Следовательно, под механизмом правового регулирования в узком смысле понимается собственно механизм правового регулирования, а в широком смысле — механизм правового воздействия.

Механизм правового регулирования (МПР)– система юридических средств, организованных последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

Основные структурные элементы МПР:

1. Нормы права– общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулирующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения. Нормы права устанавливают общие и юридически обязательные правила

поведения участников общественных отношений, которые находятся в сфере правового регулирования.

Излагаются в различных по силе нормативных правовых актах.

Основополагающее регулирующее воздействие нормы права на общественные отношения:

о определяет круг субъектов, на которые распространяется ее действие;

о формулирует условия, при которых субъекты руководствуются ее предписаниями;

ораскрывает содержание правила поведения;

оустанавливает меры юридической ответственности за нарушение указанных правил.

Норма права - начальный элемент механизма правового регулирования (определяет его основу - направления

правового поведения).

2. Акты реализации юридических прав и обязанностей- фактическое поведение субъектов правоотношений

по осуществлению их прав и обязанностей. Через них достигаются цели правового регулирования,

удовлетворяются законные интересы управомоченных и обязанных лиц.

Четкость и эффективность механизма правового регулирования общественных отношений зависит от

правильного толкования норм права и уровня правосознания субъектов правового регулирования.

Главная цель правового регулирования- установление такого порядка в общественной жизни, который

максимально соответствует предписаниям правовых норм, заложенным в них принципам социальной

справедливости.

К особенностям механизма правового регулированияобычно относят то, что этот механизм:

опо своему характеру является государственным, поскольку осуществляется при помощи общеобязательных

норм, исходящих от государства; оопирается на возможность применения принудительной силы государства; оимеет пределы воздействия на общественные отношения; ообладает определенным содержанием и направленностью, которые выражаются в том, что механизм

правового регулирования направлен на: упорядочение и закрепление сложившихся общественных

отношений; содействие развитию и утверждению новых общественных отношений, в которых

заинтересованы общество и государство; оосуществляется при помощи системы правовых средств, способов и методов правового регулирования, в

том числе таких, как дозволения, запреты, обязывания, императивные и диспозитивные методы

регулирования и т. д.; охарактеризуется стадийностью действия;

0обладает эффективностью, которая зависит как от объективных, так и субъективных условий и факторов.
Структура и стадии механизма правового регулирования

Некоторые ученые, рассматривая структуру механизма правового регулирования, выделяют два ее полярных элемента:

• нормативную основу или нормы права, выражающие главные способы воздействия права — дозволения, запреты, обязывания;

• способы реализации, которые проявляются в фактическом поведении людей, совершении действий или в воздержании от действий (бездействии), т.е. результативную сторону механизма.

Между этими двумя элементами существуют промежуточные звенья — юридические факты, правоотношения. К элементам механизма правового регулированиячаще всего принято относить (С.С. Алексеев):

• юридические нормы;

• правоотношения;

• акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей;

• индивидуальные предписания, акты применения права (факультативный элемент). Стадии механизма:

1 стадия— формирование нормативной основы включает процесс создания и общее действие юридических норм. Но нормативная основа включает не только нормы права, но и индивидуальные предписания, договоры, средства и приемы юридической техники, иные инструменты правового регулирования.

2 стадия- включает правоотношения, возникающие на основе юридических фактов (или фактического состава) и в рамках которых стороны приобретают конкретные права и обязанности как меру индивидуального поведения субъектов. Этой стадии нередко предшествует факультативная стадия — применение права,без которой не могут возникнуть правоотношения.

В рамках правоотношений устанавливается конкретная юридическая связь между субъектами, при этом субъекты вполне определенно разделяются на управомоченных и обязанных. Именно здесь выявляется, какая из сторон правоотношения имеет интерес и соответствующие субъективные права, а какая обязана не препятствовать удовлетворению этого интереса либо осуществлять конкретные активные действия в интересах управомоченного.

Правоотношения, как известно, возникают на основе норм права и при наличии определенных юридических фактов. В рамках правоотношения абстрактная программа действия, заложенная внормах права, преобразуется в конкретное правило поведения для соответствующих субъектов.

3стадия- реализация субъективных прав и юридических обязанностей. На этой стадии достигаются цели
правового регулирования.
При этом реализация осуществляется в формах актов: соблюдения (запретов),
исполнения (обязанностей), использования (прав) и применения права.

Акты реализации представляют собой основное средство,при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении тех или иных субъектов. Если на этой стадии не создается препятствий для реализации прав и обязанностей, то не возникает необходимости в четвертой (факультативной) стадии — контроля за использованием прав и исполнением обязанностей или защиты прав субъектов правоотношений.

4стадия- характеризуется наступлением определенных юридических последствий при невыполнении субъектом
возложенных на него обязанностей или при совершении правонарушения. Данная стадия наступает только при
конфликтной ситуации и свидетельствует о невозможности обычными, - «мирными» средствами разрешить
конфликт. Поэтому на этой стадии возникает необходимость в правоотношениях другого рода —
правоохранительных,а также в правоприменительной деятельности обеспечительного характера.Здесь
управомоченный приобретает право на защиту,с помощью которого он или специальные органы возбуждают
правоприменительный процесс, и с помощью юрисдикционных органов имеет возможность в отношении
обязанного лица применить меры государственного принуждения. Нарушившая свои обязанности сторона в
рамках охранительных правоотношений приобретает новый статус, где на первый план выдвигается юридическая
ответственность. Поэтому охранительное правоотношение строится по типу властеотношения, в котором
юрисдикционный орган использует власть для восстановления справедливости, укрепления законности. Таким
образом, главным элементом на данной стадии являются охранительные правоприменительные акты

Процесс правового регулирования сопровождается определенными методами и способами. Метод правового регулирования— это совокупность способов правового воздействия на общественные отношения. Различают:

властно-императивный (авторитарный) метод, основанный на централизованном регулировании «сверху вниз» (административное, уголовное, уголовно-исполнительное право)

автономный, или децентрализованное регулирование, при котором участники общественных отношений являются равноправными партнерами (гражданское, семейное право).

Способы регулирования— это приемы регулирования общественных отношений, которые зависят от специфики правовых норм. Выделяют следующие способы правового регулирования:

а) запрещение;

б) дозволение;

в) обязывание;

г) рекомендации;

д) поощрения и др.

В зависимости от способа правового регулирования выделяют такую категорию, как тип правового регулирования:

1) общедозволительный, который основан на принципе «дозволено все, кроме...», т.е. субъекты могут совершать любые действия, кроме запрещенных законом;

2) разрешительный,основу которого составляет принцип «запрещено все, кроме...», т.е. субъекты могут совершать только действия, которые разрешены нормами права. Но в ряде случаев при этом требуется соответствующее разрешение компетентного органа.

Некоторые ученые подчеркивают большую роль в механизме правового регулирования правосознания и правовой культуры.

Правовое регулирование имеет свои пределы, так как воздействие права на общественные отношения не может быть безграничным.

Наши рекомендации