Постановка целей и задач исследования

Цель исследования - выявление тенденций социального самоопределения молодежи Могилевской области, влияния меняющихся экономических условий на формирование социальных ориентиров молодого поколения, а также оценка соотношения жизненных планов юношества и заданных обществом способов их реализации в условиях формирования рыночной структуры занятости.

Задачи исследования:

- исследование особенностей и тенденций профессионального самоопределения молодежи;

- изучение профессиональных ориентаций и трудовой занятости;

- выявление причин и факторов безработицы среди молодежи;

- рассмотрение особенностей формирования ценностных ориентаций, а также оценить вероятность совершения данной социальной группой отклоняющихся видов поведения;

- дать сравнительный анализ социальных настроений разных категорий молодежи;

- провести системный анализ мотивационной структуры учебной и профессиональной деятельности современной молодежи;

- определить и социологически обосновать изменения мировоззренческих ценностей молодежи в процессе политической социализации;

- исследование основных направлений развития молодежной субкультуры.

Выдвижение гипотезы

Основная гипотеза – Социально-экономическое положение и социально-психологическое самочувствие молодежи в условиях перехода к рыночной экономике имеет неустойчивый характер, сопряжены как с субъективными, так и объективными трудностями вхождения в социальную среду.

Рабочие гипотезы:

1. Современной молодежи присущи социальная мобильность, социальная активность, склонность к инновациям, повышенная адаптивная способность, потребность в самоидентификации и самореализации.

2. Социально-экономические трансформации современного общества оказывают существенное влияние на профессиональную ориентацию, трудовую занятость молодых людей. Господствует материально-престижная ориентация при выборе профессии.

3. В ходе обучения у учащейся и студенческой молодежи может возникать разочарование в профессии, желание получить какую-либо другую.

4. Среди разных категорий молодежи идет экономическое расслоение, что сказывается на их самоидентификации и социализации.

5. На фоне социально-экономических преобразований происходят сдвиги во взаимоотношениях поколений, традиционно поддерживавшихся обществом.

6. Молодежь принимает демократические ценности как важнейшее условие образа жизни. Ее политическая социализация осуществляется на фоне роста доверия к институтам государственной власти, политическим лидерам.

7. Разрушение традиционных форм социализации молодежи, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, с другой – обнаружило неготовность большинства включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодых людей, а конкретными обстоятельствами.

8. В процессе социализации молодежи формируется социальная идентичность, которая имеет специфику, связанную с подвижностью, изменчивостью статусов и высокой значимостью субъективной идентификации, основанной на социальной дифференциации.

9. В молодежной среде распространены такие негативные явления, как табакокурение, употребление спиртных напитков, наркомания.

10. Досуг является важной характеристикой качества жизни молодежи и социального настроения. В настоящее время отмечается тенденция снижения роли интеллектуального, информационного, семейного, спортивного видов досуга в жизни молодежи.

Основные понятия, их интерпретация и операционализация

1. Ценностные ориентации – разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения, являющиеся важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности и ее поведение.

2. Идентификация – процесс отождествления индивида с тем или иным объектом, человеком или группой, происходящий на основе усвоения присущих им свойств, стандартов, ценностей, социальных установок и ролей.

3. Мотив – осознанное побуждение к деятельности субъекта (личности, социальной группы, общности), связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности.

4. Безработица – социально-экономическая ситуация, когда часть активного населения не находит применения своей рабочей силе, превращаясь в резервную армию труда.

5. Социализация – процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе.

6. Политическая социализация – политический аспект общей социализации. Освоение специфических политических ролей и навыков в политической системе современного общества.

7. Социально-психологический климат – преобладающая в данной группе эмоциональная атмосфера, включающая настроения, переживания людей, их отношения друг к другу, к работе и пр. Социально-психологический климат оказывает влияние на образ жизни людей, их самочувствие, работоспособность и уровень самореализации.

8. Адаптация – процесс активного приспособления индивида или группы к определенным материальным условиям, нормам, ценностям социальной среды.

9. Девиантное поведение – тип поведения, противоречащий принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам. Основные виды отклоняющегося поведения: преступность, наркомания, проституция, алкоголизм и т.д.

10. Молодежная субкультура – система ценностей, установок, моделей поведения, жизненного стиля молодежи, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры.

11. Досуг – часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей.

12. Занятость – отражение состояния функционирования рынка рабочей силы в условиях конкретной экономической инфраструктуры.

13. Профессия – устойчивый и относительно широкий род трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и определяемый разделением труда, а также его функциональным содержанием.

1. Ценностные ориентации

- основные слагаемые успешности жизни (семья, дети, деньги, карьера, любимый человек, независимость, душевное равновесие, реализация своих способностей, интересная работа, друзья, образованность и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

- факторы, способствующие жизненному успеху (высокий уровень образования, умение заводить знакомства, помощь родителей, умение быстро приспосабливаться к ситуации, надежный спутник жизни, труд, целеустремленность и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

- приоритетные направления развития современного общества (экономика, культура и искусство, нравственность, демократия, религия, образование, национальное возрождение, социальные гарантии, экология и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

- идеал (муз. исполнитель, киногерой, литературный герой, бизнесмен, политик, родитель, учитель, друг, нет идеала и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

2. Идентификация.

- самоопределение по материальному положению (богатые, средние, бедные, за чертой бедности) – номинальная шкала, закрытый вопрос.

- самоопределение себя в обществе (гражданин, часть нации, житель своего населенного пункта, представитель определенного социального слоя, учащийся своего учебного заведения, работник своего предприятия, член своей семьи, член дружеской компании и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

- признаки национальной принадлежности (язык, культура и обычаи, родная земля, черты характера, религия, историческая судьба, государственность, внешний облик и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

3. Мотив.

- мотивы выбора профессии (собственный интерес, склонности, престиж профессии, высокая оплата, легкость выполняемой работы, совет родителей, совет учителей, совет друзей, легкость трудоустройства, случайный выбор и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

- сделали бы повторный выбор профессии (да, нет, затрудняюсь ответить) – порядковая шкала, закрытый вопрос.

- мотивы совершения поступков (желание принести пользу обществу, стремление самоутвердиться, желание устроить себе хорошую жизнь, желание хорошей жизни себе и другим, завоевание уважения окружающих, стремление к красивой и веселой жизни, любовь и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

4. Безработица.

- оценка перспектив своей профессии (перспективная, бесперспективная, затрудняюсь ответить) – номинальная шкала, закрытый вопрос.

- оценка риска стать безработным (это не грозит, все может быть, станет безработным в скором будущем, не задумывался об этом) – номинальная шкала, закрытый вопрос.

- что предпримут, если станут безработным (будут искать другую работу, пойдут на курсы переквалификации, обратятся в центр занятости, займутся бизнесом, будут искать «легких» денег, затрудняются ответить) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

- альтернативы в случае безработицы (временная, сезонная работа, работа за границей, неквалифицированный физический труд, неполный рабочий день, ночная смена, уход за больными и престарелыми, работа неполную рабочую неделю, занятие только домашним хозяйству, работа с риском для жизни) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

5. Социализация.

- агенты социализации - семья, школа, учебное заведение, друзья, соседи, трудовой коллектив, средства массовой информации и т.д. и степень их влияния (значительная, средняя, слабая, затрудняюсь ответить) – порядковая шкала, закрытый вопрос.

- к чьему мнению прислушиваются по жизненно важным вопросам (родители, друзья, преподаватели, коллеги по работе, супруг и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

6. Политическая социализация.

- интересуются политической жизнью в мире, республике, области (регулярно, от случая к случаю, нет) – порядковая шкала, закрытый вопрос.

- источники информации (официальная пресса, негосударственные издания, радио, телевидение, занятия в учебном заведении, информирование в трудовом коллективе, круг друзей, случайные разговоры, новостями не интересуются) – номинальная шкала, закрытый вопрос.

7. Социально-психологический климат.

- оценка успешности собственной жизни (складывается весьма удачно, больших успехов нет, но в главном все нормально, жизнь складывается неудачно, жизнь такая, что и жить не хочется, затрудняюсь ответить) – номинальная шкала, закрытый вопрос.

- обозначение собственных недостатков (лень, неумение общаться, пассивность, вспыльчивость, безответственность, низкая культура, несобранность, нерешительность, стеснительность и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

- характерное в последнее время психологическое состояние – оптимизм, активность и желание действовать, неуверенность в будущем, одиночество, растерянность, обида на окружающих, спокойствие, усталость от проблем, веселье (часто, иногда, почти никогда) – порядковая шкала, закрытый вопрос.

- оценка коллектива (очень дружный коллектив, коллектив распадается на отдельные группы, коллектива нет просто работают вместе и др.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

- ощущение в разных социальных группах – в семье, с родителями, в трудовом или учебном коллективе, среди друзей, в своем населенном пункте, в обществе в целом (хорошо, не всегда хорошо, плохо) – порядковая шкала, закрытый вопрос.

8. Адаптация.

- хочется ли жить так, как живут родители (да, да но не во всем, нет) – порядковая шкала, закрытый вопрос.

- самоопределение взрослым человеком (да, частично, нет) – порядковая шкала, закрытый вопрос.

- удовлетворенность материальным положением (полностью удовлетворен, частично удовлетворен, полностью не удовлетворен, затрудняюсь ответить) – порядковая шкала, закрытый вопрос.

- каким способом планируют изменить материальное положение (повысить квалификацию, заняться бизнесом, получить более перспективную профессию, поменять место работы, поехать на заработки за границу, вступить в брак с состоятельным человеком, получить наследство, поехать в сельскую местность для занятия сельхозпроизводством и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

- ощущение в современной жизни (полностью комфортно, в основном комфортно, полностью дискомфортно, затрудняюсь ответить) – порядковая шкала, закрытый вопрос.

9. Девиантное поведение.

- отношение к человеку, добивающемуся материального благополучия незаконным путем (одобрение, безразличие, ничего хорошего в нем не видит, как к преступнику, затрудняюсь ответить) – номинальная шкала, закрытый вопрос.

- вероятность пойти на нарушение закона (несомненно да, скорее да чем нет, несомненно нет, затрудняюсь ответить) – порядковая шкала, закрытый вопрос.

- отношение к употреблению наркотиков (это особый стиль жизни, человек сам вправе распоряжаться своей жизнью, это вред для человека и для общества, это не главная общественная проблема на фоне других, не задумывались об этом, затруднились ответить) – номинальная шкала, закрытый вопрос.

- частота употребления спиртного (почти не употребляют, иногда по праздникам, часто, всегда когда есть возможность, бывают запои) – частично упорядоченная шкала, закрытый вопрос.

10. Молодежная субкультура, досуг.

- способы проведения свободного времени (просмотр телепередач, общение с друзьями, занятие домашними делами, чтение, посещение театра и музеев, спорт, компьютерные игры, дискотеки и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

- желаемые способы проведения свободного времени – открытый вопрос.

- любимое музыкальное направление (поп-музыка, рок-музыка, классика, бардовская песня и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

- предпочитаемый телеканал – открытый вопрос.

- предпочитаемая радиостанция – открытый вопрос.

- что не устраивает в организации дискотек (неинтересная программа, небезопасно, не устраивает музыка, низкая культура молодежи, употребление алкоголя, распространение наркотиков и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

11. Занятость.

- предпочитаемая форма собственности по месту работы (государственная, частная, собственный бизнес) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

- вторичная занятость (подрабатывают регулярно, иногда, не подрабатывают) – порядковая шкала, закрытый вопрос.

- источники доходов (зарплата на постоянной работе, стипендия, помощь родителей, случайные заработки, приусадебное хозяйство и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

12. Профессия.

- отношение к своей профессии (с гордостью, равнодушно, со стеснением, затрудняюсь ответить) – номинальная шкала, закрытый вопрос.

- какую профессию выбрали бы еще – открытый вопрос.

- факторы, привлекающие при выборе будущей работы (уровень доходов, творческий характер работы, условия для проявления инициативы, перспектива должностного роста, престиж, временной график работы, соответствие полученному образованию, соответствие складу характера) – номинальная шкала, закрытый вопрос.

13. Социально-демографические характеристики

– пол, возраст, образование, место жительства в детстве, состав родительской семьи, социально-профессиональное положение, место опроса.

ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ

Наши рекомендации