Система органов исполнительной власти в РФ – это упорядоченная совокупность внутренне структурированных элементов (государственных органов исполнительной власти).

Система органов исполнительной власти в РФ – это упорядоченная совокупность внутренне структурированных элементов (государственных органов исполнительной власти).

Система состоит из структурированных элементов (государственных органов исполнительной власти:

Федеральный уровень.

- Федеральные органы исполнительной власти:

Правительство РФ (согласно ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ).

Министерства.

Службы.

Агентства.

Уровень субъектов РФ.

- Органы исполнительной власти субъектов РФ.

Система и структура федеральных органов исполнительной власти.

В результате проведенной в 2003 году административной реформы сформирована трехуровневая (трехзвенная структура органов исполнительной власти), утвержденная во исполнение положений ст.112 Конституции РФ:

- Указом Президента № 314 от 09.03.2004 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

- Указом Президента № 636 от 21.02.2012«О структуре федеральных органов исполнительной власти».

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314
«О СИСТЕМЕ И СТРУКТУРЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ»

В систему федеральных органов исполнительной власти входят 3 звена:

1.федеральные министерства,

Федеральные службы

Федеральные агентства.

Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ, определяются указом Президента РФ,

функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ, - постановлением Правительства РФ.

Под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается: издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц;

Под функциями по контролю и надзору понимаются:

осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов;

Под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ;

Под функциями по оказанию государственных услуг понимаетсяпредоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

Федеральное министерство:

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Р Ф министр РФ (федеральный министр);

б) на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ;

в) в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ;

г) осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции:

утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;

вносит в Правительство РФ по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной штатной численности федеральной службы, федерального агентства и фонде оплаты труда их работников;

вносит в Министерство финансов РФ предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;

вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, если принятие таких актов относится в соответствии с Конституцией Р Ф, федеральными конституционными законами, федеральными законами к компетенции Правительства РФ;

во исполнение поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение;

назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, за исключением руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ;

вносит в Правительство РФ предложения о кандидатурах для назначения Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ на должности руководителей (заместителей руководителей) федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении федерального министерства, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ;

вносит в Правительство РФ представления о назначении на должность и об освобождении от должности руководителей (заместителей руководителей) федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении федерального министерства, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ;

осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов.

Федеральная служба (служба):

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;

б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ;

в) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Федеральное агентство:

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;

б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту РФ;

г) не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Порядок взаимоотношений федеральных министерств и находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функций устанавливаются в положениях об указанных органах исполнительной власти.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ.

Порядок взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, а также порядок их взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти устанавливаются Президентом РФ.

Положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, утверждаются Президентом РФ.

Руководители (заместители руководителей) федеральных служб, федеральных агентств, за исключением руководителей (их заместителей) федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению федеральных министров, осуществляющих координацию и контроль деятельности федеральных служб, федеральных агентств.

СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (на февраль 2017 года) .

(утверждена 21 мая 2012 года N 636 УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РФ «О СТРУКТУРЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ»)

По общему правилу руководство федеральными органами исполнительной власти осуществляет Правительство РФ. Однако в установленных статьей 32 ФКЗ «О Правительстве РФ» случаях федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чс.

Раннее до 15.01.2016 года руководство деятельностью ФТС России осуществляло непосредственно Правительство Российской Федерации. С 15 января 2016 года ФТС подведомственна Министерству финансов РФ и руководство деятельностью ФТС РФ осуществляет Минфин РФ. (Указ Президента № 12 от 15.01.2016).

Министерство Финансов осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, Федеральной таможенной службы и Федерального казначейства.

Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает Министерство финансов.

Министерство финансов (Положение о Министерстве Финансов, утвержденное Постановлением Правительства от 30.06.2004 № 329) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

Министерство Финансов и ФТС РФ обеспечивают единообразное применение всеми таможенными органами на территории РФ таможенного законодательства ТС в рамках ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном деле.

Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность на основании Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 № 809.

ФТС РФ осуществляет свою деятельность:

- непосредственно,

- через территориальные органы Службы (РТУ, таможни и таможенные посты)

- через свои представительства (представителей) в иностранных государствах

во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.

Разберемся с термином «Таможенные органы», применяемом в наднациональном таможенном законодательстве и национальном законодательстве о таможенном деле.

В соответствии с Главой 2 Киотской Конвенции «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» от 18.05.1975 года «Таможенный орган» - административное подразделение таможенной службы, компетентное в совершении таможенных формальностей, а также здания, сооружения или другие территории, определенные для этой цели компетентными органами».

В Договоре о ЕАЭС встречается понятие «Центральные таможенные органы». ?????

В соответствии с пунктом 30 статьи 4 ТК ТС ЕАЭС 2009 года (право ЕАЭС), «таможенные органы» - таможенные органы государства – члена таможенного Союза ЕАЭС, т.е. национальные таможенные органы.

Таким образом, наднациональное таможенное право относит регулирование статуса и полномочий таможенных органов на национальный уровень.

Глава 2 ФЗ «О таможенном регулировании».

Система таможенных органов:

1-й уровень - центральный:

1) ФТС РФ – таможенный орган, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (Уполномочен:

- СТ.71, СТ.112 Конституции РФ (таможенное дело - исключительное ведение РФ)

- Федеральный закон № 311 «О таможенном регулировании в РФ», Глава 2

- Указом Президента № 314 от 09.03.2004 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

- Указом Президента № 636 от 21.02.2012«О структуре федеральных органов исполнительной власти»

- Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 «О федеральной таможенной службе»

- Регламента ФТС, утвержденного Приказом ФТС России от 26.12.2012 № 2656.

Таможни

Национальный уровень.

1. Ст. 33 Конституции РФ

2. ФКЗ «О Конституционном суде РФ»

3. ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»

4. ФЗ «О таможенном регулировании» Глава 3

5. АПК РФ (Глава 24 АПК РФ)

6. Кодекс об административном судопроизводстве.(Глава 22 КоАС)

Жалоба – это просьба, направленная в государственный орган, гражданином или юридическим лицом о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Решения, действия\бездействия таможенных органов или их должностных лиц, нарушившие права, свободы или законные интересы лица, или создавшие ему препятствия к их реализации либо незаконно возложившие на него какие-либо обязанности могут быть обжалованы в соответствии с положениями Главы 3 ФЗ О таможенном регулировании.

Жалоба на действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица- направление гражданином или юридическим лицом просьбы в таможенный орган или его должностному лицу или в компетентный суд (арбитражный или суд общей юрисдикции), в случае, если решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в области таможенного дела, нарушили права, свободы или законные интересы этого лица, или создали ему препятствия к их реализации либо незаконно возложили на него какие-либо обязанности, отменить решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица.

Предмет жалобы – любые действия\бездействия таможенного органа или должностного лица, нарушившие права, свободы, законные интересы или создавшие ему препятствия к их реализации либо незаконно возложившие на него какие-либо обязанности.

Действие - юридический факт, возникающий путем активного проявления деятельности в области таможенного дела, выполнения чего-либо в соответствии с волеизъявлением таможенного органа или должностного лица таможенного органа;

Бездействие- несовершение таможенным органом либо должностным лицом таможенного органа действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, непринятие решений в области таможенного дела;

Решение- акт волеизъявления таможенного органа, носящий индивидуальный характер, направленный непосредственно на возникновение (изменение, прекращение) правоотношений в области таможенного дела и влекущий определенные правовые последствия;

Инстанции обжалования:

- вышестоящий таможенный орган;

Жалоба может быть подана в вышестоящий таможенный орган через таможенный орган, чье решение, действие\бездействие обжалуется;

- Суд общий юрисдикции;

- Арбитражный суд.

Предметом обжалования в соответствии с правилами Главы 3 ФЗ О таможенном регулировании, не могут быть постановления таможенных органов или их должностных лиц по делам об административных правонарушениях.

Порядок обжалования изложен в Главе 3 ФЗ О таможенном регулировании.

Общий порядок обжалования постановлений должностных лиц таможенных органов по делам о АП изложен в Главе 30 КоАП РФ (Порядок обжалования и сроки содержатся в статьях 30.1 - 30.9 КоАП РФ)

Обжалуемые постановления:

- Постановление по делу об АП о назначении административного наказания

- Постановление о прекращении производства по делу об АП.

Судебный порядок обжалования нормативных правовых актов и индивидуально-правовых актов, за исключением принятых в рамках производства по делу об АП, содержится:

- в нормах АПК РФ,

- в Кодексе об административном судопроизводстве.

Инстанции обжалования:

- суд общей юрисдикции

- арбитражный суд

- Конституционный суд РФ.

Могут обжаловаться:

- нормативные правовые акты

- индивидуальные правовые акты

-действия, бездействия.

Обжалование НПА в Конституционном суде РФ.

Порядок регулируется положениями ФКЗ О Конституционном суде РФ, статья 36.

Основание обжалования – предполагаемое несоответствие НПА положениям Конституции РФ.

В случае исчерпания всех инстанций на национальном уровне, возможно обжалование подведомственных дел в Европейский суд по правам человека.

Система органов исполнительной власти в РФ – это упорядоченная совокупность внутренне структурированных элементов (государственных органов исполнительной власти).

Система состоит из структурированных элементов (государственных органов исполнительной власти:

Федеральный уровень.

- Федеральные органы исполнительной власти:

Наши рекомендации