Политическая психология как элемент политического сознания.
1. Политическое сознание — наиболее общая категория, характеризующая субъективную сторону политической жизни. По своему содержанию она охватывает чувственные и теоретические, ценностные и нормативные, рациональные и подсознательные, одним словом — все представления граждан, опосредствующие и очеловечивающие их объективные связи как с институтами власти, так и между собой по поводу участия в управлении делами общества и государства. Иными словами, политическое сознание характеризует всю совокупность духовных образований, определяющих способность человека к существованию в политической сфере, его умение выполнять там специфические функции, взаимодействовать с органами управления, нести ответственность за реализацию прав и свобод и т.д. Поэтому от функционирующих в обществе политических представлений субъектов и носителей политических отношений, сложившегося менталитета людей самым непосредственным образом зависит содержание и характер политического процесса, цели и средства режима правления.
Как уже говорилось, собственно политический уровень социальных представлений возникает у человека при сравнении и противопоставлении своих групповых интересов с потребностями других общественных групп, а также при понимании того факта, что их реализация просто недостижима без вступления в определенные отношения с государством, партиями, правящей элитой. Политическое сознание — это саморефлексия социальной (национальной, конфессиональной и проч.) группы, отображение действительности через призму коллективных интересов, измерение групповых потребностей с точки зрения их влияния на все общество, все социальное целое.
Иными словами, политическое сознание возникает на основе осознания человеком своей групповой принадлежности, а также отрефлексированного отношения к явлениям власти, а следовательно, и отнесения себя к определенным политическим позициям (левых ради^^лов, либералов, консерваторов и т.д.). Конечно, эта первичная потребность в политическом осознании своих интересов, инициируемая групповой принадлежностью челоьока, может быть дополнена и
другими соображениями и целями, например потребностью в приобщении к тому или иному популярному политическому движению, членстве в правящей партии или другой престижной ассоциации и т.д. И все же именно на основе осознания своей групповой (двойной, тройной, n-й) идентичности человек обретает контуры политического мышления, уточняет свой гражданский статус субъекта, наделенного теми или иными правами и свободами, возможностями влияния на власть, несения ответственности за свои поступки.
Обусловленность политического сознания объективными групповыми интересами свидетельствует о том, что оно по природе своей не может быть результатом оторванных от жизни кабинетных размышлений, этакой умозрительной формой человеческого мышления. Возникая и развиваясь в связи с осознанием и реализацией реальных интересов, политическое сознание выступает понятийным, оценочным, символическим и иным отображением реальных взаимодействий граждан, достигающих своих властных целей. Поэтому усложнение и обогащение политического сознания зависит не столько от наличия специальных знаний, сколько от практического участия человека в управлении государством, умения обращать отношение с властью в формы своей индивидуальной жизнедеятельности. Поэтому неразвитость политических связей в обществе, сужающая заинтересованность населения в реализации своих гражданских прав и свобод, омертвляет политическое сознание, выключает его из механизмов власти и управления.
Будучи фундаментальной основой политического сознания, групповые воззрения все же не исчерпывают всего его содержания. Политическое сознание непременно включает в себя и межгрупповые, общечеловеческие идеи и представления, чье наличие обусловлено не особенными, а универсальными интересами человека, а также общедемократическими свойствами организации власти. Например, в условиях возникновения новой социальной структуры, в эпоху революционных бурь во взглядах людей преобладают ярко выраженные групповые воззрения и доминанты. В условиях же, аналогичных ныне переживаемому человечеством этапу, превалируют общецивилизационные ценности, без приоритета которых ни одна из групп не может достичь своих специфических интересов. Помимо этого в содержание политического сознания включаются и индивидуальные воззрения, характеризующие персональные особенности понимания человеком своих групповых интересов и его политических позиций.
Наличие и степень влияния общечеловеческих и индивидуальных воззрений и ориентиров в политическом сознании отражают открытый характер последнего, т.е. способность к восприятию чужого социального опыта, инокультурных ценностей и традиций. Заточенные же в рамках только корпоративных, локальных, групповых норм и целей политические взгляды человека являют собой закрытый тип политического сознания.
Таким образом, было бы в равной степени ошибочно сводить все содержание политических воззрений к групповому (например, классовому) знаменателю, а с другой стороны, растворять его в общедемократических или сугубо индивидуальных представлениях. -Если первая позиция постоянно встречается в догматических интерпретациях марксистского учения, то вторая, как правило, свойственна для многих течений в западной политической теории, где в целях принижения идейно-групповой природы политического сознания нередко используются другие базовые категории (например, "вера"; "мышление", "убеждение" и др.).
Формируется политическое сознание сложным и противоречивым путем. Было бы большим упрощением считать, что оно — как традиционно тракто-
валось в марксизме — "вносится" в массы специальными идеологическими представителями класса. На деле формирование политического сознания осуществляется у любого — в том числе и массового — субъекта либо путем критического осмысления социальной действительности, постепенной рационализации чувственных представлений людей, обобщения имеющейся у них информации; либо за счет осознания целей партийного или политического движения, т.е. присоединения к уже сформулированным оценкам и нормам гражданского поведения; либо путем эмоционального приобщения к в.ере в справедливость тех или иных политических идеалов. Причем, объективная принадлежность человека к тем или иным группам отнюдь не означает, что у него сформируется соответствующее данным интересам политическое сознание. Политические воззрения обладают достаточно высокой независимостью и самостоятельностью по отношению к социально-экономическим факторам.
Вместе с тем, ни один из указанных путей не гарантирует складывания собственно политических воззрений у человека. Даже осуществление политических функций может быть не связано с уяснением людьми своего общественного положения, нарастанием индивидуальной сознательности, умением занять политическую позицию. Иными словами, даже взаимодействуя в политической жизни, человек вполне может руководствоваться предполитиче-скими, потестарными (potestas — власть) воззрениями, в основе которых лежит не осознанная идентификация, а повседневная, бытовая приобщенность к земляческим, этническим и иным подобного рода общностям, предполагающим не идейную, а поверхностную, сугубо эмоциональную духовную связь своих членов. Потестарность сознания означает не творческую выработку политических позиций человека, а механическое воспроизведение им заданных властью (или же группой) оценок и форм поведения, постоянное сползание к сугубо эмоциональному видению политической жизни, отношению к своим политическим правам, как к долгу перед обществом. На почве такой полной деиндивидуализации личности, ее растворенности в "единой крови" общины постоянно рождаются болезненные этнофобии, экстремизм, разъедающее душу человека холопство.
Так или иначе, но только практика может свидетельствовать, руководствуется ли человек осознанно-групповыми или же потестарными взглядами, возвысил ли он свою субъективность до понимания политических целей группы или общества или же нет. В свою очередь и собственно политические воззрения людей могут отличаться по глубине и полноте осознания социальных и национальных интересов, степени стереотипизации, творческим свойствам и т.д. От качества политических взглядов элиты и электората зависит полнота и эффективность выполняемых ими функций (а также и результативность функций, осуществляемых политическим сознанием в деле организации и отправления власти).
В целом в организации и функционировании власти политическое сознание выполняет следующие функции: когнитивную, выражающую потребность человека и общества в отражении и уточнении групповых и общеколлективных интересов; идеологическую, характеризующую потребность в защите интересов группы или общества в целом; коммуникативную, обеспечивающую взаимодействие субъектов и носителей политических отношений между собой и с институтами власти; прогностическую,выражающую способность группы или общества к гипотетической оценке возможного развития политических процессов и воспитательную,задающую политической активности людей желательную для общества или группы направленность, соответствующую тем или иным идеалам класса, нации, государства.
20-4178:
Степень полноты и характер реализации функций политического сознания зависят от многих причин, но прежде всего от того, осуществляются ли они в стабильных или нестабильных общественных условиях. Так, например, в переходных общественных условиях, когда в политическую жизнь включаются нетрадиционные группы, активно ищущие пути реализации своих властно значимых интересов, резко увеличивается роль идеологической функции, но ослабевает коммуникативная функция политического сознания, что отражает несовместимость интересов и позиций различных политических субъектов. В нестабильных условиях также падает политическое значение различного рода прогнозов, особенно долгосрочных; основная нагрузка ложится на политическое сознание элитарных кругов; при постановке общественных целей и требований увеличивается значение нормативных (в противоположность ценностным) ориентиров политического поведения.
Выполнение столь важных функций в деле организации и осуществления власти раскрывает содержание политического сознания как фактора политического поведения массового, группового и индивидуального субъектов. Поэтому все многообразие форм и образований политического сознания рассматривается в политологии главным образом, как субъективный элемент стимулирования политических действий классов, наций, элит, лидеров, рядовых граждан и других субъектов политических отношений.
Так, применительно к политическому поведению индивида принято выделять рациональные, рационально-ценностные, аффективные, а также традиционные формы политической мотивации (М.Вебер). В зависимости же от характера сознательной мотивации действий граждан в сфере власти выделяют открытые(носящие характер прямого политического действия, например, участие в выборах, партийных акциях и т.д.) и закрытые (уклонение от выполнения гражданских обязанностей, абсентеизм) формы политического поведения; нормативные(ориентирующиеся на господствующие или официальные нормы и девиантные(отклоняющиеся от доминирующих норм); традиционные(где доминируют рутинные, постоянно воспроизводящиеся мотивы) и инновационные(с преобладанием творческих, самодеятельных мотивов) формы политического поведения.
Для раскрытия особенностей политического поведения социальных и национальных групп и иных макросоциальных общностей важны мотивацион-ные особенности таких форм политического сознания, как политическая идеология и политическая психология.
2. Со времени введения французским ученым Де Тресси (1754—1836) термина "идеология" в научный оборот в политической теории сложились различные взгляды на это духовное явление. В частности, марксизм исходит из обусловленности идеологических доктрин материальными условиями жизнедеятельности общественных групп, в силу чего они характеризуются как теоретические представления, защищающие эти общеколлективные интересы. Формирование идеологии связывается здесь с деятельностью специализированного коллективного субъекта. В зависимости от места, занимаемого группой в общественных отношениях (если, к примеру, класс обладает интересами, совпадающими с ведущими тенденциями общественного прогресса), марксизм признает возможность выполнения идеологией функций научного знания.
В отличие от канонических позиций марксизма в западной политологии не прекращаются дискуссии об источниках и статусе идеологических течений. Так, для приверженцев неоанархизма идеология выступает как порождение
массового сознания. Либерально-позитивистская традиция, гиперболизируя идеологию, интерпретирует ее как надысторическое явление, существующее вне зависимости от социальных и политических условий; неомакиавеллисты (Р.Моска, Р.Михельс, В.Парето) склонны даже эстетические или религиозные формы сознания трактовать как специфические формы проявления политической идеологии, порожденные нуждами легитимизации власти. В то же время широко распространены и взгляды, характеризующие идеологию как "служанку власти", не имеющую в политике сколь-нибудь серьезного веса и значения.
Вместе с тем, несмотря на известный релятивизм, в западной политологии все же сложился ряд устойчивых позиций по отношению к идеологии. Так, принципиальной позицией является бескомпромиссное разведение идеологии и науки, отрицание за идеологией познавательных функций. Еще М.Ве-бер относил идеологию, как и иные мировоззренческие и религиозные образования к области веры, отрицая, тем самым, даже постановку вопроса о ее научности. Признанный авторитет в этой области К.Мангейм вслед за Вебером рассматривал любую идеологию как неадекватное отображение действительности, как совокупность идей, сознательно скрывающих истинное положение вещей. Весьма распространенным является также и сугубо функциональное толкование идеологии как инструмента интеграции общности (О.Лемберг, Т.Парсонс и др.), оставляющее в тени ее социально-исторические источники и детерминанты. Нередко идеология сводится к психологии отдельных групп и индивидов (Р.Пайпс, В.Старк, Л.Браун и др.).
Если суммировать рациональные оценки и подходы к толкованию данной формы политического сознания, то можно сказать, что политическая идеология представляет собой систематизированную совокупность идейных воззрений, выражающих и защищающихинтересы той или инойобщественной группы и требующих подчинения индивидуальных помыслов ипоступков как можно большего числа людей соответствующим целями задачам использования власти.Коротко говоря, политическая идеология — это доктрина, обосновывающая притязания какой-либо группы на власть или ее использование и предусматривающая поэтому ту или иную стратегию политических действий.
В отличие от науки (чьей задачей является поиск истины) функции идеологии прежде всего сводятся к овладению массовым политическим сознанием населения, к внедрению в него своих критериев оценки настоящего и будущего развития общества, определению целей и задач, по которым люди должны ориентироваться в политическом пространстве. Обладая ярко выраженным групповым характером, идеология должна создавать позитивный образ проводимой (или предлагаемой населению) политической линии, ее соответствия интересам того или иного класса, нации, государства. При этом идеология должна не столько заниматься пропагандированием, распространением тех или иных идеалов и ценностей, сколько стимулировать целенаправленные действия и поступки граждан, партий и других политических ассоциаций.
Выполняя свои политические функции, идеология стремится сплотить, интегрировать общество либо на базе интересов какой-либо социальной или национальной группы (например, среднего класса, граждан коренной национальности и т.д.), либо на почве сознательно сформулированных целей, не опирающихся на определенные социально-экономические страты или группы населения (например, идеология анархизма, нацизма и др.). Способность реально интегрировать население общества будет непосредственно зависеть от
того, насколько идеи и положения идеологии соответствуют обыденным взглядам и представлениям людей о предпочтительном стиле жизни, а также и от того, найдет ли данная доктрина адекватные уровню общественного сознания формы интерпретации своих теоретически заключений.
Помимо рациональных, теоретически обоснованных положений, любая идеология предполагает некий отлет от действительности, содержит те цели и идеалы, которые населению предлагается воспринимать на веру. В меньшей степени таким налетом коллективных верований обладают официальные идеологии, направляющие реальный курс государственной политики и потому в основном приукрашивающие действительность и инициирующие апологетические настроения. Большей же предрасположенностью к утопическим предположениям обладают идеологии оппозиционных сил, как правило, ожидающие от власти значительно больше, чем она может дать, и стремящиеся с помощью красивого идеала привлечь к себе больше сторонников.
Рассматривая идеологию как форму мотивации политического поведения групповых субъектов, надо отметить, что в демократических системах она используется преимущественно лишь на этапах, связанных с концептуализацией групповых интересов и их введением в политическую жизнь. Стремление же абсолютизировать ее роль, т.е. подчинить ей нравственные, правовые, культурные и иные духовные регуляторы политических отношений на постоянной основе, по существу порождает т.н. "идеократическое" (тоталитарное) общество, пытающееся насильственно утвердить идеалы господствующей идеологии в сознании граждан и в практической жизни.
Поскольку политическая идеология представляет собой духовное образование, специально предназначенное для целевой и идейной ориентации политического поведения, необходимо различать следующие уровни ее функционирования: теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, раскрывающие интересы и идеалы того или иного класса, слоя, нации, государства; программно-политический,где социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты и являют собой идейную основу для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения масс. Данный уровень функционирования идеологии непосредственно связан с деятельностью партий, союзов, объединений, созданных для трансляции политических требований приверженцев данной идеологии. Учитывая политический вес связанных с идеологией институтов власти, и саму ее трактуют как "конституирующий элемент политики" ; актуализированный,который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии и характер их воплощения в тех или иных формах политического участия. Этот уровень может характеризовать довольно широкий спектр вариантов интериоризации идеологии: от легкой смены идеологических позиций до восприятия людьми своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров. Идеологии, обладающие большим мировоззренческим значением и способные упорядочить в сознании людей ход истории, определить принципы их социального мышления, являются "тотальными" (К.Мангейм) или "парадигматическими" (Н.Пуланзас).
Субъекты и носители политических отношений, руководствующиеся идеологическими ценностями и целями и взаимодействующие между собой,
Manning D., Robinson T. The place of ideology in politikal life L.: Croom Helm, 1985. P. 52.
создают т.н. коммуникативное пространствополитики. Непрерывный обмен теми или иными подходами, оценками и суждениями об одних и тех же или различных политических событиях политическими субъектами, дебаты по политической "повестке дня" (т.е. определение группы вопросов, являющейся наиболее важной для нахождения путей использования власти) и другие аспекты взаимодействия групп и граждан способствуют рождению и распаду идеологий, новому синтезу идейных течений, постоянному усложнению моти-вационной сферы политического поведения.
В современных условиях разительный прогресс западных индустриальных обществ, новая роль средних слоев, социокультурный прогресс мирового сообщества радикальным образом повлияли на содержание коммуникативного процесса и его характер. Так, падение тоталитарных режимов в бывшем СССР и ряде стран Восточной Европы послужило мощным толчком падения авторитета и роли "левых" идеологий. Прежде всего это коснулось идеологии марксизма-ленинизма.
Возникнув а середине XIX века и будучи обусловлено начальным, наиболее острым этапом борьбы рабочего класса и буржуазии, это учение особое внимание уделяло революционным методам перехода от капитализма к социализму, обоснованию диктатуры пролетариата, разработке стратегии и тактики революционного рабочего движения. Не говоря даже о внутренних противоречиях теоретического метода Маркса, в значительной мере предопределивших малореалистическое и весьма поверхностное видение исторического процесса, надо отметить, что по сути на всем протяжении идейной эволюции данной доктрины ее приверженцам — и особенно "марксистам-ленинцам" как наиболее односторонним интерпретаторам и догматическим последователям этих идей — так и не удалось выйти за рамки философии насилия, ориентации на силовые методы упрочения социализма и коммунизма. Как одна из самых конфронтационных идеологий, марксизм-ленинизм, отгородив себя от интеллектуального и культурного общения с иными системами политических воззрений, обрек себя на неминуемое духовное вымирание и вытеснение с политической арены. К сожалению, ряд современных попыток рекон-цептуализировать марксистское учение, придать его политическим идеям привлекательность в глазах населения России свидетельствует о его сближении с националистическими и шовинистическими течениями, т.е. возрождении на отечественной почве печальной памяти национал-социализма — той доктрины, для которой насилие было альфой и омегой всех политических устремлений.
В отличие от марксизма социал-демократическая идеология исходила и исходит из приоритета постепенности исторической эволюции общества в направлении строя социальной справедливости и равенства граждан независимо от их общественного положения, сохранения при этом социального и межгосударственного мира. Представления о постепенном реформировании буржуазного общества, необходимости отказа от классовой борьбы неразрывно связывались в этой доктрине с понимаем первостепенной значимости народной власти в политической и экономической жизни, усилением социальной защищенности трудящихся и поощрением рабочего самоуправления. Социал-демократии присуща и сильная акцентация этических стимулов политического развития, отрицание социальных преимуществ граждан при толковании их прав и свобод. Основную теоретическую платформу этой идеологии составляют категории справедливости, свободы и солидарности.
Проповедуемая социал-демократами концепция"социального партнерства", заменившая, а отчасти и усовершенствовавшая идею классового противо-
борства, показала себя в условиях стабильного развития западных стран как более предпочтительная, чем марксизм, программа политического движения. В то же время неосуществленность выдвигавшихся социал-демократией идей (концепций "демократического социализма", "государства всеобщего благосостояния"), неубедительность политических интерпретаций современной роли средних слоев, решение проблем наемного труда, социальных последствий технологического рывка в развитых индустриальных странах и ряд других теоретических просчетов, в значительной мере порожденных традиционным отношением к смыслу и содержанию общественного прогресса, серьезно подорвали влияние данного идеологического течения. Серьезную роль в ослаблении авторитета социал-демократии сыграло и крушение тоталитарных режимов в конце 80-х годов, рассматривавшееся общественным мнением как поражение родственной ей идеологии.
На фоне ослабления политической роли "левых" идеологий заметно усилили свое идейное влияние либеральная (неолиберальная) и консервативная(неоконсервативная) идеологии. Прежде всего это связано с поддержкой этими доктринами тех ценностей и понятий, которые в современных условиях лежат в основании демократической организации власти в обществе и взаимоотношений государства и гражданина.
Так, либерализм еще на начальных этапах своего формирования, унаследовав идейное богатство Д.Локка, А.Смита, Т.Гоббса, связывавших свободу личности с уважением основополагающих прав человека, а также с системой частного владения, положил в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства. Соответственно ведущими политическими идеями либерализма выступали правовое равенство граждан, договорная природа государства, а впоследствии и равноправие соперничающих в политике "профессиональных, экономических, религиозных, политических ассоциаций, ни одна из которых" не должна иметь "морального превосходства и практического преобладания над другими" . Хотя до середины XX в. либералы предпочитали избегать употребления термина "демократия" (оберегая таким образом ведущую для них ценность — частную собственность), то впоследствии, отдавая должное социальным функциям государства, стали уделять демократическим ценностям значительно большее внимание. Важнейшим достоинством политической системы провозглашалась справедливость, а правительства — ориентация на моральные качества гражданина. В основу политической программы неолибералов легли идеи консенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия политических решений. В отличие от прежних ориентации на механические принципы определения демократичности (по большинству) ведущим значением стали обладать плюралистические формы организации политической жизни. Причем Р.Даль, Ч.Линдблюм и др. неоплюралисты считают, что чем слабее правление большинства, тем оно больше соответствует принципам либерализма. Правда, представители праволибераль-ных течений (Ф.Хайек, Д.Эшер, Г.Олсон) полагают, что при плюрализме способны сформироваться механизмы экспроприации большинством богатого меньшинства, что может поставить под угрозу основополагающие принципы либерализма.
На либеральной идейной основе получили развитие многообразные теории политического участия, партисипаторной демократии, а также элитар-
Coker F.-W. Pluralism. — Encyclopaedia of the Social Sciences. Vol.12, N.Y., 1934.
p.m.
ные концепции, что подкрепило популярность либерализма среди сторонников различных моделей политического устройства общества.
В противоположность либерализму консервативная идеология, также поддерживая основополагающие принципы устройства общества на основе частного владения, сделала акцент на обеспечении стабильности капиталистических отношений. Фундаментальная идея консерватизма, сформулированная еще Э.Берком в "Размышлениях о французской революции" (1790),состояла в признании противоестественности сознательного переустройства общества. В русле такого подхода ценности свободы, равенства и прогресса утрачивали свою первопричинность по сравнению с идеями традиционализма, преемственности, иерархичности, аристократизма. Политическими следствиями таких установок явились воззрения, понимавшие свободу как послушание государству, утверждавшие незыблемость институтов власти капиталистического общества, защищавшие "естественные" привилегии власть предержащих. С течением времени на базе этих идей даже сформировалось особое течение — либертализм, основывающийся на ценностях крайнего индивидуализма и отрицании политического вмешательства в предпринимательскую деятельность.
Во второй половине XX в. социально-экономические и политические изменения в мире заставили консерваторов перейти к более сложной аргументации в апологетике западного образа жизни и демократии. Неоконсервативное течение (Д.Белл, З.Бжезинский, Н.Подгорец, Н.Кристолл) сделало упор на требование укрепления законности и порядка, противостояние любым начинаниям, способным подорвать стабильность политической системы Запада и уменьшить власть представителей крупного капитала. В русле этих требований звучали призывы усилить элитарный характер политического руководства, ввести механизмы сознательного распределения прав и властных полномочий граждан в соответствии с их индивидуальными достоинствами. Но даже такое переформулирование демократической идеи консерваторы пытались обосновать нормами индивидуальной морали, нравственной ответственности управляющих. Так, выступая против "государства социального благоденствия", теоретики неоконсерватизма указывали на его связь с развитием эгоцентризма и иждивенчества, ослаблением традиционных интеграторов общества (например, внутрисемейных уз и связей), что в конечном счете может привести к перекладыванию человеком своей индивидуальной ответственности на государство и к снижению его гражданской активности. Умение связать понятные каждому и распространенные в обществе ценности с целями политической эволюции западного общества в немалой степени обусловили авторитет консервативной (неоконсервативной) идеологии в общественном мнении.
Чуткость граждан к индивидуально-этическим, ценностно-культурным аргументам и доводам в значительной мере повлияла и на популярность хри-стианско-демократической идеологии, связывающей политическое развитие с деятельностью свободных и равноправных граждан, руководствующихся в своем поведении нормами религиозной морали. Взаимодействуя с либерально-консервативными идеологиями, эти воззрения оказывают решающее воздействие на массовые умонастроения в странах Запада. Под их влиянием в развитых индустриальных странах формируется новый политический менталитет, сочетающий взгляды и ценности, нормы и суждения людей о свободе, власти, средствах руководства и управления, ранее относящихся к отдельным идеологическим доктринам. Радикалистские же, конфронтационные и догматические идеологии пользуются популярностью у крайне узкого круга людей и находятся, по сути, на периферии политической жизни. Причем по мере демок-
ратизации этих обществ сам статус идеологии, как формы ценностно-групповой ориентации в политике, постепенно уступает свое место индивидуальным позициям граждан.
В то же время в переходных общественных системах, а также в странах с высокой социально-классовой поляризацией населения, где высок удельный вес и влияние маргинальных слоев, спор идеологий является ведущей линией в эволюции политических режимов. Здесь значительное место занимают ра-дикалистские идеологии (марксизм-ленинизм, неотроцкизм, различные направления фашистской идеологии, идейные модификации "новых левых" и "новых правых", теократические разновидности реакционных, фундаменталистских учений и др.;), предлагающие "хирургические" методы для решения общественных и политических противоречий.
8. Политическая идеология оказывает активное воздействие на общество, соединяясь с психологией людей. Политическая психология, таким образом, представляет собой практическое сознание субъекта властных отношений. Иначе говоря, это та совокупность духовных образований, которая способствует выработке у человека непосредственных мотивов и установок политического поведения. Если идеология является продуктом специализированного сознания, теоретической деятельности группы, то психология формируется в процессе непосредственной активности граждан, на основании их практического взаимодействия между собой и с институтами власти. Поэтому в содержании политической психологии доминирующую роль играют чувственные и эмоциональные элементы сознания, которые ориентируют ее, как правило, на отражение не перспективных, а насущных интересов людей. Хотя здравый смысл, заложенный в политических эмоциях, позволяет им подчас весьма точно и тонко отражать политические взаимоотношения различных сил, правильно определять перспективу деятельности партий и государства.
С функциональной точки зрения политическая психология демонстрирует, насколько переживания и надежды, положительные эмоции и разочарования людей онаучены и систематизированы идеологическим влиянием, насколько целенаправленно они отражают групповые и общезначимые интересы. И в общем-то идеологическая доктрина не всегда становится решающим фактором, определяющим содержание политических эмоций граждан. Тем более, что психология испытывает влияние различных идеологий и складывается в процессе их противоборства. Потому-то реальное содержание политических чувств является показателем духовной консолидаризированности класса, нации, государства как субъектов власти, их способности к выполнению тех или иных политических функций.
Таким образом, круг связанных с изучением политической психологии проблем весьма обширен: от механизмов вызревания у индивида психологических потребностей во власти и политике до исследования чувственных коллизий при принятии управленческих решений. Но, несмотря на то, что интерес к этим проблемам постоянно подогревался политической практикой, первый специализированный труд в этой области появился только в 1930 г. (Г.Лас-велл, Психопатология и политика). С тех пор было немало сделано для систематизации человеческих представлений об этой сфере политического сознания. Но как самостоятельная наука политическая психология сложилась только в 60—70-х годах XX в. в русле западной политической мысли. Ее теоретическим фундаментом явились политическая философия (классическая традиция представлена здесь именами Т.Гоббса, Дж.Локка, Г.Спенсера,
А.Смита и др., а достижения новейшей политической истории — трудами А.Тойнби, Дж.Оруэлла, П.Сорокина, Т.Парсонса), политическая социология и социальная психология (в аспекте изучения ими движения норм и ценностей), а также политическая наука (точнее — ее поведенческая отрасль, изучающая психологические механизмы, регулирующие поведение людей в политическом процессе) . Объектом же политической психологии можно считать рефлекторные и рефлексивные механизмы формирования политических представлений у массовых, групповых и индивидуальных субъектов власти, тонкие нити, связующие их мышление и практическую активность в стабильных и нестабильных политических процессах, международных и внутриполитических отношениях.
С содержательной точки зрения в политической психологии можно выделить устойчивую часть (здравый смысл, психологический склад этноса, нравы и т.д.) и часть более подвижную, динамичную, наиболее чуткую к бегу времени, следующую за каждым поворотом политической жизни (переживания, эмоции, чувства, ожидания). Преобладание устойчивых эмоций, стерео-типизация чувств уменьшает потребность человека в политической информации, снижает потенциал его политического участия. Более того, закрепившиеся на уровне нравов и ск<