Приемы развития общей, мелкой моторики и обучения элементам самомассажа

Таблица № 6

период Упражнения для развития общей моторики Упражнения для развития мелкой моторики
Речевое сопровождение Речевое и музыкальное сопровождение Речевое сопровождение Речевое и музыкальное сопровождение
I Занятие № 2 Где ваши ручки? Ручки – хлоп, хлоп, хлоп (демонстрирует движение) Давайте вместе. Вот так. Где ваши ножки? Ножки – топ, топ, топ (демонстрирует движение) Занятие №8 Рус. нар. музыка «Ах, вы сени», сл. М.Ю. Картушиной Скачет зайка – скок-скок-скок, Скок-скок-скок! А лисичка – топа-топ, Топа-топ, топа-топ! Ну, а мишка-топотун – Топ-туп, топ-туп! Занятие № 6 Покажем зайке и мишке, что мы делаем в детском саду. Покажи, как мыть ручки (круговые скользящие движения рука об руку) Ай, лады-лады-лады,(сжимают и разжимают пальцы рук) Не боимся мы воды. Чисто умываемся (поглаживают ладошками щеки) Всем мы очень нравимся Занятие № 5 Потешка сопровождается песней «Курочка» русская народная мелодия, обработка А. Филиппенко. Курица пришла: ко-ко-ко, ко-ко-ко. Не ходите далеко (помахивание указательным пальцем, большой палец прижат к среднему, безымянному и мизинцу), лапками гребите (захватывающие движения пальцами обеих руки по коленкам), зернышки ищите (захватывания «щипком» по коленкам)
II Занятие № 9 Ах ты, зимушка-зима (разводит руки в стороны) Закружила, замела (покружится) Все дорожки, все лужки (машет руками сверху вниз) Негде детушкам пройти (шагающие движения) Занятие № 10 Муз. О.Н. Громовой, сл. Т.А. Прокопенко пляска «Согреем наши ножки». Мы ногами топ-топ, (топают ногами) А руками хлоп-хлоп.(хлопают руками) А потом прыг-скок.(прыгают на месте) И еще разок. (повторят цикл упражнений)   Занятие № 11 Здравствуйте, пальчики. (сжимают и разжимают пальцы рук) Девочки и мальчики.(соприкасаются пальцы правой руки и соответствующие пальцы левой руки) Вот они ладошки,(раскрывают ладошки) Их потрем немножко (растирающие движения рука об руку)   Занятие № 13 Рус. нар. музыка «Во саду ли в огороде», сл. М. Аромштан танец «Котятки» Все котятки, мыли лапки Вот так, вот так! (круговые движения кистями рук, имитирующие мытье) Мыли ушки, (растирание ушных раковин большим, указательным и средним пальцами) Мыли брюшки, (круговые поглаживающие движения руками по животу) Вот так, вот так! (сжимают и разжимают пальцы рук) А потом они устали. (присесть) Сладко-сладко засыпали, (сложенные ладошки к щеке) Вот так, вот так.
III Занятие № 20 Мы шагаем по сугробам, Поднимем выше ноги, (шагают по залу, высоко поднимая ноги в ритм стихотворения) Очень долго мы шагали И сугробы таять стали (приседают) Превратились в лужи (встают и широко разводят руки в стороны) Здесь попрыгать нужно (прыгают) Занятие № 21 Мелодия рус. нар. песни «Во саду ли…» сл. Н.В. Зарецкой «Пляска птиц» Птички малые весной Прилетают все домой С юга возвратиться, Надобно всем птицам («птички летают» стайкой по залу) Здесь цветы и травка есть Можно вкусно их поесть Поклевать, поклевать. А потом потанцевать.( Садятся на корточки и руками показывают, как «клюют») Крыльями взмахнули, Перышки встряхнули, Взмах один, взмах другой Улетайте все домой. (Взмахивают руками вверх-вниз Бегут и садятся на подиум) Занятие № 18 Мамочка, мамочка, Мы тебе поможем. (ритмично хлопают в такт стихотворной строки) Все тарелки перемоем Аккуратно сложим. (ладошкой правой руки совершают круговые движения по открытой ладошке левой руки) Мы свои платочки в тазике стираем Вот как мы сегодня маме помогаем (сгибают и разгибают пальчики в кулачки) Занятие № 27 Муз. «Мотыльки» (серия музыкальная коллекция малыша «Мы танцуем») Утром расцветала белая ромашка В серединку села милая букашка (Широко раскрывают пальцы руки По центру ладони поглаживают собранными в щепоть пальцами другой руки) Лепесточки нежные протянула солнышку (Пальчики широко раскрыты) Солнечные лучики лепестки ласкали (Пальцами руки поглаживают каждый пальчик противоположной руки) И теплом весенним быстро согревали Тучка набежала, лепестки закрылись (Собирают пальчики в щепоть) Капельки закапали, ромашка наклонилась (Кисть руки с собранными в щепоть пальцами наклоняют вниз)


Одновременно с упражнениями для развития мелкой и общей моторики на каждом занятии с целью выработки четкости, ловкости, правильности движений артикуляционного аппарата проводится артикуляционная гимнастика в доступной для детей раннего возраста игровой форме в логике общего сюжета. При составлении последовательности комплексов артикуляционных упражнений учитывается состояние непроизвольного уровня артикуляционной моторики каждого ребенка и закономерности развития фонетической стороны речи в онтогенезе. Поскольку произвольность артикуляционной моторики в раннем возрасте находится на низком уровне, каждое артикуляционное упражнение вызывалось логопедом по подражанию на индивидуальных занятиях, закреплялось на общем музыкально-логопедическом и родителями дома в течение одной-двух недель.

I. Упражнения для улучшения подвижности и укрепления мышц языка:

1) щелкание языком: упражнение «Лошадки», сопровождающее процесс передвижения;

II. Упражнения для укрепления губных мышц:

1) вытягивание губ вперед трубочкой: вытяните губы вперед трубочкой, Вот так; Дует ветер в лесу у-у-у-у. Как дует ветер в лесу? (занятие № 11);

2) складывание губ кружочком: мишка поет низким голосом о-о-о. Немного вытяните губы. Вот так. Спойте, как мишка (занятие № 6);

3) растягивание губ в стороны (улыбка): улыбнитесь мамочке вот так ( занятие № 18); Мишка косолапый песенку поет ы-ы-ы. Растяните губы вот так, спойте, как мишка ы-ы-ы (занятие № 17);

4) чередование движений на растягивание губ в стороны и вытягивание вперед трубочкой: Катюша поет а-у, а-у. Споем, как Катюша (занятие № 7); Позовем снежинки. Вот так: а-у, а-у (занятие № 9); Согреем губки вот так а-у, а-у (занятие № 10);

III. Упражнения для укрепления челюстных мышц:

1) открывание и закрывание рта: Мы умеем кушать вот так: ам, ам, ам (широко открывают рот на звук [а] и закрывают на звук [м]) (занятие № 16);

2) опускание нижней челюсти: цыпленок открыл клювик вот так (широко открывают рот и удерживают на счет от 3 до 5) (занятие № 5);

IV. Упражнения для активизации мягкого неба:

1) покашливание: Буратино заболел и кашляет. Покашляйте, как Буратино (занятие № 15)

2) произнесение гласных звуков на твердой атаке:

Буратино выздоровел. Может петь. Вот так: А-А- А-А- А-А- А-А, О-О- О-О- О-О- О-О, У-У- У-У- У-У- У-У (занятие № 15)

V. Упражнения для развития четкой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата с одновременной тренировкой речевого дыхания:

1) Пропевание гласных звуков слитно и отрывисто, с повышением и понижением тона:

Горло здорово. Теперь можно петь песенку вместе с Буратино. Споем песенку

А~а~А~а~А~а~А~а (мелодичное пропевание с ударением на первую четверть и чередованием высоты звука)

О~о ~О~о ~О~о ~О~о

У~у~ У~у~ У~у~ У~у

А теперь споем вот так.

(отрывистое пропевание звука на одной высоте)

А-А- А-А- А-А- А-А

О-О- О-О- О-О- О-О

У-У- У-У- У-У- У-У (занятие № 15);

2) Пропевание слогов и слов на выдохе слитно, плавно, отрывисто с повышением и понижением тона:

Скоро праздник наших мам

Сл. Е. Макшанцевой

Ах, какой денек чудесный!

Пахнет раннею весной.

Я спою для мамы песню,

Для любимой, дорогой

Ма~ма~Ма~ма~Ма~ма (мелодичное пропевание с ударением на первую четверть, чередованием высоты звука и сопровождением движения тона рукой вверх - вниз)

Мо~мо~Мо~мо~Мо~мо

Му~му~ Му~му~ Му~му~ Му~му

Ма~мо~чку люблю (занятие 18);

3) Уточнение артикуляции звуков раннего онтогенеза и вызывание звуков более позднего онтогенеза проводилось в последовательности, описанной А.Н. Гвоздевым, М.Е. Хватцевым, В.И. Бельтюковым, на индивидуальных занятиях: а, у, о, и, э, ы, п, пь, м, мь, ф, фь, в, вь, т, ть, б, бь, х, хь, к, кь, г, гь, с, сь, з, зь. Такая последовательность уточнения произношения и вызывания звуков предлагается Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

На общих интегрированных занятиях последовательность уточнения звуков раннего онтогенеза и вызывания звуков более позднего (таблица № 7) соответствовала тематике занятий и артикуляторным возможностям детей

Таблица № 7

Месяцы
  октябрь ноябрь декабрь февраль март апрель май
1-я неделя [а] повторение [а]-[у] [м]-[м¢] в слогах му, ме [м] в слогах ма, мо, му [с] вызывание [з]-[з¢] в слогах за, зо, зу, зи  
2-я неделя [а] [о] [в] [д] в слогах ду, ду повторение [с] в слогах са, со, су [ж] вызывание
3-я неделя [х] в слогах ах, ах [а]-[у] [у] [п] [в] в слогах ва, во, ву [з] вызывание [л¢] в слогах ля, ля, ля  
4-я неделя [а] [у] закрепление [ы] [д]-[д¢] [н]-[н¢] в слогах дан, динь, дон [з] уточнение повторение

В это направление коррекционной работы включаются элементы обучения гигиеническому массажу. Производится поглаживание кончиками пальцев: от середины лба к вискам; от кончика носа по его спинке вверх и обратно; от переносицы к околоушной впадине; ушных раковин. Массаж положительно влияет на движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица, что активизирует иннервацию губных и нижнечелюстных мышц. Кроме того, работа мимических мышц, раздражение кожи лица повышают тонус голосовых мышц [2, 85]. Обучение самомассажу обязательно сопровождается стихотворными строками:

Ой, пришел к нам дед Мороз,

Заморозил щечки (легкие растирающие движения ладошками от крыльев носа до ушных раковин)

Их ладошками потрем.

Будут теплыми потом.

Ах, ты Дедушка Мороз.

Отморозил ты мой нос.(растирающие движения указательным и средним пальцами от кончика носа к его крыльям)

Вот сейчас его согрею,

Никогда не заболею.

Дед Мороз – не шути,

Наши ушки береги,(растирающие движения пальцами или ладошками по контуру ушных раковин)

Их в обиду не давай.

Лучше с нами поиграй.

Обязательным элементом каждого интегрированного занятия стали упражнения на развитие когнитивных предпосылок речевого развития:

- соотнесение по цвету, форме:

Задание на дифференциацию по цвету. Составим для мамы красивые букеты. Синие подснежники в синюю вазу. Желтые подснежники – в желтую вазу;

- пошаговая классификация сначала на основе лексем с конкретным значением, а затем лексем обобщающей семантики с визуальной опорой:

У меня есть корзиночки. Соберем урожай. Вот в эту корзинку (с изображением огурца) собирайте огурцы, а вот в эту (с изображением моркови) – морковь.;

Осень в гости к нам пришла, урожай принесла: овощи с грядки (указательный жест в сторону грядки). Логопед ведет детей к грядке. Где грядка? Вот грядка. На земле. Что растет на грядке? Огурцы. Овощи.

Огуречик, огуречик

Не ходи на тот конечик. (помахивает указательным пальцем правой руки, предостерегая)

Там мышка живет

Тебе хвостик отгрызет.

(указывает на «хвостик» огурца).

Соберем овощи. Тимур найди корзинку для огурцов. Зеленую. Молодцы, ребята, собрали овощи.

А где растут фрукты? На дереве. Где дерево? Вот оно. На дереве растут яблоки. Фрукты.

Потешка

В саду яблонька стояла,

Всех ребяток приглашала:

- Подходите, подходите,

Красно яблочко сорвите.

Логопед «срывает» яблоки, нюхает сама и предлагает понюхать каждому ребенку. На выдохе – Ах.

Соберем фрукты. Лева, найди корзинку для яблок. Красную.

Молодцы ребята. Собрали фрукты. Много.

Весь урожай собрали..

Итог

С грядки – (указательный жест на «грядку») овощи.

С дерева – (указательный жест на «дерево») фрукты.;

- выполнение одно- двухступенчатой инструкции: принеси мяч; найди и принеси бусы;

- отгадывание предметов по их функциональным назначениям и нахождение их изображений:

Максим, найди на столе то, что звучит «ту-ту». ( пауза в течение которой названый ребенок идет к столу и находит среди других изображений, то которое ему необходимо). Принеси. Что ты принес? (картинка с изображением паровоза).

- пошаговое конструирование из геометрических фигур по предложенной схеме:

Игра «Собери грузовик»

У машины есть кабина, у машины есть кузов, у машины есть колеса.

(Показывает на демонстрационной картине-схеме детали машины)

А вот тоже машина. Но она сломана. (Логопед держит в руках детали машины и случайно их роняет) Давайте ее починим. Для машины нужна кабина. Она вот такая. Тимур, найди и принеси такую же деталь. Что это? (пауза, стимулирующая ответ детей) Это – ка-би-на. (Логопед устанавливает прямоугольник на демонстрационное полотно). Для машины нужен кузов. Он вот такой. Никита, найди и принеси такую же деталь. (Логопед устанавливает прямоугольник на демонстрационное полотно). Что это? (пауза, стимулирующая ответ детей) Это - ку-зов. Посмотрите, чего машине не хватает? (пауза, стимулирующая ответ детей). Правильно колес. Ребята найдите и принесите колеса для машины. Что это? (пауза, стимулирующая ответ детей) Это ко-ле-са? Прикрепите колеса на место. Что это у нас получилось?

Ма-ши-на.

Вызывание и дальнейшее развитие экспрессивной речи - основная задача пропедевтики речевых отклонений на третьем году жизни. Пусковым моментом логопедической работы в этом направлении становится создание потребности подражать первоначально двигательным (в общей, мелкой и артикуляционной моторике) затем вербальным (слово, фраза) актам взрослого. Имитационные речевые реакции могут выражаться в любых, доступных ребенку, звуковых комплексах. Поэтому педагогами создается социальная мотивация активной подражательной деятельности.

Содержание приемов вызывания имитационных потребностей детей меняется в зависимости от периода занятий и возможностей детей.

В первом периоде вызываются имитационные потребности детей:

- в двигательных актах с внешней помощью взрослого: если ребенок не подражает, педагог выполняет движение вместе с ним. Например, игра «Что у меня есть» с музыкальным сопровождением в терции

Логопед поет и ритмично хлопает

У меня есть ручки (2 раза). Да-да-да, да-да-да, (логопед показывает руки, если ребенок не подражает, взрослый берет его руки в свои и выполняет движение)

Логопед показывает на ноги

У меня есть ножки (2 раза). Да-да-да, да-да-да,

Логопед показывает на рот

У меня есть ротик (2 раза). Да-да-да. Да-да-да.

Откройте ротики широко (логопед демонстрирует как нужно опустить нижнюю челюсть) вот так. Давайте вместе;

- в доступных фонетических реакциях, с привлечением педагогом внимания к собственным артикуляционным движениям с помощью руки или утрированной артикуляции/интонации: Например, логопед Где ваши ротики. Покажите. Откройте широко ротик и спойте вот так (подносит ладонь к губам, привлекая внимание детей к положению органов артикуляции при произнесении звука [а]):

Приемы развития общей, мелкой моторики и обучения элементам самомассажа - student2.ru Приемы развития общей, мелкой моторики и обучения элементам самомассажа - student2.ru

а~а~А~А~а~а

Логопед

У меня для вас еще песенка есть

Русская народная музыка «Как у наших у ворот»

Яблоки душистые

Ах, ах, ах! (утрированной артикуляцией стимулирует звукоподражания)

Груши золотистые

Ох, ох, ох! (утрированной артикуляцией стимулирует звукоподражания)

Давайте вместе.

Повторяет песенку, стимулируя детей на звукоподражания

В конце первого, начале второго периода используется материнский прием искусственного создания паузы незавершенности, стимулирующей договаривание последнего слова стихотворной строки. Например,

Я люблю свою (пауза с повышением тона голоса к последнему гласному звуку) лошадку,

Причешу ей шерстку (пауза) гладко,

Гребешком приглажу (пауза) хвостик

и верхом поеду в (пауза) гости

Основное условие использования данного приема – известность стихотворения ребенку.

С началом активного подражания детьми двигательным актам и звуковым комплексам применяется прием «давай вместе»: логопед задает вопрос: «Кто/что это?», сам на него отвечает, т.е. дает образец, и предлагает детям повторить слово: «А теперь вместе». С целью предупреждения речевого негативизма исключаются глаголы повелительного наклонения «скажи, повтори».

В дальнейшем с возрастанием речевых возможностей детей используется широко известный в дидактике прием показа с называнием (А.Е. Аркин, В.А. Петрова, В.В. Гербова и др.). В специально созданной ситуации эмоциональной стимуляции логопед предъявляет картинку или игрушку, спрашивает «Кто/что это?» и ожидает ответа детей, не давая вербального образца.

При вызывании имитации фразы используется:

- предварительное пропевание слогов и гласных звуков слов фразы:

Па~па~Па~па~Па~па (мелодичное пропевание с ударением на первую четверть и чередованием высоты звука и сопровождением рукой: повышение тона – рука вверх, понижение тона – рука вниз)

А~а~А~а~А~а~А~а

По~по~По~по~По~по

О~о ~О~о ~О~о ~О~о

У~у~ У~у~ У~у~ У~у

Па~по~чку люблю;

- ритмизация фразы: Например, дети сначала прогоняют лису из домика, простукивая ритм побудительного глагола «у-хо-ди», затем зовут лису выйти к ним поиграть «вы-хо-ди, ли-са» (занятие 17).

Литература

1. Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека / И.Ю. Алябьева. – М.: Логос, 2004. – С. 233.

2. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: практ. пособие / Е.С. Алмазова; под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 192 с.

3. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: методическое пособие. – М., 2005. – 4 с.

4. Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников / Г.И. Анисимова - Ярославль, 2005. – 96 с.

5. Анохин П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование. – Конференция по вопросам дефектологии / П.К. Анохин. – М.: Изд-во АПН РСФСР. – 1956.

6. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учеб. пособие / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ Астрель, 2006. – 222 с.

7. Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста / Т.С. Бабаджан. – М., 1967.

8. Баенская Е.Р. Мы: общение и игра взрослого с младенцем: Книга для родителей / Е.Р. Баенская, Ю.А. Разенкова, И.А. Выродова. – М., 2002. – 132 с.

9. Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложными сенсорными и множественными нарушениями / Т.А. Басилова // Альманах ИКП РАО. – 2004, - № 8.

10. Белякова Л.И. Логопедия. Заикание. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов вузов / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. - 2-е изд. доп., перераб.. – М., 2001. – С.171 – 172.

11. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада / Т.М. Бондаренко. – Воронеж, 2004. – 270 с.

12. Борисенко М.Г. Комплексные занятия с детьми раннего возраста / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. – СПб., 2004. – 112 с.

13. Борисенко М.Г. Мне купили новую игрушку / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. – СПб.: Паритет, 2004. – С. 7-8.

14. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов / Т.Г. Визель. – М.: Астрель: Транзиткнига, 2005. – С. 125.

15. Винарская Е.Н. Возрастная фонетика: учеб. пособие для студентов / Е.Н. Винарская, Г.М. Богомазов. – М.: АСТ: Астрель, 2005.

16. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. – М., 2003. – 272 с.

17. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Л.С. Выготский. Психология развития ребенка. – М.. 2003. – С. 220.

18. Гербова В.В. Развитие речи детей раннего возраста / В.В. Гербова. – М., Айрис-Дидактика, 2005.

19. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду (старшая и подготовительные группы) / М.Ю. Гоголева – Ярославль, 2006. – 120 с.

20. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит: Книга для тех, кому это интересно / О.Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 48 с.

21. Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи моторных алаликов // Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. – М., 1975. – С. 71 – 80.

22. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона / О.Е. Громова. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 176 с.

23. Громова О.Е. Обследование речи детей раннего возраста // Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – С.190 – 236.

24. Громова О.Н. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. 50 упражнений с музыкальным сопровождением / О.Н. Громова, Т.А. Прокопенко. – М., 2002. – 64 с.

25. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. – М., 1986.

26. Елецкая О.В. День за днем говорим и растем. Пособие по развитию речи детей раннего возраста / О.В. Елецкая, Е.Ю. Вареница – М., 2005. – 224 с.

27. Жинкин Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. – М., 1958.

28. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990. – 239 с.

29. Зайцева О.Г. Маленьким артистам, танцорам, вокалистам. Песни и сценарии прздников / О.Г. Зайцева. – Ярославль, 2005. – 128 с.

30. Зарецкая Н.В. Календарные музыкальные праздники для детей раннего и младшего дошкольного возраста: пособие для практических работников ДОУ / Н.В. Зарецая – М., 2004. – 114 с.

31. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: метод. пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. – 2-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 160 с.

32. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: сценарии занятий с детьми 3-4 лет / М.Ю. Картушина – М., 2004. – 144 с.

33. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: методическое пособие / М.Ю. Картушина. – М., 2004. – 192 с.

34. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда / Г.А. каше. – М.: Просвещение, 1985.

35. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия / В.А. Ковшиков. – М.: «Институт Общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001. – 96 с.

36. Козырева Л.М. Развитие речи детей от рождения до 5 лет / Л.М. Козырева. – Ярославль, 2001. – 160 с.

37. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

38. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды / Ред. – сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: АРКТИ, 2005. – С.23 – 25, 34.

39. Лукина Н.А. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста / Н.А. Лукина, И.Ф. Сарычева. – СПб., 2004. – 112 с.

40. Луконина Н.Н. Праздники в детском саду: для детей 2-4 лет / Н.Н. Луконина, А.Е. Чадова. – М., 2003. – 112 с.

41. Малофеев Н.Н. Ранняя помощь - приоритет современной коррекционной педагогики / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2003 - №4. – С. 7 – 11.

42. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / А.И. Максаков. – 2-е изд. – М., 2005. – С.16-19.

43. Макшанцева Е.Д. Скворушка. Сборник музыкально-речевых игр для дошкольного возраста / Е.Д. Макшанцева. – М., 1998. – 104 с.

44. Маркова А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: Дис. … канд. пед. наук. – М., 1963. – 231 с.

45. Морозова Е.И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста / Е.И. Морозова // Альманах ИКП РАО. – 2004. - № 8.

46. Пелымская Т.В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: Пособие для учителя-дефектолога / Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 224 с.

47. Петрова В.А. Занятия по развитию речи с детьми до трех лет / В.А. Петрова.- Изд. 3-е доп. – М., Просвещение, 1970. – 136 с.

48. Программа обучения и воспитания в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004. – С. 46 – 62.

49. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи (с 3-х до 5-ти лет): проект / С.А. Миронова. – М., 1984.

50. Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста / Ю.А. Разенкова. – М.: Школьная пресса, 2000.

51. Разенкова Ю.А. Схема логопедического обследования ребенка 2-3-го годов жизни // Дети-сироты: консультировнаие и диагностика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998. – С. 250 – 263.

52. Розенгард-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста / Г.Л. Розенгард-Пупко. – М.: АПН РСФСР, 1963. – 96 с.

53. Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей / А.В. Семенович. – М.: Генезис, 2004. – С. 135 – 137.

54. Соботович Е.Ф. Формировнаие правильной речи у детей с моторной алалией / Е.Ф. Соботович. – Киев, 1981.

55. Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания: метод. пособие / Е.А.Стребелева, Г.А. Мишина, И.А. Выродова, Ю.Ю. Беляков, М.Б. Браткова, Т.В. Николаева, Л.В. Пронина / Под ред. Е.А. Стребелевой. М.: Полиграф сервис, 2003. – 124 с.

56. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с детьми младшего возраста / С.Н. Теплюк. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

57. Тонкова-Ямпольская Р. В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни // Вопр. психол. - 1968. - № 3. - С.94 – 101.

58. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием: программа и метод. рекомендации для дошк. образ. учреж. компенсирующего вида (старшая группа) / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Шк. Пресса, 2002. – 32 с.

59. Филичева Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: просвещение, 1991.

60. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с.

61. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: пособие для логопеда и воспитателя дет. сада / М.Ф. Фомичева. – 4-е изд. – М., Воронеж, 1997. – С. 78-95.

62. Ходаковская В.В. Музыкальные праздники для детей раннего возраста / В.В. Ходаковская – М., 2003. – 72 с.

63. Чиркина Г.В. Роль семьи в коррекции врожденных нарушений у детей / Г.В. Чиркина // Альманах ИКП РАО. – 2004. - № 8.

64. Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2002. – С.160.

Фонограммы

1. Аудиокассеты с музыкальным сопровождением:

- «Мы танцуем». Серия «Музыкальная коллекция малыша»;

- «Классика для малышей»;

- «Моцарт для малышей». Серия «Happy baby».

Содержание

Введение. 4

Методические основы организации логопедической пропедевтики отклонений речевого развития. 5

Развитие импрессивной речи и ее регулирующей функции. 7

Коррекция и развитие просодических компонентов (основного тона, мелодики, ритма и речевого дыхания) 7

Формирование фонематического слуха и двигательных основ артикуляционного праксиса 8

Организация коррекционно-пропедевтического обучения. 8

Содержание методических рекомедаций формирования просодических, фонематических и двигательных основ речевого развития. 11

Методические рекомендации к проведению музыкально-логопедических занятий 15

Литература. 126

Наши рекомендации