Гарантия основных прав человека. Классические теории элит.

Классические теории элит.

Макиавеллистская школа (Г.Моска, В.Парето). Любому обществу присуща элитарность. В основе этого лежит факт естественных различий людей: физических, психологических, умственных, моральных. Эта элита характеризуется особыми полит и организаторскими качествами. Массы признают право элиты на власть. Элиты сменяют друг друга в ходе борьбы за власть, поскольку добровольно власть никто не уступает.

Ценностные теории (В.Ропке, Ортега-и-Гассет). Элита - это слой общества, наделенный высокими способностями к управлению. Элита есть результат в большей степени естественного отбора лиц с выдающимися качествами и способностями управлять обществом. Формирование элиты не противоречит принципам демократии. Социальное равенство людей должно пониматься как равенство возможностей.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Политическая система – это структура взаимодействия различных политических сил (субъектов и объектов) и государства. Впервые теория политических систем была детально разработана крупным американским (канадским) политологом Д. Истоном в 50 – 60 х. годах XX века. Затем она получила развитие в трудах Г. Алмонда, К. Дойча.

По своей структуре система представлена:

- элементным составом;

- целостным единством, которое предполагает разнородность и разнокачественность ингредиентов системы, их относительную автономность и дифференцированость, внутреннюю активность и способность к самоорганизации

Элементы политической системы:

- Политические институты – структурированные субъекты политического процесса (политические партии, НПО, государство и.т.д);

- Политическая культура - совокупность ценностных ориентаций в политике (политические традиции, политические нормы)

- Законодательная база – совокупность прописанных юридических нормативов, обязательных для исполнения;

- Информационное поле – структура взаимодействия всех коммуникативных каналов, в которой происходит взаимообмен общественно – политической информацией;

Функции политической системы:

v Регулятивная функция. Установления рамок политической деятельности общества, его отдельно взятых индивидов и политических организаций (политических партий). Инструментом подобного регулирования выступает законодательная база, действующая в рамках конкретного государства;

v Коммуникативная функция. Процесс выработки, передачи и обмена политической информации. Благодаря этой функции политическая информация получает возможность циркулировать в рамках политической системы;

v Политическая социализация. Сущность этой функции заключается в усвоении политических знаний, норм и воспитании полноправных граждан общества, как субъектов политической системы;

v Артикуляция. Функция, согласно которой политическая информация (интересы и требования граждан) продвигается по политической системе. Например, проходит сбор подписей, которые направляются в различные муниципальные органы, а так же в парламент, правительство и к главе государства;

v Агрегация. Обработка политической информации политической системой. Например, законопроект инициированный нижней палатой парламента дорабатывается верхней, после чего согласовывается с общественными организациями, правительством и главой государства;

v Аккумуляция. Процесс накопления политической информации и её дальнейшее распределение по системе;

v Мобилизация. Сбор политических ресурсов, для реализации каких либо политических задач;

Развитие ПС:

1) Этап институализации политической системы. На этом этапе создаются новые институты гражданского общества (НПО), а так же политические партии. На этом же этапе в свою активную фазу вступает создание государственных учреждений и новых идеологий;

2) Этап общественно – политической координации. На этом этапе происходит обострение политической борьбы между представителями различных политических элит, что приводит к перераспределению политических ресурсов;

3) Этап качественного функционирования. На этом этапе появляются качественные признаки политической стабильности и эффективного политического взаимодействия политических сил внутри государства.

Типология государства.Одним из общепринятых критериев классификации государств является форма правления, определяемая структурой и правовым режимом высших органов государственной власти. Традиционно выделяют две основные формы правления – монархию и республику.

Монархияхарактеризуется номинальной принадлежностью государственной власти одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Монархии бываю абсолютными, ограниченными, конституционными. Абсолютнаямонархия характеризуется всевластием главы государства (Саудовская Аравия, Непал). Правительство назначается монархом. Оно выполняет его волю и ответственно только перед ним.

В конституционноймонархии власть монарха ограничена конституцией. Выделяют два вида конституционных монархий – дуалистическую и парламентскую. В дуалистической монархии монарх наделен преимущественно исполнительной властью (Кувейт, Иордания). В парламентской монархии монарх считается главой государства, но фактически выполняет лишь представительские функции. Законы принимаются парламентом. Право вето монархи в современном мире, как правило, не используют. Правительство формируется парламентом и ему подотчетно. Оно осуществляет реальное управление страной. Все издаваемые монархом распоряжения должны быть подтверждены главой правительства. Монарх же выполняет важную функцию символа нации и верховного арбитра, обеспечивающего единство страны.

Республика.В республиках источником власти является народ. Высшие государственные органы избираются законом. Республиканская форма правления является наиболее распространенной в современном мире. Существует три основных вида республики: президентская, парламентская и смешанная

Президентская республика предполагает жесткое разделение властей. Исполнительная власть возглавляется президентом, который является одновременно и главой государства. Президент избирается независимо от парламента.

Парламентская республика характеризуется тем, что правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Парламент также издает законы, утверждает бюджет, осуществляет контроль над правительством. Правительство обладает исполнительной властью. Руководитель правительства является фактически первым лицом в политической иерархии.

Смешанная республика. Для этой формы правления характерно сочетание сильной президентской власти с реальным контролем парламента за деятельностью правительства. Главная отличительная черта смешанной республики - двойная ответственность правительства (перед президентом и парламентом).

В зависимости от национально-территориальной организации государственной власти выделяют три формы государства – унитарное, федерация и конфедерация.

Унитарноегосударство отличается наличием единой системой высших органов государственной власти, единой конституции, единого гражданства, единой судебной системы.

Федерация – это государство, имеющее в своем составе относительно самостоятельных государственных образований. В федерации существуют два уровня власти. Полномочия их органов разграничены федеральной конституцией. Отличительной особенностью федерации является наличие двойной правовой системы, двойного гражданства, двухпалатного парламента. К ведению федерального правительства относятся вопросы внешней политики, обороны, финансового регулирования, установление важнейших налогов. Субъекты федерации не могут по своему усмотрению выйти из федерации. Федерации могут создаваться по территориальному признаку (США, Германия), национальному (Индия), смешанному (Россия).

Конфедерацияэто союз полностью независимых государств, объединившихся для проведения единой политики в общих целях. Каждый член конфедерации сохраняет полную государственную самостоятельность и делегирует центру лишь строго ограниченный круг полномочий. В конфедерации, как правило, отсутствует единый высший законодательный орган. Решения общих органов не имеют обязательного характера. Не существует единого гражданства, единой правовой и налоговой системы. Субъекты могут самостоятельно выходить из конфедерации. В определенные периоды своей истории конфедеративная форма государственного устройства была характерна для США (1776 – 1787 гг.), Швейцарии (1848 г.), Германии (Германский союз в 1815 – 1867 гг.). В настоящее время Швейцария хотя и именуется официально Швейцарской конфедерацией, но реально является федерацией. В современном мире можно с определенной долей условности считать конфедерацией Европейском союз (1991 г). В перспективе сложное и противоречивое сочетание интеграционных и дезинтеграционных процессов в современных федерациях может привести к образованию новых конфедераций.

Термин «государство» используется в двух значениях. В широком смысле государство рассматривается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Отождествляется по существу с такими понятиями как «страна», «общество». В узком смысле государство понимается как организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов в пределах определенной территории.

Характерные признаки современного гражданского общества:

  • наличие в обществе свободных владельцев средств производства;
  • развитость и разветвленность демократии;
  • правовая защищенность граждан;
  • определенный уровень гражданской культуры.

Рассмотрим структуру гражданского общества. Основными ее элементами являются

1. Политические партии.

2. Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.).

3. Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.

4. Научные и культурные организации, спортивные общества.

5. Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.

6. Независимые средства массовой информации.

7. Церковь.

8. Семья.

Элементы политической культуры:

1. Когнитивныйэлемент политической культуры позволяет индивиду познавать политическую среду, которая его окружает;

2. Нормативно – оценочный элемент политической культуры вырабатывает систему ориентаций индивида в политической среде;

3. Установочно-поведенческийэлемент определяет индивидуальный комплекс норм политического поведения;

4. Эмоционально – психологическийэлемент политической культуры определяет способность индивида реагировать на политическую ситуацию;

5. Стереотипный элементполитической культуры отвечает за формирование стереотипов в политическом сознании индивида.

Политическая социализация – это процесс усвоения индивидом выработанных обществом политических ориентаций, установок и моделей политического поведения, обеспечивающих его адекватное участие в политической жизни общества.

Политический режим (в самом общем плане) - это совокупность методов и средств осуществления политической власти. Исследование политического режима позволяет составить реальное представление о реализации политической власти, степени свобод и правовом положении личности в конкретной стране в определенный исторический период времени.

Политический режим – это устойчивая форма политического устройства государства, существующая на основе нормативных актов, идеологических ориентаций, а так же уникальных методов реализации государственной политики;

Классификация политических режимов:

1) По идеологиям. Коммунистические, фашисткие, неолиберальные;

2) По статусу политического лидера. Режим Пеночета, Режим Саддама Хуссеина;

3) По принципам управления. Тоталитарные, авторитарные, демократические

  Тоталитарный режим Авторитарный режим Мультилитарный (демократический) режим
Экономика Плановая или полностью контролируемая государством Элементы рыночной экономики Рыночная экономика
Партийная система Монопартийная полуторапартийная Бипартийная или мультипартийная
Тип политического поведения Конформистский Конформистский, или партикулярный Гражданский
Политическая культура Подданническая Подданническая. или патриархальная Активистская
Лидер Культ вождя Сильный национальный лидер Регулярно избираемый глава государства

Основные признаки, характеризующие демократический режим:

1. Суверенитет народа - признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет.

2. Периодическая выборность основных органов властипозволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти. Государственная власть рождается из честных демократических выборов, а не посредством военных переворотов и заговоров. Власть выбирается на определенный и ограниченный срок.

3. Всеобщее, равное и тайное избирательное право.Выборы предполагают наличие реальной соревновательности различных кандидатов, альтернативность выбора, реализацию принципа: один гражданин - один голос.

4. Конституция, закрепляющая приоритет прав личности над государством и обеспечивающая одобренный гражданами механизм разрешения споров между личностью и государством.

5. Принцип разделения властей(на законодательную, исполнительную и судебную) в построении государственного аппарата.

6. Наличие развитой системы представительства(парламентаризма).

Гарантия основных прав человека.

8. Политический плюрализм(от лат. pluralie - множественный), позволяющий легально действовать не только политическим и общественным движениям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным партиям и организациям.

9. Свобода выражения политических суждений(идеологический плюрализм) и свобода формирования ассоциаций, движений дополняется многообразием различных источников получения информации, независимыми СМИ.

10. Демократическая процедура принятия решений:выборы, референдумы, парламентское голосование и др. Решения принимаются большинством при уважении права меньшинства проявлять несогласие. Меньшинство (оппозиция) имеет право выступать с критикой в адрес правящей власти и выдвигать альтернативные программы.

Наши рекомендации