Вопрос 51. Система органов исполнительной власти в области культуры
Культура как особый вид творческой деятельности включает сохранение, создание, распространение, освоение культурных ценностей. Согласно Конституции РФ каждый гражданин имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Государство гарантирует каждому гражданину свободу литературного, художественного, научного, технического и иных видов творчества. Вместе с тем оно возложило на граждан обязанность заботиться о сохранении культурного наследования, а также беречь памятники истории и культуры. Права и свободы граждан в области культуры являются конституционными.
Управленческая деятельность в области культуры осуществляется многообразной системой органов государственной, прежде всего исполнительной, власти, местного самоуправления, которые руководствуются различными нормативными актами, такими, как: законы РФ:
от 29 декабря 1994 г. «О средствах массовой информации»,
от 23 января 1994 г. «О библиотечном деле» ,
от 15 апреля 1998 г. «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Великой Отечественной войны и находящихся на территории РФ»
от 6 января 1999 г. «О народных художественных промыслах»
+ Основами государственной культурной политики, утвержденными Указом Президента РФ в 2014 году.
1. Правительство РФ обеспечивает государственную поддержку и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов РФ, проведение единой государственной политики в области культуры; осуществляет регулирование и государственный контроль в области международного культурного сотрудничества и т. д.
2.Важное место в системе органов управления культурой занимаетМинистерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России), которое осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия, кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав.
Функции:
1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения
2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты.
3. осуществляет:
ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия народов Российской Федерации;
лицензирование деятельности по сохранению объектов культурного наследия народов Российской Федерации;
научно-методическое обеспечение в области сохранения и использования объектов культурного наследия;
поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области культуры, искусства, образования в области культуры и искусства
4. осуществляет государственный контроль и надзор за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия;за состоянием объектов культурного наследия федерального значения, за вывозом из Российской Федерации и ввозом на ее территорию культурных ценностей; за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации;
5. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;
6. определяет границы историко-культурных заповедников федерального значения;
Информация об изменениях:
7. принимает в установленном порядке решения о перемещении объектов культурного наследия;
8. регистрирует культурные ценности, ввозимые и временно ввозимые на территорию Российской Федерации;
9. организует конгрессы, конференции, семинары, творческие конкурсы, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности Министерства и т.д.
Министерство культуры Российской Федерации с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Министерства вопросам;
2. давать разъяснения государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства;
3. учреждать в установленном порядке знаки отличия, ведомственные награды в установленной сфере деятельности Министерства и награждать ими работников, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере;
3. Федеральное архивное агентство (Росархив) осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом в сфере архивного дела. В своей деятельности оно руководствуется ФЗ от 22 октября 2004 г. «Об архивном деле в РФ», Положением о нем, утвержденным Правительством РФ 17 июня 2004 г., другими правовыми актами.
В содержание деятельности Росархива входят:
1. Организацияинформационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов,
2. Исполнение запросов российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, связанных с реализацией их законных прав и свобод,
3. Оформление в установленном порядке архивных справок, направляемых в иностранные государства;
4. Организация экспертизы архивных документов, документов Архивного фонда Российской Федерации, заявленных к временному вывозу за пределы Российской Федерации, для выдачи в установленном порядке юридическим и физическим лицам заключений о возможности их временного вывоза;
5. Ведение государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации; Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации;
6. Осуществление мер по обеспечению преимущественного права Российской Федерации на покупку архивных документов, находящихся в частной собственности, в случае их аукционной или комиссионной продажи; обеспечение соблюдения правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов; контроль сроков возврата архивных документов, временно вывезенных за пределы Российской Федерации и т.д.;
4. Федеральное агентство по туризму (Ростуризм), Положение о котором утверждено Постановлением Правительства РФ 2004 года (ред. 2014 года), осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере туризма, руководствуясь ФЗ «Об основах туристской деятельность в РФ».
В процессе своей деятельности Ростуризм реализует приоритетные направления государственного регулирования туристской деятельности; осуществляет продвижение туристского продукта на внутреннем и мировом туристических рынках; в установленной сфере деятельности представляет интересы РФ в международных организациях и т.д.
5. В субъектах РФ действуют органы управления различных организационно-правовых форм: министерства, управления, департаменты и др. К их ведению относится осуществление федеральной политики в области культуры, разработка на ее основе региональных и иных программ сохранения и развития культуры, их реализация, финансовое и материально-техническое обеспечение; создание, реорганизация и ликвидация организаций и учреждений культуры; формирование фондов развития культуры; информационное обеспечение культурной деятельности.
В их компетенцию входит организация охраны и обеспечения объектов культурного наследия регионального значения; библиотечного обслуживания населения библиотеками субъектов РФ; создание и поддержка государственных музеев, учреждений искусства. На них возложен контроль за исполнением законодательства о культуре и т. д.
6.Определенные полномочия в области культуры есть и у органов местного самоуправления, например, они организуют на своей территории библиотечное обслуживание населения. Им предоставлены полномочия по созданию, реорганизации и ликвидации муниципальных организаций культуры, их регистрации.
7.Значительным объемом контрольно-надзорных функций и полномочий в рассматриваемой сфере наделено Минкультуры России.
Вопрос 52. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, признаки, этапы. (Дмитриева Елена)
Демин считает, что понятие административного производства надо отличать от процесса и процедуры. Право только тогда является правом, когда к исполнению установленного государством порядка можно принудить. Разделение материального и процессуального права происходит в 19 веке в Германии (это заслуга О. Бюлова). Но большинство ученых ошибочно считает, что материальное право – статика отношений, а процессуальное – их динамика. Козлов писал, что административный процесс – деятельность, направленная на достижение тех юридических результатов, которые предполагались диспозицией данной нормы. НО это не так.
Демин: процесс в юридическом плане не является простой последовательностью действий. Это процедура выявления правовой истины специальным государственным органом или судом. Термин «производство» не должен применяться к судам. Юрисдикция в судах не входит в компетенцию администрации по теории разделения властей.
Производство – урегулированный правом порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающий вынесение законного и объективного решения по индивидуальным административным делам, объединенным общностью предмета (Козлов)
Процедура – тоже последовательность действий, но при установлении или выполнении правового предписания.
Административный процесс – процедура разрешения административных споров.
Например, принятие нормы и исполнение это процедура, принуждение к исполнению – это производство, а спор о праве – процесс.
Принципы производства:
✓ Равенства лиц, совершивших административное правонарушение, перед законом
✓ Презумпция невиновности
✓ Гласности (исключение: государственная тайна и необходимость обеспечить безопасность участников процесса)
✓ Принцип родного языка
✓ Принцип законности
Задачи производства – видна социальная направленность. Хотя многие решения КС в последнее время стремятся превратить суд в полностью беспристрастный орган, который не должен вникать в социальные условия:
1. всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение каждого дела;
2. разрешение дела об административном правонарушении в соответствии с законом;
3. обеспечение исполнения вынесенного по делу об административном правонарушении постановления;
4. выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений
Административное производство характеризуется сравнительной простотой, короткими сроками, что определено историей административного права. Постановление должно быть вынесено по истечении 2х месяцев со дня совершения адм правонарушения, а при длящися – не позднее 2х месяцев со дня обнаружения. Исключение составляет совершение правонарушений во внутренних морских водах, на континентальном шельфе или в территориальном море – срок до года, связанные с законодательством о противодействии терроризму – до 3х лет, с противодействием коррупции- до 6 лет.
Производство по делам об административных правонарушениях не может быть начато, а начатое подлежит прекращению, если есть хоть 1 условие:
отсутствие события административного правонарушения;
отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) 16 лет или невменяемость
действие лица в состоянии крайней необходимости;
издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
отмена закона, устанавливающего административную ответственность
истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Стадии производства– относительно самостоятельная часть производства, которой присущи конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.
Стадии производства по делам об административных правонарушениях (по стадиям см. отдельные билеты).
✓ возбуждение дела об административном правонарушении и административное расследование;
Поводы для возбуждения производства по делу: общие:
- за любое АП в случае непосредственного обнаружения ДЛ достаточных данных, указывающи на событие,
- поступившие данные от гос органов и ОМСУ, содержащие материалы, указывающие на такое событие
- сообщения и заявления ФЛ и ЮЛ, в СМИ, указывающие на наличие события
-фиксация административного нарушения в области дорожного движения
Специальные:
- непосредственное обнаружение, поступившее из органов, материалы, сообщения, заявления физических лиц, участвующих в деле о банкротстве и др. лиц, соджержащих достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
-Принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства
-Принятие производственным охотничьим инспектором акта о наличии признаков административного правонарушения, связанного с нарушением законодательства в области охоты.
Сообщение и иная заявленная информация рассматриваются должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы по данным делам
Момент возбуждения дела –
✓ составление протокола осмотра места происшествия совершения АП
✓ вынесение первого протокола о применении мер обеспечения по делу,
✓ вынесение постановления о возбуждении уголовного дела прокурором,
✓ вынесение определения о возбуждении дела при необходимости проведения административного расследования,
✓ Оформление предупреждения или взыскания штрафа на месте, когда протокол не составляется.
✓ Вынесения постановления по делу, зафиксированному и оформленному с помощью специальных технических средств + см. про протокол вопрос 25.
✓ рассмотрение дела об административном правонарушении;
✓ пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;
✓ исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
Виды:
В зависимости от объема и сложности процессуальных действий выделяют :
Обычное производство -является наиболее полной его формой и включает обязательное составление протокола об административном правонарушении и выполнении всех иных предусмотренных КоАП РФ процедурно-процессуальных действий по разрешению кон-кретного дела по существу.
Упрощенное производство — это механизм привлечения к административной ответственности без составления протокола, проведения административного расследования и иных формальных процедур (так называемый «штраф на месте» либо предупреждение), когда при совершении малозначительного административного правонарушения привлека-емое к ответственности лицо не оспаривает наличие события правонарушения, признает свою вину и согласно с налагаемым на него административным наказанием.
особое производство – специальный (усложненный) порядком привлечения к административной ответственности, отличным от его обычной процедуры (например, производство в отношении несовершеннолетних