Понятие образа человека в психологии.
Для раскрытия темы образа инвалида необходимо определить, что такое образ человека в целом.
Психика человека имеет образной характер. Другими словами, психика отражает реальность через образы. Образ принято считать субъективной психической реальностью, которая возникает во внутреннем мире, во время восприятия объективной реальности, в процессе контакта человека с внешним миром. Образ восприятия – это образ, с помощью которого человек описывает окружающий его мир, а так же образ самого себя. Основными свойствами образа восприятия выделяют предметность, константность, целостность и категориальность. Этими свойствами с самого рождения человек не обладает, а приобретает и проявляет их в жизненном процессе, посредству накопления опыта.
Предметность образа восприятия выражается тем, что различные ощущения, которые входят в состав образа, человек объединяет в четкий образ и относит его к определенному предмету.
Константность образа восприятия – это сохранение образа при изменении условий восприятия. Иными словами, не смотря ни на что, образ в сознании остается постоянным и узнаваемым.
Способность образа восприятия к формированию конкретного образа предмета, при этом, не имея достаточного количества информации о нем - называется целостностью восприятия.
Наконец, категориальность образа восприятия – это свойство восприятия, которое существует на уровне сознания и характеризует личностный уровень восприятия, является способностью к выделению в перцептивном пространстве определенных областей, имеющих очерченные и устойчивые границы.
Можно сказать, что то, как мы субъективно видим или отражаем окружающий нас мир – и есть образ. Подтверждение этому можно найти в определении советского психолога А. Н. Леонтьева: «Психология образа (восприятия) есть конкретно-научное знание о том, как в процессе своей деятельности индивиды стоят образ мира – мира, в котором они живут, действуют, который они сами переделывают и частично создают; – это знание также о том, как функционирует образ мира, опосредствуя их деятельность в объективно реальном мире». [1]
Советский психолог и философ С. Л. Рубинштейн пишет, что: «В результате всякого психического процесса как деятельности мозга возникает то или иное образование – чувственный образ предмета, мысль о нем и т.д. Это образование (образ предмета), однако, не существует вне соответствующего процесса, помимо отражательной деятельности, с прекращением отражательной деятельности перестанет существовать и образ». [2]
А что же происходит, когда человек пытается познать другого человека? Что такое образ человека в сознании?
Формирование образа человека – процесс его познания. Этот образ является совокупностью элементов, находящихся в определенном соотношении с совокупностью других элементов, составляющих облик отражаемого человека. Современная наука считает восприятие человека человеком одним из рефлекторных процессов организма.
Психическое восприятие человека состоит из нескольких наиболее важных характеристик. Одна из них – форма и контур. Ее принято считать основной характеристикой воспринимаемого образа. И. М. Сеченев – выдающийся русский физиолог показал, что возможность усваивать контуры предметов позволила живым существам воспринимать многообразие окружающего мира. [5]
Психологические изменения зрительного образа восприятия человека человеком были рассмотрены М. Д. Александровой и Б. Ф. Ломовым. [4]
Ракурс, в котором воспринимается и наблюдается человек, так же является очень важной характеристикой.
Постоянство восприятия – особенность, изменение ракурса которой не препятствует восприятию основных черт человека, которые отличают его от других.
Устойчивость – определяется процессом зрительного восприятия объекта, поддерживающегося за счет микроскопических перемещений его образа по сетчатке глаза.
Формирование чувственного образа – является процессом сбора информации об объекте восприятия. В этой информации обязательно присутствуют характерные черты и признаки объекта, что бы впоследствии составить об объекте конкретный образ.
Образ человека выполняет следующие функции: во-первых, он является конструкцией картины мира, которая формируется как имплицитно, так и эксплицитно, что дает возможность ориентироваться в действиях и суждениях; во-вторых, как правило, имеет функцию управления действиями, то есть влияет на планирование, осуществление и анализ действий; в-третьих, искусство и литература также имеют свойство отражать образ человека; в-четвертых, развитие современного общества показывает, что образ человека может быть иллюзорным и иметь мало общего с фактическими функциями индивида в обществе.
В конечном итоге можно сказать, что образ человека – это описание типов его действительности.
Понятие инвалидности.
Для определения понятия «инвалид» обратимся к толковому словарю русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова [6]:
Инвалид (с латинского invalidus – бессильный) – человек, утративший трудоспособность частично или полностью вследствие увечья, болезни или старости.
Инвалидность – состояние, положение инвалида. Нетрудоспособность.
Официально инвалидом считается лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности в результате наличия физических или умственных недостатков, нуждается в социальной помощи или защите. А так же, человек, имеющий действующее свидетельство по инвалидности, выданное в Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) или в лечебных учреждениях силовых ведомств.
В настоящее время термин «инвалид» почти не употребляется в зарубежных странах. Люди стараются избегать таких резких слов, как «калека», «слепой», «глухой», стараясь заменять их на более лояльные слова и словосочетания. Это необходимое решение было принято для того, чтобы не усугублять положение людей с ограниченными способностями, ведь, по данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность. А в России, по официальной статистике, около 13 млн. инвалидов.
Принято три группы среди инвалидов:
1. Пенсионеры, получающие пенсию по возрасту,
2. Лица, получающие пенсию по инвалидности,
3. Работающие лица трудоспособного возраста, не получающие пенсию или пособие.
Существует множество распространенных причин инвалидности: трудовое увечье, общее заболевание, военная травма, патология и другие.
Первая группа инвалидности характеризует лица, нуждающиеся в постоянном уходе. Эти лица либо не могут заниматься никакой трудовой деятельностью, либо способны выполнять отдельные виды труда на дому.
Вторая группа устанавливается для тех, кому нельзя заниматься трудом (в зависимости от тяжести заболевания) или же для тех, кому разрешен труд в специально созданных для этого условиях.
Третья группа присваивается лицам способным к самообслуживанию и трудовой деятельности первой степени.
В отношении социально-психологического плана, наличие инвалидности предоставляет человеку большое количество проблем, несмотря на особое выделение инвалидов, как социально-демографической группы.
По словам председателя Совета Федерации – Сергея Миронова: «Инвалидность должна рассматриваться не как проблема отдельного человека, а как проблема общества». Этим высказыванием Миронов стремится привлечь интерес и внимание общественности к проблеме. Справедливо, что общество должно ценить каждого человека и способствовать устранению разнообразных барьеров, возникающих из-за ограничения каких-либо жизненных функций, учитывая специфические потребности. Решение проблем инвалидов является общенациональной задачей, которая, в свою очередь, определяет работу социальной государственной политики.
Так, 24 ноября 1995 года был принят закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (№ 181 – ФЗ), который весомо способствовал реабилитации и интеграции инвалидов.
Об ошибках и недостатках социальной политики пишет Сергей Кавокин – член Российской академии социальных наук. Он касается таких тем, как вопросы социального обеспечения инвалидов, формирование безбарьерной среды и пути совершенствования законодательства, касающегося защиты прав инвалидов. [7]
О проблемах и сложностях социальной реабилитации инвалидов, в своих трудах писали такие авторы, как: М.С. Каган, В.Д. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и другие.
Из-за того, что инвалида принято рассматривать как пассивного участника процесса реабилитации, в реализации Индивидуальной программы реабилитации (ИПР) отсутствует должный эффект. Реабилитация – является социальным процессом, посредством которого общество идет навстречу инвалидам, адаптирует окружающую их среду и мотивирует к интеграции в общество. Равно как и люди с ограниченными способностями стремятся стать полноправными членами общества.
Инвалид в обществе.
Инвалидов остро волнует проблема отношения окружающих людей к себе. Большая часть лиц с ограниченными способностями чувствуют пренебрежение или даже брезгливость, исходящую от здоровых людей, которые часто не изъявляют желание общаться и идти на контакт. Здоровый человек нередко считает и представляет, что люди с ограниченными способностями замкнутые, скрытные и отрешенные. Именно такое мнение и соответствующее ему отношение порождает в инвалидах чувство неловкости, неудобства и напряжения. Они вынуждены уйти от общения, стремятся оборвать контакты, тем самым подтверждая свое «клеймо» отчужденной личности.
Отношение окружающих к любому человеку невероятно важно, так как оно прямым образом влияет на его становление и определение как социальной личности. Но из-за общественной реакции, нередко включающей в себя недоброжелательность и враждебность по отношению к инвалиду, такому человеку очень трудно, а порой и вовсе невозможно стать активным участником социальной жизни. В своих страхах, тревогах и прозрачных надеждах на лучшее будущее инвалиды ничем не отличаются от остальных людей. Социально-психологический процесс адаптации у инвалидов сильно затруднен. И одна из основных причин – низкая удовлетворенность жизнью, посредством возникающих трудностей во взаимоотношении и соответствующем эмоциональном состоянии.
А.И. Арнольдова – ученый-культуролог, в своих работах, посвященных проблемам инвалидов, писала о том, как формируются навыки коммуникации, способствующие интеграции инвалида в общество.
В 1966 году британец Пол Хант провел исследование и написал эссе «Критическое условие», в котором рассуждал о проблеме предубеждений, с которым часто сталкиваются инвалиды. Поскольку у большинства людей на первом месте стоят материальные ценности – то, следовательно, они рассматривают инвалидов как людей совершенно бесполезных, так как они неспособны принести ценностный вклад в общество.
Поэтому каждый должен понимать всю важность и необходимость интеграции инвалидов в обществе. Это подразумевает собой процесс, во время которого восстанавливаются разрушенные отношения инвалидов, благодаря вовлеченности в такие важные сферы жизнедеятельности, как быт, отдых и труд.
Так же в обязательном порядке следует помогать инвалидам реализовывать себя, способствовать раскрытию их потенциала, погребенного (не очень удачная формулировка для курсовой работы, может быть лучше как-то так «, которому трудно проявиться, в том числе из-за предвзятого общественного мнения и отношения») под общественным мнением и предвзятым отношением. Должно быть осуществлено как можно больше задач по изменению отношения здоровых людей к инвалидам на более благосклонное и понимающее, в котором не будет места неуважению.
Поведение людей, их действия и поступки определяют не только мнение об обществе в целом, но и уровень его культуры. ? (вот здесь не поняла J ? речь идет о том, что поведение людей, их поступки определяют не только мнение об обществе в целом, но и об уровне его культуры, так?