Советско-японская война и окончание второй мировой войны (1944-сентябрь 1945).Итоги ВОВ И Второй Мировой войны

В соответствии с союзническим долгом 5 апреля 1945 г. СССР денонсировал советско-японский договор о нейтралитете 1941 г. и 8 августа объявил Японии войну. На следующий день группировка советских войск развернула боевые действия. Для стратегического руководства вооруженной борьбой еще 30 июля было создано Главное командование советских войск на Дальнем Востоке, которое возглавил маршал А.М. Василевский. Советским войскам противостояла японская Квантунская армия, имевшая 817 тыс. солдат и офицеров (без марионеточных войск.

6 и 9 августа 1945 г. авиация США сбросила на японские города Хиросима и Нагасаки две атомные бомбы с тротиловым эквивалентом 20 тыс. тонн каждая, в результате чего пострадали около 500 тыс. мирных жителей. Атомная бомбардировка мирных городов Японии не вызывалась военной необходимостью. Это была демонстрация ядерной мощи, устрашения народов мира и давления на СССР при решении послевоенных проблем. За 23 дня упорных сражений на фронте протяженностью свыше 5 тыс. км советские войска и силы флота, успешно наступая в ходе проведения Маньчжурской, Южно-Сахалинской и Курильской десантной операций, освободили Северо-Восточный Китай, северную Корею, южную часть острова Сахалин и Курильские острова. Вместе с советскими войсками в войне с Японией участвовали и воины Монгольской народной армии. Красная Армия внесла решающий вклад в разгром японских войск на Дальнем Востоке. Советские войска пленили около 600 тыс. солдат и офицеров противника, было захвачено много оружия и техники.2 сентября 1945 г. в Токийской бухте на борту американского линкора «Миссури» представители Японии подписали акт о безоговорочной капитуляции. В результате победы над Японией был ликвидирован очаг агрессии на Дальнем Востоке. Победа СССР и стран антигитлеровской коалиции над нацистской Германией и милитаристской Японией во II мировой войне имела всемирно-историческое значение, оказала огромное влияние на все послевоенное развитие человечества. Отечественная война являлась ее важнейшей составной частью. Советские Вооруженные Силы отстояли свободу и независимость Родины, участвовали в освобождении от фашистского гнета народов одиннадцати стран Европы, изгнали японских оккупантов из Северо-Восточного Китая и Кореи. В ходе четырехлетней вооруженной борьбы (1418 дней и ночей) на советско- германском фронте были разгромлены и пленены основные силы фашистского блока. Война унесла (по приблизительным расчетам) свыше 27млн. жизней советских граждан, в том числе до 10 млн. воинов на фронте. За годы Отечественной войны погибло, умерло от ран, пропало без вести более 1 млн. человек командного состава. Итоги Великой Отечественной и Второй Мировой войны были подведены на Потсдамской конференции, проходившей в июле-августе 1945 года. Несмотря на декларацию о том, что Германия должна остаться единым государством, фактически страна была поделена на сферы влияния и зоны оккупации. В Восточной Германии при содействии Советского Союза началось строительство социализма, возникло новое государство на карте мира – Германская Демократическая Республика (ГДР). Западная Германия, где хозяйничали и диктовали свою волю американцы, продолжила следование по капиталистическому, рыночному пути развития. Она стала называться Федеративной Республикой Германии (ФРГ). Воссоединение обоих Германий состоялось только в конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ века. Другим итогом войны стало возвращение к довоенным границам Советского Союза. Еще один итог – послевоенный мир стал биполярным. Началось военное и стратегическое противостояние двух сверхдержав – Советского Союза и Соединенных Штатов Америки, вылившееся затем в «холодную войну» и безудержную гонку вооружений. «Железный занавес» надолго отделил Советский Союз от остального мира. С другой стороны, Германия, Италия и Япония были окончательно демилитаризированы и больше не представляли угрозы всему человечеству. Авторитет Советского Союза и лично И.В.Сталина во всем мире поднялся на головокружительную высоту. Несмотря на то, что страна лежала в руинах, и предстояло многое отстраивать заново, граждане были преисполнены оптимизма и веры в счастливое послевоенное будущее. Многие надеялись, что возвращения к репрессиям конца 30-х гг. уже не произойдет. Этим надеждам не суждено было сбыться. Уже с 1946 года Сталин инициировал новые нападки на высший командный состав Красной Армии. Одним из самых страшных итогов войны стала та цена, которой пришлось заплатить за Победу в мае 1945 года. Война продемонстрировала готовность представителей различных национальностей сплотиться в час общей опасности. К числу итогов войны относится и перевооружение Красной Армии, ставшей одной из самых мощных во всем мире.





53-Особенности послевоенного периода в ссср. Ресурсы и приоритеты восстановления народного хозяйства. Рост влияния ссср на международной арене. Начало «холодной войны»

послевоенный период в СССР-

- Вскоре после окончания войны были проведены репрессии среди высшего командного состава Вооружённых сил СССР. Идеологический раскол между коммунистической доктриной, которой руководствовался СССР, и демократическими принципами, которыми руководствовались «буржуазные» страны, забытый на время войны против общего врага, неизбежно вышел на первый план в международных отношениях. После знаменитой Фултонской речи Уинстона Черчилля раскол этот уже никто из бывших союзников не пытался скрыть. Началась «холодная война».

В освобождённых Советской Армией государствах восточной Европы при открытой поддержке Сталина к власти пришли просоветски ориентированные коммунистические силы, позже вошедшие в экономический и военный союз с СССР в его противостоянии с США и блоком НАТО. Послевоенные противоречия между СССР и США на Дальнем Востоке привели к Корейской войне, в которой приняли прямое участие советские лётчики и зенитчики.

Поражение Германии и её сателлитов в войне коренным образом изменило соотношение сил в мире. СССР превратился в одну из ведущих мировых держав, без которой, по словам В. М. Молотова, не должен был теперь решаться ни один вопрос международной жизни.

Однако за годы войны выросло ещё больше и могущество США. Их валовой национальный продукт поднялся на 70 %, а экономические и людские потери были минимальны. Превратившись за годы войны в международного кредитора, США получили возможность расширить своё экономическое и политическое влияние на другие страны и народы.

Всё это вело к тому, что вместо сотрудничества в советско-американских отношениях наступало время взаимной конкуренции и противостояния. Советский Союз не могла не беспокоить ядерная монополия США в первые послевоенные годы. Америка же видела угрозу своей безопасности в росте влияния СССР в мире. Всё это и привело к началу «холодной войны».

В кратчайший срок было восстановлено народное хозяйство, транспорт, жилой фонд, разрушенные населённые пункты на бывшей оккупированной территории.

Органы госбезопасности жёсткими мерами подавили националистические движения, активно проявлявшиеся на территории Прибалтики, Западной Украины.

Рост влияния СССР на международной арене

Война изменила геополитическую карту Европы и соотношение сил на международной арене. Согласно решениям Потсдамской конференции политическое влияние СССР распространялось на Польшу, Чехословакию, Венгрию, Болгарию, Югославию, Румынию, а также советскую оккупационную зону Германии. Несомненный рост влияния СССР на международной арене не ограничивался только политической сферой. Не меньшее значение имели идеологический и морально-нравственный факторы, наиболее сильно проявившиеся на фоне общественных потрясений, вызванных войной. Война принесла Европе разрушения и материальные бедствия, огромному числу людей потерю близких и родных, в корне изменила устоявшиеся привычки и представления о собственных жизненных планах. У многих все начиналось "с нуля". В этой обстановке особую силу имели настроения в пользу демократической ориентации, с которой связывалась надежда на неповторение нацизма в будущем. Новый образ Советского Союза как победителя, освободителя, миротворца вызывал искренний интерес к советской системе, высвечивал наиболее привлекательные ее стороны. Для многих европейцев представление о социализме ассоциировалось с такими непреходящими ценностями, как мир, свобода, социальная справедливость, равенство, созидательный труд. Закрепить успех всячески старалась и советская пропаганда на освобожденной территории Европы.

Стремление к миру, готовность к компромиссу с бывшими партнерами по антигитлеровской коалиции всячески подчеркивало и руководство СССР. Естественная усталость от войны сочеталась с политическим прагматизмом. Обладая правом победителя в войне, СССР мог бы существенно переломить ход мирового развития в свою пользу. Но как бы ни было велико желание диктовать свою политическую волю "с позиции победы", Сталин понимал, что это не означало в данном случае "диктовать с позиции силы", -- война разрушила советскую экономику, привела к колоссальным людским потерям, поставила все население в тяжелейшие материальные условия. Следует учитывать и то обстоятельство, что фактическое закрепление нового раздела мира на сферы влияния "большой тройкой" (Англией, США и СССР) позволяло советскому руководству надеяться, что упрочить и закрепить его можно будет без конфронтации с союзниками.

На этом фоне всячески поддерживалась иллюзия того, что война стерла классовый антагонизм, поскольку во имя достижения общей цели страны с разным социально-экономическим строем сформировали единую антигитлеровскую коалицию. "Встреча на Эльбе" вселяла уверенность, что союзнические отношения сохранятся и после войны, тем более что для их продолжения была подготовлена дипломатическая почва.

"Холодная война"

В исторической литературе долгое время господствовало положение о том, что "холодная война" -- это "враждебный политический курс, который правительства западных держав стали проводить в отношении СССР и других социалистических стран после окончания войны". Это определение не только сводило все события "холодной войны" исключительно к внешней политике, но и как бы ставило Советский Союз в заведомо оборонительную позицию. Сегодня уже совершенно ясно, что СССР был не только участником этой "битвы гигантов", нес не меньшую ответственность за противостояние "на волоске" от ядерного взрыва, но и в целом ряде случаев переходил в наступление, нанося упреждающие удары. Другим важным обстоятельством является то, что на практике "холодная война" была гораздо шире внешнеполитической сферы. Агрессивная внешняя политика должна была иметь и имела соответствующую подпитку во внутриполитическом курсе -- в милитаризации экономики, в ведении идеологической войны, наиболее существенную роль в которой играло формирование "образа врага" обеими сторонами. Атмосфера подозрительности и шпиономания стали неотъемлемой частью общественной жизни: в США с 1953 г. развернулась "охота на ведьм" -- антикоммунистическая деятельность сенатской комиссии Маккарти, а в СССР -- борьба с космополитизмом и "низкопоклонством перед западом". Поэтому можно сказать, что "холодная война" стала формой существования в послевоенном мире, суть которого составляла идеологическая конфронтация просоветского и проамериканского блоков. Все остальные сферы -- внешнеполитическая, военно-технологическая, культурная -- находились в жесткой зависимости от степени конфронтации.

"Холодная война" продолжалась до распада Советского Союза и радикального изменения геополитической ситуации в начале 1990-х годов. Принято выделять два основных этапа "холодной войны" -- до и после Карибского кризиса 1962 г. Если до Карибского кризиса руководство СССР и США рассматривало переход к открытым военным действиям ("горячей войне") как реальность, то после 1962 г. постепенно стало приходить общее понимание невозможности разрешения противоречий с помощью военной силы.

Причины и начало "холодной войны"

Приглушенное с обеих сторон на время войны идеологическое противостояние не исчезло, противоречия между двумя системами -- капиталистической и социалистической -- сохранялись и становились тем сильнее, чем большее число стран вовлекалось в орбиту советского влияния. Открытое неприятие иного социально-экономического строя усугублялось совершенно новым ядерным фактором, постепенно выходившим на первый план. Еще во время Второй мировой войны США стали обладателем секрета ядерного оружия. Ядерная монополия США сохранялась до 1949 г., что раздражало сталинское руководство. Эти объективные причины и создали тот фон, на котором появление конкретных поводов, повлекших начало "холодной войны", не заставило себя долго ждать.

Наибольшие споры вызывает вопрос о том, кто же начал "холодную войну" -- Советский Союз или США. Сторонники противоположных точек зрения приводят все больше и больше подтверждений своей правоты, но спор в данном случае, видимо, не решается количеством аргументов "за" и "против". Важно понять главное: обе страны были нацелены на усиление своего влияния, стремились максимально расширить его сферу и, вплоть до Карибского кризиса, считали, что эта цель оправдывает любые средства, даже использование оружия массового поражения. Существует множество фактов как с советской стороны, так и со стороны бывших союзников по коалиции, свидетельствующих об усилении взаимных разногласий. Так, в 1945 г. руководитель Совинформбюро А. Лозовский сообщал В.М. Молотову о "кампании по дискредитации Красной Армии", организованной в США и Великобритании, о том, что "каждый факт недисциплинированности бойцов Красной Армии в оккупированных странах раздувается и злобно комментируется на тысячи ладов". Советская идеологическая машина, настроенная поначалу на контрпропаганду, постепенно переходила к формированию образа нового противника. Об "агрессивных устремлениях империализма" сказал Сталин 9 февраля 1946 г. в речи перед избирателями. Это изменение настроений в советских верхах уловил временный поверенный в делах США Д. Кеннан, направивший 26 февраля 1946 г. в Вашингтон секретный документ, вошедший в историю под названием "длинная телеграмма Кеннана". В документе отмечалось, что советская власть, "будучи невосприимчивой к логике разума, очень чувствительна к логике силы". Так постепенно обе стороны "обменивались ударами", "разогревались" перед решительной схваткой. Ключевым событием, от которого историки ведут отсчет "холодной войны", стала речь У. Черчилля. После нее рухнули последние надежды даже на видимость союзнических отношений и началась открытая конфронтация

Речь Черчилля, попав на стол к Сталину, вызвала взрыв негодования. 13 марта, на следующий день после публикации речи в "Известиях", Сталин дал интервью корреспонденту "Правды", в котором отметил, "что по сути дела г. Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны". Он и его друзья, сказал Сталин, "поразительно напоминают в этом отношении Гитлера и его друзей". Таким образом, ответный выстрел был сделан, "холодная война" началась.

Идеи отставного британского премьера были развиты и детализированы в феврале 1947 г. в послании президента Г. Трумэна Конгрессу США и получили название "доктрины Трумэна". "Доктрина Трумэна" содержала конкретные меры, которые должны были как минимум не допустить расширения советской сферы влияния и распространения коммунистической идеологии ("доктрина сдерживания социализма"), а при благоприятном стечении обстоятельств вернуть СССР к его прежним границам ("доктрина отбрасывания социализма"). И ближайшая, и перспективная задачи требовали концентрации военных, экономических и идеологических усилий: европейским странам предлагалось оказать широкомасштабную экономическую помощь, под руководством США образовать военно-политический союз и разместить сеть военных баз США возле советских границ, поддерживать оппозиционные движения в странах Восточной Европы.

К середине 1947 г. в Европе окончательно сформировались два типа внешнеполитической ориентации: просоветская и проамериканская Восточная Европа.

При несомненном влиянии и авторитете коммунистов в послевоенной Европе прийти к власти и сформировать собственные правительства им удалось лишь в Югославии и Албании. В Восточной Европе процесс установления коммунистических режимов шел гораздо более сложно, чем это раньше подавалось в историографии. Утверждение коммунистов у власти в этих странах прошло два основных этапа.

Первый этап охватывал период от окончания войны до середины 1947 г., когда основной моделью государственного устройства была так называемая "народная демократия", в основе которой лежала концепция "национальных путей к социализму". Термин "народная демократия" должен был продемонстрировать отличие как от "старой демократии" (буржуазной), так и от советской формы политической власти. Концепция "национальных путей к социализму" опиралась на признание постепенного поступательного движения к новому строю путем эволюционного развития, а не революции. Этот эволюционный процесс должен был ориентироваться на гражданский мир и широкий межклассовый союз, исключив гражданскую войну и диктатуру пролетариата.

Но "холодная война" внесла существенные коррективы в отношения Москвы со странами "народной демократии". Коммунистическое движение, руководимое Москвой, включалось в процесс конфронтации и становилось одной из его ведущих сил. С середины 1947 г. ситуация в Европе изменилась -- коммунисты потеряли свои позиции во Франции, Италии и Финляндии, коммунистическое Сопротивление потерпело поражение в Греции. У сталинского руководства стала "уплывать почва из-под ног" и оно взяло курс на форсирование революционного процесса. "Холодная война" реанимировала логику предвоенного противостояния между Сталиным и Гитлером, что в коммунистическом движении означало возврат к идее "единого фронта" против империализма, а по сути -- восстановление сталинского понимания интернационализма как верности СССР, подчинения стран социалистического блока советской внешней политике. Боясь потерять свои позиции и стремясь всеми силами оградить Восточную Европу от американского влияния, Москва форсировала в этих странах социально-экономические и политические преобразования.

Второй этап отношений характеризуется установлением в Восточной Европе таких режимов, когда советская модель развития признавалась единственно приемлемой. Начался процесс падения коалиционных правительств "народного фронта" и установления коммунистического правления. Коммунистическое правительство было сформировано в ноябре 1946 г. в Болгарии. В январе 1947 г. президентом Польши стал коммунист Б. Берут. С августа 1947 г. по февраль 1948 г. подобные режимы были установлены в Венгрии, Румынии и Чехословакии.

54.Период «оттепели» в ссср: середина 1959-х- первая половина 1960-х гг. Н. С. Хрущев и 20 съезд кпсс. Частичная десталинизация: содержание и противоречия.

Хронологические рамки периода «оттепели» - середина 1950-х – середина 1960-х гг. Термин «оттепель» указывает на содержание этой короткой эпохи, суть которого – частичный отказ от сталинского тоталитаризма.

Ключевым событием «оттепели» стал XX съезд КПСС в феврале 1956 г., на котором впервые руководством страны (в лице Н.С.Хрущева) был подвергнут критике и осужден культ личности Сталина. Съезд положил начало коренным изменениям в общественно-политической жизни страны:

1. Начинается реабилитация невинно осужденных, которая коснулась в первую очередь коммунистов (беспартийных крестьян, интеллегенцию, представителей Церкви освобождать не торопились). Реабилитация носила массовый характер, родственникам погибших «врагов народа» выдавали справки об их невиновности.

2. Происходит расширение прав республик СССР в политической и правовой сферах.

3. В 1957 г. реабилитированы чеченцы, балкарцы, крымские татары, поволжские немцы и др., которым разрешено вернуться на историческую родину (несмотря на реабилитацию права вернуться были лишены поволжские немцы и крымские татары).

4. Происходит перестройка профсоюзных органов: расширяются права первичных организаций, сокращается штат высших звеньев профсоюзной системы.

5. Появляются новые общественные организации, смягчается цензура, «приоткрывается железный занавес» ( в 1957 г.в Москве состоялся Международный фестиваль молодежи и студентов).

6. Крестьянам выданы паспорта, что позволяет им теперь устраивать свою жизнь за пределами колхоза.

Новая политическая атмосфера вызвала в народе новый всплеск энтузиазма и коммунистического романтизма. Начинается освоение целины, развитие космических программ, рост числа «комсомольских строек».

В 1961 г. состоялся XXII съезд КПСС. На съезде была принята новая Программа коммунистической партии СССР, в которой говорилось о завершении построения в стране социализма и начале построения коммунизма(обещан Хрущевым через 20 лет).

Итоги «оттепели».

Хрущевская десталинизация была поверхностной и не затрагивала основ тоталитарной системы: сохранялись однопартийная система, идеологическая монополия марксизма-ленинизма, воинствующий атеизм. Это стало главной причиной дальнейших неудач реформ. Вырвать сталинизм с корнем Хрущев не мог еще и потому, что для этого ему пришлось бы признать и собственные преступления в эпоху сталинизма. Развившаяся к концу правления чувствительность к лести, безусловная переоценка своей роли в происходящих событиях, а также неспособность критически оценивать свои ошибки ( например, «кукурузную кампанию», лозунг «догнать и перегнать в несколько лет Америку») ослабили позиции Хрущева. Бюрократия не простила ему кадровых перестановок и сокращения своей численности и в 1964 г. организовала внутрипартийный заговор против Хрущева, который был успешно осуществлен. (Хрущева под угрозами отправили на пенсию).

55-. Социально-экономическое развитие cccр и преобразования н. С. Хрущева. Новый курс советской внешней политики: от конфортации к диалогу.

1. Преобладающее развитие легкой промышленности.

2. Особое внимание развитию сельского хозяйства: повышение закупочных цен на сельхоз. продукцию, снижение налогов с приусадебных участков, ликвидация МТС (моторно-технических станций) и передача всей сельхоз.техники в собственность колхозов, колхозники теперь получают пенсии, оплачиваемые отпуска и другие социальные льготы (хотя и в меньшем объеме, чем рабочие).

3. Массовое жилищное строительство в городах 4. В сфере управления экономикой: ликвидация отраслевых министерств и создание «совнархозов» (Советов народного хозяйства) – территориальных органов управления экономикой, сокращение численности бюрократического аппарата.

5. В социальной политике: прекращается выпуск обязательных облигаций гос.займов, повышается зарплата, появляется 2-й выходной день, увеличиваются социальные выплаты и другие социальные льготы. В целом – некоторый рост уровня жизни людей.

Внешняя политика Хрущева

В качестве главных направлений обеспечения мира Н.С.Хрущев назвал создание системы коллективной безопасности в Европе, а затем в Азии, а также достижение разоружения. Несмотря на сохранявшуюся обстановку холодной войны, в международных отношениях происходили важные изменения.

В целом в середине 50-х - первой половине 60-х годов международная обстановка характеризовалась определенной стабилизацией и снижением международной напряженности. В этот период предпринимались попытки ограничения вооруженных сил, устанавливались контакты между лидерами ведущих держав мира.

Советская внешняя политика претерпела изменения в сторону либерализации курса. Был подтвержден принцип мирного сосуществования государств с различным политическим строем как основа внешнеполитической концепция СССР; признавалось разнообразие путей перехода к социализму.

При этом неизменным оставался курс на непримиримое противоборство с мировым капитализмом, сохранялся примат идеологии над политикой, что приводило к острейшим политическим кризисам на международной арене. В связи с окончательным оформлением двублокового противостояния усилилась борьба между СССР и западными странами за влияние в третьем мире. Одновременно наметилась тесная координация действий западных держав в борьбе против советской экспансии в освободившихся странах.

56-Советское общество в середине 1960-х начале 1980-хгг.Экономические реформы 1960-х гг.Социальная политика:достижения и проблемы.Неосталинизм и концепция «развитого социализма».Констицуция 1977г.

После отставки Н.С. Хрущева, на XXIII съезде КПСС Генеральным секретарем был избран Леонид Ильич Брежнев.

Для обозначения периода 18-летнего правления Брежнева используется термин «застой», т.е. это было время замедленного развития всех сфер жизни советского общества.

Началась реформа с упразднения совнархозов и восстановления промышленных министерств. В целом она не посягала на директивную экономику, но предусматривала механизм внутренней саморегуляции, материальной заинтересованности производителей в результатах и качестве труда. Было сокращено число спускаемых сверху обязательных показателей, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, провозглашался хозрасчет.

С колхозов и совхозов были списаны долги, повышены закупочные цены, установлена надбавка за сверхплановую продажу продукции государству. Началась реализация программ комплексной механизации аграрного производства, химизации почв и мелиорации. Был взят курс на создание агропромышленных комплексов.

Успех от проведенных преобразований был кратковременным.

Причины общей неудачи реформ:

Нежелание партийного руководства мириться с растущей самостоятельностью директоров предприятий.

Продолжающееся падение производительности труда.

Необходимость продолжения гонки вооружений и, следовательно, необходимость первоочередного развития тяжелой промышленности.

Кризисные явления в экономике усугублялись проводимой в стране социальной политикой, направленной на поддержание хотя бы относительно высокого уровня жизни населения. В условиях постоянного падения производительности труда решение этой задачи требовало от государства вложения огромных средств в социальную сферу. К началу 1980-х гг. удерживать высокий уровень жизни населения становилось все труднее. Дефицит на товары народного потребления становится тотальным. Вводится карточная система на основные виды продовольственных и даже промышленных товаров.

Возникновение и рост так называемой «теневой экономики» (подпольные мастерские, «спекуляция» и пр.) в этих условиях были естественным и даже неизбежным явлением.

«Застой» в политической сфере данного периода характеризуется термином «неосталинизм». Под этим явлением принято понимать прекращение критики «культа личности» Сталина и начало формирования «культа личности» самого Брежнева.

В общественно-политической жизни страны консервативные тенденции властвовали безраздельно. Чтобы оттянуть окончательный крах коммунистической идеи была создана концепция о наличии в стране «развитого социалистического общества», как промежуточной стадии в строительстве коммунизма. 7 октября 1977 г. была принята четвертая по счету за 60 лет Конституция СССР («Конституция развитого социализма»). Статья 6 официально закрепляла руководящее положение КПСС в жизни общества. Впервые в Конституцию страны были включены важнейшие международные обязательства СССР – основные положения Хельсинкского акта о правах человека. Конституция объявляла СССР общенародным государством, провозглашала полный набор демократических прав и свобод граждан.

Однако многие положения, записанные в Конституции, в итоге так и остались лишь на бумаге.

Главным итогом политического развития СССР в эти годы стала консервация политического режима и усиление господства партийного аппарата, руководства армии и КГБ в жизни общества.

В 70-е гг. все чаще запрещалась публикация художественных произведений, неугодных партийному руководству. Из-за душной атмосферы «застоя» многие известные поэты, писатели, режиссеры оказались за границей.

Невзирая на ужесточающееся преследование, еще на рубеже 50-60-х гг. зарождается движение диссидентов (инакомыслящих, правозащитников). Появляются бесцензурные издания «самиздата» - «Синтаксис», «Феникс» и т.д., кружки и молодежные организации. В рамках диссидентского движения начинается борьба за права человека в СССР.

О Конституции СССР 1977 г. 7 октября 1977 г. сессия Верховного Совета СССР приняла Конституцию. В новой Конституции отмечалось, что в "СССР построено развитое социалистическое общество, в котором созданы могучие производительные силы, передовая наука и культура, в котором постоянно растет благосостояние народа ..., в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей - советский народ". Политической основой государства оставались Советы. Все Советы народных депутатов - Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные и другие советы составляли единую систему органов государственной власти. Составные элементы политической системы - КПСС, советы, профсоюзы, комсомол, общественные организации. Ядром политической системы общества "развитого социализма" была КПСС. Статья шестая Конституции закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы советского общества.дним из лидеров правозащитного движения становится академик А.Д. Сахаров

57-. Внешняя политика ссср в 1970-начала 1980-х гг.: между разрядкой и конфронтацией.

58-Перестройка и распад ссср(1985-1991гг.)Гластность и плюрализм мнений,политизация и подъем общественной активности.Ноое мышление и изменения в советской внешней политике.

К середине 80-х гг. СССР оказался в глубоком социально-экономическом и политическом кризисе. Пришедшее к власти после смерти К. Черненко правительство во главе с М. Горбачевым считало, что социализм не исчерпал своих возможностей. Однако политика демократизации (перестройка) привела не только к крушению самого режима, но и к распаду СССР. Внутри перестройки выделяют два периода: 1) 1985-1988 гг. - период экономических и политических реформ, разрабатывавшихся в рамках традиционных механизмов хозяйствования и директивного планирования; 2) 1989-1991 гг. -период демократизации и коренных перемен.

Перестройка экономики

В 1985 г . М. Горбачев провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны, предусматривавший техническое перевооружение тяжелой промышленности и активизацию «человеческого фактора » хозрасчет, материальная заинтересованность, приоритет развития социальной сферы) при сохранении обычных схем государственного управления (ведущая роль министерств и ведомств, ответственность предприятий за выполнение договоров, введение госприемки продукции, др.). Были изданызаконы о бригадном подряде в 1986 г ., а в 1988 г . о кооперации в СССР. Но они оказались малоэффективными. В свою очередь нарастание кризисных явлений в экономике привело к радикализации реформаторской деятельности правительства. В 1989 г . был издан закон об аренде и арендных отношениях. В 1990 г . - закон о малых предприятиях с юридическим статусом и хозяйственной самостоятельностью, акционерных обществах, коммерческих банках. Это привело к росту негосударственных предприятий, были созданы условия для роста коммерческих структур. Однако рыночные механизмы не могли эффективно действовать в условиях сохранения прежней системы.

В стране начался нерегулируемый кризис. Экономические преобразования и перевод промышленности на рыночные отношения при сохранении госконтроля и хозяйственной регламентации привели к спад) производства. Падение производства привело к снижению жизненного уровня населения. Пытаясь преодолеть кризис, правительство пошло на увеличение денежной массы. Эти факторы способствовали инфляции увеличению дефицита. Были введены карточки на некоторые товары, появилась безработица. В начале 90-х гг. началось забастовочное движение. В стране процветала спекуляция, действовали «черный» рынок и мафиозные группы.

Политические изменения во время перестройки

Параллельно с экономическими изменениями началось реформирование политической сферы. Объявление гласности, смягчение цензуры, возвращение из ссылки диссидентов стали началом новых преобразовании. В 1988 г . была проведена политическая реформа, согласно которой новым высшим органом законодательной власти должен был стать Съезд народных депутатов. На I Съезде сформировалось два противоборствующих блока - демократы и коммунисты. Из числа депутатов были сформированы Верховные Советы СССР и республик. Председателем Верховного Совета СССР стал сам М. Горбачев. Важным шагом стала отмена 6~й статьи Конституции о «главенствующей роли КПСС», что привело к возникновению альтернативных политических партий.

В структуре исполнительной власти наиболее существенной реформой стало введение в 1990 г . института президентства. Первым президентом СССР стал М. Горбачев. При президенте ("ССР были созданы совещательные органы: Совет Федерации и Президентский Совет. В 1991 г . были проведены выборы президентов в большинстве республик. Президентом РСФСР в 1991 г . стал Б. Ельцин, вице-президентом А. Руцкой. Президенты республик находились в подчинении у президента СССР -М. Горбачева.

59-Становление новой России. Начало радикальных экономических преобразований и их последствия. Причины и последствия.

60-. Государственная символика России. история её происхождения.

К государственным символам относятся Государственный гимн, Государственный флаг и Государственный герб. Существует вербальная (или словесная) форма обозначения государства – это его название. И существует его знаковое обозначение – это его герб и флаг. Существует музыкальное обозначение государства – это его гимн. Иногда эти символы используются в тех или иных сочетаниях, но более правильно, когда каждый из них используется самостоятельно.

В России, как и во многих других государствах, своеобразная триада – герб, флаг и гимн – законодательно сложились к XIX веку. Наиболее старым, как правило, является герб, затем появились флаги, а затем – гимны. Выбор из тысяч эмблем, определенных изображений, существовавших в средние века и отражавших способ мышления наших предков, не был случайным в каждом из государств. Флаги, гербы и гимны нередко принимались в подражание передовой или сильной стране, либо были схожими в связи с политической или родственной близостью народов.

Россия имеет многовековую историю и на протяжении многих веков имела свои государственные символы. Двуглавый орел олицетворял нашу державу с конца XV века до начала XX века. Он был символом Великого княжества Московского, Московского царства, Российской империи, Российской республики в 1917 году и РСФСР до принятия нового герба. Бело-сине-красный флаг являлся символом России с XVII века. Музыка нашего гимна написана в середине XX века.

Изображения, цвета, составляющие герб и флаг России, имеют символическое значение. Существуют определённые общие правила, которые сформировались ещё в эпоху средневековья. Однако определение символического значения во многом зависит от национальных традиций и особенностей. Белый, синий и красный цвета российского флага несут иное значение, чем, например, такие же цвета французского флага. Двуглавый орёл австро-вен<

Наши рекомендации