Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)

Автором идеи формирования Евразийского союза и активным проводником возрождения евразийской цивилизации стал Н. А. Назарбаев. Началом в разработке и распространении евразийской стратегии Президента Н. А. Назарбаева стало его выступление в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова 29 марта 1994 года, где он выдвинул проект создания Евразийского союза (ЕАС). Практическим воплощением этой идеи стало учреждение 10 октября 2000 года Казахстаном, Россией, Беларусью, Кыргызстаном и Таджикистаном Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Евразийский союз является структурой, необходимой для построения жизнеспособного сообщества стран и народов, имеющих общие исторические судьбы, близкие геополитические и экономические интересы.

Согласно договору, ЕврАзЭС – международная организация, обладающая юридическим правом представлять интересы государств-членов в отношениях с другими государствами, международными организациями, в первую очередь с ВТО.

Правовой основой создания ЕврАзЭС является достигнутая в 1994 году между пятью странами договоренность об учреждении единого экономического пространства, а также подписание в 1995 году соглашения о создании Таможенного союза между Казахстаном, Россией и Беларусью, к которому впоследствии присоединились Кыргызстан и Таджикистан.

Первоначальными задачами Таможенного союза являлись: полное снятие ограничений во взаимной торговле, установление единого торгового режима и таможенных тарифов, согласование мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран. Это должно было способствовать преодолению спада производства и улучшению финансово-экономического положения предприятий.

В рамках саммита глав государств – членов ЦАС, прошедшего 6 октября 2005 года в Санкт-Петербурге, было принято решение о слиянии данной организации с ЕврАзЭС, который теперь включает Казахстан, Россию, Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан и Беларусь.

Органы Сообщества:

1. Межгосударственный совет является высшим органом ЕврАзЭС, в который входят главы государств и главы правительств государств-членов. Он решает вопросы сообщества, определяет стратегию, направления и перспективы развития ЕврАзЭС. Собирается не реже одного раза в год на уровне глав государств и не реже двух раз в год на уровне глав правительств. Принимает решения консенсусом, за исключением решений о приостановке членства и исключения из членов сообщества, которые принимаются по принципу: консенсус минус голос заинтересованного государства.

2. Интеграционный комитет – постоянно действующий орган ЕврАзЭС.

В его задачи входит:

- обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС;

- подготовка предложений, проектов решений, договоров для Межгосударственного совета;

- контроль за реализацией решений, принятых Межгосударственным Советом;

- контроль за формированием бюджета.

Интеграционный комитет состоит из заместителей глав правительств. Заседает не реже одного раза в три месяца. Межгосударственный совет и Интеграционный комитет возглавляются представителями одного государства (например, в 2001 году – Н. Назарбаевым и Д. Ахметовым), находится в Москве и Алматы. Решения принимаются большинством в 2/3 голосов. Количество голосов каждого государства соответствует его взносу в сообщество:

- Республика Беларусь – 20 голосов;

- Республика Казахстан – 20 голосов;

- Кыргызская Республика – 10 голосов;

- Российская Федерация – 40 голосов;

- Республика Таджикистан – 10 голосов.

3. Межпарламентская ассамблея – орган парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, рассматривает вопросы сближения национального законодательства, приведения его в соответствие с договорами, заключенными в рамках сообщества. Состоит из парламентариев, делегируемых парламентами государств-членов. Находится в Санкт-Петербурге.

4. Суд сообщества. Обеспечивает единообразное применение государствами-членами договоров и решений, рассматривает споры экономического характера, дает разъяснения и заключения по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС. Состоит из представителей государств-членов в количестве не более двух представителей от каждой страны. Судьи назначаются Межпарламентской ассамблеей по представлению Межгосударственного совета. Находится в Минске.

Бюджет формируется за счет долевых взносов государств-членов. В случае если задолженность какого-либо государства превышает сумму его годичного долевого взноса, по решению Межгосударственного совета оно может быть лишено права голосования до полного погашения задолженности.

К числу успехов ЕврАзЭС можно отнести:

- отмену таможенных пошлин на товары во взаимной торговле;

- разработку новой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕврАзЭС с системой кодирования товаров, принятой ВТО;

- формирование общего таможенного тарифа в рамках Казахстана, Беларуси и России;

- создание информационной базы по межгосударственным рынкам бумаг;

-право граждан стран – членов ЕврАзЭС въезжать, выезжать, следовать транзитом, передвигаться и пребывать на территории других стран без виз.

Союз Белоруссии и России

21 февраля 1995 года в Минске президенты Республики Беларусь и Российской Федерации подписали Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. 2 апреля 1996 года в Москве лидеры этих стран подписали Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, цель которого – создание общего рынка и свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. 2 апреля 1997 года в Москве президенты подписали Договор о Союзе Беларуси и России, а 23 мая – Устав Союза.

В конце 1998 года президенты подписали Декларацию о дальнейшем единении Беларуси и России, которая представляла собой стратегию по стимулированию объединительного процесса. Президенты признали, что «возможности объединения экономического и духовного потенциала наших стран используются далеко не полностью».

8 декабря 1999 года президенты России и Белоруссии подписали Договор о создании Союзного государства. В качестве приоритетной стратегической цели в договоре выделялось создание единого экономического пространства на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики.

Однако процесс российско-белорусской интеграции требовал синхронизации экономических преобразований. Если в России с начала 1992 года государство фактически ушло из сферы регулирования основной экономики, была проведена приватизация собственности, осуществлена либерализация цен и торговли, образовался внутренний валютный рынок, то Республика Беларусь следует другой экономической модели, связанной с сохранением роли государства в регулировании экономики. С целью устранения этих различий в апреле 1997 года была принята Программа синхронизации и единой направленности экономических реформ в этих странах.

Наши рекомендации