Постановка новых целей и задач

Все представленные этапы могут характеризовать деятельность коллектива на достаточно продолжительном отрезке времени (четверть, год и т.д.) или отражать подготовку и проведение конкретного дела. Эти два направления постоянно присутствуют в дальнейшем повествовании и выделяются при описании каждого отдельного этапа.

Таблица1.

Этапы и содержание коллективного и индивидуального самоопределения

этап МЫ Я
К а о н л а л л е и к з т. 1. Какие мы?Видение коллектива в целом, общих ценностей, интересов, системы отношений, наличие микрогрупп и лидеров, видение направлений деятельности коллектива, перспектив его становления и развития. Какой я?. Более глубокое осознание себя при взгляде с новой стороны, при сравнении с другими, при узнавании мнений других о себе, видение перспектив личностного роста. Осознание себя причастным к жизни коллектива: как я себя в нем чувствую, принимаю ли его?
К ц о е л л л е е п к о т л и а в г н а о н е и е. Что мы хотим? Для чего и зачем? Какими мы хотим быть?Более четкое определение общих и совпадающих интересов, коллективных ценностей, норм и правил, законов жизни К, направлений роста К., построение перспективных линий К., определение дел, тем обсуждения, встреч, путешествий и т.д., интересных всем. Что я хочу? Как я могу реализовать себя в К., через что? Как я могу помочь К. в достижении намеченных целей? Соотнесение своих целей, интересов, способностей, возможностей с целями и задачами К., представление о путях самореализации и саморазвития в нем. Сравнение своих представлений о мире, о жизненных ценностях, о нормах и правилах поведения с к-ми. Определение для себя значимости данного К., роли и степени своего участия в жизнедеятельности К.
К п о л л. а н и р. Построение коллективного плана жизни или плана конкретного дела.Распределение ролей. поручений, создание творческих групп, решение организационных вопросов. Планирование своей деятельности, принятие на себя ответственности в коллективной деятельности, соотнесение деятельности в К. с традиционными учебными и домашними делами, другой деятельностью.
К р о е л. а л и з. Мы делаем! Чувство МЫ, единение в творческой деятельности, эмоциональное принятие и проживание совместной деятельности – интересно, весело, заразительно. Рост К., лучшее узнавание друг друга, развитие отношений. Я делаю!Процессы самореализации и самовыражения, самопознания и самоотношения, которые проявляются и конкретизируются в к-ой деятельности. Степень активности отражает интенсивность этих процессов
К а о н л. а л и з 2. Наш результат.Качество выполнения и удовлетворенность К.Д.: чего достигли, насколько реализована цель, что было хорошо или плохо, что нужно изменить и учитывать в дальнейшем, как изменился сам К. и отношения в нем. Главное! –постараться протянуть ниточку из прошлого в настоящее, а затем в ближайшее будущее. Мой результат. Реализованы ли личные цели и задумки, что новое узнал (о себе, о других, о мире…), что почувствовал, как проявил себя и насколько удовлетворен результатами (отрицательный это тоже результат), что на будущее нужно учесть, о чем нужно подумать, что хотел бы изменить и как это сделать.

Коллективный анализ 1. Представляет собой этап формирования коллективного образа «Мы» и параллельно осознания каждым себя частью коллектива, в процессе которого происходит первичная настройка на совместную жизнедеятельность – «Как здорово, что мы вместе! Кто мы? Какие мы?».

Коллективное целеполагание – направлено на создание, с одной стороны, коллективной мотивации, определение коллективных целей и ценностей, с другой стороны, на проявление субъектной позиции каждого, определение им для себя значимости данного коллектива и его деятельности, здесь важно создать условия для коллективного и личностного самоопределения – «Что хотим? Для чего? Зачем?».

Коллективное планирование как четкая организация будущего процесса деятельности – «Как будем действовать, жить? Где, когда, с кем, …?».

Реализация – сама деятельность.

Коллективный анализ 2. Представляет собой подведение итогов коллективной деятельности и индивидуального результата каждого – «Достигли или не достигли цели? Почему?». Любой результат хорош по своему и здесь также важно самоопределение каждого и коллектива в целом.

На всех этапах идет деятельность групповая и индивидуальная, происходит групповое и индивидуальное самоопределение (содержание этой деятельности отражено в таблице №1).

На каждом этапе педагогу важно направлять процессы коллективного и индивидуального самоопределения через различные формы группового обсуждения и индивидуальные задания школьникам. В таблице даны примерные вопросы, которые он может использовать в своей работе.

Наши рекомендации