Мировой опыт по вопросам политики занятости

Различают следующие модели государственной молодежной политики: шведская, японская, американская и немецкая модели.

Шведская модель основана на концепции «солидарности» и «социального гражданства» при активной социально-экономической роли государства, расширенной системы социальных гарантий и высокого уровня налогообложения. Отличается стремлением к полной занятости через системы переподготовки, общественных работ и молодежной практики. Суть молодежной политики в том, что молодежь, которая не нашла работу, обеспечивается рабочими местами, расходы на которые работодателям компенсирует государство. Шведская модель «полной занятости» ориентирована на уровень безработицы не более 3%.

Главное преимущество шведской модели – сочетание относительно высоких темпов экономического роста с высоким уровнем полной занятости и благосостояния населения. Такая политика рассчитана на государственные средства, при дефиците которых наступает спад производства, что влечет за собой увольнение персонала.

Содействие занятости молодежи обеспечивается также за счет развития программ содействия развитию малого и среднего бизнеса путем включения соответствующих сумм финансовой помощи в программы занятости. В Швеции с 1984 г. действовала программа предоставления предпринимателям специальных субсидий на заработную плату трудоустроенной молодежи и безработным. Срок субсидий не превышал 6 месяцев, а их размер равен 50% расходов на заработную плату данной категории работников. В 1986 г. в программу были введены определенную дифференциацию: для молодежи срок субсидий составлял до 4 месяцев, для лиц старше 24 лет и тех, которые не имели работы длительное время – до 6 месяцев для остальных категорий безработных – до 3 месяцев.

Самостоятельная занятость и малое предпринимательство рассматриваются как действенное средство обеспечения занятости. На открытие собственного бизнеса предоставляются субсидии при условии разработки конкурентоспособного бизнес-плана. Стартовый капитал может быть обеспечен владельцем лишь на 10% (до 70% – государственными субсидиями и на 20% – кредитами), а если предприятие не приносит прибыли, то на 4 года освобождается от налога.

Таким образом, предоставляя простые социальные гарантии, стимулируя работодателей, поддерживая развитие предпринимательства, государство смогло создать благоприятные для молодежи условия труда и реализации своих возможностей.

Японская модель основана на «пожизненного найма» в крупных корпорациях, непрерывном обучении и оплате труда в зависимости от стажа работы. К выбору места работы выпускники вузов подходят ответственно, потому что компания, скорее всего, станет для них работодателем на всю жизнь, но это условие не прописано ни в одном коллективном соглашении. Только крупные компании могут позволить себе обеспечить гарантиями «пожизненного найма» свой персонал. Такая система предполагает, что каждый год в конце зимы из числа будущих выпускников колледжей отбираются потенциальные работники, которые в случае прохождения полугодового испытательного срока присоединяются к компании. Зато их уволят разве что в случае серьезного нарушения этики. Японская система является примером сочетания интересов работников и работодателей в рамках компании, максимально мобилизует потенциал наемных работников на достижение высоких производственных показателей.

Японская система базируется на потребности субъектов хозяйствования в молодых кадрах и их желании воспитывать молодежь в соответствии с требованиями организации. Обычно новый сотрудник проводит от шести месяцев до года в каждом из крупных подразделений фирмы. Вследствие этого через несколько лет молодой сотрудник будет знать все аспекты деятельности организации. Именно такие знания позволяют компаниям быть более продуктивными.

Американская модель. В компаниях с американской системой все держится на личных достижениях человека, умении молодых людей действовать самостоятельно, проявлять инициативу и принимать решения на всех уровнях своей карьеры.

В США действуют льготы по налогообложению прибыли: база налогообложения уменьшается на сумму средств, направляемых предпринимателями на создание специализированных рабочих мест, обучение наемных работников профессиям или повышение квалификации. В 70-х годах ХХ ст. в стране был принят Закон «Об инвестициях в трудовые ресурсы», согласно которому предприятия, которые осуществляют профессиональную подготовку отдельных неконкурентоспособных категорий граждан (молодежи без образования или с низким образовательным уровнем, одиноких женщин с детьми, лиц предпенсионного возраста и т.д. и др.).могут получить скидку по налогу на прибыль в размере 7-10% (по усмотрению штата). Закон также стимулирует трудоустройство указанных категорий, в т. ч. молодежи Если предприятие после профессионального обучения принимает такое лицо на работу, то в течение двух лет он имеет право на налоговую льготу в размере 4,5 тыс. дол.в год в расчете на одного принятого. Суммы, направляемые предприятиями на профессиональное образование молодежи, полностью освобождаются от налогообложения.

Немецкая модель. По обеспечению занятости молодежи, в ФРГ за каждого принятого на работу неквалифицированного работника предприятию выплачивается единовременное дотация, а за каждого дополнительно принятого молодого работника в возрасте 16-26 лет предоставляются налоговые льготы. Кроме того, осуществляется прямое финансирование фирм, осуществляющих профессиональную подготовку молодежи. Контракт, который заключается молодым работником с фирмой с целью получения профессионального образования, предусматривает предоставление ему возможности обучения на базе фирмы с помощью ее сотрудников, а он, в свою очередь, обязуется получить образование и осуществить связанные с этим расходы, которые компенсируются работнику Федеральным ведомством по труду.

Таким образом, опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что масштабы вмешательства государства в систему рынка труда являются значительными. При этом особое направление политики занятости в указанной группе стран составляют мероприятия по трудоустройству молодежи, которая не имеет профессиональной подготовки. Государство стимулирует работодателей к приему на работу указанной категории путем предоставления им специальных гарантий, субсидий, налоговых льгот и т.п..

1. Рынок, его сущность. Структура и основные принципы функционирования рыночной системы ↑

Рынок является формой реализации товарного производства. В современной экономической литературе встречается множество определений рынка, однако все они сводятся к тому, что рынок – это способ взаимодействия продавцов и покупателей:

мировой опыт по вопросам политики занятости - student2.ru рынок – это совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег;

мировой опыт по вопросам политики занятости - student2.ru рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения;

мировой опыт по вопросам политики занятости - student2.ru рынок – это механизм взаимодействия продавцов и покупателей, отношения спроса и предложения;

мировой опыт по вопросам политики занятости - student2.ru рынок – это любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли друг с другом.

Основными принципами функционирования рыночной системы являются:

свобода экономической, хозяйственной деятельности;

многообразие форм собственности;

примат потребителя (потребитель диктует свою волю, желания, вкус производителю);

рыночное ценообразование; цена на рынке формируется в результате торга продавца и покупателя, соотношения спроса и предложения;

договорные отношения;

конкуренция;

открытость экономики (хозяйственные организации и предприниматели обладают правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность).

Развитая рыночная система состоит из трех элементов: рынка товаров и услуг, рынка факторов производства и финансового рынка.

Рынок товаров и услуг. Исторически первоначально возник именно он. В результате развития рыночных отношений от рынков товаров и услуг отделялись рынки факторов производства. Объектами купли-продажи на данном рынке являются потребительские товары и услуги.

Рынок факторов производства. Объектами купли-продажи на данном рынке являются земля, рабочая сила и средства производства. Соответственно можно различать и сегменты этого рынка: рынок земли, рынок труда и рынок капиталов. На рынке земли под землей понимается не только земля как таковая, но и те дополнительные товары и услуги, которые она дает: урожай, сырье, материалы, полезные ископаемые и т.д. Рынок труда организуется в форме биржи труда, сводящей вместе работодателей и наемных рабочих, продающих свою рабочую силу. На рынке капиталов занимаются организацией купли-продажи средств производства, зданий, сооружений, станков, оборудования.

Финансовый рынок – это рынок, где покупаются и продаются финансовые средства: деньги, облигации, акции, векселя и другие ценные бумаги. На этом рынке формируется ссудный процент, курс валют и ценных бумаг. В современной рыночной инфраструктуре финансовый рынок является самым совершенным рынком, наиболее чутким барометром рыночного благополучия. Главным орудием финансового рынка является ссудный процент, превратившийся в универсальный критерий эффективности вложений капитала в любую отрасль производства.

Все три элемента рыночной системы (вида рынка) тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

2. Субъекты и объекты рыночных отношений ↑

Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок, т.е. сделок купли-продажи: физические лица – покупатели, продавцы, предприниматели; юридические лица – предприятия, объединения, организации, ассоциации, фирмы, государство и т.д.

С позиций выполняемых на рынке функций субъекты рыночных отношений делятся на продавцов и покупателей, с позиций форм собственности на субъекты, функционирующие в рамках государственной собственности, коллективной (групповой) собственности и частной собственности.

Основных субъектов рыночных отношений в современной экономической теории принято подразделять на три группы:

1) домашние хозяйства. Они являются собственниками и поставщиками на рынок факторов производства. Полученные от продажи услуг труда, капитала деньги идут на удовлетворение личных потребностей, а не на наращивание прибыли. Домашние хозяйства являются потребителями конечных продуктов и услуг;

2) бизнес (фирма) – это деловое предприятие, функционирующее с целью получения прибыли (дохода). Бизнес предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала и является поставщиком на рынок товаров и услуг;

3) правительство (государство) представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые реализуют государственное регулирование экономики. Правительство также поставляет на рынок товары и услуги предприятий государственной собственности.

Объекты рынка – это все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи: материальные и нематериальные блага и услуги, факторы производства, технические новшества и идеи.

3. Функции рынка. Классификация рынков ↑

Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд функций:

обеспечение взаимодействия производства и потребления;

регулирующую. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Рост цен является сигналом к расширению производства, падение цен – к сокращению;

стимулирующую. Посредством цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений НТП, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг;

информационную. Рынок дает объективную информацию об общественно необходимом количестве и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются;

посредническую. В рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции, а продавец – наиболее подходящего покупателя;

санирующую (санитарную). Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных фирм;

социальную. Рынок дифференцирует производителей.

Рынок имеет многообразную структуру. Рынки классифицируют следующим образом:

1) по объектам купли-продажи:

рынок ресурсов,

потребительский рынок: продовольственный рынок; рынок непродовольственных товаров (одежды, обуви, бытовой техники, автомобилей, косметики и т.д.); рынок потребительских услуг (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальные и др. услуги);

финансовый рынок, состоящий из денежного рынка (валюта и золото), рынка кредитных ресурсов, рынка страхования, фондового рынка;

рынок прав владения и пользования (рынок аренды и лизинга);

рынок интеллектуальной собственности (рынок патентов на различные новшества, товарные знаки и др., рынок лицензий);

рынок духовных ценностей

2) в пространственном разрезе ( по масштабам):

локальные (местные) рынки (один или несколько районов страны);

региональные рынки;

национальные рынки;

международные рынки (интегрированные национальные рынки нескольких стран членов ЕС и др.);

мировой рынок.

3) по механизму функционирования:

свободный (основан на механизме свободной конкуренции);

монополизированный;

регулируемый государством;

4) по объемам сделок купли-продажи:

оптовые рынки;

мелкооптовые;

розничные

5) в соответствии с действующим законодательством различают:

легальный (официальный) рынок;

нелегальный (теневой) рынок:

6) по степени насыщенности выделяют:

равновесный (спрос и предложение совпадают);

дефицитный (спрос превышает предложение);

избыточный (предложение превышает спрос).

Все перечисленные виды рынков различаются с известной условностью. Все они не только взаимодействуют между собой, но и взаимно проникают друг в друга. Один и тот же рынок можно рассматривать с разных точек зрения, т.е. относить его к определенному виду по разным основаниям.

4. Инфраструктура рынка ↑

Инфраструктура рынка – это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы.

Материальная база инфраструктуры рынка состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи.

В кредитно-расчетную часть входят отдельные банковские и страховые системы, крупные самостоятельные банковские и кредитно-сберегательные учреждения.

Основные элементы инфраструктуры рынка:

1) ярмарка. Она представляет собой регулярный рынок широкого значения, который организуется в определенном месте. Ярмарка может быть местом периодической торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или нескольких видов. Сейчас развиты отраслевые ярмарки и ярмарки товаров широкого потребления;

2) аукционы. Продаваемые товары (чаще всего те, которых на рынке недостаточно) достаются покупателю, который назвал максимальную цену. Различают аукционы принудительные, которые проводятся судебными органами с целью взыскания долгов с неплательщиков, и добровольные, которые организуются по инициативе владельцев товара. Для проведения аукционов создаются специальные фирмы, работающие на комиссионных началах.

3) биржа – место, где заключаются сделки купли-продажи. Членами биржи могут быть только отдельные лица, а от корпораций могут выступать лишь лица, имеющие право заключать на бирже сделки. Различают товарные, фондовые и биржи труда.

Товарная биржа. Осуществляются сделки по продаже наличного товара на основе предварительного осмотра, по образцам и стандартам. Распространены также сделки с обязательством поставки товара в будущем (фьючерсные контракты). В этом случае продаются и покупаются не сами товары, а контракты на их поставку. Субъектами товарной биржи являются брокеры (посредники, заключающие сделки по поручению своих клиентов и получающие за это комиссионное вознаграждение) и дилеры (участники торгов, осуществляющие биржевые сделки от своего имени и за свой счет).

Фондовые биржи. На них обращается главным образом два вида ценных бумаг: акции предприятий, компаний, фирм и облигации, выпускаемые правительством, органами местного самоуправления, а также частными компаниями. Купля-продажа ценных бумаг происходит на основе их биржевого курса, который колеблется в зависимости от соотношения спроса и предложения на них. Получение на фондовой бирже высокого дохода (прибыли) на основе курсовой разницы ценных бумаг называется биржевыми спекуляциями.

Биржа труда – организация, специализирующаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями и работниками с целью купли-продажи рабочей силы (осуществляет мероприятия по трудоустройству).

Кстати, биржа труда не всегда спасает от такого явления как безработица. Во многих странах, как, например, в Дании, существует система страхования от безработицы и цены страхования на случай безработицы,

4) кредитная система. Она включает банки, страховые компании, фонды профсоюзов и любых других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. В кредитную систему входят все те, кто способен мобилизовать временно свободные денежные средства. Ядро кредитной системы составляет банковская система. Она включает центральный (государственный), коммерческие, ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку технологических нововведений) и инвестиционные банки.

5) государственные финансы. Их основу составляют государственный и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перераспределение доходов, финансирование производственных и социальных программ.

Наши рекомендации