Ставки налога на доходы физических лиц
Основная ставка налога на доходы физических лиц составляет 13%. Именно она применяется к доходам в виде заработной платы и в виде выручки от предпринимательской деятельности, полученной ИП.
Для некоторых видов дохода введены другие значения. Например, для дивидендов, выплаченных резидентам РФ, действует ставка 9%, а для выигрышей и призов в сумме свыше 4 000 руб. в год — ставка 35%.
Единый социальный налог предназначен для мобилизации средств в целях реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. Отменили с 1 января 2010
Налогоплательщиками признаются:
· лица, производящие выплаты физическим лицам;
· организации;
· индивидуальные предприниматели;
· физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
· адвокаты.
Объект налогообложения – все выплаты в пользу физических лиц по трудовому, гражданско-правовому, авторскому и т.п. договорам. Не являются объектом налогообложения выплаты физическим лицам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является переход права собственности и других вещных прав на имущество, а также с передачей в пользование имущества.
Ставки единого социального налога
Базовая ставка единого социального налога составляет 26%, в том числе:
· в Пенсионный фонд РФ - 20%;
· в Фонд социального страхования РФ - 3,2%;
· в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,8%;
· в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2%.
Налог на имущество организаций устанавливается законами субъектов РФ, при этом субъекты определяют ставку налога в пределах, ограниченных положениями НК, а также порядок и срокиуплаты налога.
Плательщиками налога на имущество организаций признаются:
· российские организации;
· иностранные фирмы, имеющие свои филиалы и представительства на территории РФ или недвижимое имущество на территории РФ на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ.
Объектом налогообложения являются объекты основных средств, учитываемые предприятием по правилам бухгалтерского учета. Представительства и филиалы иностранных организаций для целей налогообложения ведут учет движимого и недвижимого имущества по правилам бухгалтерского учета РФ.
У иностранных организаций, не имеющих представительств и филиалов на территории РФ, объектом налогообложения является недвижимость, принадлежащая им на праве собственности.
Не являются объектом налогообложения:
· земельные участки и объекты природопользования;
· имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.
Ставка устанавливается органами власти субъектов РФ в пределах 2,2% среднегодовой стоимости объектов основных средств.
Налог на рекламу
В г. Москве этот налог установлен Законом г. Москвы от 21 ноября 2001 г. N 59 «О налоге на рекламу». Налог не распространяется на политическую рекламу, а также объявления физических лиц, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Налогоплательщики – рекламодатели, местонахождение которых (для организаций), либо местожительство которых приходится на территорию г. Москвы, приобретающие рекламные услуги, самостоятельно выполняющие работы, связанные с рекламой товаров, работ, услуг.
Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый соответственно рекламодателем и рекламораспространителем.
Освобождаются от налогообложения:
· социальная реклама, в том числе реклама благотворительных мероприятий;
· реклама реабилитационных или социальных мероприятий общественных организаций инвалидов.
Объект налогообложения:
· приобретение организацией или индивидуальным предпринимателем рекламных услуг (работ), состоящих в изготовлении и распространении с коммерческой целью в интересах экономической деятельности рекламодателя) информации о товарах (работах, услугах) и (или) о покупателях этих рекламных услуг (работ);
· рекламные работы, выполняемые рекламодателем самостоятельно, в том числе с привлечением рекламопроизводителя.
Налоговая база определяется налогоплательщиком исходя из стоимости оказанных ему рекламных услуг (работ) либо расходов по самостоятельному выполнению работ, связанных с рекламой товаров (работ, услуг). Налоговая ставка устанавливается в размере 5%.
Вопросы для закрепления
♦ Что означает конструкция «законно установленные налоги и сборы»? Перечислите источники налогового права.
♦ Кто является участниками налоговых правоотношений?
♦ Какие права и обязанности несут субъекты налоговых правоотношений?
♦ Раскройте понятие налога и сбора. Каковы условия их установления?
♦ Какие ключевые понятия используются в налоговом законодательстве? Что следует понимать под реализацией?
♦ Какие налоги и сборы установлены сегодня в России?
♦ Сформулируйте принципы обложения налогом на добавленную стоимость. Какие операции признаются/не признаются объектами НДС?
♦ Какие объекты облагаются налогом на прибыль организаций? Приведите классификации доходов и расходов организаций.
♦ Какие объекты облагаются налогом на доходы физических лиц? Какие объекты не подлежат обложению этим налогом?
♦ Кто является плательщиками единого социального налога? Какие объекты им облагаются?
♦ Кто является плательщиками налога на имущество организаций? Какие объекты им облагаются?
♦ Как устанавливается и уплачивается налог на рекламу?
[1] Также освобождаются от налогообложения операции, поименованные в статьях 149 и 150 НК РФ. Например, предоставление арендодателем в аренду на территории РФ помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ.