Великобритания после Второй мировой войны
Вторая мировая война нанесла большой ущерб британской экономике. Падение производства составило 10 %. Оборудование английских предприятий за годы войны износилось, технический прогресс замедлился. Запасы сырья были истощены. Особенно большое падение производства наблюдалось в традиционных отраслях (в хлопчатобумажной промышленности — на 50 %, угольной — на 16 % и обувной — на 13 %). Государственный долг страны вырос с 7,2 млрд ф. ст. в 1939 г. до 23,7 млрд ф. ст. в 1946 г., из которых 3 млрд ф. ст. составил внешний долг. В счет оплаты американских военных поставок Великобритания была вынуждена передать США более 1000 млн ф. ст. из своих капиталовложений за границей. В годы войны резко сократился коммерческий экспорт Великобритании. В 1938 г. он оценивался в 471 млн ф. ст., а в 1944 г. лишь в 266 млн ф. ст. Была потеряна значительная часть торгового флота, треть убитых в годы войны гражданских лиц составили рыбаки и торговые моряки. Значительно ухудшились связи с колониями. Британские доминионы, разделившие военные тяготы с метрополией, все активнее заявляли о своей экономической и политической самостоятельности. В колониях ширилось национально-освободительное движение. Уменьшение доступа на рынки в странах Арабского Востока и Юго-Восточной Азии привело к снижению доли Великобритании в мировом экспорте с 11,3 % в 1937 г. до 9,8 % в 1947 г. Хронической проблемой британской экономики становился дефицит торгового баланса.
В целом за годы Второй мировой войны Великобритания потеряла около 25 % национального богатства. Но среди западноевропейских стран она находилась отнюдь не в худшем положении. Человеческие жертвы были почти в четыре раза меньше, чем в годы Первой мировой войны — 245 тыс. человек убитыми, 278 тыс. ранеными, 53 тыс. пропавшими без вести. Разрушения в результате немецких бомбардировок оказались несопоставимы по масштабам с опустошением континентальных стран. Великобритания вошла в число стран-победительниц, полностью реабилитировав себя за внешнеполитические просчеты 30-х гг. и приняв непосредственное участие в определении судеб послевоенного мира. Тем неожиданнее оказалось резкое изменение политической обстановки в стране в 1945 г., названное газетчиками «британской революцией».
Стремление правительства провести парламентские выборы еще до окончательного завершения мировой войны, невзирая на сохранение дальневосточного фронта и проведение сложных переговоров о судьбах послевоенного мира, объяснялось несколькими причинами. Власть находилась в руках парламента, избранного еще в 1935 г. Срок его полномочий продлевался в условиях военного времени, но после окончания войны в Европе непосредственных причин откладывать выборы уже не было. Само правительство носило чрезвычайный характер. Его глава У. Черчилль, при всей личной популярности и почти неограниченной власти, сосредоточенной в годы войны, не мог рассматривать себя в качестве полноправного представителя нации. Под его руководством тори никогда не выигрывали выборов, а в самой Консервативной партии он стал Лидером уже после того, как возглавил правительство. Коалиция консерваторов, лейбористов и либералов, на которую опиралось правительство Черчилля в годы войны, сыграла важнейшую роль в консолидации нации. Однако по мере перехода к мирному строительству былые межпартийные противоречия неминуемо должны были привести к ее расколу. Поэтому Черчилль стремился провести выборы «на гребне победы», используя благоприятный психологический климат.
18 мая 1945 г. он направил лидерам Лейбористкой партии ультимативное предложение, в котором им предлагалось либо остаться в коалиционном правительстве до окончания войны с Японией (что означало признание полного личного лидерства самого Черчилля), либо уйти из правительства для проведения досрочных выборов. Исполнительный комитет Лейбористской партии высказался за проведение выборов осенью и сохранение до этого времени коалиции в прежнем составе. Тем не менее уже 23 мая 1945 г. Черчилль объявил о своей отставке и попросил короля распустить Палату общин. По поручению короля он образовал так называемое переходное правительство, которое функционировало до выборов в парламент, назначенных на 5 июля.
В центр своей избирательной кампании консерваторы поставили прославление личности своего лидера. Черчилль представлялся как «человек, который выиграл войну» и «которому следует закончить дело». Обращения к избирателям были насыщены жесткими антилейбористскими и антисоветскими лозунгами. Первое же предвыборное выступление Черчилля по радио 4 июня приобрело скандальный характер. «Никакая социалистическая система не может быть создана без политической полиции, — заявил он. — Если лейбористы победят на выборах, в Англии будет гестапо...». Нередкими были и личные оскорбления в адрес лидеров оппозиции.
Гораздо более активно провела предвыборную кампанию Лейбористская партия. Исполком лейбористов подготовил многочисленные проекты по реконструкции британской экономики и социальной сферы, лейтмотивом которых было усиление государственного регулирования и обеспечение устойчивого роста благосостояния всех членов общества.
Программа лейбористов отличалась политической радикальностью. Лейбористы заявляли о себе как о «социалистической партии», которая «гордится этим» и имеет в качестве конечной цели создание «Социалистического содружества Великобритании». В то же время создание «смешанной экономики», рост удельного веса государственного сектора, национализация важнейших отраслей рассматривались не в качестве классовой политики, а как залог всеобщего благосостояния. Лейбористская программа предполагала проведение активной социальной политики, в том числе в области жилищного строительства, социального страхования, народного образования, здравоохранения. Внешнеполитическая часть программы декларировала приверженность лейбористской партии к принципам мирного урегулирования на международной арене.
Итог выборов, состоявшихся 5 июля 1945 г., оказался сенсационным — лейбористы не только сумели победить, но и впервые получили абсолютное большинство в Палате общин (393 места против 213 у консерваторов и их союзников — национал-либералов, ольстерских юнионистов и др.). 12 мандатов получила Либеральная партия, 14 оказалось у независимых политиков, а еще 8 мандатов разделили представители более мелких партий.