Объекты государственного регулирования экономики
Понятие и сущность ГРЭ
Государственное регулирование экономики - деятельность органов власти по воздействию на процесс общественного воспроизводства в целях достижения общественно полезных результатов.
Содержание государственного регулирования экономики охватывает деятельность по регулированию трех взаимосвязанных частей воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, регулирование производства, регулирование финансов.
Задачи государственного регулирования экономики:
· Совершенствование законодательства, обеспечивающего правовую основу деятельности предпринимателей и защиту его интересов
· Поддержание оптимальных экономич. пропорций.
· Соверш. Отраслевой структуры экономики, гос.поддержка базовых и остальных отраслей промышленности
· Оптимальное сочетание текущих и преспективных направлений развития экономики,
· Создание благопр. Условий для накопления капитала
· Поддержание приемлемого для большинства населения уровня дифференциации населения, распределения доходов, поддержание социальной стабильности в обществе
· Регулирование занятости и качества воспроизводства рабочей силы
· Создание условий для свободной и добросовестной конкуренции
· Охрана окружающй среды
· Обеспечение национальной безопасности
Объект государственного воздействия на экономику - это те условия, процессы и отношения, происходящие в сфере общественного воспроизводства, функционирование которых рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно или не обеспечивает вообще.
По уровню решаемых задач можно выделить следующие объекты государственного воздействия:
- общехозяйственные процессы, такие как экономический цикл, денежное обращение, занятость, инвестиции, НИОКР, цены;
- крупные сектора экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство, инфраструктура, финансовая сфера);
- отрасли и корпорации как частные элементы народного хозяйства;
- комплексное развитие регионов страны.
Объект и цели ГРЭ
Цели государственного регулирования экономики.
Государственное регулирование экономики ставит своей целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности. Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращения ее загрязнения, гибели природы.
Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны по значению и масштабам воздействия. В дереве целей государственного регулирования экономики можно выделить цели генеральные и конкретные. Среди генеральных приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильности. Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, но всегда исходя из необходимости увязки общественных и частных интересов. Эффективность государственного регулирования предопределяется наличием сильной законодательной, исполнительной и судебной властью.
Средства ГРЭ
В условиях развитой рыночной экономики государство для реализации отмеченных выше и других целей использует целый набор средств как экономического, так и неэкономического характера.
Административно-правовые средства -нацелены на формирование основ экономического строя.Они не связаны с созданием дополнительного материального стимулирования или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера деятельности ограничивается в основном на охране окружающей среды, создание условий для социально слабо защищенных слоев населения. Основные инструменты государственного регулирования:
фискальная политика, то есть политика в области правовых расходов и налогов;
денежная политика;
политика регулирования доходов;
социальная политика;
государственное регулирование ценообразования;
внешнеэкономическое регулирование.
Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом ГРЭ является государственный сектор в экономике.
Основные экономические средства-это:
1. Денежно-кредитный инструментарий:
регулирование учетной ставки ( дисконтная политика, осуществляемая центральным банком )
установление и изменение размеров минимальных резеров, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке
операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.
Меркантилисты.
Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. Практика здесь опережает теорию. В период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.
В 1615 г. француз А. Де Монкретьен опубликовал «Трактат о политической экономии». Таким образом А. Де Монкретьен ввел существенно новый термин – «политическая экономия». В своей работе автор давал советы королю Франции для проведения выгодной экономической политики, которая позволила бы нажить богатство для государства.
Работа А. Де Монкретьена явилась предпосылкой к появлению в начале 17 века во Франции, в Англии и в Испании такого экономического течения, как «меркантилизм». Самыми яркими представителями меркантилистов стали Т. Ман в Англии и Ж.-Б. Кольбер во Франции. Меркантилисты, как и А. Де Монкретьен, искали ответ на вопрос о том, какой должна быть государственная политика, чтобы богатство страны увеличивалось. По их мнению, богатство создавалось в сфере обращения, т. е. посредством торговли. Главным критерием богатства в то время считалось наличие золота и серебра, поэтому государство должно было запретить вывоз драгоценных металлов за границу, а также ввоз в страну товаров, которые нужно обменивать на драгоценные металлы. В то же время государство должно было поощрять производство и вывоз за границу для продажи как можно большего числа товаров, которые потом возвращались бы в страну в виде золота и серебра.
Классическая теория.
Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала работа А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов", в которой он утверждал, что "свободная игра рыночных сил"(принцип "laissez faire") создает гармоничное устройство" (Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве. МЭиМО N11, 1992г.,стр.131).
В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.
Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.
Кейнсианская теория.
В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров - не эластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.
Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:
- высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;
- создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;
- широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.
Модель государственногорегулирования,предложенная
Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в 70-е года условия воспроизводства резко ухудшились. Был опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неконсервативная модель регулирования.
Неоклассическая теория.
Теоретической основой неконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический пост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.
Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.
Сокращение налоговых ставок сократит и доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности.
Следующий комплекс мер - реализация политики де регулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, де регулирование рынка рабочей силы и др.
Таким образом, в неконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.
Государственный дирижизм.
В начале 40-х годов кейнсианство проникло во французскую экономическую мысль. Причем некоторые экономисты (Г.Ардан, П.Мендес-Франс) восприняли теорию Кейнса без каких-либо поправок. Другие (Ф.Перру), одобрив идею государственного вмешательства в экономику, критически отнеслись к теоретической схеме Кейнса. Они выступили против регулирования ссудного процента, считая метод неэффективным. Вместо этого французские экономисты предложили перейти к планированию экономики, чтобы обеспечить не только соответствующие темпы развития, но и изменение структуры.
Ф.Перру пытается сочетать государственное регулирование с частными интересами монополистического капитала. Он выдвинул концепцию "трех экономик". Ф.Перру вступил в полемику с неоклассиками, которые считают современную экономику свободной, рыночной. По его мнению, место свободного рыночного соревнования (конкуренции) заняли отношения господства или доминирования. Поэтому Ф.Перру современную экономику называет "доминирующей силы".
Неокейнсианцы
Сторонники неокейнсианства считают, что циклические колебания и инфляция вызываются изменениями в совокупных расходах и предложении денег; они выступают за активную стабилизационную политику с предпочтительным использованием инструментов бюджетно-налогового регулирования.
Е. Домар и Р. Харрод - ведущие теоретики направления, которые развивали теорию Кейнса под углом зрения экономической динамики. Они исходят из главной посылки Кейнса об утрате стихийного механизма автоматического восстановления равновесия и необходимости государственного регулирования капиталистической экономики.
Особенность неокейнсианства состоит в том, что оно отстаивает необходимость систематического, и притом в известной мере прямого, а не спорадического и косвенного, как в теории Кейнса, воздействия государства на экономику.
Если Кейнс формулировал свою задачу как устранение чрезмерной безработицы, то теоретики экономической динамики поднимают более сложный и общий вопрос: отыскать пути обеспечения устойчивых темпов роста капиталистической экономики.
Методология их характеризуется макроэкономическим подходом к проблемам воспроизводства, использованием агрегатных категорий, созданием абстрактных моделей экономического роста, введением в свой анализ показателей технического прогресса. Внимание концентрируется на количественном анализе воспроизводства и функциональных зависимостях.
6. Функции ГРЭ
Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике, можно выразить через выполняемые государством экономические функции. К ним относятся:
- создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;
- антимонопольное регулирование;
- проведение политики макроэкономической стабилизации;
- воздействие на размещение ресурсов;
- деятельность в сфере распределения доходов.
Для решения вышеперечисленных задач в распоряжении государства имеется достаточно широкий набор инструментов. К важнейшим из них относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика. Фискальная политика - это деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений. Целевыми задачами денежной политики являются стабилизация уровня цен, подавление инфляции, стабилизация покупательной способности и курса национальной валюты на внутреннем и внешнем рынках, обеспечение устойчивого денежного обращения в условиях свободных рыночных цен, регулирование денежной массы, спроса и предложения денег посредством банковской системы. Любое государство проводит социальную политику. К ней относится деятельность государства по помощи малоимущим через различные социальные программы, проведение определенной политики в сфере занятости, деятельность государства в области образования, медицины, культуры и т.д.
Структура органов ГРЭ
Под органами государственной власти понимаются политические учреждения, созданное для осуществления функции власти и наделенное властными полномочиями. Взаимодействие органов законодательной, исполнительной и судебной власти является необходимым условием нормального функционирования государственной власти.
Законодательная власть представлена Федеральным Собранием (Совет Федерации, Гос. Дума), которое вырабатывает и принимает законодательные акты, являющиеся основой механизма управления экономикой. Исполнительная власть в условиях Российской Федерации имеет многоуровневый характер и включает федеральный (центральное правительство), региональный (администрации субъектов Федерации) и муниципальный (местные администрации) уровни. На федеральном уровне исполнительная власть представлена Президентом страны и правительством РФ. Задача Правительства в сфере регулирования экономических процессов - создание условий для эффективного и бескризисного развития экономики на благо всех граждан страны. Функции формирования федеральных органов исполнительной власти возложена на Председателя Правительства. Судебная власть призвана следить за строгим соблюдением законов, принятых законодательными органами власти.
По организационно-правовым формам различают следующие конкретные виды государственных органов исполнительной власти: Правительства; Советы министров, имеющие статут правительства; министерства, государственные комитеты, главные управления, инспекции, департаменты, администрации и пр.
Министерства – разработка политики в определенной сфере гос. регулирования (концепции, программы, бюджет), разработка и принятие нормативно-правовых актов, осуществление международного сотрудничества. Они не должны обладать надзорно-контрольными полномочиям, функциями оказания государственных услуг, управлении имуществом. Службы – контрольно надзорные или правоохранительные функции. Основная задача – реализация политики, разработанной федеральным министерством и одобренные правительством, пресечение нарушений законодательством. Они не обладают полномочиями по подготовке и принятию нормативно-правовых актов, управлением гос. имуществом. Агенства – специализированы на исполнении функций управления гос. имуществом, реализации гос. программ и оказании гос. услуг. Не обладают контрольно-надзорными полномочиями и правом принятия нормативно-правовых актов.
8.Административная реформа
Административная реформа в Российской Федерации — реформа системы государственного управления.
Первый этап (2003–2005)
23 июля 2003 года президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ о проведении административной реформы, о необходимости которой он говорил в своем ежегодном послании Федеральному Собранию.
Первый этап, разработанный группой Дмитрия Козака заключался в разграничении полномочий между различными узлами бюрократической сети.
В течение всего периода подготовки и проведения административной реформы ЦСР оставался одним из ключевых участников этого процесса. Инициативы ЦСР в этой области нередко работали «на опережение» и предвосхищали последующее развитие событий. Именно в ЦСР в 2000 году был подготовлен первый комплексный вариант стратегии реформирования власти. Положения этой стратегии легли в основу многих последующих предложений по проведению административной реформы.
Тогда эта важная инициатива не получила практического продолжения. Однако уже в 2001–2002 годах становится все более очевидным, что неэффективность исполнительной власти превратилось в одно из главных препятствий для успешного проведения реформ и для обеспечения устойчивого экономического роста. Интерес руководства страны к вопросам административной реформы начал возрастать. Необходимость проведения административной реформы была отмечена в посланиях Президента Федеральному Собранию в 2001 и 2002 годах, а к концу 2002 года в Правительстве были подготовлены предложения по ее основным направлениям.
С этого момента ЦСР вновь становится активным участником процесса административной реформы. В течение всего 2003 года на площадке ЦСР проходят публичные дискуссии по ключевым аспектам административной реформы, включая вопросы ликвидации избыточных функций, реорганизации органов государственной власти.
В 2004 году работа по административной реформе в ЦСР получила «второе дыхание». От роли участника и организатора диалога между властью и обществом в вопросах реформирования государства ЦСР перешел к роли одного из ключевых центров экспертного обеспечения реформы. В начале 2004 года была создана рабочая группа ЦСР по административной реформе, которую возглавил известный эксперт в области государственного управления профессор Владимир Южаков. После перехода в ЦСР в эту работу включился и М. Дмитриев, который и ранее был одним из активных участников дискуссий в ЦСР. Благодаря деятельности рабочей группы, ЦСР удалось инициировать целый ряд работ, которые впоследствии вошли в число приоритетных направлений административной реформы.
В первой половине 2004 года основными направлениями деятельности рабочей группы стали законодательное закрепление административных регламентов и стандартов предоставления государственных услуг и создание модельных регламентов и стандартов, а также отработка методов предотвращения коррупции в органах государственной власти. Зимой 2004 года, когда ЦСР приступил к разработке этих вопросов, они еще не значились в числе ближайших планах Правительства. Но уже летом они попали в число приоритетных направлений работы Комиссии по административной реформе. К этому времени эксперты ЦСР уже успели подготовить рабочую редакцию проекта федерального закона «Об административных регламентах», концепцию закона «О стандартах государственных услуг» и ряд ключевых разделов регламента межведомственных взаимодействий, которые были частично использованы Аппаратом Правительства при разработке типового регламента федеральных органов исполнительной власти. Совместно с Российской ассоциацией менеджеров была начата подготовка пилотных проектов административных регламентов по государственным функциям, затрагивающим интересы бизнеса.
Также в рамках деятельности рабочей группы была подготовлена и одобрена Комиссией по противодействию коррупции Государственной Думы РФ «Памятка эксперту по первичному анализу коррупциогенности законодательного акта». Тогда антикоррупционная проблематика рассматривалась в отрыве от других направлений реформы исполнительной власти. Но уже осенью 2004 года в Правительство была внесена концепция федеральной целевой Программы административной реформы, в которой меры по борьбе с коррупцией рассматривались как неотъемлемая часть самой административной реформы.
Еще одной инициативой ЦСР в этот период стала подготовка предложений, направленных на содействие развитию гражданского общества и усиление его влияния на работу государственной власти. Отдельные аспекты этой проблемы обсуждались на протяжении многих лет, но задача разработки комплексного пакета мер была сформулирована впервые. Летом 2004 года такой пакет мер был разработан при непосредственном участии представителей структур гражданского общества. Он включал широкий комплекс мер от изменений в налоговое законодательство до создания новых каналов влияния структур гражданского общества на принятие и реализацию государственных решений, от содействия развитию благотворительности до создания равных условий работы для государственных и негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг. Эта инициатива была востребована практически сразу. В сентябре 2004 года предложения ЦСР вошли в качестве самостоятельного раздела в проект Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, а в октябре — были включены в состав мероприятий готовящейся Программы административной реформы.
Осенью 2004 года возникли условия для того, чтобы поднять работу по административной реформе на качественно новый уровень.
Совместно со специалистами Комиссии по административной реформе, Минэкономразвития России и Высшей школы экономики эксперты ЦСР включились в работу по подготовке Федеральной целевой программы «Административная реформа». Цель программы — не только в том, чтобы радикально расширить повестку административной реформы и распространить ее, помимо федерального, на региональный уровень исполнительной власти. Возможно, впервые в практике российских реформ ставится вопрос о необходимости наряду с определением содержания реформы сформировать и эффективный механизм достижения намеченных целей. По существу речь идет о реализации целевой программы нового поколения. Эта программа, с одной стороны, опирается на новейший международный опыт наиболее успешных аналогичных программ, реализованных в Великобритании, США, Бразилии и ряде других стран в период с 1996 по 2004 годы, а с другой стороны, учитывает исторические традиции управления крупными проектами в нашей стране (например, советская космическая программа). Эксперты ЦСР полагают, что применение программных механизмов нового поколения способно на деле изменить к лучшему ситуацию не только в вопросах государственного управления, но и в таких жизненно важных сферах, как борьба с бедностью, развитие жилищно-коммунального хозяйства, образование и здравоохранение.
Национальные системы
Экономическая система— совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство вкупе с распределением, обменом, потреблением.
Современная рыночная экономика. Отличительные черты: многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных её видах; развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры; более активное воздействие государства на развитие национальной экономики и социальной сферы. Перспективы: изменение структуры производства и потребления (возрастание роли услуг); рост уровня образования (послешкольное); новое отношение к труду (творческое); повышение внимания к окружающей среде (ограничение безоглядного использования природных ресурсов); гуманизация экономики («человеческий потенциал»); информатизация общества (увеличение численности производителей знаний); ренессанс малого бизнеса (быстрое обновление и высокая дифференциация выпускаемой продукции); глобализация хозяйственной деятельности (мир стал единым рынком).
Традиционная экономическая система. Отличительные черты: крайне примитивные технологии; преобладание ручного труда; все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освященными веками обычаями; организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета старейшин.
Административно-командная система. Основные черты: государственная собственность практически на все экономические ресурсы; сильная монополизация и бюрократизация экономики; централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.
Модели ГРЭ
Под моделью государственного регулирования экономики будем понимать систему базовых целей и методов их достижения. Такие модели непосредственно связаны с ведущими теоретическими школами в экономической теории. Поэтому первоначально можно выделить следующие основные модели, соответствующие концепциям современной смешанной экономики: кейнсианская (либерально-реформистская) модель и неоконсервативная (неоклассическая). Эти модели различаются по основным приоритетным целям, по набору и соотношению методов регулирования и, соответственно, балансу сил рыночного и государственного воздействия и, что очень важно, по возможным социально-экономическим последствиям, в том числе неблагоприятным. Попытаемся кратко рассмотреть данные модели.
Кейнсианская модель предполагает активное вмешательство государства в экономику, поскольку рыночная система рассматривается в рамках этой школы как внутренне неустойчивая и неравновесная. Как показано Д.М. Кейнсом, рыночная экономика тяготеет к нестабильности в силу действия закона роста предельной склонности к сбережению и недостаточной гибкости рынка труда, жесткости заработной платы и неэластичности цен в сторону понижения. В этих условиях спрос оказывается недостаточным для закупки всего объема произведенного продукта в обществе - наступают кризисы перепроизводства с хронической безработицей. Именно необходимость преодоления экономического кризиса и безработицы в условиях неполного использования ресурсов общества является основной целью кейнсианских вариантов макроэкономической политики (надо напомнить, что и сама эта теория возникла как раз на фоне такой экономической ситуации во многих странах мира). И именно в решении данных, а не каких-либо других проблем, эта модель сыграла ведущую роль - достаточно вспомнить "новый курс" Т. Рузвельта (1933 г.). Кейнсианская модель в своих различных интерпретациях господствовала в экономике стран достаточно долгое время - с 30-х и до 70-х гг. ХХ в.
Методы государственного вмешательства в рамках рассматриваемой либерально-реформистской модели базировались, в первую очередь, на стимулировании совокупного спроса. Важнейшая роль здесь отводилась как раз государству: государственные расходы оказывают непосредственное воздействие на величину совокупного спроса и создают сильное мультипликационное воздействие на потребительские расходы. На практике это проявлялось и может проявляться в осуществлении государственных инвестиций и закупок, проведении общественных работ (строительство дорог, мелиорация земель, сооружение портов и др. крупных объектов и т.д.), производстве общественных благ, высоких расходов на социальные нужды (на образование, медицину, социальную помощь). На этом фоне значительно увеличивается государственная собственность и государственное предпринимательство, в частности, в результате проведения национализации объектов и государственных инвестиций. Характер подобного вмешательства свидетельствует о значимости фискальной политики в регулировании, которая проявляется также в широком использовании мер налогового воздействия. Налоги, во-первых существенно возрастают, так как увеличиваются расходы бюджета, и становятся способом антициклического регулирования: повышаются на фазе подъема и снижаются при спаде. В рамках кейнсианского подхода используются также методы дефицитного финансирования и связанного с ним инфляционного стимулирования экономики.
Денежно-кредитная политика в этой модели занимает более скромное положение, поскольку у нее очень сложный передаточный механизм. Тем не менее признавалась значимость манипулирования процентными ставками и др. инструментами для достижения некоторых целей, прежде всего для регулирования экономического цикла. Кейнсианские подходы к роли государства в экономике неизбежно сопровождаются усилением административных мер экономического воздействия - увеличилась степень правовой регламентации экономических отношений, прежде всего в сфере использования труда, ценового регулирования, антимонопольной политики. Значительное распространение в рассматриваемой модели получило использование методов планирования и программирования экономики.
Использование кейнсианских концепций государственного регулирования экономики, как показала долгая практика их применения, действительно обеспечили в большинстве случаев достижение поставленных целей. Либерально-реформистская модель долгое время не имела альтернативы и использовалась во всех странах с рыночной экономикой. Но по мере решения исходных проблем макроэкономическая ситуация изменилась, стали накапливаться неблагоприятные последствия присутствия государства в экономике. Существенно вырос бюрократический аппарат. Проявилась неэффективность работы государственных предприятий. Растущий дефицит государственного бюджета, вызванный экспансионистской политикой правительства, увеличение государственного долга привели в итоге к серьезным финансовым проблемам и проявились в резком возрастании темпов инфляции - она вышла из-под контроля и начала свое разрушительное действие на хозяйственную систему. Манипулирование налоговыми и процентными ставками усиливало непредсказуемость экономики, вызывало утечку капиталов за рубеж. Широко распространенные методы прямого регулирования и администрирования сковывали бизнес, снижали стимулы предпринимательской деятельности. Высокая степень социальной защищенности снижала стимулы к трудовой деятельности. Экономический рост прекратился. Возникла стагфляция. В результате в 70-х гг. кейнсианская модель вошла в кризисное состояние, породив принципиально новые экономические проблемы и не найдя адекватных способов их решения. Этот кризис был связан также с появлением новых важных факторов экономического развития: страны стояли перед необходимостью осуществления глубоких структурных преобразований экономики, связанных с овладением достижениями НТР, переходом к постиндустриальным вариантам развития; необходимо было также учесть растущую интернационализацию экономики, повышение ее роли в социально-экономическом прогрессе общества. Кейнсианство не смогло найти адекватных ответов на изменившуюся ситуацию. С неизбежностью встал вопрос о смене моделей экономического развития. Он не мог не быть связан с новыми подходами к роли государства в экономике: большинство проблем 70-х гг. так или иначе ассоциировались с "прогосударственной" экономической политикой в рамках кейнсианства. Произошел переход к новой неоконсервативной модели государственного регулирования, подготовленной альтернативной школой эконо