Какова основная цель привлечения общественности к решению проблем лесного хозяйства?
Главная цель при совместной разработке проекта плана лесопользования и лесоуправления заключается в выработке согласованного мнения между общественностью и государственными органами на каждой стадии обсуждения. Поэтому в процессе работы все заинтересованные представители общественности определяют одно или несколько лиц, которые будут представлять их интересы в переговорном процессе и поиске согласованного решения. В обсуждении могут быть использованы такие различные подходы, как: образование совместных комитетов, проведение рабочих совещаний (семинаров) представителей и др.
Компетенция государственных органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации связана с разработкой региональных программ по развитию лесного хозяйства, совершенствованию лесного законодательства, установлению по согласованию с органами местного самоуправления принципов определения ставок лесных податей и арендной платы и т.д. В этом отношении управления в субъекте Российской Федерации может быть представлен в качестве:
- участника, напрямую зависящего от принятого решения;
- органа, осуществляющего техническое и административное (управленческое) обеспечение процесса;
- органа, принимающего решение на уровне субъекта.
В соответствии с законом «Об информации, информатизации и защите информации» органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организации.
Многие международные организации такие, как: Мировой фонд дикой природы (WWF), Международный союз охраны природы (MCN), Гринпис и другие – ведут большую работу в отношении охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Действенным инструментом деятельности этих организации является привлечение общественности для выработки направленной природоохранной политики и управления, планов использования ресурсов, определения налоговой политики и т.д.
Такое участие общественности в принятии решений по использованию природных (лесных) ресурсов достаточно развито в большинстве зарубежных стран. Оно позволяет государственным органам лучше понять интересы различных групп населения и через диалог найти согласованное мнение по рассматриваемым проблемам.
Конституция РФ каждому гарантирует свободу мысли и слова; право свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом; свобода массовой информации; право на объединение с гарантированной свободой деятельности общественных объединений.
Лесным кодексом Российской Федерации (2006) предусмотрена возможность участия граждан и общественных объединений в деятельности по обеспечению рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов. Однако в России пока отсутствует серьезный опыт вовлечения общественности в обсуждение проблем, связанных с лесами.
«Общественность» в русском языке определяется как «передовая часть общества, выражающая его мнение». Однако многообразие мнений не позволяет в полной мере принять такое определение.
Сохранение и развитие целостности лесного хозяйства России как одной из традиционных экономических, исторических и культурных основ российской государственности требует заинтересованного участия общественности в судьбе лесных богатств страны, поскольку владение, распоряжение и пользование лесным фондом осуществляются в интересах всех народов Российской Федерации. Участие общественности может быть выражено в различных формах: разработка проектов лесных законодательных и иных нормативных актов, обсуждение вопросов региональной лесной политики, рассмотрение программ деятельности органов лесного хозяйства и принятий решений в области использования лесных ресурсов.
Вовлечение общественности в процесс планирования имеет особенности, вызванные открытостью многих документов и средств связи, возможностью встречи с лицами, вырабатывающими групповых обсуждений и действий и т.д. В этой связи необходимо создание информационного поля в лесном секторе экономики для всенародного обсуждения проблем российского леса. Это может быть обеспечено созданием условий для эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов.