Тема 3. Политические и правовые учения в Древней Греции и
Риме
Политико-правовая мысль Древней Греции Если на Древнем Востоке основной формой государственной
организации были восточные деспотии, то в Древней Греции -это полисы города-государства, которые позднее объединяются в государственные союзы. По формам правления можно выделить: демократия Афины, Абдеры, олигархия Фивы, Мегары, Тирания Сиракузы, аристократия Спарта.
Древнегреческое общество формировалось как общество политическое. Поэтому право изначально рассматривалось как нечто неразрывно связанное с политической, государственной жизнью, но отличное от нее. Этим объясняется выдвижение на первый план проблем свободы, справедливости, закона, правомерности. В рассуждениях о государстве и праве античные мыслители не выходили за рамки полиса, служащего для них
27 28
образцом и провозглашенного высшей формой общественной организации. политико-правовая теория рано обособилась как самостоятельная часть знания.
Античная цивилизация основывалась на рабстве. Жизнь человека жестко регламентировалась законом и обычаем. В истории политико-правовой мысли Древней Греции выделяют три периода: ранний IX-VI вв. до н.э., связанный с возникновением древнегреческой цивилизации; классический V-первая половина IV в. до н.э. – время расцвета философской и политико-правовой мысли; эллинизм вторая половина IV – II вв. до н.э. – время упадка древнегреческой государственности, подпадение под власть Македонии, а затем Рима.
Античная политико-правовая мысль развивалась как идеология свободы – фундаментальной ценности и главной цели теории и практики. Рабовладельческая демократия достигла расцвета во второй половине V в. до н.э., когда политическим центром древнегреческого общества стали Афины.
Политико-правовая мысль получила развитие в этот период в трудах софистов – философов, которые обучали искусству спорить, доказывать, выступать в суде, народном собрании. В центре внимания с тех пор оказались проблемы права и политики, морали. Софисты утверждали, что законы является высшей справедливостью, на которую не может претендовать ни один человек, каким бы мудрым и добродетельным он ни был. Закон, по Протаргору, есть выражение согласованной «взаимной справедливости», договор граждан или народа. Закон полиса противопоставляется природному праву как разумному началу. Писаный закон – это человеческое изобретение, которое отличает условность, зависимость от сменяющих друг друга законодателей.
Принципиальным критиком софистов был Сократ 469-399 гг. до н.э., считавший, что определяющим является закон. Он различал естественное право и закон полиса и считал, что и естественное право, и полисный закон восходят к разумному началу. Разумное, справедливое и законное тождественны.
Под влиянием Сократа сложилось мировоззрение Платона 427-347 гг. до н.э. -одного из величайших мыслителей античности. Идеальное государство трактуется Платоном в диалоге «Государство» как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной жизни. Теория идей – сердцевина платоновской философии. Миру предметов и явлений Платон противопоставил мир идей или общих понятий, которые существуют за пределами неба. Трем началам человеческой души – разумному, яростному и вожделеющему аналогичны в государстве три начала
– совещательное, защитное и деловое, а им соответствуют три сословия - правителей, воинов и производителей. Справедливость заключается в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. В работе «Государство» Платон изложил проект идеального справедливого государства, во главе которого должны стоять философы –
«аристократы духа», способные воплотить небесный мир идей в земной жизни. Особенность идеального государства – отсутствие имущественного расслоения, отсутствие бедных и богатых. На страже государства, законов должно быть соответствующим образом устроенное правосудие. Для убеждения истинного государства необходима религия. Идеальным государственным устройством Платон называет правление, где совещаются начала демократии и монархии. В диалоге «Законы» Платон выдвинул еще один проект лучшего государственного устройства, в котором деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу. Идеальным государственным устройством здесь выступила смешанная форма, в которой присутствуют начала демократии и монархии: демократический принцип арифметического равенства выборы по большинству голосов и монархический принцип геометрического равенства выбор по заслугам и достоинству. Детальные и суровые законы должны жестко регламентировать публичную и частную жизнь людей. На страже законов стоит правосудие, которое не является самостоятельной властью, обособившейся государственной функцией.
Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем Аристотеля 384-322 гг. до н.э., который изложил свои взгляды в трактатах «Политика», «Никомахова этика», «Афинская полития». В отличие от Платона,
Аристотель считал, что государство образуется вследствие природного влечения людей к общению. Люди последовательно создают семью, род или селение, государство, как высшую форму человеческого общежития, в котором полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. Государство – продукт естественного развития: это высшая форма общения, достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан. Гражданин государства – это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства. К правильным формам государства Аристотель относит монархическое правление, аристократию и политию, а к неправильным -тирания, олигархия и демократия. Самая правильная из них – полития смешение олигархии и демократии, в которой правит большинство в интересах общей пользы. Со своими учениками Аристотель описал, проанализировал и сопоставил более 150 конституций и проектов. Классификация форм государства проводится по двум критериям – по цели и по числу правящих лиц правление одного, немногих и большинства. Социальной опорой власти в политии выступают собственники земли. Право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми. Право отождествляется с политической справедливостью и делится на естественное и условное установленное. Естественное право то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Естественное право выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае. По мнению Аристотеля, « закон должен властвовать
29 30
над всем; должностным же лицам и народному собранию следует предоставить обсуждение частных вопросов». Политическое правление – это правление закона, а не людей.
Политико-правовые идеи Платона и Аристотеля положены в основу западноевропейской политико-правовой теории.
4. Политические и правовые учения Древнего Рима.
В Древнем Риме особое значение приобрели учения о единстве государства и права, с чем связано появление государственно-правовых теорий и появление науки – юриспруденции, которая трактовалась римлянами как науке о праве и государстве. Римские юристы использовали положения древнегреческих авторов в разработке теории закона. Были исследованы такие проблемы как: соотношение закона и права Модестин, Юлиан, Цицерон, Цельс; отрасли права Гай, Ульпиан, Папиниан, Павел.
Большой вклад в развитие политко-правовых идей внес Марк Туллий Цицерон 106 –43 гг. до н.э. в своих диалогах и трактатах «О государстве», «О законах», «Оратор», «Об обязанностях». Государство Цицерон определяет как дело, достояние народа, согласованное правовое общение его свободных членов, «общий правопорядок». Государство порождено разумом, подражающим повелениям природы: « природа создала нас для того, чтобы мы разделяли между собой всю совокупность прав и пользовались ими все сообща» диалог «О законах». Цицерон различает три простые формы правления: царская власть, власть оптиматов аристократия и народная власть демократия. Предпочтение отдается царской власти, а на последнее место ставится демократия, т.к. «полновластие народа приводит к тиранической власти толпы». Обязанности идеального гражданина обусловлены необходимостью следования таким добродетелям, как познание истины, справедливость, величие духа и благопристойность. Право устанавливается природой в силу ее божественного начала. Закон устанавливается людьми. соответствие или несоответствие человеческих законов природе и естественному праву выступает как критерий и мерило их справедливости или несправедливости. Право народов рассматривается частью как положительное установленное право разных народов и частью как естественное право международного общения. В трудах Цицерона политико-правовые идеи получили свое логическое завершение в качестве универсальной идеологии государства.