Президент – гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.
«Президент Российской Федерации, выступая гарантом прав и свобод человека и гражданина, обладает широкими полномочиями в области охраны и защиты прав личности. Думается, что такие полномочия вполне оправданы, т.к. Президент страны призван руководить верхними эшелонами власти. Так, согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, он «...обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» по защите прав и свобод».
Президент – гарант суверенитета Российской Федерации.
Полномочия Президента РФ по вопросам гражданства
Президент решает вопросы:
1. приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства;
2. принимает решения по вопросам восстановления гражданства;
3. дает разрешение на выход из гражданства;
4. разрешает гражданину Российской Федерации иметь двойное гражданство;
5. предоставления политического убежища, которое является суверенным правом государства-субъекта международного права. В Российской Федерации только Президент имеет право предоставления политического убежища.
Президенту предоставлено право помилования. Помилование - это акт верховной власти, который полностью или частично освобождает осужденного от наказания или заменяет наказание на более мягкое. Актом помилования может быть снята судимость с лиц, уже отбывших наказание. Акты помилования носят всегда индивидуальный характер, т.е. они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определенных лиц. Основное!
Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека является консультативным органом при главе российского государства. Он образован в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента Российской Федерации о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества, подготовки предложений главе государства по вопросам, входящим в компетенцию Совета
Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций. При этом его основными задачами являются:
а) обеспечение рассмотрения устных и письменных обращений граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций и общественных объединений, адресованных Президенту, в том числе обращений, поступивших по информационным системам общего пользования;
б) обеспечение рассмотрения устных и письменных запросов граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций и общественных объединений, в том числе запросов в виде электронного документа;
в) информационно-статистическое, аналитическое и методическое обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Администрации Президента и ее самостоятельных подразделений по рассмотрению обращений и запросов и так далее.
БИЛЕТ 23.
1. Свобода передвижения, выбор места пребывания и жительства (ч.1 ст.27 Конституции РФ, ФЗ от 25 июня 2003 года)
конституционное право каждого, кто законно пребывает на территории РФ, беспрепятственно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также покидать территорию государства и возвращаться на нее. Местом пребывания является жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно (гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница и т. п.). Место жительства — это жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных законных основаниях. Таковым является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница, приют, дом маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.).
Федеральный закон от 20 марта 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод" под жилищем понимает индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно и иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное для временного проживания. Реализация права на выбор места пребывания и жительства, свободу передвижения связана с соблюдением установленного законом порядка, а также с определенными ограничениями. Закон РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в ст. 6 устанавливает обязанность граждан, прибывших на новое место жительства, не позднее 7 дней зарегистрироваться в органах внутренних дел либо в местной администрации (в населенных пунктах, где нет органов внутренних дел). Порядок регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ определен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 июня 1995 г. № 713. Федеральным законом от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" определены порядок оформления и выдачи документов российским гражданам, порядок их выезда за пределы РФ и основания ограничения этого права. Закон устанавливает также порядок оформления и выдачи документов для въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, порядок их транзитного проезда через территорию РФ.
2. Правовое положение беженцев. Роль и полномочия Верховного комиссара по правам беженцев.
Беженец – лицо, которое не является российским гражданином и которое в силу вполне обоснованных опасений может стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений; либо, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного места жительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Беженцем не может быть признано лицо:
1. в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества;
2. совершившее тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации, до того как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем;
3. виновное в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН;
4. за которым компетентные власти государства, где проживало это лицо, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства;
5. которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений ООН, кроме Верховного комиссара ООН по делам беженцев.
Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по правам человека — должностное лицо, которое несет основную ответственность за деятельность ООН в области прав человека. Верховный комиссар по правам человека назначается на четырехлетний срок, на него возложено много задач, в том числе содействие и защита эффективной реализации всех прав человека; содействие международному сотрудничеству в целях соблюдения прав человека; стимулирование и координация действий в области прав человека в рамках системы ООН; оказание помощи в разработке новых стандартов в области прав человека; содействие ратификации договоров о правах человека. Верховный комиссар также должен принимать меры в отношении серьезных нарушений прав человека и предпринимать предупредительные действия.
28 июля 2008 года Генеральная Ассамблея без голосования утвердила предложение Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна назначить Наванетхем Пиллэй (Южная Африка) новым Верховным комиссаром ООН по правам человека. Ее четырехлетний срок начался 1 сентября 2008 года.
С 1 июля 2004 года по 30 июня 2008 года Верховным комиссаром ООН по правам человека была Луиза Арбур (Канада).
Управление Верховного комиссара Организации Объединённых Наций по делам беженцев (УВКБ) — организация системы ООН, занимающаяся оказанием помощи беженцам.
В 1949 году на сессии Генеральная Ассамблея ООН (специальная резолюция № 319(IV) «Беженцы и апатриды») постановила утвердить с 1 января 1951 года Управление верховного комиссара по делам беженцев. На следующей сессии Генеральной Ассамблеи 14 декабря 1950 года был утверждён устав УВКБ ООН (специальная резолюция № 428(V)). Эту дату также иногда считают датой образования Управления.
БИЛЕТ 24.
1. Право на (массовую ) публичную информацию: понятие и содержание права. (ч.5 ст.29 Конституции РФ, ФЗ «О средствах массовой информации» 1991.)
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Часть 4 статьи конкретизирует ч.1, поскольку свобода информации, понимаемая как сообщения о фактах, убеждениях, идеях, является элементом свободы мысли и слова (В законодательстве информация также определяется как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления (Федеральный закон об информации, информатизации и защите информации от 20 февраля 1995г.). Здесь перечислены действия, связанные с информацией, которые могут свободно осуществляться личностью. В этой же части статьи установлено ограничение на действия с информацией, составляющей государственную тайну. Закон РФ «О государственной тайне» и Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне», от 30 ноября 1995г. содержат определение сведений, распространение которых может нанести ущерб безопасности страны. Этот перечень является исчерпывающим.
Часть 5 устанавливает свободу издательской деятельности средств массовой информации. Запрещается цензура. Эти положения также закреплены в Законе РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991г. Статья 3 этого Закона запрещает цензуру как требование должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений, общественных объединений предварительно согласовывать с ними сообщения и материалы, подготовленные редакциями средств массовой информации (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым).
Ограничения свободы деятельности средств массовой информации могут быть введены лишь на основании Федерального закона «О чрезвычайном положении» от 17 мая 1991г. (см. комментарий к ст.56).
Чрезвычайное положение согласно п.«а» ст.4 этого Закона устанавливается при попытках насильственного изменения конституционного строя, массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, межнациональных конфликтах, блокаде отдельных местностей, угрозе жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов.
В этих условиях возможно ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры; допускается временный арест печатной продукции (ст.9 Закона).
В настоящее время законодательство о средствах массовой информации интенсивно развивается. Законом «О средствах массовой информации» признано право граждан, иностранцев и лиц без гражданства на учреждение средства массовой информации при условии соблюдения установленных Законом процедур. Особенностью настоящего периода становления свободы массовой информации является право на их учреждение государственными органами (или участие последних в качестве соучредителей).
2. Совет ООН по правам человека.
Совет по правам человека — международный правозащитный орган в системе ООН, заменивший Комиссию по правам человека. Является вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН. Первое заседание Совета прошло 19 июня 2006 года.
Совет по правам человека учреждён резолюцией 60/251, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 3 апреля 2006 года.
Резолюция о создании Совета по правам человека ООН гласит, что «члены Совета должны поддерживать самые высокие стандарты в области поощрения и защиты прав человека». Генеральная Ассамблея уполномочена, путем голосования в две трети его членов, приостановливать права и привилегии члена Совета, если он настойчиво совершает грубые и систематические нарушения прав человека.
Члены Генеральной Ассамблеи избирают членов, которые занимают 47 мест. Срок полномочий каждого члена составляет три года, и ни один из членов не может занимать его дольше двух сроков подряд[1]. Места распределяются между региональными группами ООН следующим образом: 13 мест для государств Африки, 13 для государств Азии, 6 мест для стран Восточной Европы, 8 мест странам Латинской Америки и Карибского бассейна, и 7 мест для западноевропейских и других государств (включая США, Канаду и Израиль)[3].
Консультативный комитет. Действует при Совете с 2008 года, состоит из 18 экспертов. Сменил существовавшую до 2006 года Подкомиссию по поощрению и защите прав человека (в конце своей деятельности состояла из 26 экспертов).
Совет по правам человека, как ранее и Комиссия, может учреждать и упразднять так называемые специальные процедуры — должности докладчиков, экспертов или рабочих групп по отдельным проблемам прав человека или по правам человека на определенной территории (на 2010 год — Бурунди, Камбоджа, КНДР, Гаити, Мьянма, палестинские территории, Сомали и Судан. Ранее существовали также докладчики по Кубе и Белоруссии).
БИЛЕТ 25.
1. Право на индивидуальное обращение в гос органы и органы местного самоуправления. Значение, виды обращения. (ст. 33 Конституции РФ, ФЗ ОТ 27 апреля 1993)
«Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.»
Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-I "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (с изменениями от 14 декабря 1995 г., 9 февраля 2009 г.)
Такое право закреплено ст. 33 Конституции России: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». В этой статье Конституции речь идет о важнейшем элементе демократически организованного общества. Обращения граждан к субъектам власти — главное средство реализации, защиты прав. С другой стороны, они позволяют укрепить законность, повысить эффективность работы органов власти, исправить их ошибки. Обращения можно рассматривать и как форму обратной связи, по каналам которой руководители получают информацию о положении дел на местах, об отношении граждан к деятельности властных субъектов.
Обращения граждан содержат неодинаковую информацию, не совпадают по общественной направленности. Они различаются по своей юридической направленности и влекут разные правовые последствия. Термин "обращение" носит собирательный характер. В обращениях граждан могут содержаться жалоба в связи с тем или иным нарушением их прав, инициативное предложение, заявление и пр. Действующее законодательство не дает определения понятий "жалоба", "предложение", "заявление". Однако многолетняя судебная практика выработала свои критерии их разграничения.
Предложение - это такой вид обращения, который, как правило, не связан с нарушением прав граждан, в нем обычно ставится вопрос о необходимости решения конкретной технической, научной, творческой, юридической проблемы, об улучшении деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, общественной организации и т. д.
Заявление - обращение гражданина в государственные органы, органы местного
самоуправления, общественные организации с просьбой о реализации принадлежащего ему права, предусмотренного Конституцией или текущим законодательством (право на получение пенсии, на очередной отпуск, на обмен жилой площади).
Жалоба - обращение гражданина в государственные органы либо органы местного самоуправления с требованием о восстановлении права или законного интереса, нарушенного действиями юридических или физических лиц. Это важное средство защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Жалоба всегда содержит информацию о нарушении субъективных прав обратившегося или прав других конкретных лиц.
2. Верховный Комиссар ООН по правам человека. Центр ООН по правам человека.
Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по правам человека — должностное лицо, которое несет основную ответственность за деятельность ООН в области прав человека. Верховный комиссар по правам человека назначается на четырехлетний срок, на него возложено много задач, в том числе содействие и защита эффективной реализации всех прав человека; содействие международному сотрудничеству в целях соблюдения прав человека; стимулирование и координация действий в области прав человека в рамках системы ООН; оказание помощи в разработке новых стандартов в области прав человека; содействие ратификации договоров о правах человека. Верховный комиссар также должен принимать меры в отношении серьезных нарушений прав человека и предпринимать предупредительные действия.
28 июля 2008 года Генеральная Ассамблея без голосования утвердила предложение Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна назначить Наванетхем Пиллэй (Южная Африка) новым Верховным комиссаром ООН по правам человека. Ее четырехлетний срок начался 1 сентября 2008 года.
Под руководством Генерального секретаря Верховный комиссар по правам человека представляет доклады Комиссии по правам человека, а через ЭКОСОС направляет их Генеральной Ассамблее. С целью обеспечения уважения прав человека и предупреждения их нарушений Верховный комиссар по правам человека вступает в диалог с правительствами. В рамках системы ООН он принимает меры по укреплению и упорядочению работы механизма ООН по правам человека в целях повышения его оперативности и эффективности.
Центр ООН - основное подразделение Секретариата ООН по выполнению программ в области прав человека. Отвечает за исполнительное управление программой, претворение в жизнь намеченных мер в области прав человека, за оказание помощи в деятельности по установлению фактов в других процедурах, касающихся сообщений о случаях нарушения прав человека, и др. Центр оказывает содействие в поощрении и защите прав человека и основных свобод, предусмотренных Уставом ООН" другими международными договорами по правам человека, заключенными под эгидой ООН, решениями Генеральной Ассамблеи ООН, Совета Безопасности ООН и других главных органов ООН. Штаб-квартира Ц.п.п.ч. находится в Женеве. Руководит Центром Верховный комиссар ООН по правам человека. Структура Центра включает в себя шесть основных секций: внешних сношений, публикаций и документации; консультативного обслуживания и технической помощи; международных документов; по вопросу изучения, исследований и предупреждения дискриминации; сообщений; специальных процедур. Ц.п.п.ч. координирует деятельность, предоставляет техническое и основное обслуживание Комитету по правам человека; Комитету по экономическим, социальным и культурным правам; Комитету поликвидации расовой дискриминации; Комитету против пыток; Группе трех (Конвенция против апартеида); Комиссии по правам человека и дру-г гим органам и организациям. Ц.п.п.ч. включает в себя тж. Канцелярию Верховного комиссара ООН по правам человека, группу административной поддержки и Отделение в Нью-Йорке.
БИЛЕТ 26.
1. Права человека и права гражданина: взаимосвязь и разграничение.
Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством (сферу публичных интересов), в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из его особой правовой связи с государством - института гражданства (ст. 6 Конституции РФ).
Все статьи гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина" последовательно проводят различение прав и свобод по указанному принципу. Это находит выражение в формулировках статей. Там, где речь идет о правах человека, Конституция использует формулировки: "каждый имеет право", "каждый может", "каждому гарантируется" и т. д. Использование таких формулировок подчеркивает признание указанных прав и свобод за любым человеком, находящемся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.
Наряду с этим в ст. 31 - 33 сформулированы права, принадлежащие только гражданам РФ. Это преимущественно политические права: право собраний, митингов, демонстраций; право участвовать в управлении делами государства; избирать и быть избранным; право равного доступа к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия; право на обращение. Исключение составляет ст. 36, которая закрепляет социальное право частной собственности на землю только за гражданами и их объединениями.
В Конституции обозначены и обязанности, которые несут только граждане РФ: защита Отечества (ст. 59), возможность осуществления своих прав и обязанностей в полном объеме с 18 лет (ст. 60). Только на граждан РФ распространяется запрет на высылку за пределы государства или выдачу другому государству (ст. 61), возможность иметь гражданство иностранного государства двойное гражданство (ст. 52).
Государство закрепляет права индивида не произвольно; оно закрепляет естественные права человека, а также набор прав, который обусловлен уровнем экономического развития общества. Законодатель может закреплять только такие права, для осуществления которых сформировались социально-экономические и политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. Права личности - не "дар" законодателя, а социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни. Законодатель не может искусственно "занижать" или "завышать" объем прав и свобод; он связан принципами и нормами естественного права, условиями социальных взаимосвязей людей.
Права индивида (субъективные права) всегда связаны с удовлетворением его интересов в материальной и духовной сферах. Поэтому интерес выступает естественной движущей силой правовых связей человека, он определяет его отношение к использованию прав. Общество и государство далеко не нейтрально относятся к тому, как человек реализует закрепленные в законодательстве возможности; они заинтересованы в активности индивида, которая является важным условием развития демократического общества.
Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство имеет право требовать от них правомерного поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Поэтому государство формулирует свои требования к индивидам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение. Государство как носитель политической власти, располагает специальными механизмами обеспечения прав граждан и выполнения ими своих обязанностей.
2. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания 1984г. Механизм контроля за выполнением Конвенции.
В 1984 принят спец.м/унар акт-Конвенция против пыток.Комитет осущ.надзор за соблюдением положений конвенции. Он сост. Из 10 экспертов, работающих в личном качестве.
Он исполняет 4 формы контроля:1)доклады;2)расследования;3)межгосуд-е жалобы;4)индивид-е жалобы.ст 22 Конвенции.
Компитенцию комиссии на 2000 год признало 41 гос-во в том числе и Росссия.
Порядок рассмотрения:рассматривается на закр-х заседаниях.все док-ы яв-ся конфиденциальными,но в ежегодных докладах размещает решения.
26июня-м/унар день ООН поддержки потерпевших от пыток.
Главным межд. актом в области борьбы с пытками стала Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. К К. присоединилось уже 127 стран. Для контроля за соблюдением Конвенции 1984 года на основе её статьи 17 был создан Комитет против пыток, который приступил к работе с 1 января 1988 г.. Заседания Комитета (две сессии в год) проходят в Женеве. Ген. Ассамблея ООН в 1997 году провозгласила ежегодный М/н день в поддержку жертв пыток. Наряду с Комитетом существует Подкомитет по предотвращению пыток (состоящий из 25 экспертов), имеющий право наносить визиты в гос-тва-участники Факультат. протокола к Конвенции. Присоединившиеся к Кон. государства, а также страны, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны представлять каждые 4 года отчёт о мероприятиях, направленных на выполнение требований Кон. Комитет проверяет эти отчёты и может высказывать св. мнение по ним или делать замечания общего характера. Согл. ст.17 Кон. каждое гос-тво, присоединившееся к К., имеет право выдвинуть кандидата в члены Комитета. За 4 месяца до выборов они получают приглашения от Ген. секретаря ООН и в течение 3 месяцев могут подобрать нужного эксперта. За 1 месяц до выборов Ген. секретарь предоставляет список кандидатур вместе с их биографиями на ознакомление гос-вам-участникам Конвенции. 5 новых членов Комитета каждые 2 года определяются по рез-там состоявшихся тайных выборов, причём необходим кворум из 2/3 государств-членов. Те 5 кандидатов, которые набирают наибол.число голосов, избираются в Комитет, в котором остаются также 5 избранных двумя годами ранее членов.Членство в Комитете длится 4 года, после которых кандидат может быть выдвинут вновь.
БИЛЕТ 27.
1. Право на свободу и личную неприкосновенность (ч.1 ст. 22, ч.1 ст.10 Конституции РФ, СТ. 92 УПК Рф)
Право самостоятельно определить свои поступки, располагать собой, своим временем.