Политические партии и общественные объединения

I.Генезис, признаки и функции политических партий.

II.Типы партий и партийных систем.

III.Общественные организации и движения.

I. Политические партии являются важным элементом политической системы современного демократического общества. Они призваны обеспечивать доступ различных групп населения к рычагам государственной власти, формализовать и упорядочивать стихийные формы борьбы за власть и ее использование.

Выражая интересы определенных социальных групп, партии способствуют их внутренней консолидации, осознанию своих интересов, возможностей, соотнесению этих интересов с интересами других слоев общества. Через партии осуществляется прямая и обратная связь в системе «население – государство». Благодаря партиям властные структуры получают информацию о настроениях и ожиданиях определенных общественных групп и категорий населения, что необходимо для принятия оптимальных управленческих решений.

С другой стороны, лидеры партии способствуют мобилизации членов своих организаций и сочувствующих на достижение программных, общественно значимых целей, на участие в различных политических мероприятиях. Идеологическая работа партий способна оказывать сильное влияние на формирование ценностных, политических ориентаций, убеждений и нравственных норм поведения. Причем ценностные и идеологические ориентации даже политических противников в ряде значимых моментов могут совпадать (проблемы укрепления государственности, благосостояния общества, развития культуры и образования, борьбы
с криминалом и т.д.). В ходе политических дискуссий наиболее полно вырисовываются пути достижения этих целей, подвергаются критике наиболее уязвимые моменты в деятельности властей.

Слово «партия» происходит от латинского pars (partis), что в переводе означает часть, группа лиц, собранных или выделенных с какой-либо целью. Упоминания о политических партиях встречаются у мыслителей Древнего мира (например, Аристотель писал о борьбе между партиями жителей морского побережья, равнины и гор в Аттике в VI в. до н.э.), в средние века так называли группировки, носившие чаще всего временный характер (например, известна война между «партиями» Алой и Белой Розы в средневековой Англии).

Однако прототипы современных политических партий начали появляться лишь во времена буржуазных революций (прежде всего английской революции ХVII в.), когда стали ограничиваться абсолютистские функции государства, начала формироваться автономная личность, у которой возникла потребность участвовать в общественной жизни, влиять на власть, когда стали признавать законность существования различных интересов в обществе, а вместе с ними и политических групп, призванных представлять эти интересы в системе власти.

По М. Веберу, политические партии прошли следующую эволюцию: аристократические котерии (кружки), политические клубы, массовые партии. Все три ступени развития прошли только две партии Великобритании – либеральная (виги) и консервативная (тори). Котерии вигов и тори оформились в Англии во второй половине ХVII в., первоначально они различались только в вероисповедании и династических предпочтениях. Борьба тори и вигов была в основном борьбой господствующих слоев общества за власть.

В отличие от котерий политические клубы появились во многих европейских странах; они имели более развитую организацию, устойчивость идеологических связей и более широкие масштабы деятельности. Их появление было связано с выходом на политическую арену буржуазии и вступлением ее в политическую борьбу (в 1831 г. тори основали «Чарльтон Клаб», в 1836 г. виги образовали «Реформ клаб»).

В отличие от политических клубов массовые политические партии стремились привлечь как можно большее число членов, использовали большую активность, которая не ограничивалась периодом выборов. Первой массовой политической партией была либеральная партия в Англии (основана в 1861 г.). К концу ХIХ в. массовые партии (в основном социал-демократические) сформировались в большинстве стран Западной Европы. Партии стали важным социально-политическим институтом, посредством которого осуществляется взаимосвязь государства и гражданского общества.

В литературе отмечается наличие различных подходов в понимании сущности политической партии и огромное многообразие ее определений (до 200). Одним из первых предложил определение политической партии известный политический деятель и философ ХVIII в. Э. Берк. «Партия, – писал он, – представляет собой организацию людей, объединенных с целью продвижения совместными усилиями национального интереса, руководствуясь некоторым специфическим принципом, относительно которого все они пришли к согласию». В современной политологии различные источники и авторы дают сходные определения понятия партии. Их суть сводится к тому, что партия – это совокупность граждан, объединенных идеологически и организационно, выражающих интересы значительных социальных классов и слоев населения, ставящих своей целью реализацию этих интересов путем завоевания государственной власти посредством выборов или участия в ее осуществлении [1, с. 55].

Основными отличительными признаками политической партии являются:

- связь с определенным классом, социальным слоем, группой или их совокупностью, т.е. наличие социальной базы;

- обладание определенной программой деятельности, отражающей единство мировоззренческих установок и идеологических принципов членов партии;

- наличие формализованной организационной структуры (членство, субординация органов, партийный аппарат и т.д.);

- установка на достижение политической власти и действия по ее практическому воплощению;

- наличие одного или нескольких лидеров.

Специфика партии как политического института – это открытая борьба за политическую, государственную власть. Этим политическая партия и отличается прежде всего от других разновидностей общественных объединений, которые также активно участвуют в политической жизни, но не добиваются прямого контроля над правительственной властью.

К числу наиболее общих функций политических партий относятся:

- представительство социальных интересов;

- выработка программных установок, политической линии партии;

- формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан;

- участие в борьбе за власть и в ее осуществлении, формирование политической системы общества;

- подготовка и выдвижение кадров, участие в формировании политических элит.

Последние десятилетия принесли значительные изменения в содержании функции представительства. Западные политологи считают, что на смену классовым партиям с середины ХХ в. стали приходить т.н. «общенародные партии», или «партии для всех». Такая партия стремится избежать отождествления себя с интересами какого-либо одного класса или слоя, а предстает как выразитель общего интереса. Облик партии в настоящее время формирует не столько классовая ориентация, сколько определенный тип политики. В современном демократическом обществе политические партии в борьбе за власть отвергают насильственные методы и ориентируются на избирательный процесс. Выборы являются главной ареной соперничества политических партий. В конкурентной борьбе успеха добивается партия, политический курс которой импонирует большинству избирателей. В большинстве демократических стран партии практически полностью контролируют механизм выдвижения кандидатов на выборах и их проведение.

Существуют различные типы политических партий. Под типом партии в политологии понимается система ее существенных признаков, в которых выражаются социальная природа, идейная основа, главная социально-ролевая функция партии, особенности ее внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности.

Большое распространение в политологии получила классификация французского ученого М. Дюверже, выделявшего в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства партии кадровые, массовые и строго централизованные. Кадровые партии отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических деятелей, а основой их организационного строения является политический комитет (лидеров, активистов). Кадровые партии формируются, как правило, сверху, на базе различных парламентских групп, групп давления, объединенной партийной бюрократии. Они сориентированы прежде всего на участие в политическом процессе профессиональных политиков и элитарных кругов, что предопределяет свободное членство и известную аморфность партийной организации. Как правило, такие партии активизируют свою деятельность во время выборов, когда необходимо организовать поддержку электората.

Массовые партии представляют собой централизованные образования, хорошо организованные и дисциплинированные, с уставным членством. Хотя здесь важную роль играют лидеры и аппарат партии, большое значение в них придается общности взглядов, идеологическому единству членов. Массовые партии чаще всего формируются снизу, нередко на основе профсоюзных, кооперативных и иных общественных движений.

И наконец, для строго централизованных партий Дюверже считал характерным превращение идеологического компонента в основополагающее, связующее эти организации начало. Для таких партий – Дюверже относил к ним коммунистические и фашистские – характерны наличие множества иерархических звеньев, строгая, почти военная дисциплина, высокая организованность действий, уважение и почитание политических лидеров.

Современная практика позволила выделить третий тип партий, дополняющий классификацию Дюверже. Эти партии (их еще называют «партии-хватай-всех», «интерклассовые партии») стремятся при неидеологизированной программе привлечь на свою сторону наибольшее число избирателей разной социальной и профессиональной принадлежности или этнического происхождения для решения важнейших проблем современности.

Политологи классифицируют партии в зависимости от их положения в политической системе общества, разделяя их на правительственные и оппозиционные; легальные и нелегальные; партии-лидеры и партии-аутсайдеры; партии, правящие монопольно, и партии, правящие коалиционно.

Если положить в основу классификации программные установки, мировоззренческие позиции, социальные цели, то можно говорить о консервативных, либеральных, социал-демократических, коммунистических и других партиях.

Широкое распространение получило деление партий на «правые», «левые» и центристские. Как правило, «правые» отождествляются с ориентацией на консервативные и либеральные политические и экономические ценности – частную собственность, приоритет личности и т.д., а «левые» – с коммунистическими и социалистическими ценностями – общественной собственностью на средства производства, социальным равенством и т.д.

II. Устойчивые связи и отношения партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти образуют партийные системы. Партийные системы – совокупность всех значительных партий в стране, их взаимодействие, а также (в некоторых случаях) порождающие их избирательная система и постоянство избирательных симпатий. Партийная система является составной частью политической системы.

Утверждение той или иной системы зависит от характера политического режима в стране, но в большей степени от конкретно-исторической ситуации. Политическая история ХХ в. свидетельствует, что многопартийность создает более благоприятные условия для демократизации политической и всей жизни общества. При всех политических режимах однопартийность – самая неустойчивая партийная система.

Существуют три основных вида партийных систем: однопартийная, двухпартийная и многопартийная.

Однопартийная система означает, что в государстве одна партия законодательно или фактически наделена монополией на власть. Это обеспечивается Конституцией либо является результатом лишения соперничающих партий возможности участвовать в выборах, а также отказа от проведения выборов вообще. До недавнего времени однопартийные системы были свойственны тоталитарным государствам. Оказалось, что однопартийными были не обязательно коммунистические и восточноевропейские, но и многочисленные государства т.н. «третьего мира». В последних авторитарные режимы уже давно используют однопартийность с целью контроля над управлением, мобилизации массовой поддержки и распределения получаемой помощи. Наиболее глубокие корни однопартийные системы имеют в Африке, где они сформировались вскоре после приобретения независимости, восприняв наследие автократического колониального управления (опыт состязательных выборов сразу после деколонизации был недолгим).

Длительный опыт показал, что однопартийная система довольно быстро – в историческом смысле – приходит к трудностям и к глобальному кризису, который неизбежно сопровождается кризисом всей политической системы, идейными и моральными потрясениями. В результате однопартийность сходит со сцены, а общество нуждается в коренном преобразовании.

Двухпартийная система предполагает наличие в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному принятию власти и ее осуществлению. Когда одна из партий побеждает на выборах, другая становится в оппозицию, и так периодически они сменяют друг друга у руля власти.

Классическая модель двухпартийной системы сложилась в США, где противостоят друг другу демократическая и республиканская партии. В Великобритании борьбу за власть ведут консерваторы и лейбористы. За всю историю двухпартийной системы США более 200 кандидатов третьих партий попытались добиться избрания на пост президента страны. Однако лишь восемь из них сумели завоевать более одного миллиона голосов избирателей. В ряде случаев, особенно на уровне штатов, третьи партии становились влиятельной политической силой. Но при этом важной особенностью двухпартийной системы США стало неприятие большинством избирателей на общенациональном уровне третьих партий.

Такая двухпартийная система оказывается относительно устойчивой в специфических американских условиях, а также в аналогичных ситуациях. Но она не имеет шансов на существование в условиях социального и идейного плюрализма, имеющего место в большинстве стран Европы. Во всяком случае, пока оказались безуспешными попытки внедрить в некоторых странах американскую модель двухпартийности.

В типологизации по шкале двухпартийности и многопартийности можно выделить систему 2,5 партии (как, например, в Германии), при которой какая-либо третья партия обладает достаточной электоральной базой, чтобы внести коррективы, порой существенные, в привычную игру двух основных партий, собирающих голоса 75–80% избирателей. Так, в Германии Свободная демократическая партия и Партия зеленых попеременно идут на блок с одной из двух главных конкурирующих между собой группировок – СДПГ и союзом ХДС/ХСС – и добиваются вхождения в правительство.

Многопартийная система – это система, в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных институтов. Общим критерием классификации является количество влиятельных партий в государстве, получивших в результате выборов парламентское представительство.

Многопартийные системы подразделяются на следующие:

- партийные системы «поляризованного плюрализма», для которых характерны: наличие антисистемных партий, выступающих против существующего социально-экономического строя; существование двусторонних оппозиций (оппозиция правительству и слева и справа); значительное идеологическое размежевание; преобладание центробежных тенденций над центростремительными и, как следствие, ослабление центра;

- партийные системы «умеренного плюрализма», в которых борьбу ведут от трех до пяти партий и ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти, в результате этого формируются коалиционные правительства. В такой системе отсутствуют антисистемные партии и двусторонние оппозиции, идеологическое различие между партиями невелико, ведется центростремительная конкуренция, партии ориентированы на участие в правительстве.

Можно выделить и так называемый уклад доминации. Эта система характеризуется тем, что на протяжении долгого времени (20–30 лет) у власти находится одна партия. При этом отсутствует сильная оппозиция. В качестве примера можно привести Японию, Индию, Мексику.

Тип партийной системы зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются следующие:

– форма государственного правления. В условиях президентской формы правления партии главным образом сосредоточены на борьбе за победу на президентских выборах. Поскольку в данном случае речь идет лишь об одном победителе, то постепенно избиратели приходят к пониманию необходимости поддерживать только серьезных участников борьбы, в связи с чем уменьшается число конкурирующих партий. При парламентской форме правления, когда борьба идет не за единственную должность, наблюдается большое количество партий, надеющихся одержать победу на выборах;

– избирательная система. Система пропорционального представительства, используемая в больших избирательных округах, позволяет даже небольшим партиям получить место в парламенте и открывает возможности существования многопартийной системы. Однако в условиях малых избирательных округов та же система приводит, как правило, к поддержке избирателями больших, хорошо организованных партий. Существование определенного барьера, который должны преодолеть партии, претендующие на участие в выборах, также исключает из борьбы часть партий, оставляя наиболее сильные;

– наличие постоянного раскола в обществе. Деление общества по этническому, религиозному или по иному признаку приводит к образованию партий, выражающих интересы той или иной части общества.

В современной Беларуси многопартийная политическая система начинает складываться в конце 80 – начале 90-х годов. Можно выделить идеологические и социально-экономические предпосылки (ресурсы) многопартийности. Характеризуя идеологические ресурсы перехода к многопартийности, следует отметить тот факт, что альтернативные правящей КПСС (КПБ) политические организации появляются и активизируются на переломном этапе общественного развития, именно в то время, когда разражается не только экономический, но и идеологический кризис.

Господствовавшая в течение многих десятилетий идеология социализма и коммунизма терпит кризис доверия в силу многих как внутренних, так и внешних причин. Среди них открытая переориентация значительного числа бывших высокопоставленных руководителей-идеологов, иерархов партийно-государственной элиты на новые ценности и их пропаганду (такая переориентация была связана с их новыми экономическими запросами). В конце 1980-х годов наметилась определенная усталость от идеологических штампов, двойной морали в общественных отношениях и во властных структурах (с трибун говорили то, что требовалось, в жизни действовали иначе).

К важнейшим социально-экономическим ресурсам, подготовившим базу многопартийности, можно отнести появление и рост негосударственного сектора в экономике: формирование класса собственников, который стремится реализовать через политику и идеологию свои экономические интересы (социальная база правых партий); объединение значительного числа наемных работников, ухудшение социально-экономических условий жизни большинства населения (социальная база левых партий).

Названные выше важнейшие идеологические и социально-экономические ресурсы многопартийности можно отнести к внутренним. Несомненно также значительное внешнее влияние на процесс политической дифференциации постсоветского общества, которое выражается в активной пропаганде западными идеологами либеральных ценностей, присущих западным странам норм политической жизни. Такая пропаганда нередко сопровождается полным отрицанием положительного содержания в восточноевропейском опыте политического развития без какого-либо научного анализа («коммунизм – зло»). К внешним факторам следует отнести активное участие западного капитала в создании иностранных, совместных предприятий, что расширило частный сектор как экономическую базу для альтернативных социальных идей; материальную поддержку прямым и косвенным путем партий, движений, частных лиц, которые пропагандируют идеи западной демократии, а также в возможности в наше время ознакомиться с опытом формирования и функционирования многопартийных систем в индустриально развитых странах, который сопряжен с демократией и их экономическим положением.

Первые оппозиционные политические организации в БССР консолидируются к концу 1980-х годов. Наиболее значительным и влиятельным к этому времени стал Белорусский народный фронт «Адраджэнне», основанный в июне 1989 г. (с 1993 г. – партия). Вслед за БНФ были основаны Белорусская крестьянская партия, Белорусский христианско-демократический союз, Объединенная демократическая и Национально-демократическая партии, Белорусская социал-демократическая громада и т.д. Если в 1990 г. официально была зарегистрирована лишь одна партия, то в 1991 г. – 5, 1992 г. – 6, 1993 г. – еще 6, 1994 г. – 16 политических партий. К началу избирательной кампании по выборам в Верховный Совет Республики Беларусь в 1995 г. зарегистрированы 34 политические партии. По состоянию на 1 января 1999 г. в республике было зарегистрировано 43 политические партии [2]. Однако в дальнейшем некоторые партии объединялись, другие распадались, третьи сходили с политической арены – в результате число их уменьшилось к середине 1999 г. до 27.

По состоянию на 1 января 2008 года в республике зарегистрировано 15 политических партий: Либерально-демократи-ческая партия (лидер – С.В. Гайдукевич), Белорусская социально-спортивная партия (В.А. Александрович), Белорусская партия «Зеленые» (О.А. Новиков), Социал-демократическая партия Народного Согласия (С.В. Ермак), Белорусская аграрная партия (М.И. Русый), Республиканская партия (В.Я. Белозор), Консервативно-Христианская Партия – БНФ (З.С. Позняк), Партия БНФ (Л.П. Борщевский), Республиканская партия труда и справедливости (В.В. Заднепраный), Партия коммунистов Белорусская
(С.И. Калякин), Объединенная гражданская партия (А.В. Лебедько), Белорусская патриотическая партия (Н.Д. Улахович), Партия «Белорусская социал-демократическая Громада» (С.С. Шушкевич), Белорусская социал-демократическая партия (Громада) (А.И. Левкович), Коммунистическая партия Беларуси (Т.Г. Голубева).

Становление многопартийности в Республике Беларусь имеет свои особенности. Формирование политических партий пришлось в нашей стране на период кризисного состояния общества, когда еще четко не выявились интересы и потребности многих социальных групп, а образование партий опережало психологическую готовность населения к осознанию и восприятию происходящих перемен.

Разумеется, наличие объективных обстоятельств объясняет многие причины слабости политических партий, но не умаляет и их собственных ошибок. К ним, в первую очередь, относятся: неумение анализировать политическую ситуацию; неспособность разрабатывать стратегию и тактику, которая бы опережала действия власти; мелочная борьба друг с другом за укрепление позиций в демократическом лагере вместо объединения для решения важных политических задач; отсутствие системной работы с независимыми СМИ и эффективных программ по работе с молодежью, женщинами и пенсионерами; внутренние противоречия как следствие несоблюдения норм внутрипартийной демократии; недостаточное внимание к созданию оргструктур в регионах и отсутствие системной работы с ними. Поэтому появление множества партий не свидетельствует о наличии многопартийности. Речь может идти лишь о ее становлении, законодательном оформлении.

III. Общественная организация – это такая совокупность людей, которая организованными способами выражает интересы той или иной социальной группы или нескольких групп населения.

Общественные организации характеризуются:

- системой связей и схожестью интересов входящих в нее членов;

- внутренней организационной структурой (формальной или неформальной);

- способами выработки и принятия решений для реализации общих целей;

- системой социального контроля, обеспечивающей взаимодействие членов данной общности.

Общественные организации создаются в целях защиты многообразных прав и свобод, развития активности и самостоятельности граждан, их участия в управлении государственными и общественными делами, удовлетворения профессиональных и любительских интересов, иной деятельности, не запрещенной законом. Закон не разрешает создание общественных объединений, целью деятельности которых является изменение конституционного строя, насильственное нарушение единства страны, ее территориальных границ, пропаганда войны, насилия и жестокости, разжигание любой розни между народами.

В основном все общественные организации можно классифицировать по трем группам: социально-экономические, общественно-политические, профессионально-творческие.

Социально-экономические организации различных классов своей главной задачей считают реализацию непосредственных материальных интересов своих классов. Это, например, предпринимательские союзы (торгово-промышленные организации, отраслевые ассоциации и объединения, объединения работодателей и т.д.), они оказывают подчас сильное и значительное влияние на политику правительства. Позиция, например, Союза промышленников и предпринимателей России во многом определила решения VI съезда народных депутатов России (апрель
1992 г.) по назначению В.С. Черномырдина премьер-министром.

Социально-экономическими организациями рабочего класса выступают в основном профессиональные союзы, хотя имеются организации и другого рода, например, классы взаимопомощи. Деятельность профсоюзов регулируется специальным законодательством. Выполняя свои задачи по защите прав трудящихся, улучшению условий их труда и жизни, профсоюзы всегда играют роль и в политической жизни. Профсоюзы имеют свои международные организации, ведущей из которых является Всемирная федерация профсоюзов (ВФП).

Существуют и социально-экономические организации крестьянства. Более распространены различного рода крестьянские союзы, кооперативные объединения, потребительские, сбытовые и др.

Спектр общественно-политических организаций весьма разнообразен – союзы молодежи, союзы женщин, ветеранов войны и труда, общества «Знание», «Мемориал», комитет солдатских матерей и др. Они не только способствуют развитию социальной активности и самодеятельности своих членов, но и все решительнее включаются в политическую жизнь, организуя свои печатные издания, собрания, митинги, пикеты.

Профессионально-творческие объединения (Союзы писателей, художников, композиторов, театральных деятелей, журналистов, ассоциации научных работников и др.) главной задачей считают создание наиболее благоприятных условий для творческой деятельности своих членов.

Помимо общественных организаций в борьбе за интересы и в целях воздействия на власть возникают общественные движения, т.е. продолжительные совместные действия людей, разделенных территориально. Движение состоит из инициативного ядра (авангарда), которым может быть политическая партия, блок партий и организаций из участников движения, консолидирующихся вокруг ядра. Отличается движение от партии, общественной организации тем, что в нем, как правило, нет индивидуального членства, практики уплаты ежемесячных членских взносов, регламентации проведения собраний, обязательности выполнения принимаемых решений всеми членами движения.

Известно, что классовая борьба осуществляется также в форме движений: рабочих, крестьянских, демократических, коммунистических и т.д. Национально-освободительная борьба также выражается, реализуется в виде соответствующих общественных движений. Могут возникнуть социальные движения за разрешение отдельных актуальных проблем: за мир, за разоружение, за сохранение природы, в защиту Арала и др. Все эти движения: классовые, региональные и т.д. – самым различным образом взаимодействуют между собой, подчас могут выступать единым блоком, фронтом.

В Республике Беларусь зарегистрировано 36 профсоюзов, 2255 общественных объединений (235 международных, 722 республиканских и 1298 местных), 19 союзов (ассоциаций) общественных объединений, также 64 фонда. Среди них – общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи», общественное объединение «Белорусская республиканская пионерская организация», детская общественная организация «Белорусская республиканская скаутская ассоциация», общественное объединение «Спортивный клуб «Эспадон», общественное объединение «Детско-юношеский клуб по хоккею «Золотая шайба», общественное объединение «Международный союз молодежи «Единение», общественное объединение «Белорусская ассоциация «ПОШУК», международное общественное объединение «Клуб «Несси», общественное объединение «Белорусская лига интеллектуальных команд» и др.

Общественные организации и движения, выражая интересы определенных групп людей, являются фактором интеграции всего общества. Ведь его функционирование основывается не только на плюрализме интересов и позиций, но и на известном их единстве. Многое зависит от наличия в обществе действенного механизма согласования разнообразных интересов, консолидации общественных организаций и движений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мельник В.А. Республика Беларусь: власть, политика, идеология. – Мн., 1998.

2. Статистический ежегодник Республики Беларусь / Министерство статистики и анализа РБ, 1999. – С. 37.

ЛЕКЦИЯ VII

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

І. Политический режим как категория политологии: сущность и критерии классификации.

ІІ. Типология политических режимов.

ІІІ. Выборы и избирательные системы.

І. Понятие «политический режим» – одно из важнейших в политическом словаре современности. Несмотря на это, в политологии не существует его достаточно определенной и общепризнанной трактовки.

Начинать выяснение содержания понятия «политический режим» следует, очевидно, с четкого разграничения его с понятиями «политическая система» и «форма правления».

В наиболее общем виде взаимосвязь этих понятий может быть представлена так, что политическая система как структурно-элементарная конструкция политической реальности имеет своей формой способ формирования и легитимации высшей государственной власти или собственно форму правления, а своим содержанием – определенный политический режим как качественную характеристику политической реальности.

Давая конкретное определение политическому режиму
В.А. Мельник пишет, что это «тот или иной способ властвования, функционирования государства и других политических институтов, определяющий качество политической жизни в целом». Р.Т. Мукаев считает, что «понятие «политический режим» выражает характер взаимосвязи государственной власти и индивида».

В качестве типичного для западной политологии можно привести определение французского исследователя Ж.-Л. Кермонна: «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период».

Наиболее адекватным нам представляется определение, предлагаемое В.П. Пугачевым: «Политический режим – это характер и способы взаимоотношения власти, общества и личности».

ІІ. Рассмотрение политических режимов позволяет выделить несколько основных параметров-показателей, оснований для их типологизации.

1. Ценности и приоритеты, проводимые властью.

2. Принцип легитимности или основания, придающие законность власти и мотивирующие подчинение ей: традиционные, рационально-процедурные (выборы), харизматическо-проективные.

3. Характер борьбы за политическое лидерство: открытый, закрытый, промежуточный.

4. Уровень и характер политического участия: широкий, добровольный и сознательный или узкий, принудительный и манипулируемый.

5. Соотношение государственного управления и общественного самоуправления.

6. Общественно-политическая структура: жесткая, подвижная, моноцентричная, плюралистичная; тип партийной ситемы.

Согласно современным представлениям, исходя из таких показателей можно выделить 3 основных типа политических режимов – демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Здесь необходимо отметить, что данные типы представляют собой лишь идеальные конструкции не существующие в чистом виде. В любом реальном обществе присутствуют элементы и показатели, свойственные различным режимам, речь может идти только о преобладающем типе. Кроме того, не надо забывать, что исторический опыт, традиции, культура и национальные особенности разных государств обуславливают неповторимое сочетание различных политических институтов и норм, свойственное именно данной стране и народу, а поэтому и различную эффективность в разное время и у разных народов того или иного политического режима.

Тоталитаризм – позднейший по времени возникновения политический режим. Это феномен ХХ века. Сам термин происходит от латинского слова «totalitas» (полнота, всеобщность). Впервые в современном смысле его употребил для характеристики своей идеологии и создаваемого режима лидер итальянских фашистов Б. Муссолини в 1925 г. Среди политологов не существует единства относительно определения тоталитаризма. Более того, не прекращаются споры о том, корректно ли использование этого понятия в научных исследованиях.

Не случайно содержательный анализ т.н. тоталитарных обществ нередко подменяется эмоциональными восклицаниями и ссылкой на литературные образцы, созданные в произведениях такого рода, как «Мы» Е.И. Замятина, «1984» Дж. Оруэлла или «Архипелаг Гулаг» А.И. Солженицына.

Если говорить не об эмпирическом, а об идеально-типическом определении тоталитаризма, то это – всеобъемлющая и всепроникающая регламентация общественной жизни, опирающаяся на ее радикальное, рациональное переустройство в соответствии с той или иной идеологией и приводящая к полному контролю власти над индивидом.

Другими словами можно сказать и так: тоталитаризм – это радикальная перестройка и регламентация взаимоотношений индивида, общества и государства в соответствии с той или иной идеологией.

Многие авторы вводят в определение тоталитаризма, как его сущностную черту, широкое применение насилия и принуждения. Но ведь насилие всегда только средство, а речь в определении должна идти о цели, да и принуждение может быть не только физическим, но и экономическим, психологическим и т.п. Всеобъемлющий и всепроникающий, тотальный контроль над индивидом может быть установлен не только революционным способом, прямо, «в лоб», но и постепенно, исподволь, без явного массового насилия, когда, так сказать, «ползучий», «хронический» тоталитаризм незаметно, как рак, убивает одну за другой живые клетки общественного организма.

Среди предпосылок тоталитаризма можно выделить идеологические:

механицизм – восприятие природы, общества и человека, как машины, более или менее сложного механизма, состоящего из частей, которые можно заменять, переставлять, перестраивая сам механизм;

рационализм – стремление все рассчитать, «разложить по полочкам», схематизация реальной жизни, социальное проектирование, «утопический социализм»;

релятивизм – нравственный, познавательный, эстетический атеизм, отрицание Истины. Разрушается вера, а без веры у человека нет воли к борьбе, нет точки опоры, им легко манипулировать;

индивидуализм – разрушает общественные связи, этнические, религиозные, семейные, разделяет индивидов, превращая их в конкурентов, «рассыпает», «разъедает» общество и оставляет индивида один на один с властью.

Социально-структурные предпосылки

Порожденная индивидуализмом атомизация общества, которое превращается в деструктурированную, лишенную органической связности и определенности, массу, из которой можно лепить что угодно, в толпу одиночек (феномен большого города) без веры, традиции, устойчивых идентификационных полей, когда стираются даже половые и возрастные различия.

Распад социальных связей, естественных, органических общностей приводит к тому, что индивид лишается многочисленных «прокладок» между ним и властью, он сам разрушает те ниши, в которых он мог бы укрыться от нее, найти защиту и поддержку.

Необходимой предпосылкой тоталитаризма является также индустриальная стадия развития общества, когда средства жизнеобеспечения индивида оказываются практически под полным контролем власти и становится технически возможным всеобъемлющий контроль за деятельностью людей и манипулирование их сознанием в массовом масштабе.

Особенности тоталитаризма

Важнейшей особенностью тоталитаризма является идеологизация общественного сознания и всей общественной жизни. Тоталитаризм представляет свою систему ценностей и общественное устройство как единственно верные наилучшие из возможных, как закономерный результат и высшую стадию предшествующего развития, образец для подражания и «вековую мечту всего прогрессивного (цивилизованного) человечества».

В качестве таковой может выступать коммунизм или тысячелетний рейх.

Кроме того:

– тотальная политизация общества, гипертрофия аппарата управления;

– формирование элиты, оторванной от народа и монополизирующей управление;

– одномерная социальная дифференциация, выстраиваемая по принципу близости к власти.

В зависимости от проводимой в жизнь идеологии можно различать разновидности тоталитаризма.

Исторически первой из них был установленный в 1918 г. большевиками режим «военного коммунизма».

В учебной литературе обычно выделяют еще 2 разновидности: итальянский фашизм и германский национал-социализм.

Авторитаризм является одним из наиболее распространенных в истории политических режимов. Он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией, обладая чертами, свойственными также и этим двум типам. Это создает объективные трудности для понятийной фиксации и выработки научного определения данного феномена.

В качестве исходного можно предложить такое определение: авторитаризм – политический режим, при котором полностью контролируется политическая сфера жизни общества, но сохраняется автономия общества и индивида в неполитических сферах, религии, морали, культуре и экономике.

К основным предпосылкам авторитаризма можно отнести:

– нахождение общества на переходном этапе своего развития, когда необходимость трансформации и проведения кардинальных реформ объективно требует усиления и консолидации власти;

– обострение в обществе разного рода кризисных явлений, для преодоления которых также необходима сильная, способная на решительные меры власть с широкими полномочиями. Это могут быть этнические или социальные конфликты, экономическая депрессия, рост преступности или внешняя угроза.

Важнейшими особенностями авторитаризма являются:

1) монополизация власти и всей политической сферы жизни общества группой лиц или даже одним человеком, недопущение конкуренции политических элит и оппозиции;

2) склонность прибегать к силовым методам в разрешении конфликтных ситуаций;

3) отсутствие официальной, насаждаемой властью, обязательной для всех идеологии;

4) закрытый характер политической элиты, отбор в нее по принципу личных связей путем назначения сверху;

5) отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы.

При авторитарном политическом режиме существование партий, других общественно-политических организаций возможно лишь при условии их подконтрольности властям. Авторитаризм не ставит перед собой глобальных задач и не стремится к всеобъемлющему переустройству общества. Это наименее идеологизированный тип политического режима. Он вполне совместим с обеспечением основных прав личности.

Свойственная авторитарным режимам политическая стабильность иногда способствует экономическому и социальному развитию.

А сильная власть, как правило, сочетается со свободной и эффективной экономикой, обеспечением личной безопасности граждан, религиозной и идеологической терпимостью, культурным и социальным разнообразием.

Среди недостатков авторитаризма следует выделить крайне ограниченные возможности предотвращения обществом разного рода непродуманных политических акций власти, отсутствие эффективных механизмов защиты от произвола с ее стороны, излишне жесткую зависимость принимаемых политических решений от одного лица или очень узкого круга лиц.

Важнейшим достоинством авторитаризма является способность обеспечивать устойчивый общественный порядок, не допускать развития разного рода конфликтов (этнических, религиозных, социальных). Существенна также его способность мобилизовывать общественные ресурсы для решения необходимых задач, без чего невозможно преодоление кризисных явлений.

Не случайно многие современные политологи считают авторитарный в той или иной степени режим необходимым на переходном этапе от одного общественно-политического устройства к другому, при проведении глубоких социально-экономических реформ.

Авторитарные режимы опираются, как правило, на традиционный и харизматический способы легитимации. Среди них встречаются и монархии, но в основном это диктатуры, военные хунты в республиканской форме. В качестве примера можно привести некоторые арабские страны: Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, а также Чили времен Пиночета, Испания времен Франко, режим Сухарто в Индонезии.

Демократия (в переводе с древнегреческого – народовластие) – самое модное слово в языке политиков в конце ХХ века. Обозначает оно определенную систему ценностей, идеологию или политический режим, стремящийся к реализации этих ценностей. Современные французские политологи отмечают, что «демократия сегодня это прежде всего определенная философия, образ жизни, верование и только потом определенная форма правления».

И как мировоззрение и идеология и как форма общественного устройства и политический режим демократия имеет очень давнюю историю. Она была естественной формой организации власти для первобытнообщинного племени и, исчезнув у цивилизованных народов с усложнением общественной жизни, сохранилась у примитивных племен Африки и Южной Америки до наших дней. Как философски обоснованное мировоззрение и верование демократия была разработана еще в античности в период ее упадка в учениях софистов и киников, отрицавших существование истины, обязательность морали, объективный характер государства и права.

Несмотря на это, в политологии не выработано общепринятого и более менее внятного определения демократии. Как отмечает немецкий исследователь Б. Гуггенбергер: «До настоящего времени ученые не выработали общепринятых представлений, на базе которых можно было бы сформулировать единое определение демократии».

В.А. Мельник также констатирует: «В настоящее время в политической науке существует множество определений демократии». В.Н. Пугачев же отмечает, что «реальная демократия нигде и никогда не была властью народа».

Во всем многообразии определений и подходов к демократии можно выделить несколько основных теоретически обязательных для нее черт:

– утверждение суверенитета народа;

– равенство прав граждан, как минимум равенство избирательных прав;

– выборность и периодическая сменяемость основных органов государственной власти;

– подчинение меньшинства большинству при принятии и исполнении решений;

– политический и идейный плюрализм;

– гарантии основных политических прав и свобод граждан.

В наиболее популярной сегодня либеральной версии демократии эти положения, как правило, дополняются принципами приоритета прав индивида, разделения властей, ограничения власти большинства над меньшинством.

Основными ценностями демократии провозглашаются равенство и свобода. Поскольку источником власти считается народ, органы государственного управления должны формироваться в результате свободных и равных выборов. Демократия стремится черпать свою легитимность в строгом соблюдении рациональных процедур, обеспечении добровольного и широкого политического участия граждан. Для нее характерен политический плюрализм, т.е. признание правомерности существования различных идеологий, ценностных ориентаций и соответственно различных партий и общественных организаций. Считается необходимым наличие конструктивной оппозиции и открытого характера борьбы за политическое лидерство, периодической конкурентной смены представительного органа и правительства.

Считается также, что демократия создает возможности для выражения гражданами и социальными группами своих интересов и их реализации на основе конкуренции и консенсуса. Утверждается необходимость расширения общественного самоуправления и ограничения сферы государственного влияния.

Кроме того, можно выделить такие особенности, как:

1) исключительная роль денег в жизни общества, ведущая роль финансового капитала в функционировании институтов государственной власти;

2) демократия – это применение равных мерок к неравным людям. Поэтому провозглашенные демократией равные права и свободы во многом оказываются формальными;

3) нарастающая идеологизация и агрессивность современной демократии, объявляющей свои ценности общечеловеческими, свой политический режим наилучшим из возможных и не останавливающейся в его навязывании всему миру перед применением силы, в том числе и варварских бомбардировок мирных жителей, как это было в Ираке, Ливии, Ливане, Сербии.

Демократические режимы могут различаться по форме правления – конкретному способу разделения полномочий между органами государственной власти и по механизму формирования последних – избирательной системе.

В зависимости от того, как понимается народ (как совокупность индивидов, совокупность групп или как единая общность), концепции и режимы демократии делятся на индивидуалистические (либеральные), плюралистические (социал-демократические) и коллективистские (социалистические и народные).

В зависимости от того, в какой форме осуществляется суверенитет народа, кто и как непосредственно осуществляет власть, принимает решения – народ или его представители, демократия может быть прямой или представительной.

При прямом народовластии все граждане непосредственно принимают решения. Практически это возможно лишь в небольших сообществах, а в масштабах государства только путем референдума или плебисцита, высшей формы демократии в современных условиях, когда народ реально осуществляет свой суверенитет.

Суть представительной демократии – в осуществлении народовластия посредством выбора гражданами своих представителей в органы власти для принятая решений от их имени.

ІІІ. Политические режимы одного типа, прежде всего демократические, могут различаться по избирательным системам – правилам, по которым определяются взаимоотношения между парламентом, правительством и электоратом, т.е. избирателями.

Выделяют два основных типа избирательных систем: мажоритарнаяи пропорциональная.

Первая направлена на преимущественное обеспечение стабильности и управляемости общественной жизни, а вторая – наилучшей представительности интересов различных социальных групп.

При мажоритарной (по большинству) избирательной системе место в представительном органе получает кандидат, набравший большинство голосов, относительное (больше других кандидатов) при голосовании в І тур и абсолютное (50%+1 всех голосов) при голосовании в два тура.

При пропорциональной избирательной системе выборы проводятся по партийным спискам, когда избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за определенную политическую партию. Места в парламенте распределяются между партиями пропорционально полученным голосам.

Классическим образцом мажоритарной системы в І тур является Англия. Мажоритарная система в II тура принята во Франции. Пропорциональная система практикуется во многих европейских странах, например, в Испании, Бельгии, а также на выборах в Европарламент.

В некоторых странах, в частности, в России и Германии, существует смешанная пропорционально-мажоритарная избирательная система, когда половина депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, а половина по пропорциональной, по общенациональным партийным спискам. В Республике Беларусь существует мажоритарная в II тура избирательная система.

Для мажоритарной системы характерно однопартийное правительство. Пропорциональная система способствует распылению политических сил и созданию коалиционных правительств. Мажоритарная система, как правило, приводит к установлению двухпартийности или объединению партий в две коалиции с чередованием партий или коалиций у власти.

Пропорциональное представительство способствует становлению и развитию многопартийности, наличию нескольких независимых партий.

Важнейшим недостатком мажоритарной системы является неадекватная представительность, когда значительная часть избирателей, возможно даже большинство, оказывается непредставленной в представительном органе, что отрицательно сказывается на легитимности и эффективности власти. Главным недостатком пропорционального представительства, помимо затруднений с формированием эффективного правительства, оказывается возможность закулисных партийных сговоров и узурпации политической сферы партиями и узким слоем профессиональных политиков – партийных функционеров.

Разные избирательные системы с различной эффективностью сочетаются с разными формами правления. Для президентской более эффективна мажоритарная. Такое сочетание практикуется, в частности, в США, Франции, а также и в нашей республике.

ЛЕКЦИЯ VIII

Наши рекомендации