Постановка и обоснование проблемы исследования
В течение последнего десятилетия в политологической литературе все большее место отводитсяисследованиям новыхИнформационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в странах с недемократическим режимом. Бóльшая часть исследований по изучению последствий использования Интернетадля авторитарных правительствбыла сосредоточена настратегиях инструментального использования коммуникационных интернет-технологий оппозиционными активистамидля формирования новых методов организации протестов[1]. Так,одним из ярких примеров подобных научных работмогут служить публикации, в которых был проведён анализ роли социальных сетей в организации массовых антиправительственных митингов и акций, а также кооперации и мобилизации оппозиционныхдвижений для проведения народных выступлений против действующей власти во времявыступлений в Молдавии, а также в Египте на площади Тахрир и других подобных кейсах во время Арабской весны[2].
Исследователи в данной сфере делали выводы, что использование ИКТ оппозицией как инструмента кооперации значительно облегчает организацию народных выступлений в условиях автократий, в связи с этим за социальными сетями и Интернетом закрепилось понятие «освободительных технологий», которые привели к началу «Twitter-революций»[3]. Данный термин был введён ученым университета Стэнфорд Евгением Морозовым еще в 2009, однако после Финиковых революций получил болееширокое распространение.Более того Клэй Шерки, профессор Нью-Йоркского университета, в своей статье утверждает, что в условиях авторитарных режимов развитие подобных технологий повышает уровень гражданского общества и ведёт к политическим переменам.
Тем неменее,недемократические правительства так же смогли адаптироватьсовременные интернет технологии для своих целей.До сих пор относительно мало изучены пути и стратегии по внедрению и использованию цифровых технологий авторитарными правительствами в целях укрепления правил и институтов взаимодействия cнаселением в публичном пространстве на условиях,выгодных этим правительствам. Некоторые исследователи утверждают, что с одной стороны автократы смогли приспособить инструменты ИКТ для проведения репрессий, ужесточения контроля за интернет-сообществоми осуществления ограничений политических и социальных свобод[4].
С другой стороны, недемократические правительства открыли пространство участия в сети Интернет для сбора и анализа предпочтений граждан по конкретным вопросам, затрагивающим актуальную повестку дня. Таким образом, указанная стратегия позволяет оценить уровень поддержки или наоборот несогласия с запланированными мерами по изменению в политике[5].Подобные практики, например, широко распространены в Китае,где недемократический режим активно вводит Интернет в политическую сферу. Так с 2007 года на правительственных порталах там проводятся опросы общественного мнения с опцией множественного выбора, результаты этих опросов также выкладывались в сеть. Собранные данныепозволяют правительствушире оценивать настрой населения[6]. Такие методы использования Интернета государствами способствуют расширению их коммуникативной власти, а также повышают зависимость публичной сферы[7].
Этот аспект вписывается в серию исследований, посвящённых внедрению квазидемократических институтов участия в политическую сферу в современных авторитарных режимах[8]. Более того, некоторые исследователи стали отводить отдельную роль формированию новых типов «консультативных» или «совещательных» авторитарных режимов[9]. Таким образом, мы видим, что,несмотря на распространенное мнение о том, что появление Интернета и социальных сетей дало толчок к развитию демократических институтов, благодаря изначальной свободе выражения мнений и действий внутри интернет-сообществ,правительственное использование интернет-технологий способствует сохранению и удержанию авторитарного режима в странах, где правящие силы смогли адаптировать такие технологии для своих целей.
Таким образом,актуальностьисследования может быть рассмотрена с двух сторон: теоретической и практической.Во-первых, с теоретической точки зрения данная работа способствует восполнению пробела в изучении новых стратегий внедрения цифровых технологий в автократиях в качестве нового механизма политического участия, а также расширению изученности консультативных авторитарных режимов.Подобные стратегии были неоднократно использованы политическими элитами в России. Наоткрытых онлайн-площадках было организовано множество интернет-голосований, петиционных платформ, а также сайтов для отправки запросов в местные органы исполнительной власти. Более того, большинство исследований подобного онлайн-участия в политической сфере при недемократическихусловияхсконцентрированы в основном на использовании контент-анализа подобных порталов и сайтов[10]. В отличие от подобных работ в данном исследовании делается акцент на механизмах агрегации мнений граждан и дальнейшем использовании этих данных, а также на влиянии Интернета на устойчивость авторитарных институтови изменение уровня развития и независимости публичной сферы в России.
Во-вторых, практически: за последние пять лет произошедшие изменения в российском обществе подтолкнулигосударство отводить все больше внимания ИКТ, в частности интернету. В этот период был дан старт проекту по формированию образа прозрачного, подотчётного и открытого правительства, которое «слышит население». Так с 2012 г. стали проводиться интернет-голосования по выборным должностям в различных консультативно-совещательных органах правительства, как то Общественная палатаРоссийской Федерации[11], Общественный совет Министерства здравоохранения[12]или Экспертный совет при Правительстве[13]. В 2013 году по инициативе президента был создан петиционный Интернет-ресурс под названием «Российская общественная инициатива», где инициативы граждан, собравшие более 100 тысяч подписей, могут быть рекомендованы на рассмотрение Государственной Думой после заключения экспертной комиссии. Это сделало взаимодействие между обществом и властью более открытым и демократичным.
Среди множества апробированных форм использования Интернета самым известным среди пользователей сети стал региональный проект «Активный гражданин», созданный в 2014 году по инициативе Правительства Москвы. Он позиционируется как «площадка для проведения открытых референдумов в электронной форме. Проект позволяет проводить общегородские и локальные голосования по широкому спектру тем. На сегодняшний день на сайте зарегистрировано более 1 800 000 уникальных активных пользователей и более 2600 вопросов было вынесено на решение горожан. Данный проект является уникальным в мире и отмечен несколькими престижными наградами, в том числе Smart Cities Awards-2015»[14]. Особенно актуальным исследование интернет-голосований на данной платформе становится в свете последних заявлений представителей власти Москвы о том, что решения о сносе домов, включённых в проект Реновации, будут приниматься по результатам голосования граждан, которое начнётся 15 мая и продлится до 15 июня на данномсайте и в приложении.
Следовательно,проблемаданного исследования заключается в том, что традиционно роль Интернета как инструмента политического участия в странах с авторитарным режимомоценивалась какспособствующая демократизации, однако, за последние десять лет автократы смогли эффективно адаптировать современные онлайн технологии для сохранения statusquoи предотвращенияпоявления независимой публичной сферычерез создание консультативных платформ в сети Интернет (такие, как социальные сети или специализированно созданныеинтернет-платформы взаимодействия интернет-сообщества как«Активный Гражданин»).