Подготовительные приемы общей дрессировки

УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (КОНТАКТА) ДРЕССИРОВЩИКА С СОБАКОЙ

Дрессировка собаки начинается с правильных взаимоотношений (контакта) с дрессировщиком. Успешная дрессировка и применение собаки на службе невозможны без прочного контакта. Установление контакта — это выработка у собаки условного рефлекса доверия к дрессировщику, привязанности к нему.

Основными условиями приучения собаки к дрессировщику являются кормление собаки, своевременные и систематические прогулки с ней, а также правильный уход и умелое применение условных и безусловных раздражителей при дрессировке. Легче и проще устанавливается контакт при выращивании собаки с рождения. Но большинство собак, предназначенных для службы, как правило, передаются новому человеку перед началом дрессировки в учебном подразделении в возрасте от 8–10 месяцев до 2 лет.

В зависимости от местонахождения собаки и степени ее агрессивности, первоначальный подход к ней может быть различным. В случае, когда собака находится в вольере, подходя к ней, надо назвать ее кличку и дать лакомство. Если собака сразу берет лакомство, проявляя при этом признаки доверчивого отношения, следует поласкать ее, взять на поводок и вывести на прогулку. Присутствие человека, за которым она была закреплена до этого, нежелательно. Можно передать собаку во время прогулки. Это делается так. Владелец выводит собаку с надетым намордником на прогулку. Человек, которому она передается, подходит к ним, незаметно для собаки принимает поводок и продолжает ее выгуливание, а владелец уходит. Выгуливая собаку на длинном поводке, дрессировщик периодически называет ее по кличке и при подходе дает лакомство.

К собаке с агрессивной реакцией подход должен быть другим. Лучшее средство здесь — систематическое кормление. При доверчивой реакции собаки в вольере ее можно взять на поводок и вывести на прогулку.

При нормальном контакте характерно следующее поведение собаки: при подходе дрессировщика она ласкается, при уходе его стремится следовать за ним, иногда визжит или лает; во время прогулок не уходит далеко, постоянно следит за ним, активно ищет спрятавшегося в укрытии дрессировщика.

Возможные ошибки дрессировщика и их последствия:

1. Грубое обращение с собакой, применение громких команд, резких рывков и ударов поводком, вызывающих трусливое или недоверчивое отношение к дрессировщику, а иногда и злобную реакцию.

2. Излишне ласковое обращение с собакой, увлечение играми, снижающими дисциплинированность собаки.

3. Нерешительное, боязливое обращение с собакой, вызывающее у нее или настороженность, или агрессивную реакцию на дрессировщика.

ПРИУЧЕНИЕ К КЛИЧКЕ

Кличка дается каждой собаке, как правило, в возрасте 2–3 месяцев. Необходимость приучения к кличке взрослой собаки возникает при желании изменить кличку или тогда, когда кличка неизвестна.

Для клички используют любое короткое, звучное слово, кроме имен людей, наименований городов, стран и национальностей. Условный рефлекс на кличку вырабатывается в процессе повседневного обращения с собакой, но чаще всего при кормлении и выгуливании.

Подходя к собаке, дрессировщик (владелец) произносит кличку и дает корм или лакомство. С началом прогулок и выполнения приемов дрессировки внимание собаки на кличку подкрепляется не сразу, а только после выполнения ею ответных действий на другие команды, подаваемые дрессировщиком. Кличку нельзя произносить с угрожающей интонацией и тем более подкреплять неприятными для собаки раздражителями.

Возможные ошибки дрессировщика и их последствия:

1. Искаженное произношение клички, особенно с угрожающей интонацией.

2. Излишне частое повторение клички, мешающее выработке четкого условного рефлекса на другие команды.

ПРИУЧЕНИЕ К СПЕЦИАЛЬНОМУ СНАРЯЖЕНИЮ

К ошейнику, поводку, наморднику, шлейке и привязи приучают собак, как правило, с раннего возраста. Вначале приучают кспокойному отношению к ошейнику.

Подойдя к собаке, дрессировщик называет кличку, дает лакомство, дает возможность обнюхать ошейник. Затем, поглаживая собаку, надевает его на шею и, придерживая за концы, отвлекает ее игрой. В тех случаях, когда собака начинает беспокоиться, ошейник снимают. После перерыва упражнение повторяется. Ошейник каждый раз оставляют на более продолжительное время. В последующем мягкий ошейник заменяется обычным. При групповом содержании щенков надо следить за тем, чтобы они не грызли ошейники друг у друга.

Приучение собаки к поводкуначинается после приучения ее к спокойному реагированию на ошейник. Дрессировщик, поглаживая собаку, пристегивает поводок к заранее надетому ошейнику и выводит ее на прогулку.

Если собака реагирует на поводок (беспокоится, играет, грызет), ее необходимо отвлечь игрой, пробежками. Особая осторожность нужна при управлении собакой поводком на участках с деревьями, кустами и другими местными предметами, за которые может зацепиться поводок. В последующем управление собакой осуществляется как коротким, так и длинным поводком.

Намордникподбирают соответственно размеру морды собаки. Во время ухода за собакой или выгуливания дрессировщик на виду у собаки бросает в намордник кусочек лакомства и, подав команду «Намордник», разрешает ей достать и съесть лакомство, одновременно поощряя ее действия поглаживанием. Затем намордник застегивают и оставляют на собаке. Если собака старается снять намордник, мотает головой, царапает лапами и т. п., то дрессировщик отвлекает ее игрой, пробежками, дачей лакомства через отверстие в наморднике. В первое время достаточно надевать намордник на 5–10 минут, затем — на несколько часов.

Приучение собаки к шлейкеначинается после выработки условного рефлекса на команду «Стоять». Подбирается шлейка, соответствующая размерам собаки. Поглаживая собаку и поощряя ее лакомством, дрессировщик надевает на нее шлейку и выводит на прогулку. Шлейка должна быть свободной. Если собака беспокоится, то нужно отвлечь ее игрой. На первых занятиях достаточно пребывания собаки в шлейке до 5–10 минут, в дальнейшем до суток и более.

Приучение кпривязиначинается с привязывания собаки поводком к дереву, специальному столбику во время кормления, чистки и в перерывах между прогулками. Вначале дрессировщик должен находиться возле собаки и удерживать на привязи недолго. В последующем продолжительность удержания собаки на привязи увеличивается в сочетании с периодическим отходом дрессировщика от нее. При этом надо следить за тем, чтобы она не грызла поводок. В целях предупреждения такой вредной привычки быстрее надо приучать ее к привязыванию на цепь.

Возможные ошибки дрессировщика и их последствия:

1. Неправильный подбор снаряжения увеличивает время на приучение ее к спокойному реагированию на снаряжение.

2. Принуждение применением болевых раздражителей при надевании снаряжения, преждевременное увеличение продолжительности пребывания собаки в снаряжении приводят к проявлению пассивно-оборонительной реакции (боязни дрессировщика).

3. Разрешение собаке играть поводком, оставление ее привязанной на поводок бесконтрольно приводит к образованию у нее привычки грызть поводок.

ПРИУЧЕНИЕ К ЧИСТКЕ И ПОКАЗУ ДЛЯ ОСМОТРА

При чистке и осмотре собака должна стоять спокойно и в естественной позе. Это вырабатывается в процессе ежедневного ухода за собакой, начиная с 2–3-месячного возраста. В первое время, удерживая собаку левой рукой за поводок возле ошейника, дрессировщик поглаживание чередует осторожным расчесыванием шерсти гребнем. В последующем ее приучают к чистке щеткой. Продолжительность чистки постепенно доводится до 5–10 минут. Параллельно собаку приучают к спокойному реагированию к зажиманию морды в целях осмотра зубов (рис. 24).

Подготовительные приемы общей дрессировки - student2.ru

Рис. 24. Приучение собаки к зажиманию морды

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ

Физическое утомление снижает чувствительность обоняния и других органов чувств. Так, активная, безотказная работа собаки по запаховому следу человека, особенно на большие расстояния (более 3 километров), возможна только при условии натренированности собаки к длительным нагрузкам в беге. Поэтому, начиная с раннего возраста, надо вырабатывать у собаки выносливость. Можно практиковать специальные кроссы дрессировщика с собакой в положении «Рядом» на различные дистанции. Бег совершается в среднем и быстром темпе, обеспечивающем быстроту преследования по следу. Предельная дальность бега зависит от выполнения предстоящих служебных задач. Упражнение повторяется не менее двух раз в неделю.

В зимний период целесообразно сочетать движение дрессировщика на лыжах с передвижением собаки по глубокому снегу на различные расстояния. Кроме этого, рекомендуется предусмотреть систему специальных упражнений для тренировки лап собаки, чтобы при выполнении служебных задач не было потертостей мякишей пальцев. С этой целью следует проводить прогулки по дорогам с твердым покрытием, по щебню и т. п.

ПРИУЧЕНИЕ К ТЕМНОТЕ, НЕПОГОДЕ И ДРУГИМ НЕОБЫЧНЫМ УСЛОВИЯМ

Служебных собак применяют в самых сложных условиях окружающей среды. Поэтому с раннего возраста их надо приучать к разнообразию внешних условий: темноте, непогоде, к местам оживленного движения людей, транспортных средств, выпаса животных и т. п. Эта задача решается во время прогулок, выгуливания и занятий собак путем постепенного приближения к подобным раздражителям. При этом, если собака побаивается, осторожничает, надо отвлекать ее игрой, пробежками и дачей лакомства, а агрессивную реакцию запрещать, подкрепляя команду «Фу» рывком поводка или легким ударом прута.

ПРИУЧЕНИЕ К ПЕРЕВОЗКЕ НА АВТОМАШИНЕ

Первоначальные упражнения целесообразно проводить на специально установленном учебном кузове автомобиля, а в последующем пользоваться обычным автомобилем с открытым кузовом. При выгуливании собака знакомится с автомашиной вначале с выключенным, затем с работающим двигателем.

Основное внимание обращается при этом на выработку выдержки перед посадкой и высадкой с машины. Посадка и высадка собаки с машины осуществляется по команде «Вперед» или «Ко мне». В течение 4–5 занятий отрабатывается посадка в кузов машины и высадка из него с непродолжительным пребыванием в кузове, вначале с выключенным, затем с работающим двигателем. После этого приучают к непродолжительной (до 10–15 минут) езде на автомашине со скоростью движения 10–15 километров в час.

В последующем вводятся некоторые усложнения: занятия по общей и специальной дрессировке проводятся вблизи интенсивного движения автомашины; постепенно увеличивается продолжительность езды на автомашине; по возможности приучают к езде на других видах транспорта.

Собака считается подготовленной для перевозки на автомашине, если она спокойно к ней относится, безбоязненно реагирует на продолжительные перевозки.

Дальнейшее совершенствование навыка осуществляется в процессе основного курса подготовки собак в учебных подразделениях и при выполнении служебных задач.

Возможные ошибки дрессировщика:

1. Нарушение режима и последовательности приучения к машине.

2. Несоблюдение мер безопасности при посадке и высадке собаки с машины.

ПРИУЧЕНИЕ СОБАКИ К СПОКОЙНОМУ ОТНОШЕНИЮ К ВЫСТРЕЛАМ И ДРУГИМ СИЛЬНЫМ СВЕТОВЫМ И ЗВУКОВЫМ РАЗДРАЖИТЕЛЯМ

Приучение к сильным звуковым и световым раздражителям лучше всего начинать в возрасте 2–3 месяцев.

Первые упражнения по приучению собак к спокойному отношению к выстрелам проводятся в местах их содержания. Вначале выстрелы производятся вдали от расположения собак (200–300 метров) во время ухода за собаками и их кормления. Если в момент выстрела собака проявляет настороженность, дрессировщик должен отвлечь ее игрой, выгуливанием. По мере привыкания собак к выстрелам они звучат все ближе и ближе. Если рядом есть тир или стрельбище, рекомендуется выгуливать собак в этом районе в период проведения стрельб. В дальнейшем собак к выстрелам приучают во время занятий.

Подготовительные приемы общей дрессировки - student2.ru

Рис. 25. Приучение собак к спокойному отношению к выстрелам

Необходимое условие при выполнении служебных задач — спокойное поведение собаки при стрельбе дрессировщика из огнестрельного оружия. Надо систематически проводить стрельбы из оружия вначале холостыми, а затем и боевыми патронами, когда собака находится возле дрессировщика в положении сидя или лежа. Вид огнестрельного оружия зависит от того, чем пользуются в ведомстве (подразделении) при выполнении служебных задач. В первое время чаще применяют стартовый пистолет (рис. 25).

Параллельно с приучением к выстрелам надо знакомить собак с различными сильными звуковыми и световыми раздражителями.

Поэтому в период занятий и выгуливаний собак постепенно приближают к местам, где они могут встречаться с различными раздражителями (автомашины, поезда, производственные шумы и т. п.). Если собака будет громко лаять или проявлять трусость, надо отвлекать ее игрой, пробежками и т. п. По мере привыкания к раздражителям на значительном расстоянии можно постепенно подходить к ним все ближе и ближе.

Навыки спокойного реагирования к необычным раздражителям совершенствуются в процессе специальной дрессировки собак, включая следующие упражнения:

• ведение стрельбы и освещение местности ракетами посторонними помощниками, а момент работы собаки по запаховому следу, обыску местности и помещений при ведении борьбы с задержанным и др.;

• ведение стрельбы дрессировщиком в ходе работы с собакой;

• создание фоновой обстановки (стрельба, взрывы) с использованием усилителей звукозаписи.

С собаками, проявляющими боязнь, следует заниматься отдельно от основной группы. Рекомендуется вначале приучить их к спокойной реакции на звуки трещотки, выстрелы из малокалиберной винтовки, стартового пистолета и т. п.

Собака считается подготовленной для последующей дрессировки к службе, если она спокойно относится к выстрелам, взрывам и другим сильным звуковым и световым раздражителям.

Возможные ошибки дрессировщика:

1. Нарушение режима и последовательности в дрессировке, вызывающие у собак чрезмерную, напряженную трусость.

2. Воздействия на собаку механическими раздражителями в момент стрельбы усиливают боязнь собаки.

4. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ОБЩЕГО КУРСА ДРЕССИРОВКИ

ПРИУЧЕНИЕ ПЕРЕХОДИТЬ В СВОБОДНОЕ СОСТОЯНИЕ

Навык переходить в свободное состояние в любой обстановке необходим на занятиях, службе и в других случаях, когда собаке нужно дать отдых.

Условные раздражители — команда «Гуляй» и жест — показ правой (левой) рукой в сторону движения собаки.

Безусловные раздражители — утомление нервной, мышечной и других систем органов собаки, вызывающих у собаки рефлекс свободы.

Прием вводится с первых дней занятий, и навык совершенствуется в процессе всего курса дрессировки и использования собаки на службе.

Методика и техника дрессировки. Условный рефлекс на команду и жест вырабатывается одновременно. Упражнение выполняется так. Дрессировщик подтягивает длинный поводок к ошейнику и удерживает собаку возле себя. По команде «Гуляй» в одобрительном тоне и жесту вправо посылает собаку от себя.

При этом энергично пробегает 5–10 метров, повторяя команду «Гуляй». Вытянутая в сторону рука (жест) удерживается 2–3 секунды, затем опускается к бедру. Дрессировщик, сделав небольшую пробежку, дает собаке возможность свободно погулять на длинном поводке. Через 1–2 минуты подзывает ее, погладив, дает лакомство и повторяет упражнение. За каждым дрессировщиком целесообразно закреплять постоянно место для ежедневного выгуливания собаки.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать следующие правила: первоначальное выгуливание проводить лишь на длинном поводке; не допускать громких команд и резких рывков; при выгуливании собака всегда должна быть в поле зрения дрессировщика (рис. 26).

Когда собака по команде «Гуляй» и жесту быстро переходит в свободное состояние, постепенно вводятся усложнения:

• управление собакой отдельно по команде или жесту;

• выгуливание с соблюдением намеченного режима через определенные промежутки времени с постепенным увеличением продолжительности работы, сокращением времени отдыха;

• перевод собаки в свободное состояние с любого положения: посадки, стояния, укладки и др.;

• выгуливание вблизи различных отвлекающих раздражителей, с учетом особенностей ее поведения;

• периодическое выгуливание без поводка вначале при отсутствии, а затем при наличии отвлекающих раздражителей. При выгуливании без поводка собака должна быть в наморднике;

• совершенствование навыка зигзагообразного движения по команде или жесту;

• совершенствование навыка в сложных условиях окружающей среды в комплексе с другими общедисциплинарными и специальными навыками.

Подготовительные приемы общей дрессировки - student2.ru

Рис. 26. Приучение переходить в свободное состояние

Навык считается выработанным, если собака по команде «Гуляй» или жесту быстро двигается в указанном направлении, переходит в свободное состояние при любых условиях окружающей среды и, наблюдая за дрессировщиком, не отходит от него дальше, чем на 30 метров.

Возможные ошибки дрессировщика и их последствия:

1. Предоставление собаке свободного состояния при надетом строгом ошейнике (парфорсе), на коротком поводке.

2. Произношение команд с чрезмерно громкой интонацией, рывки поводком во время выгуливания.

3. Частое предоставление свободного состояния, из положений сидя, лежа, стоя, что мешает выработке выдержки в этих положениях.

4. Увлечение выгуливанием без поводка, что приводит к ослаблению дисциплины собаки.

ПРИУЧЕНИЕ ПОДХОДИТЬ К ДРЕССИРОВЩИКУ

На занятиях, службе, в любой по сложности обстановке по команде или жесту дрессировщика собака быстро должна подойти к нему. Навык дисциплинирует собаку, развивает внимание к дрессировщику.

Условные раздражители — команда «Ко мне» и жест — опускание левой руки к бедру, предварительно поднятой в сторону на уровень плеча ладонью к собаке.

Безусловные раздражители — лакомство, поглаживание, иногда подтягивание поводком.

Навык вырабатывается на базе пищевой реакции поведения. Прием вводится с первых дней прогулок с собакой. Основной метод дрессировки — вкусопоощрительный.

Методика и техника дрессировки. Занятия проводятся на участке местности с наименьшим количеством отвлекающих раздражителей после того, как дрессировщик овладеет техникой выполнения приема без собаки. Собака должна быть в голодном или полуголодном состоянии и хорошо выгулянной. Упражнение выполняется так. Дрессировщик во время выгуливания собаки, назвав кличку и привлекая ее внимание показом кусочка мяса левой рукой, подает команду «Ко мне». Лакомство на ладони придерживается большим пальцем. В первое время движение руки произвольное, затем левую руку вытягивают и поднимают на уровень плеча. Постепенно поднятая рука становится для собаки сигналом дачи ей лакомства. При медленном и вялом подходе собаки дрессировщику рекомендуется отбегать от нее, пятясь. На одном двухчасовом занятии упражнение повторяют 10–15 раз с обязательным поощрением собаки лакомством (рис. 27). Если собака на команду «Ко мне» и на показ лакомства не реагирует, то дрессировщик привлекает ее внимание своим поведением и легким подтягиванием поводка подводит к себе и, поглаживая, дает ей лакомство.

Подготовительные приемы общей дрессировки - student2.ru

Рис. 27. Приучение подходить к дрессировщику

Когда собака по команде «Ко мне» и жесту заинтересованно и быстро подбегает к дрессировщику с расстояния длинного поводка, то вводятся следующие усложнения:

• управление собакой отдельно по команде и жесту;

• выработка условного рефлекса садиться перед дрессировщиком после подхода;

• постепенное увеличение выдержки в положении сидя перед дрессировщиком после ее подхода;

• подзыв собаки с любого положения, приучение садиться у левой ноги после выдержки в сидячем положении перед дрессировщиком;

• приучение к безотказной работе при наличии различных отвлекающих раздражителей;

• управление собакой без поводка;

• подзыв собаки при различных положениях дрессировщика — стоя, сидя, лежа, в движении, из-за укрытия и др.;

• совершенствование навыка в сложных условиях окружающей среды в комплексе с другими общедисциплинарными и специальными навыками;

• подзыв собаки с любого положения, приучение садиться у левой ноги после выдержки в сидячем положении перед дрессировщиком;

• приучение к безотказной работе при наличии различных отвлекающих раздражителей;

• управление собакой без поводка; подзыв собаки при различных положениях дрессировщика — стоя, сидя, лежа, в движении, из-за укрытия и др.;

• совершенствование навыка в сложных условиях окружающей среды в комплексе с другими общедисциплинарными и специальными навыками.

При подзыве к себе дрессировщик не должен применять неприятные для собаки механические раздражителе. Лучшими средствами, обеспечивающими безотказность подхода собаки, являются дача лакомства и поглаживание.

Навык считается выработанным, если собака по команде или жесту в сложной обстановке, находясь на удалении до 30 метров, быстро подбегает и садится перед дрессировщиком.

Возможные ошибки дрессировщика и их последствия:

1. Систематическое произношение клички собаки перед командой «Ко мне», многократное повторение этой команды.

2. Применение болевых, неприятных для собаки раздражителей после ее подхода к дрессировщику.

3. Систематический подзыв собаки к себе из положения, сидя, лежа, стоя. Это мешает выработке выдержки собаки в этих положениях.

ПРИУЧЕНИЕ К ДВИЖЕНИЮ РЯДОМ С ДРЕССИРОВЩИКОМ

Навык движения собаки возле дрессировщика необходим при передвижениях на прогулку, занятия, в процессе службы. Кроме того, он дисциплинирует собаку, вырабатывает у нее внимание к дрессировщику.

Условные раздражители — команда «Рядом» и жест похлопывание кистью левой руки по бедру.

Безусловные раздражители — рывок поводком, воздействие парфорсом, удар хлыстом, поглаживание и лакомство.

Навык вырабатывается на базе пассивно-оборонительной и пищевой реакций собаки.

Прием вводится с первых дней занятий. Основной метод дрессировки — контрастный.

Методика и техника дрессировки. Первоначальные упражнения выполняются в облегченных условиях, на ровном участке. Дрессировщик пристегивает короткий поводок к ошейнику, и свободный конец его надевает петлей на правую руку выше кисти. Затем левой рукой берет поводок на расстоянии 20–25 сантиметров от ошейника, а правой перехватывает середину поводка. Начав движение, подает команду «Рядом» и через, 0,5–2 секунды делает рывок поводком вдоль туловища собаки, I заставляя ее идти возле левой ноги.

На первых занятиях дрессировщик должен двигаться ускоренным шагом, в этом случае собаке будет легче приспособиться к дрессировщику.

Как только собака примет правильное положение у левой ноги дрессировщика, он поощряет ее дачей лакомства, поглаживанием. При выработке первоначального условного рефлекса каждая команда «Рядом» сопровождается рывком поводка.

Правильным считается такое положение собаки, когда забегание ее вперед будет не больше, чем на полтуловища.

При поворотах, остановках обязательно подеется команда «Рядом» и при необходимости подкрепляется рывком поводка. При дрессировке физически сильных, подвижных собак рекомендуется использовать строгий ошейник, иногда хлыст.

Первоначальный условный рефлекс считается выработанным, если собака по команде «Рядом» занимает положение у левой ноги и двигается рядом с дрессировщиком, не натягивая поводка.

В дальнейшем вводятся следующие усложнения:

• приучение собаки находиться рядом при различных темпах движения дрессировщика;

• выработка условного рефлекса на жест;

• управление собакой отдельно по команде или жесту;

• приучение к безотказной работе на наличие различных отвлекающих раздражителей (животные, люди, транспортные средства, птицы и т. д.); приучение к движению рядом без поводка.

Упражнение по выработке условного рефлекса на жест выполняется так. Дрессировщик берет поводок в правую руку, освобождая левую руку для подачи жеста, затем делает 2–3 хлопка ладонью левой руки по бедру и через 1–2 секунды подает команду «Рядом» и делает рывок поводком. Жест подкрепляется командой и рывком до тех пор, пока не станет условным раздражителем, в последующем — только рывком поводка без команды «Рядом».

Во втором и третьем периоде дрессировки правильно выполненная собакой команда или жест подкрепляется лакомством или поглаживанием, а невыполненная — подачей твердой угрожающей команды «Рядом» с обязательным применением механического воздействия.

Строевые приемы с собакой на месте и в движении.

Строевая стойка. Дрессировщик стоит прямо, без напряжения, каблуки вместе, носки развернуты, руки опущены. Поводок держит двумя руками: левой в 20–25 сантиметрах от ошейника, правой — за конец с петлей, надев выше кисти и удерживая за середину поводка так, чтобы при поглаживании собаки левой рукой правой удобно было перехватить свободную часть поводка. Поводок перехватывается левой рукой в тех случаях, когда необходимо освободить правую руку для отдания чести. Собака сидит у левой ноги, ее передние лапы находятся на уровне носков обуви дрессировщика (рис. 29).

Повороты на месте. Поворот с собакой направо выполняется выставлением правой ноги на 90° вправо. Одновременно с приставлением левой ноги подается команда «Рядом». Поворот с собакой налево выполняется выставлением левой ноги на 90° влево перед передними лапами собаки (рис. 30).

Поворот дрессировщика с собакой кругом производится через правое плечо. Для этого надо развернуть правую ногу на 180° вправо, перенести на нее тяжесть корпуса, поворачиваясь, подать команду «Рядом» и с приставлением левой ноги посадить собаку рядом.

Повороты с собакой в движении. Для поворота направо дрессировщик одновременно с шагом левой ноги подает команду «Рядом», повернувшись на носке левой ноги, помогает собаке рывком поводка продолжать движение в новом направлении. Для поворота налево дрессировщик одновременно с постановкой правой ноги подает команду «Рядом» и придерживает собаку, поворачивается налево на носке правой ноги и продолжает движение в новом направлении.

Подготовительные приемы общей дрессировки - student2.ru

Рис. 30. Подготовка к повороту с собакой: а) направо;

Подготовительные приемы общей дрессировки - student2.ru

б) налево

Поворот кругом в движении выполняется через правое плечо. Сделав шаг левой ногой вперед, дрессировщик замедляет движение, подает команду «Рядом», поворачивается кругом, помогая собаке принять правильное положение возле дрессировщика.

Отдание воинской чести. Военнослужащие, находясь с собакой, должны честь отдавать четко и в соответствии с требованиями строевого устава, как на месте, так и в движении.

Навык движения собаки рядом с дрессировщиком считается выработанным, если она безотказно занимает правильное положение у левой ноги дрессировщика по первому его сигналу, сохраняет это положение при разных темпах движения, поворотах на месте и в движении.

Возможные ошибки дрессировщика и их последствия:

1. Неправильное сочетание условного и безусловного раздражителей.

2. Применение чрезмерно сильных механических раздражителей без учета индивидуальных особенностей поведения собаки.

3. Неумелое пользование парфорсом, хлыстом.

4. Частое повторение команды «Рядом» без подкрепления рывком поводка, технически неправильное выполнение рывка (на себя, а не вдоль туловища).

ПРИУЧЕНИЕ САДИТЬСЯ

Навык садиться является основным и исходным положением собаки для дальнейших действий, как в процессе курса дрессировки, так и на службе.

Навык дисциплинирует собаку. Условные раздражители — команда «Сидеть» и жест — поднятие свободно вытянутой правой руки вперед снизу вверх ладонью от себя до уровня глаз дрессировщика.

Безусловные раздражители — рывок поводком, нажим на область поясницы, поглаживание и лакомство.

Навык вырабатывается на базе пассивно-оборонительной и пищевой реакций.

Прием вводится на 5–6-й день занятий после установления хорошего контакта дрессировщика с собакой и выработки условного рефлекса на команды «Ко мне», «Гуляй».

Основной метод дрессировки — контрастный, но не исключается и вкусопоощрительный.

Методика и техника дрессировки. Первоначальный условный рефлекс вырабатывается на знакомой для собаки местности с наименьшим количеством отвлекающих раздражителей.

Собака должна быть в голодном или полуголодном состоянии. Упражнение выполняется так. Дрессировщик, удерживая собаку впереди себя, переворачивает ошейник кольцом вверх, берет поводок в правую руку в 15–20 сантиметрах от ошейника, подает команду «Сидеть» и через 1–2 секунды делает рывок поводком вверх и назад, одновременно нажимая левой рукой на область поясницы. Как только собака села, дрессировщик поощряет ее поглаживанием и дачей лакомства. Продержав собаку в этом положении 5–10 секунд, предоставляет ей свободное состояние. Упражнение повторяется в течение рабочего дня 35–40 раз с предоставлением отдыха на 2–3 минуты между сочетаниями. Такой режим поддерживается 4–5 дней. Занятия целесообразно проводить ежедневно. В период выработки первоначального условного рефлекса «садиться» другие приемы не отрабатываются (рис. 31).

Собаку можно приучить садиться и другим способом. Дрессировщик ставит собаку перед собой, зятем наступает ногой на поводок, чтобы ограничить движение собаки. В правую руку берет лакомство и, подав команду «Сидеть», через 1–2 секунды подносит руку с лакомством к морде собаки и, занося руку за ее голову, заставляет собаку сесть. Как только собака села, дрессировщик поощряет ее лакомством.

Подготовительные приемы общей дрессировки - student2.ru

Рис. 31. Приучение садиться по команде

Первоначальный условный рефлекс считается выработанным, если собака покоманда «Сидеть» быстро садится без воздействия безусловным раздражителем и остается в этом положении в течение 10–15 секунд, а при отходе дрессировщика от нее на расстояние до 2 шагов не срывается с места.

В последующем вводятся усложнения. Вырабатывается продолжительная выдержка в сидячем положении с одновременным увеличением расстояния между дрессировщиком и собакой, соблюдая при этом следующие правила:

• расстояние между дрессировщиком и собакой, особенно до 10–12 метров, и время выдержки увеличивать не спеша — по 1 шагу и по 15–20 секунд через каждые 2–3 занятия;

• не подзывать собаку к себе после выдержки на расстоянии. Лучше подойти к ней, погладить, дать лакомство и перейти к выполнению других упражнений;

• в случае срыва собаки дрессировщик по команде «Место», подкрепляя рывками поводка, возвращает ее к прежнему месту и командой «Сидеть» в угрожающем тоне, подкрепленной безусловным воздействием, усаживает на прежнее место;

• отходить от собаки вначале спиной вперед, т. е. лицом к собаке, постоянно наблюдая за ней. В дальнейшем можно произвольно и различным темпом (шагом, бегом).

Выработка условного рефлекса на жест. Эти упражнения отрабатываются, как правило, параллельно с «укладкой». Когда собака находится в лежачем положении, дрессировщик берет поводок в левую руку и слегка натягивает его. Затем движением правой руки снизу вверх в сочетании с выпадом левой ногой вперед ударяет по поводку, одновременно произнося команду «Сидеть». Как только собака села, дрессировщик опускает правую руку и дает собаке лакомство левой рукой. После предусмотренной планом выдержки в сидячем положении собаку выгуливают (рис. 32).

Подготовительные приемы общей дрессировки - student2.ru

Рис. 32. Приучение садиться по команде

Упражнение по выработке условного рефлекса на жест можно выполнять и так. Когда собака находится перед дрессировщиком, он берет поводок в правую руку в 50–60 сантиметрах от ошейника и движением руки снизу вверх усаживает ее. Для усиления воздействия на собаку делает шаг вперед. За выполненное действие поощряет собаку поглаживанием и лакомством.

Кроме того, отрабатываются упражнения по приучению собаки садиться с разных положений отдельно по команде или жесту в комплексе с другими общедисциплинарными и специальными приемами. Одновременно добивается безотказности в работе при наличии отвлекающих раздражителей. Управление собакой осуществляется как на поводке, так и без поводка с различных положений дрессировщика: стоя, сидя, лежа, в движении с различными темпами, из-за укрытия.

Навык считается выработанным, если собака безотказно садится по первому сигналу дрессировщика в сложных условиях с любого положения на расстоянии до 25–30 метров от него и проявляет выдержку не менее 5 минут.

Возможные ошибки дрессировщика:

1. Многократное повторение команды «Сидеть» до подкрепления безусловным раздражителем.

2. Систематический подзыв собаки с сидячего положения или предоставление свободного состояния после небольшой выдержки.

3. Неправильный нажим левой рукой на область поясницы.

4. Несвоевременное исправление неправильного положения собаки при посадке.

ПРИУЧЕНИЕ ЛОЖИТЬСЯ

Навык необходим при несении службы для маскировки, транспортировки на машине, лошади с применением специально оборудованного седла. Навык дисциплинирует собаку.

Условные раздражители — команда «Лежать» и жест — резкое опускание правой руки предварительно вытянутой вперед на уровень груди дрессировщика.

Безусловные раздражители — лакомство, поглаживание, нажим на холку, рывок поводком.

Навык вырабатывается на базе пищевой и пассивно-оборонительной реакций.

Прием вводится после выработки условного рефлекса на команду «Сидеть».

Методы дрессировки — контрастный и вкусопоощрительный.

Методика и техника дрессировки. Первоначальный условный рефлекс можно выработать применением механических раздражителей, лакомством, вытягиванием (подсечкой) передних лап собаки.

Первый способ. Дрессировщик ставит (сажает) собаку перед собой, поворачивает ошейник кольцом вниз, правой рукой берет поводок на расстоянии 20–25 сантиметров от ошейника, затем подает команду «Лежать» и через 1–2 секунды делает рывок вниз и вперед, одновременно нажимая левой рукой на холку собаки.

Как только собака легла, поощряет ее поглаживанием и дачей лакомства. Подержав собаку в лежачем положении 5–10 секунд, дает ей лакомство и предоставляет свободное состояние.

Второй способ. Поставив (посадив) собаку возле себя, дрессировщик левую руку с поводком кладет на холку, берет в правую руку лакомство. Затем подает команду «Лежать» и через 1–2 секунды, показывая собаке, лакомство и движением правой руки от ее носа вперед и вниз с одновременным нажатием левой рукой на холку принуждает собаку лечь. За выполненное действие собака поощряется поглаживанием и лакомством.

Третий способ. Посадив собаку возле себя, дрессировщик подает команду «Лежать» и через 1–2 секунды, нажимая на холку левой рукой, одновременно правой рукой вытягивает передние конечности собаки вперед или делает подсечку. Как только собака легла, поощряет ее поглаживанием и дачей лакомства (рис. 33).

Подготовительные приемы общей дрессировки - student2.ru

Рис. 33. Приучение ложиться по команде

Если собака сразу же после укладки попытается встать, следует повторить команду «Лежать» с угрожающей интонацией и рывком поводка удержать в лежачем положении до 5–10 секунд. Упражнение повторяется в течение рабочего дня 35–40 раз с предоставлением отдыха на 2–3 минуты между соче

Наши рекомендации