Коренные (малые) народы в России

В Российской Федерации — России проживает 65 коренных (малых) народов, общая численность которых составляет около 500 тысяч человек, или 0,3 % населения страны. 35 из этих народов численностью 275 тысяч человек расселены в 28 субъектах России, составляя лишь два процента от числа всего населения этих регионов. Из них 13 — малочисленные народы, то есть насчитывают менее тысячи человек. Самым многочисленным среди коренных народов являются ненцы (41 тысяч человек), а самым малочисленным — кереки (8 человек).

Конституция РФ определяет, что субъектом прав коренных малочисленных народов могут быть: данные народы в целом как особая этническая группа, объединенная некоторыми общими признаками (ст. 69, п. “м” ст. 71); каждый народ в отдельности, входящий в названную группу (ч. 3. ст. 68); индивиды, принадлежащие к коренным малочисленным народам (ст. 19, ч. 2 ст. 26 и др.). Сообразно этому выделяются два вида прав: коллективные и индивидуальные. Они не конкурируют между собой, а должны взаимодополнять друг друга и равным образом обеспечиваться. Недопустимо отрицать или умалять индивидуальные права и, напротив, преувеличивать значение кол­лективных прав, отдавать им предпочтение.

Коллективные права – спорная проблема. Так, толкователи Европейской конвенции о защите прав человека полагают, что ст. 14, где упоминаются национальные меньшинства, защищают права отдельных лиц, а не групп. На практике это означает, что только те стороны, интересы которых были прямо ущемлены нарушением одного или более прав, закрепленных Конвенцией, могут направить петицию в Европейский суд по правам человека: никто не может подать петицию от имени другой стороны, интересы которой могут быть нарушены. Конвенция не предусматривает положения acto popularis. Даже в “групповой петиции” каждое лицо в группе должно доказать, что оно является жертвой.10

С иных позиций, например, подходит к этому вопросу венгерский законодатель. Законом “О правах национальных и этнических меньшинств”11 права меньшинств: сохранять, развивать, укреплять и передавать свою идентичность, развивать и обогащать свои исторические традиции и родной язык, сохранять и развивать свою национальную культуру, учреждать общественные организации, иметь свои средства массовой информации, устанавливать международные связи и др., -закрепляются как коллективные права.

Признание коллективных прав строится на понимании того, что общности, обладающие такими правами, организованы, способны аккумулировать и выражать свою волю. Однако они получают возможность вступать в реальные правоотно­шения только тогда, когда законодатель объявляет их субъектами права и процесса, юридически обозначен механизм представительства, имеется бесспорная правовая идентификация общности (единое наименование).12

Непризнание этнических групп в качестве субъекта права не отменяет их права. Они реализуются членами общностей через индивидуальные права. Но при таких условиях очевидно, что коллективные права оказываются менее защи­щенными, а сами общности – более уязвимыми.

Этнические права

Номенклатура прав коренных малочисленных народов представляет собой преимущественно общегражданские права (политические, экономические, социальные, культурные), но с некоторыми особенностями, связанными не столько с происхождением этих народов, сколько с их фактическим демографическим и социально-экономическим положением.

Вместе с тем нельзя исключать, что отдельные права коренных малочисленных народов будут рассматриваться как безусловно этнические. Например, в Норвегии право заниматься оленеводством предоставляется только ее гражданам саамского происхождения, причем лишь тем, у кого такой деятельностью занимались родители или родители родителей13. Схожая ситуация в Швеции: Верховный суд страны признал право на землю за корпорацией саамов-оленеводов14. Подобный подход оправдан, ибо оленеводство в названных случаях – основа образа жизни коренного населения, нет оленей – исчезает культура и многое другое, что обусловливает самобытность этноса. Такой подход возможен и в других сферах. В частности, заслуживает внимания мнение, согласно которому правом купли-продажи зе­мель традиционного обитания должны обладать только лица, принадлежащие к данному коренному народу и желающие заниматься традиционными видами хозяйственной деятельности.

БИЛЕТ 19.

1. Позитивистская и естественно-историческая концепция прав человека.

В современной политической мысли представлено несколько подходов к правам человека. Это прежде всего естественно-исторический, юридическо-позитивистский. Первый из них, наследуя либеральную традицию, считает, что фундаментальные права личности имеют внутригосударственное и неюридическое происхождение. Государство может либо уважать и гарантировать их, либо нарушать и подавлять, но отнять у человека присущие ему от рождения основополагающие права оно не может. Хотя конкретное содержание и объем прав изменяются и расширяются по мере развития общества, сами фундаментальные права остаются неизменными, отражая постоянство основополагающих качеств человеческого рода.

Как базовые моральные принципы права человека существуют независимо от социально-классовой структуры и конкретных этапов развития общества, от законодательных норм. Имея для человечества высший ценностный статус, они выступают внешним критерием, универсальной мерой оценки любого политического и общественного строя.

Юридический позитивизм отрицает всякое внегосударственное происхождение прав человека. Он исходит из рациональной самоценности права, его независимости от экономических и социальных предпосылок. Источником и гарантом права считается государство. Право и закон не имеют существенных различий. Права личности не выделяются из общей системы права и не имеют верховенства по отношению к правам государства. Сами права граждан изменяются в зависимости от государственной целесообразности и возможностей государства.

Для позитивистского подхода, личность сама по себе - ничто. Прочный и твердый общественный строй, с точки зрения позитивистского подхода, установится лишь тогда, когда будет подчинять себе стремление отдельных личностей с такой же безусловностью и беспощадностью, как законы природы

Так, в Конституциях США, Франции, Италии, Испании воплощена надпозитивная (естественно-правовая) концепция прав человека, в Конституции Австрии, ФРГ - позитивистская.

2. Всеобщая декларация прав человека. (история принятии, структура, содержание)

10 дек День прав человека

Сост из преамбулы, 3 частей и 30 статей.

Ст.1-философские предпосылки декларации .признается естественный хар-р прав человека.

Ст.2-осн принцип, а именно равенства отсутствия дискриминации

Ст.3-право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность.

Ст.4-21-продолжается перечень важных гражд, полит прав(свобода от рабства, пыток, право на признание правосубъектности человека, свобода задержания передвижения, собрания, мирных ассоциаций)

Ч.2ст.22-27-излагаются экон, соц и культурные права(право на труд, отдых, образование)

Ч.3с.28-30-каждый чел. имеет право на м/унар-й порядок реализации прав (ст.29 ограничения могут быть установлены лишь законом в опред. ситуациях)

С.30-содержит особо важное положение, акцентирует внимание на том, что гос-во, группа лиц или отд. личности не могут совершать действия, направленные на уничтожение прав и свобод, провозглашенных в декларации.

Декларация носит рекомендательный хар-р. Она заложила основу развития современной концепции прав человека.

БИЛЕТ 20.

1. Конституционные обязанности граждан РФ.

«Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации» Конституция РФ

Обязанности различны по своей природе. Одни из них вытекают из принадлежности лица к гражданству государства, другие - не связаны с таким статусом и возлагаются на каждого.

Конституционные обязанности человека и гражданина - это выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории. К этому определению, соответственно, относятся как граждане, так и не граждане данного государства. Обязанности - составная часть правового статуса личности.

Конституционно закреплена обязанность, каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ).

Закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции),

Так же Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность детей достигших совершеннолетия заботы о родителях, в случае их нетрудоспособности, а так же обязанности родителей заботиться о своих детях и их воспитании (ч. 2 и ч. 3 ст. 38 Конституции РФ).

Так же хотелось бы сказать и о такой обязанности как получение основного общего образования. Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, -- обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ).

К обязанностям гражданина РФ относятся: соблюдение Конституции и законов (основная обязанность), уважение прав и свобод других лиц, забота о детях и нетрудоспособных родителях, получение основного общего образования, забота о памятниках истории и культуры, уплата налогов и сборов, сохранение природы и окружающей среды, защита отечества

2. Право на обращение в межгосударственные органы по защите прав человека (условия премлимости жалобы, процедура рассмотрения жалоб)

??????????????????????????????????????????????????????????????

Процедура рассмотрения индив. жалоб сост. из 2 стадий:

1)установление приемлемости

2)рассмотрение дела по существу

Вначале необходимо, чтобы до подачи жалобы она прошла все уровни нац. защиты. Индивид. Жалоба яв-ся неприемлемой, если она уже рассматривалась в др. м/унар органе..Заявление не д.б анонимным, не д.б явно необоснованным, не д.б несоотносимым с положениями данного договора.

Обычно м/унар. соглашение не устанавливает сроков исковой давности. ЕКПЧ-уст-т 6 месячный срок, кот исчисляется со дня вынесения нац. органа окончательного решения.

Если жалоба признается приемлемой , она передается соотв. гос-ву. Автору жалобы предоставляется доп.возможность направить инф-ю разъяснению гос-ву. При этом соблюдается принцип равенства. Автор не обязательно д.б гражданином этого гос-ва, но в момент предполагаемого нарушения должен находиться под юрисдикцией гос-ва.

После рассмотрения дела по существу м/унар орган выносит решение-суд орган либо соображение-несуд орган.

Состязательный процесс включает уст и письм. Судопроизводство.

Слушание яв-ся публичным. Решение суда окончательным и обязательным. Органы правомочны исчислять ущерб, причиненный лицу. Судебное решение гарантирует объективность.

БИЛЕТ 21.

1. Взаимоотношения личности и государства

(персоноцентистский и системацентристский подходы)?????????????????????????

Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, перспектив его развития. Фактическое положение личности, масштаб ее свободы выражается, прежде всего, в материальных и духовных возможностях и обязанностях. В зависимости от времени, исторического, географического, политического пространства, объективных и субъективных факторов отличаются основные показатели состояния личности. Поэтому даже одни и те же права и свободы человека, например, право на жизнь и на свободу в современной Европе принципиально отличаются от тех же прав в России в эпоху диктатуры пролетариата.
В государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит важнейшая роль. Значение государства объясняется его относительной независимостью и самостоятельностью по отношению к человеку и теми рычагами воздействия, которыми оно располагает. Государство выступает как официальный представитель всего общества, поэтому отношения между ним и человеком носят государственно-правовой характер. Любой человек в пределах территории государства попадает под его юрисдикцию, то есть становится адресатом исходящих от государства обязательных предписаний. Устойчивая связь между человеком и государством выражается в институте гражданства или подданства. Эта связь означает юридическую принадлежность лица государству, приобретение личностью специфических качеств гражданина, наличие взаимных прав и обязанностей гражданина и государства, а также защиту гражданина государством внутри страны и за ее пределами.
Вместе с тем необходимо отметить, что государство не может искусственно завышать или занижать объем прав и свобод: завышение делает права фикцией, а ограничение ведет к разрушению государства.
По своей сущности права человека различны. Одни являются врожденными: право на жизнь, свободу, безопасность. Другие зависят от усмотрения государства.
Крайних взглядов на права человека придерживаются представители юридического позитивизма и сторонники естественной доктрины права. Первые считают, что права личности полностью зависят от государства. Вторые, напротив, считают, что врожденные права не зависят от усмотрения государства. Разумный компромисс между этими двумя крайними точками зрения достигается благодаря делению всеобщих прав на права человека и права гражданина. Государства, признающие такое деление, исходят из того, что врожденные и неотъемлемые права человека на жизнь, свободу и неприкосновенность должны быть обязательно признаны и закреплены в законодательном порядке. Задача государства состоит в ограждении естественных прав человека от любых посягательств. Права гражданина охватывают сферу отношений личности и государства (свобода слова, объединений, право на труд, на образование и т.д.). Эти права, установленные государством, нуждаются в создании гарантий их реализации.
Деление индивида на человека и гражданина отразили законодательные акты многих демократических государств, например, Декларация прав человека и гражданина 1789 г. (Франция), Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г. (Россия) и др.
Соотношение личности и государства может быть различным. В обществе, где господствуют идеалы справедливости, гуманизма, демократии, наблюдается стремление гармонизировать отношения между отдельной личностью И государством, Государство рассматривается как необходимое средство согласования интересов различных социальных групп, личности и общества.

2. Рассмотрение индивидуальных жалоб в Европейском суде по правам человека (условия приемлимости жалобы, процедура рассмотрения, исполнение принятых решений)

Европейский Суд представляет собой наднациональный судебный орган, обращение в который возможно лишь при условии исчерпания всех внутригосударственных средств защиты.

Суд рассматривает заявления, направленные от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые считают, что в отношении их были нарушены права, предусмотренные Европейской Конвенцией. Суд рассматривает только те жалобы, которые направлены против государства, подписавшего и ратифицировавшего Конвенцию.

Суд рассматривает жалобы только против действий или решений государственных органов власти и не принимает жалобы, направленные против частных лиц или государственных учреждений. Суд рассматривает жалобы, связанные с нарушением тех прав, которые гарантированы Конвенцией и Протоколами к ней. В качестве определяющего условия принятия жалоб к рассмотрению Конвенция формулирует требование об исчерпании всех внутригосударственных правовых средств защиты. Суд не рассматривает жалобы, которые являются анонимными;

БИЛЕТ 22.

1. Правовой статус личности

Правовой статус личности включает в себя всю совокупность прав, свобод, законных интересов и обязанностей человека и гражданина, предусмотренных в принципах и нормах всего текущего законодательства. В то же время конституционное законодательство содержит основные права, свободы и обязанности, образующие конституционный статус личности.

Считается, что существует набор причин, по которым одни права и свободы закрепляются конституционно, другие — в текущем законодательстве. К причинам закрепления их в Конституции принято относить: 1) значимость этих прав и свобод для человека и общества;2) изначальный, прирожденный и неотчуждаемый характер принадлежащих человеку прав и свобод; 3) верховенство конституционных (основных) прав и свобод, делающее все иные права и свободы в той или иной сфере жизни (трудовые, социальные и т.д.) производными; 4) принадлежность основных прав и свобод каждому человеку и гражданину, либо каждому гражданину; 5) всеобщность основных прав, свобод и обязанностей, т.е. они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека или для каждого гражданина; 6) основные права, свободы и обязанности не приобретаются и не отчуждаются по воле гражданина; 7) они действуют на всей территории государства.

Юридические права и свободы очень близкие и по существу тождественные понятия. Будучи закреплены в Конституции, они означают меру возможного поведения, т.е. определяют границу, рамки возможных действий, вид и меру поведения, возможность пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и интересов.

Соответственно юридические обязанности — это мера должного поведения. Будучи закреплены в Конституции, они определяют вид и меру общественно необходимого поведения граждан, предъявляют обязательные требования к поведению, действиям личности.

Конституционные права, свободы и обязанности всегда представляют собой систему. Все они, закрепленные в 48 статьях 2-й главы Конституции РФ в количестве 109 норм, выступают как некое единое целое, что обусловлено единством исходньїх принципов, прежде всего, равноправия и социальной справедливости, вытекающих из теории естественного права. Имеется в виду формальное юридическое равенство, содержание которого составляют: равенство прав, равенство обязанностей, равенство перед законом и судом. Оно формально потому, что не совпадает с фактическим равенством в сфере материальных, социальных и духовных благ. Равенство прав и обязанностей как содержание права, являющего равной мерой, равным масштабом поведения для неравных людей и выражается в принципе справедливости, под которым понимается любая соразмерность (труда и вознаграждения за него, деяния и воздаяния, преступления и наказания и т. п,).

2. Президент РФ и его аппарат в системе государственной защиты прав личности (Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и Управление по работе с обращениями граждан и организаций)

Наши рекомендации