Тема 8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ
ОРГАНИЗАЦИИ И ДВИЖЕНИЯ
Понятие политической партии. Организованное участие граждан в общественной жизни обеспечивается с помощью общественных объединений. Это добровольные формирования, созданные для совместного выражения и защиты каких-то общих интересов. Есть три основные группы общественных объединений: политические партии, общественные организации и общественные движения. Они отличаются между собой своими целями, задачами, степенью организации. Особенно важную роль в политической системе играют политические партии. Партия –организованноена основе политической идеологии и программы общественное объединение, стремящееся к завоеванию и использованию государственной власти для реализации политических интересов поддерживающих его социальных групп.
Политическая партия отличается от любого другого общественного объединения: во-первых, особыми организационными принципами; во-вторых, идеологией, выраженной в политической программе; и в-третьих, стремлением достичь своих целей путем борьбы за государственную власть. Первые политические партии возникли еще в Древней Греции. Множество партий возникло во второй половине XIX века для обслуживания выборов. В конституции буржуазных стран был введен принцип многопартийности (право на свободное создание партий). Этот принцип обеспечивает широкое представительство интересов граждан, публичность (или открытость) политики, острую конкуренцию политических элит за голоса избирателей. В большинстве государств действует принцип многопартийности, который реализуется через одну из партийных систем.
Типология партийных систем.Партийная система –это устойчивые отношения между действующими в обществе политическими партиями, характер их взаимодействия с другими общественными объединениями и государством. Особенности партийной системы той или иной страны обусловлены множеством факторов – соотношением социально-классовых сил, уровнем политического сознания и культуры граждан, историческими традициями, национальным составом, религиозной ситуаций.
В зависимости от характера политического режима различают демократические, авторитарные и тоталитарные партийные системы; от характера отношений между партиями и государством – конкурентные и неконкурентные системы. Также в зависимости от того, сколько есть партий в стране и сколько из них реально претендуют на государственную власть, системы делятся на однопартийные, многопартийные, двухпартийные. Однопартийные – там, где есть только одна партия (Куба, КНДР, бывший СССР), либо одна партия доминирует (господствует) над остальными (Россия, Китай). Многопартийная система характеризуется наличием в стране многих одинаково слабых политических партий (Дания, Бельгия, Австрия, Нидерланды). Это заставляет партии искать себе союзников, создавать коалиции и блоки. Партийная коалиция–союз равноправных политических партий для достижения общих целей и формирования коалиционного (совместного) правительства. Оно очень неустойчиво из-за межпартийных разногласий. Партийный блок–союз соподчиненных партий, в котором более сильные партии могут навязывать свои позиции более слабым. Во Франции был долговременный союз нескольких партий в составе левого и правого блока.
Наилучшей считается двухпартийная система, в которой по очереди к власти приходят две сильных партии (лейбористы и консерваторы Великобритании, демократы и республиканцы США, социал-демократы и христианские демократы Германии). Одна партия выражает интересы более бедных слоев населения и помогает им в условиях экономического кризиса. Другая партия выражает интересы более богатых людей и способствует увеличению национального дохода страны в условиях экономического подъема. В итоге обеспечивается устойчивый рост доходов граждан и периодическое обновление правящей политической элиты.
Основные типы партий.Все множество существующих современных партий довольно разнообразно по идеологии, социальному составу, методам деятельности. В современном демократическом обществе политические партии отвергают насильственные методы и борются за власть через выборы. Можно выделить различные типы партий. Тип партии-это такая система признаков, в которых выражается идейная и социальная основа партии, особенности ее внутреннего устройства и преобладающие методы деятельности.
В зависимости от взятого признака партии могут быть: классовые, межклассовые, смешанные; буржуазные, мелкобуржуазные, крестьянские, рабочие, партии интеллигенции и служащих (в основе социальный признак); либеральные, консервативные, социалистические, коммунистические, клерикальные (или религиозные), националистические (в основе идейный признак).
Выделяют также кадровые и массовые партии. К членам кадровой партии относят всех тех, кто голосует за нее на выборах, поддерживает ее материально, выступает на организуемых ею собраниях, митингах, встречах и т.д. Такие партии свою деятельность ограничивают предвыборной борьбой и относительно пассивны в промежутках между выборами. Примером кадровых партий являются Республиканская и Демократическая партии в США. К массовым партиям относятся социалистические и социал-демократические европейские партии. Массовые партии не ограничивают свою деятельность выборами, а проводят активную повседневную идеологическую и организаторскую работу.
Несмотря на то, что и сегодня политические партии выступают в качестве важного субъекта политики, они испытывают определенные изменения. Из-за усложнения социального состава общества, роста образовательного уровня граждан, сходства партийных программ или сходства реально проводимой партиями политики, многие крупные партии в ряде стран теряют свою популярность и политическую роль.
Функции политических партий многообразны: 1) партии участвуют в политической социализации (приобщении человека к политике), 2) они выражают и объединяют интересы людей, 3) вырабатывают политические решения в виде программ, 4) являются важным элементом предвыборной кампании, 5) являются «школой» для политических лидеров. Партии выдвигают лидеров, выдвигают и поддерживают их в политической борьбе. Из числа видных деятелей партии формируются правительства. Им принадлежит существенная роль в идеологической жизни страны, активизации населения для политической деятельности. Политические партии выступают как посредник между государством и гражданским обществом. Через политические партии граждане выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов.
Политические партии в Республике Беларусь.В Беларуси зарегистрировано 15 партий, которые можно разделить по идейному признаку на левых и правых, а по отношению к государственной политике – на проправительственные и оппозиционные. Белорусские партии малочисленны (по 1 – 2 тысячи человек) и малоизвестны, они имеют низкий рейтинг доверия среди избирателей и только семь депутатов в парламенте. Можно сказать, что в белорусской политике институт партий еще по-настоящему не востребован, а партийная система только формируется. Главная причина этого – в Беларуси преобладает государственная (общенародная) собственность, и еще не сложилось резкого различия интересов людей. По мере развития процесса приватизации будут формироваться новые социальные слои со своими интересами и крупными партиями.
Общественная организация — это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру и фиксированное (оформленное) членство. Согласно этим признакам, к общественным организациям можно отнести профессиональные союзы, союзы предпринимателей, кооперативные, молодежные, женские, ветеранские организации, творческие союзы (союз писателей, композиторов, театральных деятелей и т.п.), разнообразные добровольные общества (научные, технические, культурно-просветительные и др.). С учетом территориальных рамок их деятельности выделяют местные, региональные, общегосударственные, международные общественные организации.
Особую роль в общественно-политической жизни играют лоббистские организации.Лоббизм–это скрытое или открытое воздействие на депутатов и членов правительства с целью продвижения интересов финансово-экономических групп и отдельных компаний. Например, принятие нужных законов и льгот, выделение безвозмездных субсидий и кредитов. Первоначально они возникли в США (в 1946 г. был принят закон о регулировании лоббизма), затем получили развитие и в других странах. Лоббистские организации создаются при высших государственных органах и имеют форму различных комитетов, комиссий, советов, бюро, организаций по связям с общественностью, которые платят налог и получают официальное право встречаться с представителями власти, через которых влияют на принятие политических решений. Достоинства такой системы – прозрачность, конкуренция, доход для общества. Хуже скрытый лоббизм – тайный подкуп чиновников.
Общественное движение,в отличие от организаций,не имеет четкой организационной структуры и фиксированного членства. Это совместная деятельность людей по достижению какой-то важной общей цели. Например, всемирное экологическое движение включает в себя всех активных защитников природы – партии «зеленых», экологические организации, инициативные группы, отдельные граждане. Общественные движения отличаются массовостью, широкой социальной базой, отсутствием организационного и идейного единства, нестабильностью состава. Связи между участниками движений носят преимущественно идейно-политический, а не организационный характер. Действия чаще проходят стихийно, т.е. по собственной инициативе.
Типология общественных движений может проводиться по различным основаниям. По целям и сферам деятельности выделяют антивоенное, экологическое, женское, молодежное движения, движение за расовое и национальное равноправие, движение в защиту потребителей, религиозные движения и многие другие. По отношению к существующему строю общественные движения делятся на революционные, контрреволюционные, реформистские, консервативные, реакционные; по способам и методам действий – на насильственные и ненасильственные.
Общественные организации и движения не ставят своей целью завоевание и осуществление политической власти, не добиваются открытого контроля над ней. Они занимаются политической деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для выполнения задач, лежащих в иной сфере общественной жизни.
Функции общественных организаций и движений: 1) представляют и защищают интересы граждан; 2) способствуют решению отдельных социальных проблем, так как не только привлекают внимание общества к негативным явлениям, но и предлагают свои варианты решения, свою помощь; 3) являются посредниками между государственными органами и гражданами и таким образом обеспечивают между ними обратную связь и осуществляют социальный контроль. Таким образом, общественные объединения являются необходимым условием для нормального функционирования политических процессов и важнейшим показателем развитости гражданского общества.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое партия?
2. Чем партия отличается от общественных организаций?
3. Назовите типы партийных систем.
4. Что такое общественное движение?
5. Назовите типы общественных движений в зависимости от целей, которые они перед собой ставят.
Основные понятия
Политическая партия –организованноена основе политической идеологии и программы общественное объединение, стремящееся к завоеванию и использованию государственной власти для реализации политических интересов поддерживающих его социальных групп.
Партийная система –устойчивые отношения между действующими в обществе политическими партиями, характер их взаимодействия с другими общественными объединениями и государством.
Партийная коалиция –союз равноправных политических партий для достижения общих целей, в том числе формирования коалиционного (совместного) правительства на основе консенсуса, компромисса и баланса интересов.
Партийный блок –союз соподчиненных партий, в котором есть элемент господства и руководства, где более сильные партии могут навязывать свои позиции слабым.
Общественная организация –объединение граждан, имеющее внутреннюю организационную структуру, индивидуальное или коллективное членство.
Общественное движение –совместная деятельность граждан, преследующих определенные общественные цели, но не имеющих завершенной организационной структуры и фиксированного членства.