Постановка целей и задач эксперимента

Всякий эксперимент предполагает получение некоего результата. Ответ на вопрос: "Какого именно", должен даваться в программе эксперимента в форме определения его цели.

В предыдущей главе мы уже рассматривали понятие цели. Как и в случае внедренческого проекта, цель, определяемая в программе эксперимента, должна быть актуальной, реалистичной, контролируемой, определенной в отношении пространства и времени (т.е. должно быть ясно, где и когда ожидается получить желаемый результат). Но здесь нужно обратить внимание на отличие цели при внедрении апробированного новшества и при осуществлении экспериментальных нововведений.

Как и при внедрении апробированных новшеств, при экспериментальном внедрении исследователи хотят получить позитивные изменения в эффективности учебно-воспитательного процесса. Но этим желаемый результат не ограничивается. При экспериментальном внедрении новшеств возможный полезный эффект нужно еще оценить. Цель внедрения здесь – выявить условия, при которых исследуемое новшество дает наибольший полезный эффект. Может оказаться, что в результате эксперимента будет показано, что существуют такие не учтенные разработчиками нововведения факторы, которые делают его бесполезным или вместе с положительными результатами, порождают нежелательные побочные эффекты. При получении такого результата в проверяемое новшество могут быть внесены те или иные коррективы и поставлен повторный эксперимент. Но может оказаться, что проведение дальнейших поисков по тем или иным причинам будет признано нецелесообразным. Это будет означать, что в выявившихся условиях цель стала неактуальной или нереалистичной, поэтому от нее отказались.

Цель эксперимента по своему содержанию должна соответствовать проблеме исследования. Если исследовательская проблема состоит в том, что нет знаний, необходимых для решения практической проблемы, то желаемым результатом должно быть получение таких знаний или хотя бы их части.

Наряду с конечной целью в программе эксперимента определяются частные промежуточные цели (задачи), достижение которых необходимо для достижения общей цели эксперимента. Определение промежуточных целей важно, поскольку по их содержанию можно оценить, достаточно ли хорошо продуман процесс движения к желаемому результату, а кроме того, они позволяют контролировать ход проведения исследования.

Постановка целей и задач эксперимента - student2.ru

Разработка гипотезы

Гипотеза – это допущение, предположение, истинность которого, во-первых, подлежит проверке, а во-вторых, в принципе может быть проверено. Предположение о том, что на конце иглы может уместиться сорок тысяч чертей, не является исследовательской гипотезой. Точно так же не является гипотезой предположение, о том, что молния – это стрелы Перуна.

В экспериментах, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса, гипотеза – это всегда предположение о том, какие условия и как их следует создать, чтобы решить практическую проблему.

Основные требования к гипотезе – она должна быть проверяемой и научно обоснованной. Предположение, составляющее ее содержание, должно иметь под собой научную базу, опираться на научное знание. Например, если практическая проблема состоит в том, что у учащихся начальной школы постепенно снижается интерес к учению, т.е. ослабляется мотивация, и учителя хотят понять, что и как нужно изменить в учебном процессе, чтобы устранить или хотя бы уменьшить этот отрицательный эффект, то, разрабатывая гипотезу, они должны опираться на психологические знания механизмов мотивации. Они должны задаться вопросом: что сегодня в науке известно о факторах, усиливающих и ослабляющих мотивацию деятельности, и механизмах их действия? Без опоры на научное знание, руководствуясь только здравым смыслом и интуицией, продуктивной гипотезы не разработать. Утверждения типа: "Я верю, что, если сделать так-то, мы получим то, что хотим", – означает лишь, что надежных оснований под данным предположением нет, и остается либо верить в продуктивность интуиции его автора, либо искать возможности его обоснования.

Как показывает анализ практики при разработке программ экспериментов встречаются две трудности, две крайности[18].

В одном случае предположение, выраженное в гипотезе, так очевидно вытекает из общеизвестных закономерностей, теорий, известных технологий, что выглядит аксиоматичным. Иначе го­воря, это предположение не требует специальной проверки.

В другом случае гипотеза выражена так, что невозможно предположить, исходя из чего ожидается высокая эффективность предложенной новой методики. В этом случае либо гипотеза неверна, неграмотна, либо мы имеем дело с новым научным открытием, ранее непознанной неизвестной закономерностью.

Следует иметь в виду, что в ходе эксперимента гипотеза может уточняться, дополняться, отвергаться.

Постановка целей и задач эксперимента - student2.ru

Планирование эксперимента

Планирование эксперимента включает в себя:

· выбор общей схемы его проведения (см. п. 9.3);

· выбор методик сбора исходных данных и их анализа;

· подбор участников эксперимента;

· определение состава действий и разработка плана-графика экспериментальной работы.

Выбор схемы эксперимента. Ответ на вопрос: "Какую схему эксперимента лучше избрать", – зависит от характера решаемой задачи и имеющихся возможностей для экспериментирования. Схемы экспериментов отличаются тем, какие негативные влияния на результаты они позволяют уменьшить (какие угрозы валидности снять), а также своей трудоемкостью. В одних условиях влиянием каких-то негативных факторов можно пренебречь в силу его незначительности, а в других нельзя. Чем сложнее схема эксперимента, тем она более трудоемка, требует большего времени.

Выбор методик. Состав методик во многом зависит от принятой схемы экспериментирования. Если эксперимент предполагает предварительное и заключительное тестирование его участников, то нужно будет комплектовать батарею тестов (в случае, когда оценивается много параметров). Кроме того, может быть запланирован сбор промежуточной информации прямо в ходе эксперимента посредством наблюдения, опроса, экспертных оценок и др. Очень тщательно следует продумывать, как будут обрабатываться исходные данные эксперимента для того, чтобы сделанные выводы были обоснованными. Выбор методов обработки в свою очередь обусловливает требования к исходным данным и методам их сбора. Если окажется, что выполнить эти требования по каким-то причинам нельзя, то в таком случае нужно искать другой метод анализа. Таким образом, подбор методов экспериментирования имеет итеративный характер, т.е. проходит несколько циклов с последовательным приближением к желаемому результату.

Подбор участников эксперимента. Качественный состав участников эксперимента определяется содержанием проверяемой гипотезы. Количественный состав зависит от принятой схемы эксперимента и выбранных методик обработки исходных данных. Если эксперимент предполагает присутствие в нем экспериментальной и контрольной групп, то важно обеспечить их исходное равенство по качественным характеристикам. Многие методы статистического анализа, используемые при обработке исходных данных эксперимента, имеют ограничения по объему выборки испытуемых либо по нижней, либо по верхней границе. Например, в инструкции по применению метода может оговариваться, что данный метод позволяет сделать статистически значимые выводы о наличии различий в двух группах по какому-то признаку при условии, что численность каждой группы не менее определенного числа человек.

Определение состава действий и разработка плана-графика проведения эксперимента.

Состав действий, которые необходимо выполнить в ходе проведения эксперимента, определяется его логической схемой, выбранными методами сбора и обработки данных, а также прогнозируемыми угрозами его осуществлению, негативное действие которых нужно предотвращать. На последнее нужно обратить особое внимание, т.к. неучет каких-то факторов может привести к срыву эксперимента.

Рассмотрим пример. В школе Х было принято решение на начальной ступени образования отказаться от традиционной пятибалльной системы оценок. Основанием для этого стали суждения ученых о том, что традиционная система оценок является травмирующим элементом начального обучения. Она порождает такие негативные эффекты, как:

· искажение отношений ученика с учителем и родителями, а главное, с самим собой;

· повышение тревожности и невротизация детей;

· искажение учебной мотивации;

· невозможность отслеживать динамику школьной успешности ученика, особенно если он круглый отличник или неуспевающий.

На основе рекомендаций ученых в школе были разработаны критерии и средства содержательной оценки школьных достижений ребенка, позволяющие сравнивать его вчерашний и сегодняшний уровни. В этой работе принимали участие многие учителя школы. Первый этап внедрения новой системы оценивания дал обнадеживающие результаты. Однако все чаще и чаще родители стали обращаться в школу с претензией, что, не зная отметок своих детей, они не могут контролировать их учебу. Конфликт между школой и родителями обострялся, они стали жаловаться в органы управления образованием. В результате школа вынуждена была прекратить эксперимент и вернуться к традиционной системе оценивания.

В описанном примере экспериментаторы сосредоточились на способе оценивания, но не поставили задачу выявить условия, при которых он может дать максимальный полезный эффект. А таким условием является смена родителями своей позиции. Родители не должны выполнять роль "учителя дома", а должны быть помощниками детям. Чтобы такая смена позиции произошла, нужно было специально подготовить родителей, объяснить им суть эксперимента, сделать их его участниками.

Когда состав действий определен, так же как и в случае внедрения новшества, нужно разработать план-график проведения эксперимента (см. п. 8.5).

Наши рекомендации