Политические элиты и политическое лидерство

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

Формирование элитистских представлений

Еще в древности люди заметили, что в обществе существуют две неравно­весные группы: относительно само­стоятельное и привилегированное меньшинство, которое властвует и управляет, и большинство, которое является объектом власти и управления. Самостоятельные элитистские концепции возникли лишь в кон­це XIX столетия, в борьбе с, условно говоря,антиэлитистскими тео­риями и идеями. Например, сторонники Ж.Ж. Руссо, исходя из неделимости народного суверенитета.

Однако наиболее серьезным теоретическим оппонентом элитис­тов стало марксистское учение, в ответ на ряд положений которого, собственно, и сложились подобного рода концепции. Маркс, признавая, что обществом правит меньшинство (вла­дельцы или представители владельцев средств производства), выска­зывали уверенность в том, что при переходе от социализма к коммунизму, каж­дый человек начнет осуществлять определенные управленческие фун­кции, в результате чего большинство общества возьмет в свои руки функции власти, а государство, как аппа­рат, стоящий над обществом, постепенно «отомрет».

Приверженцы же становящихся элитистских подходов обосновы­вают свою позицию тем, что история не знает исключений и потому власть меньшинства над большинством постоянна.

Основоположниками данного теоретического направления стали итальянские экономисты и социологи В. Парето и Г. Моска.

Учения В. Парето и Г. Моски

В. Парето (1848-1923) в своих основ­ных трудах «Социальные системы» (1902) и «Трактат общей социоло­гии» (1916) сформулировал концепцию, согласно которой равнове­сие и динамика любой социальной системы детерминируются (причинно обусловливается) правя­щим меньшинством – элитой, проходящей определенные циклы своего развития.

Элиты– это то лучшее, что создается в недрах об­щества; они возникают из его низших слоев, в ходе борьбы поднима­ются в высшие круги, расцветают там, а впоследствии вырождаются и исчезают.

Им на смену приходят так называемые контрэлиты, ко­торые проходят те же фазы развития и упадка, а затем тоже сменя­ются новыми элитарными образованиями.

При этом смена элит, как правило, знаменует собой чередование у власти разных типов элит, в частности, «лис» (изворотливых, хитрых и беспринципных) и «львов» (обладающих чувством преданности государству, консервативно на­строенных и не боящихся применять силу), использующих различ­ные методы управления и властвования.

В целом элиты имеют тенденцию к упадку, а приходящие им на смену контрэлиты – к производству потенциально элитарных эле­ментов. Этот кругооборот, циркуляцию элит Парето назвал «уни­версальным законом истории», который позволяет обществу накап­ливать и использовать все лучшее, что развилось в нем, ради соб­ственного благополучия. В этом смысле элита понималась как своеобразная меритократия, т.е. группа лучших людей, обладавших особыми со­циальными качествами, независимо от того, унаследовали они или приобрели их в процессе своего развития.

Таким образом, акцент на индивидуальных качествах лиц, обла­дающих интеллектуальным, нравственным или любым другим пре­восходством над остальными и на этом основании принадлежащих к элитарным группам, позволяет считать В. Парето основоположником так называемогоаристократического направления в элитологии. Качественно иной подход предложил еще один великий итальянец Г. Моска (1858-1941, заложивший в своих важнейших работах («Тео­рия управления и парламентское правление», 1884 и «Элементы по­литической науки», 1896) основы, условно говоря,функционально­го направления, рассматривавшего элиту как группу управляющих, выполняющих определенные социальные обязанности. Правда, вместо понятия «элита» Моска больше оперировал кате­горией «правящий класс», которая демонстрировала, что наряду со свойствами, отличавшими его представителей от остальных, в част­ности, богатством, военной доблестью, происхождением или владе­нием искусством управления, главной причиной его властного могу­щества являлась высокая степень внутренней организованности и спло­ченности данной группы. Именно это свойство и позволяет элите концентрировать в своих руках руководство обществом и государ­ством, объединяя население в процессе перехода от одной исторической эпохи к другой.

Параллельно с Моской такие же подходы развивал и немецкий ученый Р. Михельс (1876-1936), господство элиты непосредствен­но определяется невозможностью прямого участия масс в управлен­ческих процессах и контроля с их стороны. Таким образом, организация политических взаимодействий, неизбежно выдвигает мень­шинство на руководящие позиции. Причем естественная динамика организационных процессов непременно ведет к вырождению пра­вящих групп в олигархические объединения.

Оригинальную концепцию предложил Р. Миллс, исследовавший на примере американского общества политическую элиту как сово­купность представителей важнейших «институциализированных иерар­хий», т.е. высших должностных лиц в составе глав корпораций, поли­тических администраторов и военного руководства. При этом, по мне­нию Миллса, наибольшим влиянием в данном треугольнике власти обладают лица (включая и часть неизбираемой, бюрократической эли­ты), находящиеся в неформальных отношениях друг с другом и оказывающие основное влияние на весь процесс принятия решений.

Весьма оригинально рассматривал функциональные основания политических элит и Дж. Гэлбрейт, предположивший, что важней­шее влияние на принятие политических решений оказывает так на­зываемаятехноструктура, т.е. та анонимная группа лиц, которая кон­тролирует процесс обращения служебной информации и тем самым реально предопределяет характер принимаемых наверху решений. Таким образом, была теоретически легализована роль так называе­мых серых кардиналов, нередко стоящих за кулисами власти и опре­деляющих ее важнейшие решения.

Промежуточный вывод

Можно выделить следующие определения элиты:

М. Вебер - Харизматические личности

Г. Лассуэл - Лица, получившие в обществе наибольший престиж

Дж.. Бернхейм- Лица, получающие материальные и нематериальные ценности в максимальном размере

М. Дюпре - Лица, имеющие высокое положение в обществе и благодаря этому влияющие на социальные прогресс

В. Парето - Лица, обладающие высшими показателями (результативностью) в своей области деятельности

Г. Моска - Элита как «правящий класс»

Р. Михельс - «Железный закон олигархии»

М. Вебер - Теория «рациональной бюрократии

Политическое лидерство

1. Политическое лидерство – это постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество, политическую организацию или большую социальную группу.

2. Политическое лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это руководящая должность.

3. Политическое лидерство – это символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти.

Теории политического лидерства:

Теория « личностных черт», т.е. лидерами становятся лица с определенными доминирующими чертами характера. Р. Каттел и Г. Стайс относят: нравственная зрелость, способность влиять на окружающих, целостность характера, социальная смелость, предприимчивость, проницательность, независимость от вредных привычек, отсутствие излишних переживаний.

Теория ситуации характеризует лидерство как производное от ситуации, т.е. каждая конкретная ситуация требует лидера с определенным набором черт и качеств личности.

Теория личностно-ситуативная. К формирующим лидерство факторам были отнесены: личностные черты лидера, его образы в сознании последователей, ролевые характеристики лидера, социальная и политическая ситуация, в которой развивалось лидерство.

Теория конституентов (решающей роли последователей лидера): особенности восприятия лидера в сознании масс, влияние ожиданий последователей по реализации их интересов и определенных действия со стороны лидера.

К влиятельным современным доктринам, объясняющим природу и назначение лидерства, относится иреляционная теория (Дж. Шен­нон, Л. Селигмен), в которой доводы и аргументы строятся на основе комплексного, системного учета факторов, относящихся к внешней среде, индивидуальным и личностным качествам властвующего лица, а также особенностям ситуации и иным обстоятельствам, определяю­щим поведение лидера. В рамках данной теории создаются многочис­ленные методики эффективного отбора и подготовки лидеров.

Психологические теории лидерстваакцентируют внимание на бессознательных влечениях и комплексах, определяющих как стремление к власти, так и специфические особенности ее осуществления:

v Лассуэлл, З. Фрейд – корни лидерства в сфере бессознательного личности, в особенностях детского и юношеского развития,

v Лассуэлл, Адлер – стремление к власти – лишь форма компенсации неполноценности и определенных психических травм. (КОМПЕНСАТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ),

v Эриксон - концепция харизматического лидерства. Харизма возникает в результате глубокого кризиса личности и кризиса общественного сознания. Личности, стремясь преодолеть это, творят новое видение мира и новые идеалы, в которых нуждается общество.

v Мотивационное направление акцентирует внимание на влияние мотивов на политическую деятельность. Этеридж проанализировал взаимосвязь между интенсивностью проявления властных мотивов и типа личности по Юнгу (экстраверт – интраверт).

Типология лидерства:

Вебер выделил следующие типы:

- традиционный, он означает, что люди занимают лидерское ме­сто в связи с действием определенных традиций и обычаев, господ­ствующих в конкретном (в основном доиндустриальном) обществе;

- рационально-легальный, при котором лидер получает свой ста­тус в связи с действием определенных политических (бюрократичес­ких) процедур и механизмов (выборов);

- харизматический, предполагающий наличие у соответствую­щих лиц большого авторитета среди населения, которое некритичес­ки воспринимает этих лиц.

v Херманн подразделяет лидеров по имиджу:

Знаменосцы – воплощение великой мечты, изменению политической системы.

Служитель – выразитель интересов своих приверженцев.

Торговец – продавать людям идеи, убеждать людей.

Пожарник откликается на порожденные ситуацией экстремальные события и проблемы.

v Джибб формулирует три типа лидерства: «патриарх» - к нему испытывают чувства любви и страха, «тиран» - к нему доминирует чувство страха, «идеальный» - чувство симпатии со стороны групп.

v Блондель по отношению лидеров к традициям и инновациям, объем сферы деятельности лидеров

v Американский ученый К. Ходжкинстон также выделяет ряд типов политических лидеров, а именно:лидеров-карьеристов, ориентирую­щихся на достижение личных эгоистических интересов во власти; лидеров-политиков, действующих в сфере власти в интересах пред­ставляемых ими граждан;лидеров-техников, умело использующих ап­паратные структуры и механизмы в процессе организации власти; и лидеров-поэтов, действующих в политике во имя высоких целей, ре­ализации идеологических целей и ценностей.

Объем сферы деятельности лидеров     по отношению лидеров к традициям и инновациям   Сохранение существующего положения по отношению лидеров к традициям и инновациям   Умеренные изменения по отношению лидеров к традициям и инновациям   Широкомасштабные изменения
Широкая сфера «Спасатели» - Черчилль, де Голль Патерналисты, популисты -Сталин Идеологи – Мао, Гитлер
Умеренная сфера Успокоители - Эйзенхауэр Пересмотрщики – Рейган, Тетчер Реформаторы - Рузвельт
Узкая сфера Менеджеры (повседневные проблемы) Улучшатели (модифицируют какой-то аспект) Новаторы Насало новой политике

Стиль лидерства – совокупность приемов и методов деятельности, характер взаимодействия с группами и последователями: авторитарный– жесткие распоряжения, угрозы, директивы, четкое определение цели; демократический – поощрение активности, инициативность членов группы, отстраненный – положение стороннего наблюдателя.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

Наши рекомендации