Глава 4. Понятие, признаки и функции права

Юристы, безусловно, могут иметь противоречивые представления относительно природы права. Но это различие мнений не является препятствием для его существования и развития.

Право- единая система норм (правил), обязательная для всех членов общества. Право, в узком значении — система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; в более широком смысле охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством. В государственно-организованном обществе право закрепляет отношения собственности, механизм хозяйственных связей, выступает как регулятор меры и форм распределения труда и его продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право); регламентирует формирование, порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления (конституционное право, административное право), определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное право, процессуальное право), воздействует на многие формы межличностных отношений (семейное право).

Одним из определяющих признаков, свойств права является нормативность. Нормативность права носит всеобщий характер, то есть общие правила обращены к населению всей страны, всему обществу, ставшие типичными. Нормативность права носит общеобязательный характер, что выделяет право из других норм социального поведения. Право обязательно санкционируется (или устанавливается) государством. Также можно выделить следующие признаки права: гарантированную возможность государственного принуждения, формальную определённость, системность, публичность (соответствие в целом моральным взглядам общества).

Под функцией права понимаются основные направления воздействия норм права на общественные отношения, поведение, сознание людей.

Право прежде всего выполняет регулятивную и охранительную функции. Регулятивная функция состоит в упорядочении общественных отношений, которые представляются в виде прав, обязанностей, ответственности, задач. Важнейшим средством регулирования общественных отношений является договор 1 . Регулятивная функция права воплощена в Конституции РФ. Охранительная функция заключается в установлении мер ответственности за превышение прав или неисполнение обязанностей. Охранительная функция воплощена в УК РФ.

Политическая функция - право является регулятором, организующим политическую систему общества, устанавливает правила взаимоотношений между ветвями власти и государственными организациями.

Воспитательная функция – формирует политико-правовую культуру и политико-правовое сознание, воспитывает граждан в целях соблюдения закона.

Теоретическая функция – выражается в её способности описывать и объяснять существенную юридическую практику, правовые системы, реальные явления и процессы.

Методологическая функция – оказывает прямое влияние на процесс исследования путей и способов познания предмета права.

Идеологическая функция – воплощена в Марксистской теории, в которой право рассматривалось как общественное отношение или как правовое отношение.

Есть еще одна точка зрения на функции права. По мнению американского юриста Лоуренса Фридмэна, основная функция права состоит в социальном контроле поведения людей в обществе. Правовая система рассматривается как часть системы социального контроля.

Другая функция – урегулирование спорных вопросов, конфликтов. Следующая – перераспределение между людьми товаров и услуг . Функция социального охранения состоит в том, что право можно рассматривать как мускулы и скелет общества. Закон защищает право каждого человека.

Таким образом, право- это совокупность общеобязательных норм, санкционированных государством, и опирающихся в своей реализации на принуждение со стороны государства.

Источники права

Источники права - внешние формы выражения правотворческой деятельности государства. Следует отметить, что указы президента о присвоении различных почетных званий деятелям науки, искусства не являются источниками права.

Источник права - совокупность (система) правовых актов, содержащих соответствующие нормы.

Одним из древнейших источников права является обычай – многократно повторяющееся поведение в обществе, он складывается исторически. Но сам обычай становится правовым обычаем в случае санкционирования и использования судом.

Другой источник права судебный или административный прецедент. Судебный прецедент – решение, вынесенное судом по конкретному делу, обоснование которого считается правилом, обязательным для других судов при решении аналогичных дел. Он может базироваться на обычае или деловом обыкновении или целесообразности.

Следующим источником права можно назвать нормативный договор (международный договор, решение, конвенции), но приоритет регулируется государством. У нас наибольшей юридической силой обладает международный договор, а также нормативно-правовой акт (самый распространенный) – юридические нормы установленные государством и зафиксированные в письменной форме, например- закон, нередко термин «закон» истолковывается широко: под ним подразумевают совокупность всех правовых актов, в уголовно- процессуальном праве закон- это принимаемый высшим представительным ( законодательным) органом акт, содержащий правовые нормы, предназначенные для регламентации деятельности, осуществляемой в связи с производством по уголовным делам.

Источники права классифицируются :

- по юридической важности (законы, подзаконные акты)

- по органам, принимающим нормативный акт (подзаконные, исполнительные)

- по форме акта (закон, указ, постановление, рекомендация)

- по схеме действия (общефедеральные, республиканские, отраслевые, ведомственные)

Все эти источники различаются по юридической силе, которая определяется, каким органом издана. В соответствии с ч.1 ст. 15 Конституции РФ: Конституция имеет высшую юридическую силу, на территории России нормы конституции являются нормами прямого действия, применяются на всей территории РФ. Все законы и иные правовые акты не должны противоречить конституции. На втором месте по юридической силе стоит конституционный закон . На третьем – текущее законодательство .

Таким образом, источники права – это факторы, на основе которых формируется право, и осуществляется правовое регулирование отношений.

Принципы и отрасли права

Опыт развития права в России и зарубежных странах показывает, что организация и деятельность права определяются различными принципами. Дадим определение принципа права.

Принципы права - это основания, на которых базируется право.

Рассмотрим основные принципы права.

В теории права существуют три вида принципов права: общеправовые, межотраслевые, отраслевые.

Общеправовые - это принципы, действующие в рамках всей системы права, они записаны в конституции.

Межотраслевые - действуют в нескольких отраслях права, как правило, в смежных.

Отраслевые - принципы, действующие в одной отрасли права, например, принцип презумпции невиновности в конституционном праве, в соответствии с которым каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Общеправовые принципы:

1. Законность – конституционный принцип точного и неуклонного соблюдения закона всеми гражданами, должностными лицами, госслужащими и государством. Она имеет несколько уровней:

- граждане и их объединения

- законность в деятельности государства (нужно отличать законность от директивности, которая может противоречить закону)

Принцип законности (законы должны быть правомерны):

- Одинаковое понимание законов

- Необходимость наличия и соблюдения процессуальных норм обеспечивающих защиту законных прав субъекта

- Обеспечение правосудия

Правопорядок – часть общественного порядка, сформировавшегося на основе соблюдения принципов законности. Оно зависит от государства, деятельности органов и должностных лиц

2. Равенство граждан перед законом – граждане, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений равны перед законом. Все граждане, занимающие одинаковое процессуальное положение, пользуются одной и той же совокупностью прав и обязанностей. Для того, чтобы возможность использования прав была реальной, закон устанавливает дополнительные гарантии лицам, которые по разным причинам не могут защищать свои права и интересы, таким образом закон устанавливает обязательное участие защитника по делам несовершеннолетних, немых. глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических и психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту.

3. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - закреплен в Конституции РФ, имеет два аспекта: во-первых, честь, достоинство, права и свободы человека провозглашаются высшими ценностями, во- вторых, все государственные органы, общественные организации и должностные лица обязаны проявлять уважение к человеку, защищать его права и свободы.

4. Справедливость ( максимальная индивидуализация ответственности и наказания) .Например, ст. 50 Конституции РФ: « Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление».

5. Гуманизм (человечность наказания преступника). Например, ст. 21 Конституции РФ: « Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому обращению или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию «. Принцип гуманизма предполагает установление в праве и применения принудительных мер, необходимых для защиты личности, общества и государства от преступных посягательств.

6. Социальная направленность права (защитная). Например, ст. 37 Конституции РФ: право на безопасные условия труда, достойную оплату труда в случае нетрудоспособности, инвалидности.

Следует подчеркнуть, что та или иная классификация принципов права выполняет определенную роль. Склонность к той или иной классификации принципов права определяется задачами права.

Система права - это подразделение совокупности правовых норм на отрасли права (конституционное, уголовное и т. д.) и институты права в зависимости от предмета (характер и сложность регулируемых общественных отношений) и метода регулирования.

Элементы системы права:

Юридическая норма - это первичная клетка системы, общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, выраженное в законах, иных признаваемых государством источниках и выступающее в качестве критерия правомерно - дозволенного, запрещенного, предписанного поведения субъектов права.

Отрасль права - это относительно самостоятельное подразделение системы права, систематизированная совокупность правовых норм, регулирующих качественно своеобразный вид общественных отношений своим специфическим методом (так, нормы права, регулирующие финансовые отношения, составляют отрасль финансового права).

Подотрасль права - это обособившаяся часть отрасли права, объединяющая нормы и институты права, регулирующие специальные виды однородных по содержанию общественных отношений (пример: подотрасль семейного права – наследственное право).

Заключение

Теория права – составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.

Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них, употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», - таково естественное право. В другом смысле право – это то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право».

По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений, однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права, как гражданское (цивильное), хотя и в «модернизированном» виде, но сохранилось.

Споры о понятии права, равно, как и о соотношении государства и права, права и закона имели место не только в далеком историческом прошлом. Они продолжались и в XX в., имеют место также дискуссии и в настоящем. Современные исследователи, так же как и их предшественники, выделяют в основном два подхода и два разных определения права.

Один из этих подходов, именуемый позитивистским, ориентируется не только на неразрывную связь государства и права, но и на то, что государство является единственным, исключительным источником права. Право при этом определяется не иначе, как «система общеобразовательных, формально-определенных, государственно-принудительных норм, выражающих возведенную в закон государственную волю господствующего класса и выступающего в качестве классового регулятора общественных отношений» .

При таком подходе право полностью или почти полностью отождествляется с законом, а точнее – с нормативно-правовыми актами, исходящими от государства и обеспечиваемыми государством.

Другой подход к праву – непозитивистский, не связывает столь жестко, как первый, понятие права с понятием государства. Право при этом рассматривается как «претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических, корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения окружающей природной среды» .

При таком подходе к праву последнее не отождествляется с законом и подзаконными актами. Закон считается правовым лишь в том случае, если он несет в себе идеи добра, справедливости, гуманизма, если в его содержание «заложен» правовой идеал.

В этом заключается одна из главных причин того, что данный подход, несмотря на свою явную привлекательность, в реальной жизни, на практике является менее распространенным и применяемым, чем первый, позитивистский подход.

Используя последний и неразрывно связывая государство с правом, и, наоборот, теоретически и практически исходят из того, что право в реальной жизни не иначе, как в виде общеобязательных правил поведения (норм), которые непосредственно издаются либо санкционируются (утверждаются) государством. За нарушение их к нарушителю применяются различные меры государственного воздействия.

Разные подходы к праву, разные взгляды на сущность и функции государства обусловлены многообразием взглядов на исторические судьбы права и государства. Общее мнение одно – право и государство развиваются.

Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.

Право выступает познавательно-теоретической наукой, так как формирует основы правовой культуры.

Знание теории права является базой для развития юридического мышления, включает правовой анализ событий, способность общения с представителями различных профессий, кроме того, теория права расширяет общеполитический кругозор, помогает разобраться в современной политической обстановке внутри страны и на международной арене.

Список литературы.

1. Современная универсальная Российская энциклопедия, М, 2000.

2. Бессонов Ю.Н. Механизм правового регулирования. Правовая норма. Хабаровск, 1997.

3. Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М, 1978.

4. Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. Теория государства и права, М, 1976.

5. Колюшина Л.Ю., Лавриненко Н.И., Мирошкин С.В., Мархгейм М.В., Назаров С.Н., Смоленский

М.Б. Теория государства и права

6. Емельянов С.А. Право: определение понятия. М, 1992.

7. Хропанюк В.И. ТГП, М, 1993.

8. Нерсиянец В.С. Гражданское общество и правовое государство, журнал Государство и право.

9. Конституция Российской Федерации.

10. Лазарева В.В. Общая ТГП, М, 1996.

11. Комарова С.А. Основы ГП. Учебное пособие, М, 1996.

Наши рекомендации