В чем заключаются позитивные и негативные стороны привлечения общественности к совместной работе?

Привлечение общественности к выработке решений по проблемам лесного хозяйства имеет свои позитивные и негативные стороны.

К отрицательным сторонам чаще всего относят такие, как: подверженность сомнению профессиональных качеств и деятельности работников государственных органов, низкий уровень знаний по обсуждаемому предмету представителей общественности и др.

К положительным моментам чаще относят то, что представители общественности активно побуждают специалистов по –новому взглянуть на привычные вещи, отказаться от подходов типа или/ или, создавать эффективные межотраслевые рабочие группы для решения жизненной важных проблем. Кроме того, они опосредованно заставляют представителей государственных органов постоянно повышать свой образовательный, культурный и информационный уровень, предметно изучать законодательные и иные нормативные и правовые документы, более тщательно готовить проектные документы, овладевать навыками публичных выступлений, аргументированного ведения дискуссии, уважения мнения оппонента, поиска согласованного решения проблемы.

Специалисты в области связи государственных органов с общественностью многих развитых стран мира пришли к выводу, что положительных моментов все- таки намного больше, чем отрицательных. В связи с этим вовлечение общественности они считают необходимой составной частью планирования и выработки решений на основе совместного обсуждения данных и информации по интересующему вопросу.

72.Каковы основные этапы организации и осуществления совместной работы государственных органов с общественностью?

Разработку лесного плана осуществляют органы лесного хозяйства по данным материалов лесоустройства. Планы рассматриваются местными (региональными) органами власти совместно с владельцами лесного фонда и затем утверждаются. Общественность зачастую слабо информируется о проводимой работе, что приводит к нареканиям в адрес органов управления лесным хозяйством. Поэтому чрезвычайно актуально построение информационной сети (местное радио.Телевидение, печать) для связи общества, в первую очередь, с лесоустроительными предприятиями – разработчиками плана организации и ведения лесного хозяйства на местном или региональном уровне.

Процесс лесного планирования по любой проблеме лесного хозяйства, лесопользования и лесоуправления и т.д. чаще всего можно представить в виде 9 этапов, на каждом из которых представители общественности могут себя проявить.

1. Предплановая подготовка/ Соглашение о разработке плана.

2. Инициация плана/ Документ, описывающий начальные условия («правила игры»).

3. Сбор информации/Информационные доклады о ресурсах.

4. Разработка сценарии/Варианты плана.

5. Выработка согласованного решения/Согласованное решение.

6. Утверждение/Протокол.

7. Осуществление плана.

8. Мониторинг и пересмотр плана/Доклад по результатам мониторинга.

9. Внесение поправок/Поправленный план

Государственные органы управления лесным хозяйством должны пропагандировать свою деятельность, объясняя общественности цели и задачи лесного хозяйства, лесоуправления, планирования организации и ведения лесного хозяйства, лесопользования. На основе взаимопонимания легче найти согласованное решение.

Работу по выработке лесного плана лучше всего начать с объявления о его подготовке, при необходимости указать, в какой форме возможна совместная работа над ним. Трудно ожидать немедленного широкомасштабного отклика, на которой рассчитывают государственные органы.

В немногих странах мира жители знакомы или имеют в напечатанном виде документ, объясняющую технологию планирования, либо популярное изложение стратегии ведения лесного хозяйства со всеми плюсами и минусами деятельности государственных органов управления лесами на данной территории. Поэтому необходимо доводить до общественности состояние проблемы на текущий момент. Один из возможных путей – издание одностраничного информационного бюллетеня о состоянии лесов конкретной местности (района), где будут представлены основные данные о лесном фонде, схема размещения лесных ресурсов, диаграммы лесопользования, лесовосстановления, состояния охраны и защиты леса т.д.

Много полезных критических замечаний можно получить от отдельных лиц и организаций, непосредственно не участвовавших в подготовке плана. Доклад о подготовленном плане может снять многие спорные или неизвестные слушателям положения, направить дальнейшее обсуждение в конструктивное русло. Такие общественные слушания необходимо протоколировать, а важные замечания принимать к дальнейшему рассмотрению.

Обмен мнениями, помимо указанных выше форм (через средства массовой информации), может быть дополнен анкетированием или иной целенаправленной деятельностью. Психологический важным аспектом обмена мнениями является устранение или снижение остроты конфронтации между общественностью и специалистами, между людьми, дающими информацию, и людьми, ее получающими.

Общественность необходимо информировать в первую очередь о проводимых в соответствии с планом лесохозяйственных мероприятиях или деятельности по управлению лесами, включая вопросы охраны лесов от пожаров, лесовосстановления, правил и норм лесопользования. Подготовленное общественное мнение будет лучше коррелировать с оценкой деятельности государственных органов в области лесоуправления, даваемой другими государственными учреждениями. В то же время технические аспекты деятельности лесохозяйственных организаций и предприятий должны оценивать специалисты, и результаты их оценки следует учитывать отдельно.

Основные проблемы и расхождения во взглядах чаще всего возникают при обсуждении плана рубок (объема, размещения и т.д.). Здесь большую помощь органам управления лесным хозяйством могут оказать лесные вузы, техникумы. Научно- исследовательские учреждения, опытные лесничества, организовав семинары по разъяснению целей и задач лесного хозяйства. Их помощь может проявляться и в такой форме, как разработка альтернативных планов.

Самый сложный этап планирования – процесс выбора наиболее приемлемого и эффективного плана. Мировая практика не знает примеров создания идеальных планов, удовлетворяющих все заинтересованные группы и отдельных лиц.

Наши рекомендации