Политические и правовые учения в древней греции

Политическая и правовая мысль в Древней Греции оформляется в отдельные течения начиная с V в. до н.э. Греция того времени представляла собой политически раз­дробленное образование, основной единицей которого было государство-полис. Значительные различия в обще­ственной жизни в государствах-полисах (демократия — в Афинах, аристократическое правление — в Спарте, олигар­хические режимы — в ряде полисов), а также многочислен­ные государственные перевороты, междоусобные войны, самая масштабная среди которых — Пелопонесская война (431-404 до н.э.), привели Грецию к глубокому кризису. С IV в. до н.э. древнегреческие государства-полисы утрачива­ют свою независимость.

Использование труда рабов позволяло свободным гре­кам иметь досуг для участия в политической жизни и реа­лизации своих интеллектуальных потребностей. Начинают формироваться политико-правовые учения, которые в дальнейшем повлияли на развитие западной политико-правовой культуры в целом, делаются первые попытки ос­мысления таких явлений социальной жизни, как право и государство. Наибольшее развитие они получили в теори­ях софистов, Платона, Аристотеля и Полибия.

2.1. Политические и правовые взгляды софистов

Эпоха. Софистика зародилась в Древней Греции во вто­рой половине V в. до н.э. В это время общественная жизнь выносится на городскую площадь, часто и подолгу проис­ходят заседания в народных собраниях и судах, где рас-

сматриваются многочисленные дела по обвинению в госу­дарственной измене, растрате и др.

В связи с усложнением общественной жизни стали чрезвычайно актуальными владение искусством публично доказывать свою точку зрения, возбуждать сочувствие к себе и антипатию к оппоненту, способность использовать двусмысленность законов и договоров. Софисты предоста­вили свободным грекам возможность получения глубокого общего, а также специального образования, включая овла­дение искусством красноречия. Они выступили как учите­ля мудрости (греч. «софия» — «мудрость»). То, чему учили софисты, получило название «софистика», т.е. «искусство слова»: «Искусство слова — это величайшее благо, которое дает людям как свободу, так и власть над другими людь­ми — каждому в своем городе».

Наиболее известными софистами признают Протагора, Горгия, Гиппия, Антифонта, Алкидама, Ликофрона, Каллик-ла, Фрасимаха. именно их принято считать одними из пер­вых греческих политических и правовых мыслителей.

Логическое основание политико-правовых взглядов софистов: философский релятивизм, скептицизм и агнос­тицизм (абсолютное отрицание какого бы то ни было объективного знания о мире); не исчерпала своих возмож­ностей и мифология.

Политические взгляды софистов. Наиболее ярко по­литические взгляды софистов выразил Протагор(491 — 481—около 410 до н.э.).

Биография. Протагор родился в Абдерах. Много путе­шествовал по Греции. Несколько раз останавливался в Афинах, где его высоко ценили политики. В 444 г. до н.э. Перикл поручил Протагору подготовить законопроекты для новой колонии в Фуриях. В 411 г. до н.э. за сочинение «О богах» он был приговорен к смертной казни, а сама книга была сожжена. Хотя Протагор был помилован, но из Афин его изгнали. Он утонул в Мессинском проливе на пути из Южной Италии на Сицилию.

Логическое основание политического учения: фило­софский релятивизм и мифология. Протагор стоит у исто­ков западного релятивизма, согласно которому абсолютной истины не существует, а есть лишь мнения. Протагору при­надлежит мысль: «человек есть мера всех вещей — суще­ствующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».

       
  политические и правовые учения в древней греции - student2.ru
    политические и правовые учения в древней греции - student2.ru
 

Наши рекомендации