Принципы и закономерности управления

К закономерностям процесса управления относятся:

- непрерывность — непрерывная последовательность выполнения, сменяемости и повторяемости одних и тех же видов работ (управленческий цикл);

- стадийность — формирование целей, определение альтернатив реализации целей и отбор наиболее эффективной организации исполнения решения, контроль за исполнением и оценка результатов;

- общность — независимо от разнообразия объектов управления существует общность функций, приемов и методов управления, содержания управленческого цикла, процесса (технологии) выработки и принятия решений и т.д.; - согласованность — установление и поддержание объективно требуемых количественных и качественных взаимосвязей между различными видами управленческого труда, последовательности его осуществления в пространстве и времени, взаимосвязи между целями и средствами их достижения.

Принцип (лат. — начало, основа) — исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения и т.п. Применительно к науке управления это требования к построению органов управления, методам осуществления управленческих функций и т.д. В принципах обобщены законы и закономерности развития организационных систем, оправдавший себя опыт управления.

Все принципы управления условно можно разделить на следующие группы:

- общие для всех видов управления, которые относятся ко всем компонентам системы управления;

- специфические, которые относятся к управлению организационными системами;

- принципы, относящиеся к отдельным частям системы управления.

Общие (кибернетические) принципы управления следуют из объективных законов развития общества и природы.

К ним относятся принципы:

- системности;

- иерархичности;

- обратной связи;

- адаптивности;

- необходимого разнообразия;

- внешнего дополнения;

- пропорциональности;

- устойчивости;

- развития.

Принцип системности означает, что функции управления выполняются не как отдельные самостоятельные виды деятельности, а с учетом функционирования системы в целом. Все элементы системы управления взаимосвязаны и рассматриваются как средство достижения ее конечных целей (системная организация элементов).

Принцип иерархичности предполагает рассмотрение сложных и больших систем как многоуровневых пирамид, в которых выделяются элементы уровней управления. Каждая ступень уровней осуществляет управленческие воздействия на нижестоящие ступени, но одновременно и сама управляется элементами вышестоящего уровня.

Высший уровень органов управления формулирует наиболее общие и глобальные цели и задачи, вырабатывает стратегию.

Средний уровень отвечает за частичные задачи в рамках крупных целей, служит связующим звеном во взаимодействии органов управления с исполнителями.

Низший уровень — исполнители — обеспечивает исполнение конкретных задач.

Принцип обратной связи базируется на выводах о замкнутости систем управления, т.е. получении информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую, путем сравнения достигнутого состояния управляемого объекта с заданным.

Смысл принципа заключается в установлении зависимости личных, коллективных и общественных интересов от результатов управления системами. Обратная связь представляет собой регулирующее и вместе с тем защитное средство. Поступающая по каналам обратной связи информация позволяет обнаружить расхождение и отрегулировать поведение системы в соответствии с заданной целью.

Принцип адаптивности — способность системы предпринимать адекватные действия на многообразные воздействия внешних и внутренних факторов. Для организации важно, чтобы она могла приспособиться к постоянным изменениям социальных, политических, экономических, нормативно-правовых и других факторов, а также к конъюнктуре рынка.

Для практической реализации этого принципа должно существовать соответствующее подразделение органа управления (отдел, бюро, группа, специалисты), в функции которого входят мониторинг и выявление проблем.

Принцип необходимого разнообразия. Для управления нужна информация, как о задачах управления, так и о его результатах. В процессе развития на систему воздействуют различные силы — возмущения, которые можно назвать силами дезорганизации (аварии, поломки оборудования, ошибки планирования, непредполагаемое поведение исполнителей и т.д.).

Полная дезорганизация (хаос) возникает в случае, если система находится в состоянии полной неопределенности, равновероятно принимая различные состояния. Кибернетика рассматривает информацию как объект, устраняющий неопределенность и измеряющий информацию количеством данной неопределенности. Одна из важнейших численных характеристик системы — разнообразие, определяемое множеством состояний, которые она может принимать. Задача управления состоит в уменьшении разнообразия управляемой системы по сравнению с абстрактно возможным (в идеальном случае — в сведении множества всех ее состояний, возможных как результат влияния среды или действия внутренних причин, к подмножеству, включающему лишь состояние, оптимальное по отношению к цели управления).

Закон необходимого разнообразия утверждает, что необходимая для решения этой задачи избирательная способность управляющей системы обусловливается величиной уменьшения разнообразия объектов управления, которого необходимо достигнуть. Понятие избирательной способности в конкретных случаях имеет смысл собственного разнообразия управляющей системы и его способности обрабатывать необходимое количество информации, и т.д. Количественную оценку разнообразия больших систем удается практически получить крайне редко.

На качественном уровне закон необходимого разнообразия в практических разработках может рассматриваться как следующие требования:

- система управления должна представлять собой модель управляемой системы;

- эффективное управление сложными системами неосуществимо с помощью простых средств, т.е. сложность управляющей системы должна соответствовать сложности объекта управления (в данном случае не просто сложность структуры органа управления, а его способность решать разнообразные проблемы и реагировать на разнообразные ситуации).

Принцип внешнего дополнения сформулировал Ст. Бир. Поводом для этого явилась ситуация, когда в 1950-е гг. теоретики и практики управления усиленно разрабатывали теории количественных изменений (кибернетика, математическое моделирование). Оказалось, что безупречные теоретические модели функционирования систем, процессов и организаций в целом не всегда дают ожидаемые результаты на практике. Возникают сбои, требующие корректирующих воздействий на систему извне. Ст. Бир пришел к выводу, что действие сложных процессов нельзя смоделировать без внешних дополнений, не входящих в саму модель, но влияющих на результаты деятельности системы. Эти операции назвали внешним дополнением, приводящим к коррекции математической модели. В качестве практических приемов внешнего дополнения может выступить организация маркетинговых обследований, рекламные мероприятия, создание резервов сырья и материалов и т.п. Принцип пропорциональности базируется на том, что существует рациональная соотносительность органов управления по объему выполняемых функций, решаемых задач, полномочий и технической оснащенности («пропускная способность» органов управления).

Принцип устойчивости — система управления сохраняет свою качественную определенность, несмотря на внешние и внутренние возмущения.

Принцип развития — система управления стремится достичь наибольшего суммарного потенциала своей деятельности на каждом этапе жизненного цикла объекта управления. Специфические принципы организации и управления производством: - оптимальное сочетание централизации и децентрализации в управлении, находящееся в тесной связи с общим принципом (иерархичности). Его сущность заключается в распределении полномочий на принятие решений на каждом уровне управленческой иерархии. Оптимальным считается подход, когда политика фирмы, т.е. цели и стратегия, разрабатывается на верхнем уровне, а оперативные решения принимаются на низовом;

- принцип рационального сочетания единоначалия и коллегиальности. Коллегиальность предполагает выработку решений с учетом коллективного мнения, с учетом мнений руководителей низшего звена.

При коллективности принятия решений (разновидности коллегиальности) решение принимается большинством голосов, например, акционеров;

- принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности.

Всякое делегирование прав работнику накладывает на него ответственность. Более того, принимая делегированные права, работник принимает на себя признание акта соподчиненности, т.е. права вышестоящего руководителя давать указания и контролировать их исполнение;

- принцип демократизации управления основан на корпоративной собственности, когда денежные средства многих людей, вложенные в акции, поставлены под единое административное управление.

Существует ряд используемых в плановой экономике принципов, актуальных и в настоящий период, но требующих нового наполнения:

- эффективности и оптимальности;

- правильного подбора, расстановки и воспитания кадров;

хозрасчетных отношений (коммерческий расчет);

- сочетания отраслевого и территориального управления;

- обоснованной мотивации: материальной заинтересованности в сочетании с другими мотивами и т.д. Названные принципы действуют в сочетании друг с другом, комплексно, более того, в системном единстве.

Например, оптимальность функционирования системы управления невозможно обеспечить без осуществления принципа информационных связей (главным образом обратных), которые способны оптимизировать систему (принцип относительности) в соответствии с поставленными целями ее функционирования (принцип целеполагания). Принципы находятся в тесной логической взаимосвязи с основными категориями теории управления. Так, мотивация (т.е. активизация и стимулирование людей) здесь представлена как принцип, но в то же время это и функция управления. Иногда стимулирование (экономическое, моральное) относится и к методам управления. Но методы управления представляют собой совокупность способов и приемов воздействия на объект управления для достижения поставленной цели.

Цель же в качестве ориентира регулирует действия. В этом смысле она выступает и как принцип управления (руководящей идеи, правила поведения — по определению). Вообще говоря, категория «метод» логически следует из категории «принцип управления», поэтому некоторые принципы и методы зачастую трудно разделить и их следует рассматривать в причинно-следственных связях и единстве.

-Основные правила построения , функционирования и развитие систем управления.

- основные правила и требования , которые вытекают их экономических законов и закономерностей и которыми должны руководствоваться субъекты управления в процессе управления конкретными объектами.

Наши рекомендации