Социальное государство в системе социального партнерства
Становление социального партнерства связано с функционированием социально-правового государства, варианты которого получили развитие в демократической системе западно-американского мира. Оно связано с наличием взаимной заинтересованности ключевых сил общества на разных уровнях легитимно выражать, защищать и согласовывать группы интересов путем добровольного заключения соответствующих соглашений (договоров)[12]. В этом заключается тот факт, что в обществе плюралистической демократии деньги и власть уже не могут ни купить, ни заменить солидарность и общественное согласие, являющиеся фундаментом гражданского порядка и прогресса. В результате создается социальное государство («государство всеобщего благоденствия») как новый тип надклассовой государственности, выражающий интересы всех социальных страт и обеспечивающий достойные условия жизни всем гражданам[13].
Любое локальное общество выступает в форме общенационального государства. Однако только сильное государство в состоянии формировать и поддерживать социальный порядок, то есть выполнять функцию связывающего звена между личностью и обществом. Вопрос заключается в том, каков этот порядок и каковы механизмы связи? Все адепты «сильного государства» ратуют за его целостность и единство, но предлагают (реализуют) разные пути достижения данной цели.
Одни тщатся свести реальное многообразие, различия в жизнедеятельности общества к однообразию и создать «общенародное государство», «единый народ», «эгалитарное равенство», «идеократию» и т.п. Для этого необходимы соответствующие механизмы «огосударствления общества»: централизация власти авторитарно-тоталитарного характера, подавление инакомыслия, насилие (принуждение) по отношению к большинству населения. При этом идеократия - это комплексное явление, характеризующее развитие идеальной (идеологической, религиозной) доминации в жизнедеятельности общества: идеология (религия) изначально господствует в гражданской сфере, а человек подчиняется официальным ценностям, получая для своего поведения социальный ориентир. Данная мобилизационная идеология выступает всеохватывающей духовной диктатурой, имеющей целью достижение социальной гармонии путем тотального единения социума на основе одной (моно-) доминирующей системы ценностей и убеждений. Это позволяет производить коренную перестройку человеческого (общественного) сознания в соответствии с основными постулатами авторитарно-тоталитарной системы левого или правого толка.
В данной концепции «сильного государства» многообразие рассматривается как разрушительный, деструктивный фактор, который необходимо «обуздать» и превратить в монолит. Такую задачу может выполнить всесильное государство, выступающее исключительной формой общности - закрытое общество, не допускающей оформления гражданского общества, местного самоуправления, подавляющей права и свободы личности и обусловливающей отсутствие механизмов самоорганизации. Имеющие при этом место перенапряжение, серьезные жертвы со стороны большинства социальных групп, усталость вызывают критическое отношение и недовольство по отношению к неудобной и социально травмирующей деятельности, революционный слом социальной системы и крушение старых форм государственности.
Другие сторонники «сильного государства», наоборот, обосновывают необходимость функционирования многообразия в жизнедеятельности общества при разнообразии интересов. Тогда многообразие рассматривается как условие стабильной устойчивости и динамизма и в обществе, и в государстве. Только в совокупности и конструктивном (консенсусном) взаимодействии основные социальные силы могут образовать жизнеспособные целостность и единство. При этом происходит «обобществление» государства. Однако оно сохраняет за собой роль гармонизатора групп интересов, обеспечивающего примирение исключительно правовым путем, с использованием общенациональных приоритетов и институтов гражданского общества. Образующееся открытое общество обретает механизмы самоорганизации. В результате принцип сильной государственности реализуется на консолидирующей базе социального партнерства социальных сил в рамках либерально-демократического развития и социальной рыночной экономики. Государство управляет социальными отношениями и процессами взаимодействия разнообразных групп интересов. Носители последних также должны быть сильными, так как только сильные могут быть равноответственными за происходящее, за состояние «общественного договора».