В настоящее вре-

мя под «церковью» понимают тип религиозной организации или христианское культо-

вое здание, имеющее алтарь и помещение для богослужения. Политологическое, право-

вое и социологическое содержание имеет лишь первое значение данного термина.

В организационной структуре церкви существуют две социальные группы – духо-

венство (клир) и миряне (рядовые верующие).

Следует помнить, что религиозные общины и объединения, представляющие се-

годня крупнейшие мировые религии – христианство, ислам, буддизм, а подчас и менее

распространенные – иудаизм, синтоизм и др. – на протяжении последних тысячелетий

истории человечества оказывали огромное влияние на политические процессы, происхо-

дившие в обществе, на формирование правосознания граждан и функционирование

публичного аппарата государственной власти. Такое воздействие продолжается и ныне –

в начале XXI века. По данным статистики, к середине 90-х гг. XX столетия из всего населе-

ния Земли лишь 831 млн человек заявляли о себе как об атеистах; 1 млрд 665 млн – при-

числяли себя к последователям Христа; остальные 2 млрд 604 млн – исповедовали иные

теологические учения7.

В многонациональных, поликонфессиональных странах религиозные проблемы

нередко переплетаются с национальными, расовыми, этническими. Однако чисто нацио-

1 См.: История государства и права зарубежных стран. Ч. 2 / Под ред. проф. Н.А. Крашениннико-

вой и проф. О.А. Жидкова. – С. 603–604.

2 См.: Закон Шермана. Акт о защите торговли и коммерции от незаконных ограничений и моно-

полий (США 1890 г.) // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. проф.

З.М. Черниловского. – С. 201.

3 См.: История государства и права зарубежных стран. Ч. 2 / Под ред. проф. Н.А. Крашениннико-

вой и проф. О.А. Жидкова. – С. 605.

4 См.: там же. С. 641; Закон относительно собраний рабочих и ремесленников одного и того же со-

стояния и одной и той же профессии (закон Ле-Шапелье 1791 г. – Франция) // Хрестоматия по

всеобщей истории государства и права / Под ред. проф. З.М. Черниловского. – С. 212.

5 См.: Конституция Испании 1978 г. // Конституции государств Европейского Союза. – С. 399.

6 См.: Иванников И.А. Теория государства и права. – С. 161.

7 См.: Политология. Энциклопедический словарь. – М., 1993. – С. 393.

Общая теория государства

176

нальных вероисповеданий осталось немного, например, синтоизм у японцев, сикхизм у

пенджабцев, иудаизм у евреев и т.д. Как правило, национальное самосознание превалиру-

ет над конфессиональным, хотя бывает, что религиозная общность осознает себя этнона-

циональной. Так, в некоторых арабских странах (Саудовская Аравия, Иордания и т.д.) в

число национальных меньшинств включаются группы, не исповедующие ислам, а подчас и

мусульмане, не принадлежащие к доминирующему религиозному течению в государстве1.

Державы мира используют различные модели взаимодействия церкви и полити-

ческих органов управления обществом.

В исламских королевствах религиозные и государственные учреждения сосущест-

вуют в неразрывном единстве. Так, мусульмане-сунниты считают, что халиф, как глава

государства, является и верховным руководителем всех правоверных. Поэтому монарху

наряду со светскими прерогативами вручаются и духовные. Например, хотя Король Сау-

довской Аравии и не носит титула Халифа – он обладает религиозной властью, а монарх

Марокко, как эмир правоверных, обязан следить за соблюдением норм ислама2.

Вместе с тем сунитская концепция кладет в основу организации и деятельности

исламского государства принцип совещательности (ашшура): при главе государства соз-

дается коллегиальный орган из знатоков мусульманского права, консультирующий его

при принятии им законов, указов и распоряжений. Такой порядок принятия решений

Эмиром действует в Катаре3.

Шиитская политическая теория иммамата стоит на том, что властные полномочия

должны сосредотачиваться в руках непогрешимого духовного руководителя мусульман-

ских общин. Преимущественно она используется исламскими республиками, которые

мало чем отличаются от монархий. Связано это с тем, что Магомет запрещает правовер-

ным ставить над собой коллективное управление, ибо Сура 3 «Семейство Имрана» стих

95 (100) Корана отмечает: «Если вы будете повиноваться партии тех, кому даровано писа-

ние, они обратят вас, после того как вы уверовали, опять в неверных»4. Так, в Исламской

Республике Иран учрежден институт Руководителя (Факиха) государства, вождя нации и

гаранта соблюдения норм шариата, стоящего выше Президента. Он назначает адильфа-

кихов – членов Попечительного совета, Генерального прокурора, Председателя Верхов-

ного суда, высших военачальников, утверждает и смещает Президента республики в слу-

чае принятия Исламским консультативным собранием (парламентом) решения о его по-

литической некомпетентности, объявляет амнистию и смягчает наказания в соответствии

с нормами мусульманского права. Судебные органы руководствуются не только закона-

ми, принятыми Исламским консультативным собранием, но и фетами (посланиями) Ру-

ководителя, которые обладают высшей юридической силой, нежели акты парламента.

Упомянутый Попечительный совет дает заключения о соответствии принятых парламен-

том законов предписаниям Корана и Конституции; в случае противоречия акты законо-

дателей возвращаются им на доработку. Подобные органы действуют в исламских мо-

нархиях, например в Саудовской Аравии, с тем лишь отличием, что роль Духовного Ру-

ководителя (Вождя нации) принадлежит королю5.

Западноевропейские государства также не знают единого шаблона взаимодейст-

вия церкви и религиозных объединений. Так, в Великобритании признаются государст-

венными англиканская церковь Англии и пресвитерианская церковь Шотландии. Воз-

1 См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4-х томах. Т. 1–2 / Под ред.

Б.А. Страшуна. – С. 279–280.

2 См.: там же. С. 285.

3 См.: Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. – М., 1986. – С. 113, 132–134.

4 Коран // Перевод и комментарии И.Ю. Крачковского. – Баку, 1990.

5 См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. В 4-х томах. Т. 1–2 / Под ред.

Б.А. Страшуна. – С. 285–286.

Глава 7. Сущность государственной власти

и политической системы

177

главляются они британским королем (или королевой), который назначает на должности

высших духовных сановников. Более того, в Палате лордов британского парламента име-

ется определенная квота для церковных иерархов, занимающих свои места пожизненно1.

Шведская церковь, в отличие от британской, непосредственно управляется парла-

ментом – Риксдагом, принимающим законы, касающиеся ее теологического учения, ко-

торые в последующем должны быть одобрены священнослужителями евангелического

вероисповедания. Высший церковный клир шведского королевства назначается прави-

тельством из числа кандидатур, предложенных церковным съездом2.

Испанская монархия отвергает вышеприведенные подходы к различным вероис-

поведаниям и исходит из того, что никакая религия не может быть государственной. Хотя

все публичные органы власти королевства обязаны принимать во внимание религиозные

верования населения страны и поддерживать отношения сотрудничества с католической

церковью и другими конфессиями3.

В датском королевстве Евангелистическая Лютеранская Церковь является офици-

альной церковью Дании, которая пользуется поддержкой государственной власти4. Устав

этой религиозной организации устанавливается законом5.

Особая связь церкви и государства констатируется Основным законом Греции 1975

года. Так, в эпиграфе к Конституции отмечается, что она принята «Во имя Святой, Еди-

носущной и Нераздельной Троицы»6.

Кроме того, в ч. 1 и 2 ст. 3 Конституции Греции 1975 года закреплена норма, в со-

ответствии с которой «господствующей в Греции религией является религия восточно-

православной Церкви Христовой. Православная Церковь Греции, признающая своим

Главой Господа нашего Иисуса Христа, неразрывно связана в своих догматах с Великой

Константинопольской Церковью и со всякой единоверной Церковью Христовой, неук-

лонно соблюдает, так же как и они, святые апостольские и соборные каноны и священные

традиции. Она является автокефальной и управляется Священным Синодом архиереев,

находящихся на церковной службе, и избираемые ими Постоянным Священным Синодом,

который издается в порядке, определяемом уставом Церкви, с соблюдением положений

Патриаршего тома от 29 июня 1850 года и акта Синода от 4 сентября 1928 года. …Текст

Священного Писания сохраняется неизменным. Официальный перевод его на какой-

либо другой язык без разрешения автокефальной Церкви Греции и Великой Константи-

нопольской Церкви Христовой запрещается»7.

Специфическим субъектом воздействия на публичные учреждения власти в обще-

стве являются средства массовой информации (СМИ): пресса, радио, телевидение и т.д.

Главная задача СМИ состоит в информировании населения обо всем, что представляет

или может представлять интерес для каждого гражданина. Этот фактор определяет силу

современных теле-, радио-, печатных и др. вещателей происходящих событий, так как

они вносят в сознание читателей, зрителей и слушателей различные идеи, побуждающие

к определенной деятельности. Поэтому государство, политические партии, церковь и

профсоюзы часто выступают учредителями СМИ, через которые доводят до всеобщего

сведения свои политические платформы, программы и установки.

1 См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. В 4-х томах. Т. 1–2 / Под ред.

Б.А. Страшуна. – С. 285–286.

2 См.: Форма правления Швеции. 1974. Переходные постановления к Закону 1974:152 // Консти-

туция государств Европейского Союза. – С. 725–727.

3 См.: Конституция Испании 1978 г. ч. 3 ст. 16 // Там же. С. 374.

4 См.: Ч. I. п. 4 Конституция Королевства Дании 1953 г. // Там же. С. 301.

5 См.: Ч. VII. п. 66 Конституция Королевства Дании 1953 г. // Там же. С. 311.

6 См.: Конституция Греции 1975 г. // Там же. С. 245.

7 См.: там же. С. 245–246.

Общая теория государства

178

В зависимости от политико-идеологических пристрастий отдельные СМИ пыта-

ются формировать необходимое их хозяевам общественное мнение. Например, они кон-

центрируют свое внимание только на положительных или отрицательных моментах про-

грамм и деятельности государственных органов, должностных лиц и т.д.; преувеличива-

ют или преуменьшают выгоды от реформ, проводимых в экономике страны, порой сводя

поставленные задачи к абсурду; активно обсуждают личности глав государств и премьер-

министров, их публичные высказывания и семейные отношения. На базе этой информа-

ции у избирателей формируются представления о тех или иных партиях, депутатах, мо-

нархах, органах государственной власти и т.д., что во многом определяет исход голосова-

ния за те или иные кандидатуры и решения.

Стремясь заручиться доверием возможно большего числа зрителей, читателей,

слушателей, многие из которых предпочитают получать информацию, не сдобренную

политическими предпочтениями, СМИ нередко объявляют себя независимыми, хотя в

действительности самостоятельными они не являются, так как у них есть свои учредите-

ли и финансисты.

Учитывая воздействие СМИ на сознание и поведение людей, имея в виду возмож-

ность и опасность злоупотребления таким влиянием, государство стремиться оградить себя

от данных негативных последствий, в частности, посредством законодательных запретов.

Так, имеющий конституционный характер шведский Акт о свободе печати 1949 г. №105

(с изменениями, 1994 г. №1475) в §2 главы 6 запрещает демонстрацию порнографических

изображений в публичных местах, а также рассылку либо иное распространение изобрази-

тельных и печатных произведений, создающих опасность нравственному воспитанию гра-

ждан1. Для достижения аналогичных целей ч. 3 ст. 20 Конституции Испании 1978 года пре-

дусматривает парламентский контроль за СМИ, учрежденными государством2.

Следует заметить, что монархическая форма правления никоим образом не стес-

няет развитие всевозможных информационных систем. В Японии, например, ежедневно

выходит 104 газетных издания, 72 еженедельных (общим тиражом – 33,8 млн экз.) и 2822

ежемесячных журнала. По общему тиражу ежедневных газет (68,3 млн) «страна восходя-

щего солнца» занимает второе место в мире, уступая лишь США, а по количеству газет на

душу населения – первое3. Самыми влиятельными информационными концернами Япо-

нии являются «Асахи симбунся», «Майнити синбунся», «Иомиури симбунся». Политиче-

ские партии и профсоюзы также имеют свои издания тиражом от 100 до 600 тыс. экземп-

ляров4. В Японии действуют три крупных информационных агенства: «Киодо цусин»,

«Дзидзи цусин», «Джапан Прес Сервис»5.

Британская корона также лояльно относится к многообразию взглядов излагаемых

многочисленными СМИ страны. Так, помимо еженедельных и ежеквартальных периоди-

ческих изданий, в Соединенном королевстве выходит 11 ежедневных газет. В Великобри-

тании действуют три информационных агентства. Самое крупное из них – Рейтор – спе-

циализируется на распространении иностранной информации. Оно контролируется Ас-

социацией газетных издателей и агентством Пресс Ассошиэйшин, занимающимся

аккумулированием внутренней информации6.

1 См.: Акт о свободе печати 1949: 105 (с изменениями 1994 г. №105) // Конституции государств Ев-

ропейского Союза. – С. 731.

2 См.: Конституция Испании 1978 г. ч. 3 ст. 16 // Там же. С. 375.

3 См.: Иностранное конституционное право / Под ред. проф. В.В. Маклакова – С. 260.

4 См.: там же.

5 См.: там же. С. 261.

6 См.: там же. С. 44.

Глава 7. Сущность государственной власти

и политической системы

179

Вместе с тем монархиям, как и республикам, приходится ограничивать свободу

слова и печати, чтобы защитить собственный суверенитет. В Швеции, например, престу-

плениями считаются деяния по распространению информации, составляющей государ-

ственную тайну, подстрекающей к войне, мятежу, панике и т.д.1

След

Наши рекомендации