Проведение публичных акций , кампаний, налаживание двусторонней активной связи «организация- население»

Власть, которая стремится к открытости и налаживанию доверительных отношений с населением, должна выстраивать систему публичной работы. Массовые публичные кампании и акции позволяют донести до населения основные направления политики органа власти, позиции ее лидеров.

Как уже отмечалось в гл. 4 настоящего пособия, пресс-службы органов власти , как правило, не ограничиваются взаимодействием с журналистами, осуществляют более широкий спектр функций, в том числе – организуют публичные массовые кампании, стремятся вовлечь граждан в процессы управления территорией (села, города, региона).

Грамотный, системный подход к этой работе предполагает следующие этапы:

-формулирование миссии органа власти

-формирование стратегии , обозначение ее в доступных и емких выражениях (лозунгах)

-создание программ по реализации стратегии

-вовлечение групп общественности в реализацию программ

-информирование о содержании программ, пропаганда программ

-отчетность органа власти о ходе выполнения программ

Важной составляющей в этой работе является обеспечение максимальной прозрачности бюджетного процесса. Бюджет – это своего рода экономический договор между властью и обществом. Обе стороны должны в равной степени сознательно и активно участвовать в его подготовке и согласовании. В закрытых обществах тоталитарного типа бюджет был исключительно инструментом власти, вторая сторона – население- не только не участвовала в его формировании, но всегда ставилась перед фактом принятия бюджета и была отстранено от контроля за его исполнением. Многоукладная экономика, рыночные отношения, развитие федерализма создают иные условия для самого развития бюджетного процесса и требуют более активного участия в нем населения.

За пянадцать лет в России накоплен определенный опыт взаимодействия органов власти и общественности. Открыты новые или опробованы в новых условиях прежние методы и формы взаимодействия. Создание ассоциаций и советов общественности как путь к законодательной инициативе. Чтобы согласованно предъявлять органам власти свои интересы и предложения, субъектам деятельности приходится объединяться. Такова логика и практика цивилизованного лоббирования. Она имеет прямое отношение и к третьему сектору.

К примеру, общественность хотела бы изменить ситуацию с налогами или создать более льготные условия для спонсоров. Необходимы законодательные инициативы на разных уровнях. Но что будет значить голос одной или двух организаций, которые обратятся к депутатам? А если в регионе будет мощное объединение, ассоциация общественных организаций, представляющая более ста юридических лиц, это уже будет серьезный ресурс. Разного рода объединения общественности созданы в Новосибирске, Барнауле, Омске и других центрах субъектов федерации. Эти процессы идут сложно, так как не все лидеры третьего сектора понимают важность подобных объединений. Иногда инициаторами выступают органы власти – объединения создаются при губернаторе или мэре, при администрации города или горсовете. Интересен опыт ассоциации работников территориального общественного самоуправления Пермской области.

Гранты из бюджета для третьего сектора.В ряде регионов вводится практика финансовой поддержки общественных организаций за счет бюджетных средств. Конкурсы муниципальных грантов для общественных организаций впервые за Уралом проходили в Тюмени, Омске. Сейчас они проводятся на уровне органов власти субъектов федерации.

Участие общественности в стратегическом планировании развития территорий, в подготовке и принятии решений

Органами власти.

Развитие демократических основ нашего общества предполагает все большую открытость власти, обеспечение прозрачности ее механизмов. Важно, чтобы граждане участвовали в формировании планов развития городов, в бюджетном процессе на всех его этапах. В российских городах уже немало примеров вовлечения населения в процессы подготовки и принятия важных решений. Появилось такое понятие, как «общественная экспертиза» проекта решения. На деле это выглядит следующим образом: при подготовке важного решения администрация приглашает представителей общественных организаций и предлагает им включиться в обсуждение вопроса. Затем высказанные предложения обязательно учитываются.

Участие некоммерческих организаций в конкурсах на муниципальный заказ.Необходимость повысить эффективность использования бюджетных средств определила востребованность новой формы – организации тендеров, конкурсов на муниципальные заказы. Во многих администрациях создали департаменты муниципального заказа. Некоторые общественные организации имеют все необходимые возможности и ресурсы , чтобы выполнять тот или иной заказ. Это может быть связано со сферой услуг или социальной работой. Важно стремиться создавать прецеденты и предлагать органам власти рассматривать некоммерческий сектор как равноправный в жизнеобеспечении города. Как показывает зарубежный опыт, некоммерческие организации гораздо качественнее и дешевле организуют оказание услуг, чем коммерческие или бюджетные муниципальные предприятия.

Проведение ярмарок, выставок, презентаций проектов общественных организаций. Такая работа общественности сегодня необходима для собственного развития, для отчета перед спонсорами и для приобретения новых контактов. При хорошей организации ярмарка проектов общественных объединений становится настоящим событием в жизни города. Это праздник энтузиастов и активистов, заражающий своей энергией. Но без помощи органов власти провести такое мероприятие сложно.

В городах, где такие ярмарки стали регулярными, проанализировали результаты и пришли к выводам, которые полезны для начинающих. Оптимально устраивать ярмарки, выставки совместных социальных проектов: общественность+бизнес+власть. В таком варианте больше активности и ответственности у представителей бизнеса и власти.

Создание ресурсных центров для общественных объединений и органов территориального общественного самоуправления.

Общественных организаций, имеющих свою оргтехнику, компьютеры, выход в Интернет крайне мало. Создание ресурсных центров позволяет сконцентрировать техническое , информационное обеспечение. Здесь можно воспользоваться техникой, электронной связью, получить необходимую литературу и консультационную помощь. Пока такие ресурсные центры существуют в основном за счет зарубежных грантов. Однако все активнее ставится вопрос об их создании перед органами власти в регионах. Конечно, материально-техническая база , методическое обеспечение гарантируют новое качество деятельности общественных объединений.

Массовые публичные кампании – одна из основных форм работы органов власти с населением. Массовая публичная кампания – это скоординированные, целенаправленные публичные усилия с определенной целью, сопровождаемые модификацией поведения людей в нужном направлении.

По интенсивности и характеру проведения , с учетом целевой задачи массовые публичные кампании подразделяются на несколько видов. Приведенная ниже классификация построена по принципу от более простых к более сложным и затратным типам кампаний.

1. Кампании по привлечению внимания общественности к явлению или событию.

Характерный пример: открытие службы психологической помощи , телефона доверия для молодежи в системе городского здравоохранения. Важно обратить внимание населения на это событие, показать первые результаты работы службы.

2. Кампания по информированию общественности о какой-либо программе или новом законе.

Процесс принятие бюджета –федерального, регионального, городского- является серьезным поводом для информирования населения. В регионах органы власти периодически утверждают и реализуют новые социальные программы: по строительству жилья для бюджетников, по газификации населенных пунктов, поддержке малого и среднего предпринимательства и др. Информационное обеспечение таких программ является важной акцией, укрепляющей доверие населения к органам власти.

3. Образовательные (просветительские) кампании.

Всероссийская перепись населения 2002 года сопровождалась широкомасштабной публичной кампанией , носившей просветительский характер. СМИ рассказывали об истории проведения переписей населения , что стало поводом обратиться к интересным периодам прошлого страны. Новые знания, историческая информация – характерные признаки подобного типа кампаний.

4. Кампании по закреплению определенных установок и линий поведения.

5. Кампании, представляющие попытку изменить существующую установку.

6. Кампании, направленные на модификацию поведения людей.

Яркий пример такого рода кампаний – это выборы в органы власти. Каждая команда , продвигающая определенного кандидата или агитирующая за какую-либо партию, стремится к тому, чтобы избиратели проголосовали , совершили действие, согласно их предложения.

На практике массовые публичные кампании часто представляют смешанный тип, совмещают разные признаки. Однако планирование и подготовка кампании с учетом ее типа позволяет более рационально использовать ресурсы и достигнуть цели.

Контрольные вопросы и задания.

1.Какие виды массовых публичных кампаний вы знаете?

2. В каких формах реализуется обратная связь органа власти с населением?

3. Приведите пример массовой кампании в вашем регионе. Определите ее вид и оцените эффективность.

4. Напишите проект проведения массовой публичной акции или кампании для органа власти.

Наши рекомендации