Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении.

2. Численность населения.

3. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств).

4. Оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе индивидуальными предпринимателями.

5. Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.

6. Уровень безработицы в среднем за год. И т.д.

Выделяют следующие типы эффективности: 1) экономическую – как соотношение стоимости объемов предоставленных услуг (результатов) к стоимости объемов затраченных ресурсов; она отражает внутреннее положение дел в системе ГУ; 2) техническую – соответствие ГУ требованиям внешней среды с учетом влияния на состояние общества. Ее характеристики – оперативность и регулярность.

На практике эффективность не является единственным критерием, существуют и другие:1.Затратность или объем освоения бюджетных средств. Органы власти действуют в интересах общества, поступают рационально, но это постоянно увеличивает затраты государства. 2. Критерий простой результативности. Хорошо работает в условиях кризиса. Не берут в расчет затраты, если есть результат – то уже хорошо. 3. Критерий политической уместности, т.е. соответствуют ли действия политической ситуации.

К дополнительным критериям относят процедурные и финансовые. Процедурные критерии предполагают, что есть стандартные правила процедур, соблюдение которых приводит к успеху. Финансовые критерии – это правила бухгалтерской отчетности и оформления бухгалтерских документов. Особенность процедурных критериев состоит в том, что они не связаны с результатом, они характеризуют сам процесс, их проще установить, соблюдать и контролировать (например, документооборот).

На примере семейной политики

Для оценки эффективности реализации мероприятий возможно определить систему различных индикаторов, например:

• в направлении повышения качества социальных услуг, которые предоставляются семьям – это будет показатель уровня удельных затрат на такие услуги, их доступность, удовлетворенность семьями их функционированием, количество созданных учреждений социального и медицинского обслуживания, а также состояние нравственного развития и здоровья членов семьи.

• В направлении сохранения стабильности доходов семьи – соотношения заработной платы членов семьи и прожиточного минимума, выделение доли бедных семей и оценка величины совокупного дохода на каждого ее члена.

• В области нравственного и экологического просвещения населения – оценка выпуска специальной литературы, результаты опроса населения на предмет существования активной жизненной позиции по защите окружающей среды и реализации их способов бережного отношения к природе.

• В области улучшения положения семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации – контроль над выплатой муниципальных пособий, над обеспечением доступа к бесплатному образованию, питанию.


22. Государственные и муниципальные социально-экономические программы.

ПП Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации».

Программа социально-экономического развития РФ - комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития РФ и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

Социально-экономические программы - способ реализации стратегии социально-экономического, научно-технического, экологического, регионального развития, обеспечивают концентрацию ресурсов на наиболее перспективных и эффективных направлениях развития, помогают преодолевать неизбежно возникающие кризисы и противоречия, помогают обеспечить выход экономики на новый, более высокий уровень. Программы не могут и не должны охватывать всю экономику.

Можно выделить следующие виды социально-экономических программ:

сводные макропрограммы, определяющие перспективы и стратегию социально-экономического и территориального развития страны (пример «Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу»),

федеральные целевые программы ( ФЦП: «Жилище», «Культура России», «Социальное развитие села», «Развитие атомного энергопромышленного комплекса» и др.).

4 особо важным программам в РФ придали статус национальных проектов («Доступное и комфортное жилье», «Образование», Здравоохранение», «АПК»).

Наши рекомендации