Принципы и закономерности государственного управления.

14. Взаимосвязь основных принципов государственного управления с принципами социального и политического управления.

15. Понятие системы государственной службы.

16. Этапы прохождения государственной службы.

17. Нормативно-правовая база государственной службы Российской Федерации

18. Нормативно-правовая база государственной службы Республики Коми.

19. Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации.

20. Понятие и классификация управленческих решений органов государственного управления.

21. Основные требования к распорядительным документам органов государственного управления.

Вопросы к экзамену

1. Понятие государственного управления и его место в социальном управлении.

2. Современное национальное государство как социальный институт; понятие современного национального государства: экономические политические и социальные аспекты его функционирования.

3. Государственное управление как научная дисциплина.

4. Государственное управление как система. Функции государственного управления.

5. Политические и организационные принципы государственного управления.

6. Высшие органы государственного управления РФ и зарубежных стран.

7. Понятие и классификация кадров органов государственного управления.

8. Федеральные органы государственного управления РФ.

9. Органы государственного управления субъектов РФ.

10. Принципы федерализма в государственном управлении зарубежных стран.

11. Принципы организации прохождения государственной службы в РФ.

12. Зарубежный опыт организации и основные направления модернизации государственной службы.

13. Информация как основание принятия управленческого решения: понятие информации, понятие, источники; классификация.

14. Понятия и виды управленческих решений органов государственного управления. Технологии разработки, реализации и контроля управленческих решений.

15. Сущность управленческого труда, принципы и методы его оценки.

16. Методологии построения и совершенствования системы государственного управления

17. Организация деятельности органов государственного управления в РК.

18. Современное государственное управления и дисфункции бюрократии.

19. Гражданское участие и система государственного управления. Классификация субъектов гражданского участия как групп по интересам. Классификация НПО в РФ и за рубежом.

20. Основные концепции роли третьего сектора в процессе социального партнерства.

21. Модели управления социальной сферой жизни общества в исторической ретроспективе.

22. Государственное управление социальной сферой в РФ на современном этапе.

23. Социальное взаимодействие и социальное проектирование в РФ и за рубежом.

24. Социальное взаимодействие и модернизация государственной службы.

25. Процесс регионализации и его уровни. Специфика процесса регионализации в РФ: форма собственности, территориальное разделение труда, региональная ассиметрия.

26. Территориально-региональный аспект государственного управления в республике Коми.

27. Значение градоэкономического зонирования и районирования в региональном управлении.

28. Государственная политика в сфере собственности.

29. Целевые программы как объект государственного управления.

30. Понятие корпоративного управления. Организационные формы: картель, консорциум, концерн, корпорация, пул, синдикат, трест, холдинг и государственная политика в сфере корпоративного управления.

31. Государственная политика и развитие малого исреднего бизнеса.

32. . Меркантилизм как концепция государственной макроэкономической политики.

33. Экономический либерализм, неомеркантилизм и камерализм как государственные экономические стратегии.

34. Механизмы государственного управления финансовой сферой.

35. Международная система золотого стандарта. Общая характеристика.

36. Инфляция, девальвация и рефляция как инструменты национального и транснационального регулирования экономики в условиях господства монополий.

37. Экономические стратегии после второй мировой войны. Бретон-вудская валютно-кредитная система.

38. Экономическая безопасность РФ на современном этапе.

Вопросы к экзамену. вар.2

1. Понятие государственного управления и его место в социальном управлении:

2. Современное национальное государство как социальный институт; понятие современного национального государства: экономические политические и социальные аспекты его функционирования.

3. Государственное управление как научная дисциплина.

4. Государственное управление как система. Функции государственного управления.

5. Политические и организационные принципы государственного управления.

6. Высшие органы государственного управления РФ и зарубежных стран.

7. Понятие и классификация кадров органов государственного управления.

8. Федеральные органы государственного управления РФ.

9. Органы государственного управления субъектов РФ.

10. Принципы федерализма в государственном управлении РФ и зарубежных стран.

11. Принципы организации прохождения государственной службы в РФ.

12. Зарубежный опыт организации и основные направления модернизации государственной службы.

13. Информация как основание принятия управленческого решения: понятие информации, понятие, источники; классификация.

14. Сущность управленческого труда, принципы и методы его оценки.

15. Методологии построения и совершенствования системы государственного управления.

16. Основные направления административной реформы 2003 - 2008 в РФ

17. Организация деятельности органов государственного управления в РК.

18. Современное государственное управления и дисфункции бюрократии.

19. Гражданское участие и система государственного управления. Классификация субъектов гражданского участия как групп по интересам. Классификация НПО в РФ и за рубежом.

20. Модели управления социальной сферой жизни общества.

21. Государственное управление социальной сферой в РФ на современном этапе.

22. Процесс регионализации и его уровни. Специфика процесса регионализации в РФ: форма собственности, территориальное разделение труда, региональная ассиметрия.

23. Меркантилизм как концепция государственной макроэкономической политики.

24. Экономический либерализм, неомеркантилизм и камерализм как государственные экономические стратегии.

25. Механизмы государственного управления финансовой сферой.

26. Государственное управление финансово-экономической сферой в эпоху ГМК.

27. Международная система золотого стандарта. Общая характеристика.

28. Девальвация и ревальвация как инструменты национального и транснационального регулирования экономики в условиях господства монополий.

29. Система регулируемых денег Дж. М. Кейнса и кейнсианские методы государственного управления макроэкономическими процессами.

30. Основные элементы политики плановых денег в СССР до второй мировой войны.

31. Эволюция системы государственного планирования экономики и финансов в СССР после второй мировой войны.

32. Экономические стратегии после второй мировой войны. Бретон-вудская валютно-кредитная система.

Глоссарий.

Администрирование -Институты, процессы и действия, посредством котороых реализуются планы законодательных органов и осуществляется контроль.

Административный корпоратизм– система бюрократических организаций в которой представители различных групп, заинтересованных в работе определенного административного отдела, привлекаются непосредственно к руководству этим отделом.

Ассиметричный федерализм – форма государственного устройства, при которой подчиненные государству штаты, провинции, кантоны наделяются различными властными полномочиями либо формально, через конституцию, либо неформально, в ходе конституциональной практики.

Бюджетирование - процесс согласования ресурсов и потребностей, организованный таким образом, что в результате повторных процедур осуществляется коллективный выбор наиболее значимых потребностей, которые будут обеспечены надлежащими ресурсами.

Бюрократия – административный аппарат современного государства, а также любая организация или часть организации с сугубо современными чертами. В управлении бизнесом бюрократия – это рационализированные части фирмы.

Государственный менеджмент – использование ремесла, науки, искусства менеджмента людьми, находящимися на государственной службе. Особенность их работы заключается в том, что она протекает в рамках, очерченных законом, и оценивается на основании политических принципов.

Гражданское участие – участие владеющих информацией граждан в подготовке и принятии решений о предоставлении ресурсов, которым предстоит повлиять на их жизнь.

Коррупция– несанкционируемое, как правило, осуждаемое, действие в целях получения значительной личной выгоды. Коррупционное поведение включает акты взяточничества (использование вознаграждения с целью повлиять на лицо, принимающее решение), непотизм (оказание протекции не по заслугам, а по причине явной близости, родства. Незаконное присвоение общественных ресурсов для личного пользования.

Лоббирование– действие представителей различных групп, имеющих целью повлиять на результаты принимаемых правительством законодательных или административных решений.

Корпоративное управление – Координация, контроль, мотивация относительно автономных подразделений организации посредством систематических управленческих техник для согласования их действий с целями корпорации.

Неокропоратизм – Одна из демократических политических теорий, согласно которой все важные политические решения должны приниматься в ходе проведения переговоров между представителями трех наиболее влиятельнх социальных сил – государства, бизнеса и, в несколько степени трудящихся.

Неправительственная организация – группа, объединенная общими целями в организационную структуру. Ее хозяйственная деятельность не зависит от правительства, она также не ставит целью получение прибыли.

Регионализм– присущая отдельному большому участку территории философия, которую определяют свойственные данному месту и взаимозависимые черты: топография, природные условия, культура, а также чувство общности среди людей, его населяющих.

Социальное проектирование – подход, целью которого является достижение демократических, принятых в ходе взаимодействия и диалога между разнообразными участниками решений, отражающих важнейшие представления и ценности общества; таким образом происходит понимание и последующее решение социальных проблем.

Теория общественного договора – подход а политической теории, согласно которому отношения между гражданами и государством рассматриваются как форма контракта. При этом считается, что граждане согласны наделить руководителей государства определенными властными полномочиями в обмен на выгоды и гарантии.

Теория организаций – социальная теория, объясняющая поведение и функционирование организаций, в особенности крупных и сложных. Ее представители, как правило, оперируют понятиями макроуровня, такими как организационная структура, организационный проект или организационная культура, и в качестве единицы анализа рассматривают организацию, в отличие от макроуровня, где единицей анализа выступает поведение отдельного индивида в организации.

Человеческие отношения – теория, раскрывающая возможности разрешения проблем, которые могут возникать в рамках организационных или межличностных отношений между людьми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций. М.: Омега-Л, 2004.

  1. Булыгин Ю.Е. Организация социального управления (основные понятия и категории). Словарь-справочник. М.: Контур, 1999.
  2. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. Учебник. М.: Логос, 2000; 2001.
  3. Государственная служба (комплексный подход). Уч. пос. / Отв. ред. А.В. Оболонский. 2-е изд. М.: Дело, 2000.
  4. Государственная служба: Сб. нормативных документов. 3-е изд. М.: Дело, 2003.
  5. Государственное и муниципальное управление. Уч. пос. / Под ред. А.В. Пономарева. СПб., 1997.
  6. Государственное регулирование экономики. Уч. пос. / Под ред. Т.Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ, 2001.
  7. Государственное регулирование рыночной экономики. М.: Дело, 2001.
  8. Манохин В.М. Российское административное право. Учебник. М.: Юристъ, 1996.
  9. Мильнер Б.З. Теория организации. Учебник. М.: ИНФРА-М, 1998.
  10. Настольная книга государственного служащего (Комментарий к Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации»/Отв. ред. В. И. Шкатулла.- М.: Экономика, 1999.
  11. Оболонский А.В., Рудашевский В.Д. Методология системного исследования проблем государственного управления. М.: Наука, 1978.
  12. Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. М.: Юридическая литература, 1994.
  13. Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран. Уч. пос. М.: Аспект-Пресс, 2001.

15. Чиркин В.Е. Государственное управление: элементарный курс. М.: Юристъ, 2002.

16. Шамхалов Ф. Теория государственного управления. М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2002.

17. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. 2-е изд. Уч. пос. СПб.: Питер, 2005.

18. Энтин Л. М. Разделение властей: опыт современных государств. М.: Юридическая литература, 1995.

19. Государственно-территориальное устройство России (экономические и правовые основы)/Гранберг А. Г., Кистанов В. В., ред. – М.: ДеКА, 2003.

20. Конституция Российской Федерации. Официальный текст./Историко-правовой комментарий Б.А. Страшуна. М.: Норма, 2001.

Наши рекомендации