ОРВ - Экспертная оценка (прогнозная) социально-значимых последствий принимаемых правовых актов.
Оценка начинается с 2010 года.
Приказ Минэкономразвития России от№398 «О порядке проведенияМинистерством экономического развития оценки регулирующего воздействия», ПП РФ №1318 О порядке проведения ФОИВ оценки регулирующего воздействия проектов НПА; УП РФ №601 «Об основных направл-х сосвешенствов системы Гос упр». Необходимость внедрения на региональном уровне процедур оценки регулирующего воздействия закреплена в № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». На региональном уровне процедура ОРВ обязательна с 1 января 2014 года.
ОРВ – это набор процедур, позволяющий разработчику регулятивных решений в процессе подготовки законопроектов рассмотреть максимально широкий спектр возможных регулятивных мер, оценить затраты и выгоды как адресатов регулирования (предпринимателей, граждан), так и бюджетов всех уровней, предложить наиболее эффективное решение, а также оценить его возможные последствия.
Основная роль ОРВ заключается в отсеве необдуманных и нецелесообразных решений на этапе принятия того или иного нормативно-правового акта, оценке того, достигает ли регулирование поставленных целей, а также в оценке возможных последствий нового регулирования.
Целями проведения ОРВ являются:
• определение и оценка положительных и отрицательных последствий принятия проекта акта или действующего акта на основе анализа проблемы, способов ее решения;
• определение выгод и издержек, подвергающихся воздействию государственного регулирования физических и юридических лиц;
• выявление в проекте акта или действующем акте положений, которые вводят избыточные административные и иные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц или способствуют их введению;
• способствуют возникновению необоснованных расходов физических, юридических лиц, областного и местного бюджетов.
Оценка регулирующего воздействия проектов актов проводится в отношении проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. К Оценке регулирующего воздействия подлежат проекты актов, регулирующие:
• отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора),
• отношения по взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;
• отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;
• отношения в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, к выполнению работ и оказанию услуг;
• отношения в области порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации;
• отношения в области оценки соответствия и в области безопасности процессов производства.
Внедрение института ОРВ позволит повысить качество государственного регулирования, обеспечит возможность учета мнений социальных групп и установления баланса интересов уже на стадии подготовки проекта нормативного правового акта.
В результате внедрения института ОРВ к настоящему моменту в России создан барьер продвижению недостаточно проработанных решений, которые впоследствии могут повлечь неоправданные расходы для предпринимателей и государственного бюджета. А также накоплен практический опыт, который позволяет перейти к организации проведения оценки регулирующего воздействия самими разработчиками проектов нормативных правовых актов, а также внедрению процедуры ОРВ на уровне субъектов РФ.
20. Управление по результатам в государственных и муниципальных организациях. Основные элементы и проблемы внедрения.
Переход на управление по результатам является одним из шести основных направлений административной реформы, целью реализации которого является внедрение методов и процедур управления, ориентированного на результат.
УПР - система государственного управления, направленная на достижение конечных общественно-значимых целей и результатов, позволяющая наиболее эффективным образом, в установленные сроки и с наименьшими затратами достигать заданных показателей результативности, определенных руководством страны. Этапы УПР: процесс определения результатов (целей), процесс управления по ситуации (корректировка целей и средств, необходимых для их достижения, при анализе уже полученных результатов) и процесс контроля за результатами (контроль процесса достижения результатов).
Элементы: обязательна постановка целей и задач; понимание ожидаемого результата; учет полученных результатов при исполнении намеченного и дальнейшем планировании.
По сравнению с традиционными инструментами государственного управления управление по результатам предполагает большую автономию руководителей органов власти, осознание ответственности за результаты, а также обязательность отчетности.
Проблемы:
1) отсутствие методики расчета показателей результативности по ряду важнейших направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти (преобладание субъективных оценок руководителей);
2) отсутствие системы сбора и обработки информации, необходимой для формирования целевых значений показателей результативности, и системы мониторинга их достижения (отсутствие системы критериев оценки эффективности);
3) проблема с определением целей: система не приносит успеха там, где принято за правило “спускать” цели сверху, не привлекая к их постановке и согласованию чиновников других уровней. Это основная проблема управления по результатам в органах исполнительной власти, в том числе и в Свердловской области: чиновники среднего и нижнего звена не принимают непосредственного участия в разработке критериев оценки их деятельности, поэтому вынуждены либо работать, превозмогая свои объективные возможности, либо терять интерес к достижению поставленных целей;
4) Внедрение данной системы может усилить противоречия и трения как между работниками, так и между работниками и руководителями, т.к. результаты определяются руководителями. Зачастую результаты оцениваются субъективно, дабы сохранить доброжелательные отношения с подчиненным и в коллективе.
5) Осознанное искажение результатов: оценка критериев эффективности деятельности при начислении оплаты труда, в таких сферах, к примеру, как образование и здравоохранение, скорее приведет к искажению этих результатов работниками, чем к справедливому распределению средств стимулирующего фонда.
Одним из необходимых условий эффективного внедрения управления по результатам является приведение в соответствие целей, форм и методов управленческого воздействия потребностям социальной системы. Цели, которые выдвигаются субъектом государственного управления, должны оптимально соответствовать общей направленности социальных интересов, то есть должен реализовываться принцип социальной идентичности.
Данный процесс предполагает:
- упорядочение управленческой структуры;
-изменение кадровых технологий (необходимо сделать более объективными отбор и назначения; упростить и модернизировать систему оценки);
-разработку показателей эффективности и результативности деятельности;
-модернизацию системы оплаты труда, связь результатов и оплаты труда государственных служащих;
-развитие властных структур (важно, чтобы они стали «самообучающимися» организациями;
-большую вовлеченность государственных служащих в модернизационные процессы.
21. Эффективность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Нормативно-правовые основы, критерии и практика оценки
Указ Президента «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ»от 21 августа 2012 г. n 1199. Указ Пр-та РФ от 28.04.2008 N 607 Об оценке эф-ти деят-ти ОМСУ ГО и МР
Под оценкой эффективности государственного управления понимают совокупность моделей и приемов по изучению и измерению фактических результатов государственной деятельности или программ, которые завершены или находятся в стадии реализации.