Система органов исполнительной власти в области здравоохранения.

Охрана здоровья граждан базируется на принципах, закрепленных Конституцией РФ и ФЗ «об основах охраны здоровья граждан» 2011 г.

Основными принципами охраны здоровья являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5)ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

Общие вопросы здравоохранения относятся к совместному ведению органов государственной власти РФ и ее субъектов.

Охрана здоровья граждан в РФ представляет собой неоднородную систему. Вы­деляются 3 системы здравоохранения:

· государственная,

· муниципальная

· частная

Каждая из этих систем имеет свою структу­ру, закрепленную в Законе об охране здоровья.

К государственной си­стеме относятся: федеральные ОИВ в сфере охраны здоровья и их территориальные органы, Российская академия медицинских наук, исполнительные ОГВ субъектов РФ в сфере охраны здоровья и т.д.

К муниципальной системе относятся: ОМСУ муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, подведомственные ОМСУ медицинские организации и фармацевтические организации.

К частной системе здравоохранения: медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья

Граждане РФ имеют право на бесплатную медицинскую по­мощь в государственной и муниципальной системах здравоох­ранения.

Общее руководство здравоохранением осуществляют Пре­зидент РФ и Правительство РФ.

Правительство РФ обеспечивает:

· проведение в РФ государст­венной политики в области здравоохранения.

· утверждает и финансирует федеральные программы по развитию здравоохра­нения;

· коор­динирует в области охраны здоровья граждан деятельность орга­нов государственного управления, а также предприятий, учрежде­ний и организаций;

· прини­мает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия.

Министерство здравоохранения(Минздрав России)является федеральным ор­ганом исполнительной власти, в сферу деятельности которого входит непосредственное руководство здравоохранением в стра­не.

В указе Президента РФ от 21 мая 2012, в котором обозначены функции министерства здравоохранения РФ, оно не названо федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере здравоохранения. В связи с эти важно определиться с тем, являются ли идентичными понятия Министерство Здравоохранения РФ и федеральный орган, уполномоченный в сфере здравоохранения

В рамках концепции Закона РФ об охране здоровья в Указе Президента РФ от 21 мая 2012 года сформулированы функции Министерства Здравоохранения РФ:

Осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере:

· здравоохранения

· обращения лекарственных средств, обеспечения их качества и безопасности

· медицинской помощи и медицин­ской реабилитации,

· санитар­но-эпидемиологического благополучия населения,

· медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с осо­бо опасными условиями труда,

· медико-биологической оценки воздействия на организм человека опасных факторов физичес­кой и химической природы,

· управления государственным имуществом в сфере здравоохранению, оказанию государственных услуг

1) Министерство координирует и контролирует деятельность подведомственных ему Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Федерального медико-биологического агентства, федеральных государственных организаций и федеральных государственных унитарных предприятий,а также координацию деятельности ФедеральногоФонда обязательного медицинского страхования

2) В порядке нормативно-правового регулирования Министер­ство принимает акты двух видов: акты, самостоятельно прини­маемые Министерством, их перечень дан в положении о нем, и акты по другим вопросам, не включенные в этот перечень.

К актам первой группы относятся, например, положения о территориальных органах федеральных служб, квалификационные требования к работникам и т.д.

С помощью НПА второй группы реализуются многие и разнообразные полномочия Минздрава РФ, например, осуществляется утверждение и введение в действие государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, государственная регистрация лекарственных препаратов для медицинского применения.

Функции государственного контроля и надзора в сфере здра­воохранения возложены наФедеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Правовые основы:

-ФЗ 1999 (ред. 2014) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

-ФЗ 1992 (ред. 2014) «О защите прав потребителей

Положение о федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (утверждено Постановлением Правительства 2004 (ред.2014))

Наши рекомендации