Политическая система и ее институциональные компоненты
В результате взаимодействия государства с обществом, индивидами и их объеди-
нениями возникает сложная структура публично-правовых отношений, связанных с
управлением социальными процессами политического характера. В самом широком
смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо) и по своей сути сво-
дится к побуждающему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является
упорядочение любой системы, обеспечение ее функционирования в полном соответст-
вии с закономерностями корпоративного существования и развития. Поэтому социаль-
ное управление всегда базируется на определенной соподчиненности воль людей, что
предопределяет необходимость их координации, ибо, брошенные на самотек, они могут
привести к установлению произвола слепой силы над справедливостью. В условиях госу-
дарственной организации общества, для поддержания правопорядка, публичная власть
берет на себя обязанности вмешиваться в социальные отношения, структурирующиеся в
особую политическую систему, определяемую в научном мире с различных точек зрения.
Так, И.А. Иванников считает, что «политическая система общества – это совокупность
отношений в системе государственных и негосударственных социальных институтов
конкретного классового общества, осуществляющих определенные политические функ-
ции»2. В.Я. Любашиц дает более абстрактную дефиницию: «Политическая система это
система взаимодействующих между собой норм и основанных на них политических ин-
ститутов, учреждений, организующих функционирование политической власти»3.
С.Ю. Кашкин полагает, что политическая система – «это отношения, связанные с функ-
ционированием политической власти в обществе, концентрированным выражением ко-
торой является государственная власть»4. Для В.Д. Перевалова политическая система
есть «комплекс институциональных образований, которые выявляют потребности и ин-
тересы социальных групп, формируют и организуют взаимодействие людей по осуще-
ствлению публичной власти на соответствующей территории».5 По мнению Н.И. Мату-
зова и А.В. Малько, «политическая система – это упорядоченная на основе права и иных
социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических
партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой происходит по-
литическая жизнь общества и осуществляется политическая власть».6 Думается, что дан-
ная дефиниция является наиболее удачной из всех рассмотренных выше.
1 См.: Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. – С. 200.
2 Иванников И.А. Теория государства и права. – С. 157.
3 Любашиц В.Я., Смоленский М.Б., Шепелев В.И. Теория государства и права. – С. 162.
4 Кашкин С.Ю. Политические отношения // Конституционное (государственное) право зарубеж-
ных стран: В 4-х томах. Т. 1–2 / Под ред. Б.А. Страшуна. – С. 206.
5 Перевалов В.Д. Политология. – М., 2003. – С. 121.
6 Матузов Н.В., Малько А.В. Теория государства и права. – С. 96.
Глава 7. Сущность государственной власти
и политической системы
171
Политическая система имеет ряд характерных черт:
1) в ее рамках осуществляется политическая власть;
2) она зависит от качества общественной среды и социальной структуры населения
страны;
3) ей присуща относительная самостоятельность1.
В конечном счете политическая система регулирует производство и распределе-
ние благ между социальными общностями на основе использования государственной
власти, участия в ней, борьбы за нее.
Независимо от научных подходов любая политическая система производна от ма-
териальных, в первую очередь экономических условий жизни общества, от его социаль-
ной структуры и господствующей идеологии (светской или религиозной, патриотиче-
ской или космополитической и т.д.). Вследствие этого политическую систему рассматри-
вают сквозь призму составляющих ее элементов и часто именуют политической
организацией общества, которая консолидирует усилия взаимосвязанных и взаимодейст-
вующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах
собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций,
реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права
посредством государственного аппарата2.
Кроме того, следует помнить, что любая система общества, в том числе и полити-
ческая, представляет собой целое, упорядоченное множество элементов, взаимодействие
которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория «политическая
система» позволяет глубоко проникнуть в политические интересы классов, социальных,
этнических групп и разобраться во взаимосвязях политических явлений.
Таким образом, государство целесообразно изучать в процессе взаимодействия с
институциональными категориями политической системы: политическими партиями,
профсоюзами, церковью, средствами массовой информации и различными формами
прямого волеизъявления граждан (например, референдумом и плебисцитом). Связано
это с тем, что основным назначением вышеперечисленных элементов является обеспече-
ние целостности, единства действий людей в политике и их связи с государством. Более
того, институциональный подход позволяет обозначить устойчивые и реальные во вре-
мени и пространстве характеристики политических явлений. Суть этого подхода отража-
ет организационный критерий, призванный показать, что отдельные индивиды сами по
себе не могут выступать в виде элементов политической системы. Люди рождаются как
социально-биологические, но не политические существа. Они представляют собой в этом
плане тот «материал», из которого в соответствующих исторических условиях при нали-
чии определенных социальных качеств формируются элементы и системы в целом. Та-
кими условиями выступают процессы разделения труда, образования имущественно не-
равных социальных слоев, групп, классов, а качествами – общечеловеческая, классовая,
групповая и национальная солидарность.
Под воздействием этих сил образуются политические партии. Термин «партия»
произошел от латинского слова «partis» – группа, часть. Политические партии представ-
ляют собой организованные группы единомышленников, отстаивающие интересы части
народа и ставящие своей целью их реализацию путем завоевания, удержания и осущест-
вления государственной власти или влияния на нее3. Политические партии в отличие от
политических движений имеют постоянные организационные структуры и детально
1 Матузов Н.В., Малько А.В. Теория государства и права. – С. 96.
2 См.: Политология. Энциклопедический словарь. – М., 1993. – С. 273.
3 Иванников И.А. Теория государства и права. – С. 159.
Общая теория государства
172
разработанные политические программы. К тому же политические движения распадают-
ся при достижении поставленных целей. Например, отставка правительства, изменение
законодательства и т.д.
Партии считаются долговременными носителями определенных общественных
идеалов отдельных социальных слоев1.
Основными функциями политических партий являются:
1. Распределение (перераспределение) в обществе властных статутов.
2. Углубление связей и отношений между различными ветвями власти, местными и
центральными органами государственного управления, политическими институтами.
3. Отбор и рекрутирование политических лидеров и элит для всех уровней полити-
ческой системы.
4. Связь населения с государственными структурами.
5. Проведение избирательной кампании по формированию законодательных орга-
нов власти2.
Классифицируют политические партии по различным основаниям: а) по соци-
альному (классовому) составу – на буржуазные, рабочие, крестьянские, помещичьи и
т.д.; б) по идеологическому критерию – на мировоззренческие и прагматические (без
идеологической программы); в) по принципу организации – на кадровые (состоящие из
профессиональных политиков) и массовые, с фиксированным и нефиксированным
членством; г) по способу деятельности – на легальные и нелегальные, правящие и оппо-
зиционные; д) по социальным ценностям – на традиционалистические (консерватив-
ные) и революционные.
Совокупность политических партий образует партийную систему. В обобщенном
виде партийные системы делятся на однопартийные, двухпартийные и многопартий-
ные3. Последние, в свою очередь, состоят из подсистем: 1) поляризованного плюрализма
(многопартийные с одной партией-гегемоном); 2) с устойчиво лидирующей партией; 3)
строго фиксированного ограниченного плюрализма; 4) основанные на перманентной
конфронтации партий4.
Государства используют различные схемы взаимодействия с политическими пар-
тиями. Так, в Бутане, Иордании, Объединенных Арабских Эмиратах и Саудовской Ара-
вии создание политических партий запрещено законом5.
Однопартийная система с единственно разрешенной фашистской партией суще-
ствовала в итальянском королевстве с 1922 по 1945 гг.6
Великобритания имеет двухпартийную систему, сложившуюся еще в конце XVII века,
когда были образованы партии тори (защищавших интересы феодально-помещичьей ари-
стократии) и вигов (отражавших потребности нарождающейся буржуазии)7. Начиная с Пер-
вой мировой войны, фаворитами британских избирателей являются консервативная и лей-
бористская партии, попеременно сменяющие друг друга у руля государственной власти.
1 Иванников И.А. Теория государства и права. – С. 160.
2 См.: там же. С. 161.
3 См.: там же. С. 160; Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4-х томах.
Т. 1–2 / Под ред. Б. А_____. Страшуна, – С 254–256; Конституционное право зарубежных стран / Под общ.
ред. чл.-корр. РАН, проф. М.В. Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И. Лейбо и д.ю.н., проф. Л.М. Энтина. – М.,
2004. – С. 169–174.
4 См.; там же.
5 См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4-х томах. Т. 1-2 / Под ред.
Б.А. Страшуна. – С 256.
6 Там же. С. 256.
7 См.: Иностранное конституционное право / Под ред. проф. В.В. Маклакова. – М., 1997. – С. 39.
Глава 7. Сущность государственной власти
и политической системы
173
Консервативная партия – одна из крупнейших партий Соединенного королевства,
насчитывает около 2 млн членов. Официально она оформилась в 1867 г. на базе партии
тори, выражавшей интересы помещиков и высшего духовенства. Поскольку целью пар-
тии является участие в работе Палаты общин и формирование правительства, то главную
роль в выработке политики и руководстве этой организации играет парламентская
фракция во главе с ее лидером. Консерваторы имеют 11 региональных организаций, в
каждой из которых создается совет, исполком и аппарат управления. В избирательных
округах действуют ассоциации и местные органы Союза молодых консерваторов и Кон-
сервативного политического центра. В среднем каждая локальная организация насчиты-
вает две с половиной тысячи человек1.
Консервативная партия не имеет устава и четкой долговременной программы
(вместо нее перед очередными парламентскими выборами издается предвыборный ма-
нифест, содержащий план деятельности правительства, если партия одержит победу на
выборах). Внутри партии существует несколько политических течений. Так, «новые» то-
ри тэтчеровского периода выражают интересы большинства той части населения, кото-
рая выступает за развитие личной инициативы и частного предпринимательства, огра-
ничение государственного регулирования, обеспечение правопорядка, законности, за
защиту «национального достоинства» и сокращение неэффективного производства. Реа-
лизуя эти интересы, правительство, возглавлявшееся М. Тэтчер, например, осуществило
__________частичную денационализацию и преобразование институтов государственного регули-
рования экономики в интересах бизнеса, в два с лишним раза уменьшило максимальный
уровень налогов (с 83 до 40%), произвело распродажу части муниципальных домов и ог-
раничило права профсоюзов2.
Консерваторам Великобритании противостоит лейбористская партия – вторая по
значимости в стране. Создана она в 1900 г. по инициативе профсоюзов и ряда социали-
стических организаций для поддержки избрания представителей рабочих в парламенте.
Главную роль в руководстве этой партии также играет парламентская фракция, изби-
рающая своего лидера. Но в отличие от консерваторов глава лейбористов имеет влияние
на рядовых членов, поэтому структура партии более децентрализована. Так, лейборист-
ская фракция в Палате общин разделена на левых (группа «Трибюн»), правоцентристов
(группа «Манифест») и «профсоюзников». Роль партийной конференции у лейбористов
выше, чем у тори: она избирает Национальный исполком, который по уставу является
«административным органом партии». На местном уровне действуют генеральные коми-
теты партии. Общий состав партии колеблется между 6,2 и 6,5 млн человек. В целом, бри-
танские лейбористы выступают за сохранение государственного регулирования эконо-
мики при увеличении капиталовложений в развитие промышленности, повышение роли
государственной собственности и планирования, расширение программы социальных
услуг, национализацию ряда крупнейших монополистических объединений, привлече-
ние профсоюзов к управлению предприятиями3.
Многие государства не отрицают и многопартийные политические системы раз-
личных видов.
Так, в Японии сложилась самобытная многопартийная система поляризованного
плюрализма, с одной партией-гегемоном. Хотя в стране зарегистрировано около 10 тыс.
политических организаций, подавляющее большинство их действует на локальном и
префектуральном уровне. Наибольшим влиянием пользуется ЛДПЯ (ЛДПЯ __________– Либераль-
1 См.: Иностранное конституционное право / Под ред. проф. В.В. Маклакова. – С. 40.
2 См.: там же.
3 См.: там же. С. 41.
Общая теория государства
174
но-демократическая партия Японии), доминирующая на политической арене со второй
половины XX столетия. Образовалась она в 1955 г. в результате объединения либеральной
и демократической партий. С момента создания являлась правящей. Ее руководство не-
разрывно связано с крупным бизнесом и высшей бюрократией, а также с мелкими и
средними предпринимателями. Характерная черта ЛДПЯ состоит в том, что в ней насчи-
тывается шесть фракций. Лидер партии формально избирается партийным съездом, а
фактически утверждается компромиссным соглашением фракций. Глава ЛДПЯ не может
занимать свой пост более двух лет.
Официально в партии насчитывается свыше 2,9 млн человек, но основная роль в
определении политического курса принадлежит членам парламентских фракций. Либе-
ральные демократы Японии выступают за сохранение стабильности в обществе, свободу
предпринимательства и ограничение государственного вмешательства в регулирование
экономики1.
В шведском королевстве многопартийная система отличается от японской тем, что
устойчиво лидирующей на парламентских выборах Социал-демократической рабочей
партии приходится составлять политические альянсы с другими партиями, прошедшими
в Риксдаг. Обычно это Умеренно-коалиционная (правая) партия, Народная (либерально-
буржуазная) партия, Партия центра, Левая партия коммунистов Швеции2.
Испания представляет классический пример партийной системы, основанной на
перманентной конфронтации различных партий (их около 200), из которых основными
являются: Социалистическая рабочая партия, Коммунистическая партия, Партия трудя-
щихся (Коммунистическое единство), Народная партия, Консервативная партия и т.д.
Для формирования правительства вышеперечисленным политическим организациям
приходится составлять различные политические блоки и союзы3.
Стоит __________обратить внимание на то, что монархии не знают партийных систем строго
фиксированного, ограниченного плюрализма, с жестко определенными легальными
партиями, число которых не может быть изменено. Такие модели известны республикан-
ским формам правления в Бразилии (1966–1979 гг.), Сенегале (1977–1980) и т.д.4
Наряду с политическими партиями важным институтом политической системы
являются профсоюзы, представляющие собой массовые общественные организации на-
емных работников, основанные на общности их интересов по улучшению условий жизни
и труда своих членов5.
Первые легальные профсоюзы (тред-юнионы) возникли в монархическом госу-
дарстве – Великобритании в 1824 году. Затем Германская империя в 1890 г. отменила за-
прет на их деятельность6. В тот же самый исторический период республики наоборот от-
рицали возможность создания профессиональных организаций трудящихся. Так, в 1806 г.
в связи с забастовкой сапожников в Филадельфии (США) суд использовал доктрину об-
щего права о «преступном сговоре», которую применил к объединению рабочих, ста-
вивших своей целью повышение зарплаты. По существу, в XIX веке на основе этой док-
трины в судебной практике США выработалось представление о незаконности профес-
1 См.: Иностранное конституционное право / Под ред. проф. В.В. Маклакова. – С. 256–257.
2 См.: Моргунова М.А. Конституция Швеции. Вводная статья // Конституции государств Евро-
пейского Союза. – С. 695.
3 См.: Иностранное конституционное право / Под ред. проф. В.В. Маклакова. – С. 191–192.
4 См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4-х томах. Т. 1–2 / Под ред.
Б.А. Страшуна. – С. 255–256.
5 Иванников И.А. Теория государства и права. – С. 161.
6 См.: История государства и права зарубежных стран. Ч. 2 / Под ред. проф. Н.А. Крашениннико-
вой и проф. О.А. Жидкова. – С. 567, 681.
Глава 7. Сущность государственной власти
и политической системы
175
сиональных союзов рабочих и проводимых ими забастовок1. В 1890 г. Конгресс Соеди-
ненных Штатов принял закон Шермана2, приравнивающий профсоюзы к монополиям и
ставящий их вне закона3. Во Франции деятельность союзов и объединений рабочих была
разрешена в 1864 г. Императором Наполеоном III, а не республиканцами французской
буржуазной революции конца XVIII столетия4.
В 90-х гг. XX века профсоюзы Великобритании объединяли около 40% трудящихся
страны, а Японии – 20,4%. Выразителем политических интересов английских трейд-
юнионов является лейбористская партия королевства, лидеры которой нередко становят-
ся премьер-министрами, возглавляющими исполнительную вертикаль государственной
власти. Испанское правительство в соответствии с ч. 2 ст. 131 Конституции Испании 1978 г.
при разработке проектов планирования экономического развития национальной про-
мышленности обязано пользоваться помощью и содействием профессиональных органи-
заций трудящихся5.
Таким образом, в условиях монархической формы правления не только впервые в
мире были легализованы профсоюзы, но и объединения рабочих приобрели политиче-
скую силу, влияющую на деятельность партий, парламентов и исполнительных органов
своих государств.
Значительное воздействие на политическую систему государства оказывает цер-
ковь и ее институты. В переводе с греческого церковь – это божий дом6. В настоящее вре-
мя под «церковью» понимают тип религиозной организации или христианское культо-
вое здание, имеющее алтарь и помещение для богослужения. Политологическое, право-
вое и социологическое содержание имеет лишь первое значение данного термина.
В организационной структуре церкви существуют две социальные группы – духо-
венство (клир) и миряне (рядовые верующие).
Следует помнить, что религиозные общины и объединения, представляющие се-
годня крупнейшие мировые религии – христианство, ислам, буддизм, а подчас и менее
распространенные – иудаизм, синтоизм и др. – на протяжении последних тысячелетий
истории человечества оказывали огромное влияние на политические процессы, происхо-
дившие в обществе, на формирование правосознания граждан и функционирование
публичного аппарата государственной власти. Такое воздействие продолжается и ныне –
в начале XXI века. По данным статистики, к середине 90-х гг. XX столетия из всего населе-
ния Земли лишь 831 млн человек заявляли о себе как об атеистах; 1 млрд 665 млн – при-
числяли себя к последователям Христа; остальные 2 млрд 604 млн – исповедовали иные
теологические учения7.
В многонациональных, поликонфессиональных странах религиозные проблемы
нередко переплетаются с национальными, расовыми, этническими. Однако чисто нацио-
1 См.: История государства и права зарубежных стран. Ч. 2 / Под ред. проф. Н.А. Крашениннико-
вой и проф. О.А. Жидкова. – С. 603–604.
2 См.: Закон Шермана. Акт о защите торговли и коммерции от незаконных ограничений и моно-
полий (США 1890 г.) // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. проф.
З.М. Черниловского. – С. 201.
3 См.: История государства и права зарубежных стран. Ч. 2 / Под ред. проф. Н.А. Крашениннико-
вой и проф. О.А. Жидкова. – С. 605.
4 См.: там же. С. 641; Закон относительно собраний рабочих и ремесленников одного и того же со-
стояния и одной и той же профессии (закон Ле-Шапелье 1791 г. – Франция) // Хрестоматия по
всеобщей истории государства и права / Под ред. проф. З.М. Черниловского. – С. 212.
5 См.: Конституция Испании 1978 г. // Конституции государств Европейского Союза. – С. 399.
6 См.: Иванников И.А. Теория государства и права. – С. 161.
7 См.: Политология. Энциклопедический словарь. – М., 1993. – С. 393.
Общая теория государства
176
нальных вероисповеданий осталось немного, например, синтоизм у японцев, сикхизм у
пенджабцев, иудаизм у евреев и т.д. Как правило, национальное самосознание превалиру-
ет над конфессиональным, хотя бывает, что религиозная общность осознает себя этнона-
циональной. Так, в некоторых арабских странах (Саудовская Аравия, Иордания и т.д.) в
число национальных меньшинств включаются группы, не исповедующие ислам, а подчас и
мусульмане, не принадлежащие к доминирующему религиозному течению в государстве1.
Державы мира используют различные модели взаимодействия церкви и полити-
ческих органов управления обществом.
В исламских королевствах религиозные и государственные учреждения сосущест-
вуют в неразрывном единстве. Так, мусульмане-сунниты считают, что халиф, как глава
государства, является и верховным руководителем всех правоверных. Поэтому монарху
наряду со светскими прерогативами вручаются и духовные. Например, хотя Король Сау-
довской Аравии и не носит титула Халифа – он обладает религиозной властью, а монарх
Марокко, как эмир правоверных, обязан следить за соблюдением норм ислама2.
Вместе с тем сунитская концепция кладет в основу организации и деятельности
исламского государства принцип совещательности (ашшура): при главе государства соз-
дается коллегиальный орган из знатоков мусульманского права, консультирующий его
при принятии им законов, указов и распоряжений. Такой порядок принятия решений
Эмиром действует в Катаре3.
Шиитская политическая теория иммамата стоит на том, что властные полномочия
должны сосредотачиваться в руках непогрешимого духовного руководителя мусульман-
ских общин. Преимущественно она используется исламскими республиками, которые
мало чем отличаются от монархий. Связано это с тем, что Магомет запрещает правовер-
ным ставить над собой коллективное управление, ибо Сура 3 «Семейство Имрана» стих
95 (100) Корана отмечает: «Если вы будете повиноваться партии тех, кому даровано писа-
ние, они обратят вас, после того как вы уверовали, опять в неверных»4. Так, в Исламской
Республике Иран учрежден институт Руководителя (Факиха) государства, вождя нации и
гаранта соблюдения норм шариата, стоящего выше Президента. Он назначает адильфа-
кихов – членов Попечительного совета, Генерального прокурора, Председателя Верхов-
ного суда, высших военачальников, утверждает и смещает Президента республики в слу-
чае принятия Исламским консультативным собранием (парламентом) решения о его по-
литической некомпетентности, объявляет амнистию и смягчает наказания в соответствии
с нормами мусульманского права. Судебные органы руководствуются не только закона-
ми, принятыми Исламским консультативным собранием, но и фетами (посланиями) Ру-
ководителя, которые обладают высшей юридической силой, нежели акты парламента.
Упомянутый Попечительный совет дает заключения о соответствии принятых парламен-
том законов предписаниям Корана и Конституции; в случае противоречия акты законо-
дателей возвращаются им на доработку. Подобные органы действуют в исламских мо-
нархиях, например в Саудовской Аравии, с тем лишь отличием, что роль Духовного Ру-
ководителя (Вождя нации) принадлежит королю5.
Западноевропейские государства также не знают единого шаблона взаимодейст-
вия церкви и религиозных объединений. Так, в Великобритании признаются государст-
венными англиканская церковь Англии и пресвитерианская церковь Шотландии. Воз-
1 См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4-х томах. Т. 1–2 / Под ред.
Б.А. Страшуна. – С. 279–280.
2 См.: там же. С. 285.
3 См.: Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. – М., 1986. – С. 113, 132–134.
4 Коран // Перевод и комментарии И.Ю. Крачковского. – Баку, 1990.
5 См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. В 4-х томах. Т. 1–2 / Под ред.
Б.А. Страшуна. – С. 285–286.
Глава 7. Сущность государственной власти
и политической системы
177
главляются они британским королем (или королевой), который назначает на должности
высших духовных сановников. Более того, в Палате лордов британского парламента име-
ется определенная квота для церковных иерархов, занимающих свои места пожизненно1.
Шведская церковь, в отличие от британской, непосредственно управляется парла-
ментом – Риксдагом, принимающим законы, касающиеся ее теологического учения, ко-
торые в последующем должны быть одобрены священнослужителями евангелического
вероисповедания. Высший церковный клир шведского королевства назначается прави-
тельством из числа кандидатур, предложенных церковным съездом2.
Испанская монархия отвергает вышеприведенные подходы к различным вероис-
поведаниям и исходит из того, что никакая религия не может быть государственной. Хотя
все публичные органы власти королевства обязаны принимать во внимание религиозные
верования населения страны и поддерживать отношения сотрудничества с католической
церковью и другими конфессиями3.
В датском королевстве Евангелистическая Лютеранская Церковь является офици-
альной церковью Дании, которая пользуется поддержкой государственной власти4. Устав
этой религиозной организации устанавливается законом5.
Особая связь церкви и государства констатируется Основным законом Греции 1975
года. Так, в эпиграфе к Конституции отмечается, что она принята «Во имя Святой, Еди-
носущной и Нераздельной Троицы»6.
Кроме того, в ч. 1 и 2 ст. 3 Конституции Греции 1975 года закреплена норма, в со-
ответствии с которой «господствующей в Греции религией является религия восточно-
православной Церкви Христовой. Православная Церковь Греции, признающая своим
Главой Господа нашего Иисуса Христа, неразрывно связана в своих догматах с Великой
Константинопольской Церковью и со всякой единоверной Церковью Христовой, неук-
лонно соблюдает, так же как и они, святые апостольские и соборные каноны и священные
традиции. Она является автокефальной и управляется Священным Синодом архиереев,
находящихся на церковной службе, и избираемые ими Постоянным Священным Синодом,
который издается в порядке, определяемом уставом Церкви, с соблюдением положений
Патриаршего тома от 29 июня 1850 года и акта Синода от 4 сентября 1928 года. …Текст
Священного Писания сохраняется неизменным. Официальный перевод его на какой-
либо другой язык без разрешения автокефальной Церкви Греции и Великой Константи-
нопольской Церкви Христовой запрещается»7.
Специфическим субъектом воздействия на публичные учреждения власти в обще-
стве являются средства массовой информации (СМИ): пресса, радио, телевидение и т.д.
Главная задача СМИ состоит в информировании населения обо всем, что представляет
или может представлять интерес для каждого гражданина. Этот фактор определяет силу
современных теле-, радио-, печатных и др. вещателей происходящих событий, так как
они вносят в сознание читателей, зрителей и слушателей различные идеи, побуждающие
к определенной деятельности. Поэтому государство, политические партии, церковь и
профсоюзы часто выступают учредителями СМИ, через которые доводят до всеобщего
сведения свои политические платформы, программы и установки.
1 См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. В 4-х томах. Т. 1–2 / Под ред.
Б.А. Страшуна. – С. 285–286.
2 См.: Форма правления Швеции. 1974. Переходные постановления к Закону 1974:152 // Консти-
туция государств Европейского Союза. – С. 725–727.
3 См.: Конституция Испании 1978 г. ч. 3 ст. 16 // Там же. С. 374.
4 См.: Ч. I. п. 4 Конституция Королевства Дании 1953 г. // Там же. С. 301.
5 См.: Ч. VII. п. 66 Конституция Королевства Дании 1953 г. // Там же. С. 311.
6 См.: Конституция Греции 1975 г. // Там же. С. 245.
7 См.: там же. С. 245–246.
Общая теория государства
178
В зависимости от политико-идеологических пристрастий отдельные СМИ пыта-
ются формировать необходимое их хозяевам общественное мнение. Например, они кон-
центрируют свое внимание только на положительных или отрицательных моментах про-
грамм и деятельности государственных органов, должностных лиц и т.д.; преувеличива-
ют или преуменьшают выгоды от реформ, проводимых в экономике страны, порой сводя
поставленные задачи к абсурду; активно обсуждают личности глав государств и премьер-
министров, их публичные высказывания и семейные отношения. На базе этой информа-
ции у избирателей формируются представления о тех или иных партиях, депутатах, мо-
нархах, органах государственной власти и т.д., что во многом определяет исход голосова-
ния за те или иные кандидатуры и решения.
Стремясь заручиться доверием возможно большего числа зрителей, читателей,
слушателей, многие из которых предпочитают получать информацию, не сдобренную
политическими предпочтениями, СМИ нередко объявляют себя независимыми, хотя в
действительности самостоятельными они не являются, так как у них есть свои учредите-
ли и финансисты.
Учитывая воздействие СМИ на сознание и поведение людей, имея в виду возмож-
ность и опасность злоупотребления таким влиянием, государство стремиться оградить себя
от данных негативных последствий, в частности, посредством законодательных запретов.
Так, имеющий конституционный характер шведский Акт о свободе печати 1949 г. №105
(с изменениями, 1994 г. №1475) в §2 главы 6 запрещает демонстрацию порнографических
изображений в публичных местах, а также рассылку либо иное распространение изобрази-
тельных и печатных произведений, создающих опасность нравственному воспитанию гра-
ждан1. Для достижения аналогичных целей ч. 3 ст. 20 Конституции Испании 1978 года пре-
дусматривает парламентский контроль за СМИ, учрежденными государством2.
Следует заметить, что монархическая форма правления никоим образом не стес-
няет развитие всевозможных информационных систем. В Японии, например, ежедневно
выходит 104 газетных издания, 72 еженедельных (общим тиражом – 33,8 млн экз.) и 2822
ежемесячных журнала. По общему тиражу ежедневных газет (68,3 млн) «страна восходя-
щего солнца» занимает второе место в мире, уступая лишь США, а по количеству газет на
душу населения – первое3. Самыми влиятельными информационными концернами Япо-
нии являются «Асахи симбунся», «Майнити синбунся», «Иомиури симбунся». Политиче-
ские партии и профсоюзы также имеют свои издания тиражом от 100 до 600 тыс. экземп-
ляров4. В Японии действуют три крупных информационных агенства: «Киодо цусин»,
«Дзидзи цусин», «Джапан Прес Сервис»5.
Британская корона также лояльно относится к многообразию взглядов излагаемых
многочисленными СМИ страны. Так, помимо еженедельных и ежеквартальных периоди-
ческих изданий, в Соединенном королевстве выходит 11 ежедневных газет. В Великобри-
тании действуют три информационных агентства. Самое крупное из них – Рейтор – спе-
циализируется на распространении иностранной информации. Оно контролируется Ас-
социацией газетных издателей и агентством Пресс Ассошиэйшин, занимающимся
аккумулированием внутренней информации6.
1 См.: Акт о свободе печати 1949: 105 (с изменениями 1994 г. №105) // Конституции государств Ев-
ропейского Союза. – С. 731.
2 См.: Конституция Испании 1978 г. ч. 3 ст. 16 // Там же. С. 375.
3 См.: Иностранное конституционное право / Под ред. проф. В.В. Маклакова – С. 260.
4 См.: там же.
5 См.: там же. С. 261.
6 См.: там же. С. 44.
Глава 7. Сущность государственной власти
и политической системы
179
Вместе с тем монархиям, как и республикам, приходится ограничивать свободу
слова и печати, чтобы защитить собственный суверенитет. В Швеции, например, престу-
плениями считаются деяния по распространению информации, составляющей государ-
ственную тайну, подстрекающей к войне, мятежу, панике и т.д.1
След