Международная организация ГУУАМ.
Международная организация ГУУАМ, в состав которой вошли Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова, образовалась в 1997 году. Целью данного объединения было сотрудничество в рамках Евразийского транспортного коридора в развитии транспортных и энергетических сетей, идущих в обход России, а также продвижение демократии и укрепление регионального сотрудничества по проблемам безопасности.
Узбекистан официально вошел в состав этой организации в апреле 1999 года.
От остальных интеграционных объединений ГУУАМ отличают несколько моментов:
- активное сближение с Западом и США с целью формирования новых маршрутов транспортировки энергоресурсов Прикаспийского региона, усиления экономического и военного сотрудничества;
- попытка тесного сотрудничества в рамках разработки и реализации глобального европейско-кавказско-азиатского транспортно-коммуникационного проекта ТРАСЕКА и на этой основе интегрирование государств Центральной Азии и Закавказья в мировую экономическую систему;
- стремление тесного регионального экономического взаимодействия на базе совместного использования добычи энергоресурсов, производственного потенциала промышленности, сельского хозяйства.
Для реализации вышеуказанных целей потребовалось тесное политическое сотрудничество государств – участников ГУУАМ с НАТО по программе «Партнерство во имя мира» и военное взаимодействие с военно-политическими структурами Запада.
Стержнем сотрудничества в рамках ГУУАМ являлось формирование и эффективное использование маршрутов транспортировки нефти в направлении Баку – Джейхан (Турция) и транзитных грузов по коридору порт Туркменбаши (Туркмения) – Каспийское море – Баку (Азербайджан) – порты Грузии – Черное море – порты Румынии и Болгарии. ГУУАМ строил свою работу на основе проведения периодических встреч на уровне глав государств, консультаций по актуальным проблемам. В актив организации можно записать только проведение в сентябре 1998 года в Баку совещания и подписание многосторонних соглашений по развитию коридора Европа – Кавказ – Азия.
В июне 2000 года на саммите глав государств в Ялте были сделаны шаги по институциональному оформлению организации.
Согласно подписанной хартии, объединение ГУУАМ было призвано содействовать социально-экономическому развитию в рамках объединения, решению вопросов региональной безопасности, борьбы с международной преступности, наркобизнесом, взаимодействию в системе международных организаций. Высшим органом объединения являлся саммит глав государств, исполнительным – заседание министров иностранных дел ГУУАМ. Рабочим органом был определен Комитет национальных координаторов.
Состояние экономического сотрудничества стран ГУУАМ нельзя считать удовлетворительным, потому что уровень взаимозависимости экономик стран ГУУАМ очень низок. Ни для одной из них торговые связи с другими членами объединения не являлись значительными. Кроме того, возможность реализации стратегически важных проектов в значительной степени зависела от зарубежных государств. Сдерживал сотрудничество и невысокий уровень социально-экономического развития стран «пятерки».
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)
Организация Договора о коллективной безопасности, созданная на основе Договора о коллективной безопасности, заключенного в рамках СНГ в 1992 году, изначально создавалась с целью обеспечения коллективной безопасности и укрепления военно-политического сотрудничества стран СНГ. На первоначальном этапе договор содействовал созданию национальных Вооруженных сил государств-участников, обеспечению адекватных внешних условий для строительства их новой независимой государственности.
ДКБ был подписан в Ташкенте 15 мая 1992 года сроком на пять лет с последующим продлением и зарегистрирован 1 ноября 1995 года в Секретариате ООН. Соглашение было подписано шестью государствами СНГ: Арменией, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном. В 1993 году к нему присоединились Азербайджан, Грузия и Беларусь. Участие в ДКБ являлось показателем отношения той или иной постсоветской республики к интеграционным процессам в рамках СНГ.
2 апреля 1999 года в Москве на сессии Совета коллективной безопасности был подписан Протокол о продлении ДКБ. Он был ратифицирован всеми государствами-участниками, кроме Азербайджана, Грузии и Узбекистана. Очевидно, военно-политические обязательства, накладываемые членством в ДКБ, стали восприниматься руководством Азербайджана, Грузии и Узбекистана как преграда их дальнейшей интеграции в евро-атлантические структуры.
Качественно новым этапом в развитии ДКБ стало подписание в 2000 году Меморандума о повышении эффективности ДКБ и его адаптации к современной геополитической ситуации, реализация которого нацеливала договор на отражение новых вызовов и угроз региональной и международной безопасности.
7 октября 2002 года главы государств-участников подписали Устав и Соглашение о правовом статусе организации. Таким образом произошло преобразование Договора о коллективной безопасности в ОДКБ. В 2004 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении ОДКБ статуса наблюдателя в ГА ООН.
Согласно договору, решения в ОДКБ принимаются на основе консенсуса, при этом каждая страна имеет один голос. Системообразующей базой ОДКБ является Россия, она формирует 50 % бюджета организации, обладает сильным военно-промышленным комплексом, промышленной базой для модернизации военной техники и кадровым резервом.
В соответствии с договором государства-участники обеспечивают свою безопасность на коллективной основе. В случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности или суверенитету государства-участники проводят консультации с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения угрозы. В случае совершения акта агрессии против любого государства-участника все остальные предоставляют ему необходимую помощь.
Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).
Идея создания Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии берет истоки в советской реальности. В 1970-х годах руководство СССР выступило с рядом инициатив, способных привлечь внимание всего мира к проблеме азиатской безопасности. В частности, было предложено создать Систему коллективной безопасности в Азии. Однако, учитывая неблагоприятную стратегическую обстановку вокруг СССР, данная инициатива вызвала серьезное сопротивление всех дипломатических служб заинтересованных государств.
Следующая идея о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии впервые была озвучена Нурсултаном Назарбаевым на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 1992 года. Глава казахстанского государства подчеркнул, что суть инициативы заключается в стремлении возобновить ранее не увенчавшиеся успехом попытки создать эффективную и универсальную структуру по обеспечению безопасности на Азиатском континенте, где подобный механизм еще не сформирован. Предложение получило поддержку со стороны Секретариата ООН.
В ходе реализации инициативы были проведены встречи экспертов министерств иностранных дел азиатских стран. Первая встреча состоялась в апреле 1993 года (12 участников), вторая – в августе-сентябре 1993 года (28 участников), третья – в октябре 1994 года (29 участников).
По инициативе Казахстана была создана постоянно действующая Контактная группа, состоящая из представителей посольств государств- участников, аккредитованных в Алматы. Задачей группы являлось проведение консультаций, обмен мнениями, экспертная оценка документов совещаний.
В октябре 1998 года в Алматы был проведен международный коллоквиум по вопросам СВМДА, в работе которого приняли участие 24 эксперта из 12 стран, включая страны, не являющиеся членами СВМДА.
14 сентября 1999 года в Алматы в ходе очередной встречи министров иностранных дел государств – участников СВМДА была подписана Декларация принципов, регулирующих отношения между государствами-членами. В этот документ вошли базовые положения обеспечения международной безопасности: уважение суверенитета и прав государств-участников, сохранение территориальной целостности, невмешательство во внутренние дела друг друга, мирное урегулирование споров, отказ от применения силы, разоружение и контроль над вооружениями, сотрудничество в социальной, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах, уважение прав человека в соответствии с принципами ООН и международного права. Таким образом была заложена юридическая основа системы азиатской безопасности.
4 июня 2002 года в Алматы состоялось чрезвычайно важное международное событие – Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Следующей важной вехой в развитии СВМДА стала встреча министров иностранных дел стран-участниц в Алматы в 2004 году. На этой встрече был подписан Каталог мер доверия СВМДА – рекомендации для предотвращения споров и разногласий – от военных до дипломатических.
Структура СВМДА:
- встречи глав государств и правительств (созываются каждые четыре года);
- встречи министров иностранных дел (проводятся каждые два года);
- комитет старших должностных лиц (созывается один раз в год).
По итогам саммита были подписаны два документа: Алматинский акт и Декларация СВМДА об устранении терроризма и содействии диалогу между цивилизациями. В Алматинском акте участники обозначили структуры и институты совещания. Было решено проводить регулярные встречи на уровне глав государств и правительств, министров иностранных дел, консультации, встречи членов комитета, старших должностных лиц для решения организационных вопросов и встречи специальных рабочих групп для решения специфических вопросов.
Алматинский акт затрагивает многие проблемы, начиная от сотрудничества в деле предотвращения распространения ядерного оружия до решения проблем окружающей среды. Данный документ выразил основную суть деятельности СВМДА – укрепление мира, стабильности и безопасности в регионе и во всем мире через сотрудничество и взаимодействие.
Хотя СВМДА является лишь форумом для диалога, оно, тем не менее, – хорошая платформа для установления более доверительных отношений между государствами Азии. Сам факт проведения такой встречи, которая свела за один стол глав азиатских государств, имеющих как общие интересы, так и конфликтные узлы, уже является достижением. Для Казахстана проведение международного форума такого масштаба послужило укреплению позиции страны и поднятию ее авторитета на международной арене, что в свою очередь повышает кредит доверия к республике как к государству, открытому для сотрудничества и диалога в различных сферах.
Среди факторов, которые определили успех СВМДА, можно выделить то, что Азия аккумулировала в себе многочисленные факторы нестабильности. С распадом СССР обострилась угроза безопасности суверенным государствам региона. В сфере безопасности на тот момент возник международно-правовой вакуум, что угрожало мирному развитию региона и повышало риск возникновения серьезных конфликтов.
Интеграционные процессы в евразийском цивилизационном пространстве, если под этим понимать территорию и народов бывшего СССР, идут весьма сложным путем. Здесь действуют два основных противоречивых фактора: с одной стороны, негативные воспоминания, опыт пребывания ныне независимых государств в составе Советского Союза и отторжение идеи создания единого союза на федеративных началах, а с другой – все участники этого действия понимают бесперспективность автаркического существования в современном глобализирующемся мире и ищут выходы – одни возрождают интеграционные связи в рамках общих структур, например, СНГ, а другие пытаются решить эти задачи в одиночку либо с ближайшими соседями, вхождением в другие интеграционные структуры экономического и политического плана: это страны Прибалтики, влившиеся в ЕС, Украина и Грузия, стремящиеся в ЕС и НАТО, образование различных субрегиональных структур типа ЕврАзЭС. Видимо, пройдет еще немало времени, пока этот процесс стабилизируется и обретет более четкие очертания.
мирохозяйственных связей и возможные пути их разрешения