Общая характеристика современных российских государственных пресс-служб

Пресс-службы органов власти современной России являются опорой в реализации информационной политики государства. Пресс-службы информируют граждан о работе власти. Их деятельность во многом определяет степень доверия населения президенту, губернатору, мэру или депутату.

Важными центрами информационной активности стали соответствующие подразделения администрации Президента РФ (информационное управление, пресс-служба), аппарата Правительства РФ (пресс-центр, управление правительственной информации) и обеих палат Федерального Собрания РФ (пресс-служба Государственной Думы РФ и пресс-служба Совета Федерации РФ).

Одновременно создавались пресс-службы, пресс-центры и центры общественных связей в органах исполнительной и законодательной власти российских регионов. Следует отметить, что в регионах можно встретить самые разные названия подразделений, работающих с прессой: информационное управление, информационно-аналитический комитет, департамент информации и др. Иногда несколько подразделений, не объединенных в одну структуру, фактически выполняют функции пресс-службы, которые были перечислены в гл. 3 настоящего пособия.

К маю 1995 года на 24 российских министерства приходилось 29 структур, которые по статусу можно сравнить с полноценной пресс-службой, правда некоторые из них были внештатными. В одном лишь Министерстве связи РФ было 3 пресс-службы (центральная пресс-служба министерства, пресс-служба госкомиссии по радиочастотам и пресс-служба госкомиссии по электросвязи) и 1 пресс-группа (Федерального управления фельдъегерской связи). В структуре Министерства транспорта РФ был отдел информации и общественных связей и 6 внештатных служб общественных связей в департаментах и комиссиях министерства. Лишь 6 федеральных министерств ограничились введением в штатное расписание должностей пресс-секретаря министра без формирования структур пресс-служб. Это свидетельствует об отсутствии единых требований к структуре и названиям подразделений, работающих со средствами массовой информации.

Пресс-службы также созданы в Конституционном суде РФ, Генеральной прокуратуре РФ, Центральном банке РФ, Пенсионном фонде РФ, Центральной избирательной комиссии.

В каждом комитете и фракциях Государственной Думы РФ введены должности пресс-секретарей руководителей фракций и комитетов.

На региональном уровне ситуация выглядела следующим образом. К маю 1995 г. в 89 российских регионах была создана многоуровневая сеть пресс-служб.

По линии исполнительной власти: на республиканском уровне – 9; на уровне краев и областей – 35; на уровне автономных округов – 1; на уровне администраций столичных городов - 17.

По линии законодательной власти: на республиканском уровне – 2; на уровне краев и областей –11; на уровне законодательных собраний столичных городов - 7.

При этом практически у каждого руководителя законодательной и исполнительной власти в регионе, а также главы администрации столичного города есть свой личный пресс-секретарь или советник по связям с общественностью.

Мощным толчком к формированию такой разветвленной сети информационных и PR-структур российской государственной власти послужили парламентские выборы 1993 – 1995 гг. Это были первые широкомасштабные избирательные кампании, проходившие в новой системе координат.


Обновление государственного аппарата России 1993-1995 годов повлекло замену кадров, шли поиски нового стиля работы аппаратов власти. Именно в этот период в пресс-службы и подразделения по связям с общественностью в структуре органов власти приходят наиболее авторитетные и талантливые журналисты.

Процесс реформирования государственного управления по-разному оценивается исследователями. Очевидно, что осуществляется он по логике переходного периода и отражает стремление адаптировать государственный интерес к развивающимся потребностям общества.

Существенным является исходное заключение: как в западном мире начала XX века, российское государство утратило положение единственного (особого) носителя властных полномочий. Оно оказалось в окружении сложной системы институтов и отношений, которые соединили его с обществом. Разделение властей и правовое государство становятся основой политического устройства. Государство обретает характер системы регулирования с обратной связью , где общество является объектом регулирования. Успешность , эффективность деятельности властных структур в первую очередь зависит от того, насколько адекватно реагируют они на изменения в обществе, насколько умеют приспособиться (адаптироваться) к ним и обеспечить понимание своих действий со стороны общественности. Публичная деятельность власти становится необходимостью. Власть стремится сама распространять информацию о своей деятельности, разъяснять свои цели, задачи, позиции как по внутренним, так и внешнеполитическим вопросам. Власть стремится быть открытой и понятной населению. При этом заботится о том, чтобы поступающие по каналам обратной связи сигналы о состоянии общества, становились факторами развития.

Приведем общие характеристики российских пресс-служб органов власти.

1. Создание пресс-служб в органах власти является следствием демократизации процессов государственного управления в стране. Пресс-службы в органах власти занимают лидирующее положение, являются поставщиками официальных мнений и комментариев со стороны государственных органов управления.

2. На всех уровнях государственного управления созданы и действуют пресс-службы. На уровне местного самоуправления данные подразделения создаются в зависимости от бюджетной обеспеченности (в администрациях и представительных органах городов, отдельных сельских районов).

3. Как правило, пресс-служба в органах власти является частью системы управления общественными связями, которая представлена несколькими подразделениями.

4. Многие пресс-службы, информационные центры органов государственной власти имеют определенные документы (положения, инструкции), в которых зафиксированы нормы их функционирования.

5. Проблема информационной открытости пресс-служб по-разному решается в различных структурах. Часто это зависит от стиля руководства, от особенностей политической ситуации в субъекте федерации.

Контрольные вопросы и задания.

2. В каких органах власти есть пресс-службы?

3. Когда в России появились первые государственные пресс-службы?

4. В чем особенность российских государственных пнресс-служб?

5. Проанализируйте местные СМИ и расскажите о том, как представлена деятельность пресс-служб губернатора и мэра на страницах прессы.

6. Побывайте на пресс-конференции в администрации области или города. Проанализируйте ее организацию и степень эффективности.

7. Во всех ли сельских районах вашей области есть пресс-службы администрации?

8. Как формируется кадровый состав пресс-служб органов власти?

10.Информационная работа государственных учреждений со средствами массовой информации и общественностью

Взаимодействие государственных учреждений с общественностью имеет свое международное название как специализированное направление PR - public affairs. Это информирование различных общественных групп о деятельности органа власти, осуществляемое самим органом власти, налаживание обратной связи с гражданами.

Информирование населения о деятельности органа власти и его подразделений, как правило, является основным направлением работы пресс-служб. Одновременно в аппарате правительства или региональной администрации могут существовать и другие структуры, которые взаимодействуют с общественностью, различными ее категориями. Уровень координации этой работы во многом определяет ее эффективность. Центром планирования и координации должна быть пресс-служба- наиболее приближенная к первым лицам структура.

За прошедший после 90-х годов прошлого века период в России практически сформировалась отрасль - public affairs. Накоплен серьезный опыт работы пресс-служб в органах власти как на федеральном, так и на региональном уровнях. Органы муниципального управления – наиболее приближенные к населению – имеют свою специфику. Не имея возможности детально рассматривать ее, мы будем подразумевать работу муниципальных пресс-служб в данном контексте.

|К 2006 году определились основные направления деятельности пресс-служб органов государственного управления:

-оперативное информирование населения о деятельности организации;

-подготовка материалов для СМИ о деятельности организации;

-организация и проведение брифингов, пресс-конференций;

-организация выступлений, интервью представителей органов власти;

-мониторинг СМИ ;

-создание информационных поводов дл СМИ;

-организация конкурсов для журналистов;

-креативные формы работы с журналистами и общественностью.

Наметилось развитие новых методов и форм работы.

Так, например, наряду с традиционными пресс-конференциями губернаторы и мэры стали практиковать менее формальные способы общения – приемы для журналистов. Их обычно устраивают в связи с профессиональными праздниками, Новым годом или иным , заслуживающим внимания поводом.

Значительно больше внимания стали уделять за последние годы налаживанию обратной связи с населением. Прямые линии руководителей в эфире, публичные слушанья руководителей органов исполнительной власти и депутатов, издание справочной и разъяснительной литературы с полезной информацией получили широкое распространение.

Нередко региональные и муниципальные органы власти создают свои СМИ ( учреждая новые или приобретая права учредителей в ранее созданных СМИ). Иногда министерства или ведомственные комитеты издают свои журналы.

Сегодня губернаторы, мэры городов встречаются с различными категориями общественности, проводят открытые лекции в университетах.

Все большее значение приобретает в деятельности органов власти Интернет. Практически все государственные структуры имеют свои WEB-сайты. Таким образом решается проблема оперативности и доступности информации. В 2006 году был проведен характерный эксперимент: мэр города Нижний Новгород установил в своем рабочем кабинете WEB-камеру: в рабочее время шел прямой репортаж о рабочем времени мэра. Выйдя на сайт мэрии, каждый мог быть свидетелем того, чему посвящен рабочий день руководителя города.

Все более широкое распространение получает такая форма, как конкурсы грантов для общественных организаций. Пример в этом направлении показывает администрация Президента РФ.

Сегодня общественные объединения, различные формы некоммерческих организаций (НКО), а также широкая сеть органов территориального общественного самоуправления представляют собой серьезный ресурс развития. Свидетельство тому – состоявшийся в Москве в ноябре 2001 года Гражданский форум, который можно считать историческим. Выступая на нем , Президент РФ В.В.Путин подчеркнул, что для будущего страны «крайне нужна интеллектуальная мобилизация, нужны работающие эффективные модели сотрудничества государственных и гражданских институтов». В.В.Путин призвал участников форума «научиться спокойно, сосредоточенно, системно работать- особенно сейчас, когда есть хороший шанс соединить ресурсы окрепшего государства и энергию демократического общества».

|Особо следует сказать об Общественной палате РФ, созданной в 2005 году Президентом РФ. Это знаковое событие. В российской государственной системе, традиционно склонной к авторитарности, появляется своего рода экспертный совещательный орган, который может вносить свои комментарии, предложения, давать оценки государственным решениям.

С 1997 года в России присуждается национальная премия «Серебряный лучник» - за особые достижения в области связей с общественностью. Ежегодно среди номинантов – пресс-службы органов государственного и муниципального управления. Они демонстрируют творческий подход к работе по информированию населения.

Например, заслуживает внимания опыт мэрии города Урюпинска, расположенного в глубинке Волгоградской области. Здесь сумели средствами PR создать новую ситуацию с имиджем и перспективами города, мобилизовали общественность и СМИ в проекте «Урюпинск – столица российской провинции». Проект был удостоен национальной премии «Серебряный лучник».

Пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области уже больше трех лет проводит ознакомительные поездки по региону для главных редакторов областных и районных СМИ. Журналисты «из первых уст» узнают, что же произошло в парламентской жизни за последнее время, какие важнейшие законы приняты или только готовятся к принятию. «Акулы пера и микрофона» никогда не упускают возможности задать самые острые вопросы и гарантированно получают на них ответы.

В 2006 году управление информации администрации Ярославской области приступило к реализации спецпроекта «Ярославия: точки роста» – пресс-туры для журналистов областных и районных СМИ по муниципальным районам области, посвященные 70-летию образования Ярославской области и предстоящему празднованию в 2010 году 1000- летнего юбилея г. Ярославля.

Подобных примеров в работе пресс-служб органов власти становится все больше.

Контрольные вопросы и задания.

1.Каковы цели информационной работы государственных учреждений со СМИ и общественностью?

2.В каких формах осуществляется эта деятельность?

3.Проанализируйте информационную работу правительства вашего региона, мэрии вашего города. Назовите основные ее формы.

4.Какие СМИ вашего региона учреждены органами власти?

5.Какие проекты информационной работы органов власти были отмечены национальной премией «Серебряный лучник»?

Наши рекомендации