Постановка проблемы и обоснование её решения

С началом экономических реформ 90-х годов резко снизился жизненный уровень, особенно социально незащищённых слоёв населения.

В Москве, наряду с Федеральной программой мер социальной поддержки, осуществляется и успешно развивается социальная политика в отношении различных групп населения Москвы за счёт средств городского бюджета, фонда финансовых ресурсов префектур и районных управ.

В сфере социальной защиты населения функционирует широкая сеть разнопрофильных органов и учреждений, предназначенных для оказания различного вида социальной помощи.

Более разнообразными стали формы и методы социальной защиты. Постоянно появляются новые направления в работе: учёт и работа с беспризорными и безнадзорными детьми, внедрение социальной карты москвича, приспособление внешней среды, включая информационно – коммуникационные технологии, для нормальной адаптации инвалидов в жизнедеятельность общества и ряд других направлений.

Органами и учреждениями социальной защиты населения ежемесячно выплачиваются различные виды социальных выплат на сумму свыше 5 млрд. рублей.

Существующее многообразие форм социальной защиты требует, с одной стороны, предоставления возможности каждому жителю города иметь полную информацию о его правах на получение гарантированных льгот, с другой – с учетом ограниченности финансовых ресурсов – оказывать социальную помощь адресно , равномерно и очерёдно– наиболее нуждающимся слоям населения.

Социальная защита населения города характеризуется следующими параметрами:

  • Общее количество обслуживаемых лиц, зарегистрированных в органах и учреждения социальной защиты, составляет около 3,5 млн. человек.
  • Законодательно (на федеральном и городском уровне) определено более 300 категорий граждан, которые имеют право на различного рода льготы, компенсации и другие виды социальной помощи.
  • Число органов и учреждений, обеспечивающих выполнение функций социальной защиты – 400 и постоянно увеличивается.
  • В обеспечении выплат участвуют 1200 учреждений Сберегательного Банка РФ, Моспочтампта и Банка Москвы.
  • Более 2 млн. человек пользуются различными видами социально-бытовых льгот, установленных федеральным и городским законодательствами.

В настоящее время демографическая и экономическая ситуация характеризуется общим ростом количества граждан, нуждающихся в социальной защите (общее старение населения, ухудшение здоровья и рост числа инвалидов, низкий жизненный уровень, локальные военные конфликты на территории страны и т.д.).

Решение стоящих перед отраслью задач и исполнение предъявляемых современных требований осложняется рядом проблем:

  • отсутствием полномасштабной автоматизации всех процессов в органах и учреждениях социальной защиты;
  • недостаточной возможностью оперативного получения информации по отдельным видам деятельности для выработки обоснованных управленческих решений;
  • сложностями при проведении отраслевого прогнозирования и моделирования;
  • высокой стоимостью современных информационно-коммуникационных технологических решений;
  • правовое решение вопроса межведомственного использования имеющейся в корпоративных системах Комитета персонифицированной информации;
  • недостаточность парка современной компьютерной техники в органах иучреждениях социальной защиты.

Решение перечисленных выше проблем может быть достигнуто за счет проведения комплекса организационно-технических мероприятий, направленных на качественное повышение эффективности функционирования системы социальной защиты, важнейшим из которых является переход на новый уровень интеграции информационных систем на основе современных информационно-коммуникационных технологических решений с сохранением ранее сделанных инвестиций.

В настоящий момент существуют следующие предпосылки для такого решения:

  • в рамках работ по Распределенной Автоматизированной Системы Обработки Информации Социальной защиты населения (РАСОИ «Соцзащита») Москвы создана и функционирует в промышленном режиме основа интеграции - общегородские банки данных социальной защиты – Общегородской Интегрированный Банк Данных (ОИБД), содержащий персонифицированную информацию о 4,2 млн. субъектов социальной защиты,и Банк Данных Инвалидов (БДИ), cодержащий персонифицированную информацию об 1млн. инвалидов города. Данные банки данных функционируют на основе справочников и классификаторов, составляющих единую нормативно - справочную базу;
  • при создании и развитии РАСОИ «Соцзащита» Москвы отработаны и функционируют современные технологии:
    • организация внутриотраслевого информационного взаимодействия автоматизированных систем учреждений и органов социальной защиты (районные управления социальной защиты населения, бюро медико-социальной экспертизы, центры социального обслуживания, и др.);
    • организация информационного взаимодействия через межотраслевые интерфейсы с городскими и федеральными органами и учреждениями социальной сферы (Управление ЗАГС Правительства Москвы, Департаментом образования Москвы, Федеральная служба занятости по г. Москве, ГУ-ОПФР по г. Москве и московской области, Сбербанк РФ, ОАО Банк Москвы, Моспочтамт и др.);
    • организация дистанционного технического сопровождения и удаленного администрирования информационных систем для снижения эксплуатационных затрат;
    • прогнозирование и принятие управленческих решений на основе применения WEB - ориентированных информационно - аналитических систем (ИАС);
  • реализуется программа подключения органов и учреждений социальной защиты к Московской волоконно-оптической сети;

Таким образом, созданы все условия для интеграции автоматизированных информационных систем органов и учреждений социальной защиты населения на основе общегородских банков данных и переходу к общегородской интегрированной информационной системе социальной защиты населения, функционирующей в рамках общей технологии и качественно повышающей эффективность функционирования отрасли социальной защиты Москвы.

Цели и задачи подпрограммы

Целью подпрограммы является качественное повышение эффективности функционирования отрасли социальной защиты населения Москвы за счёт широкого внедрения ИКТ в деятельность отрасли, интеграции действующих и внедряемых информационных систем.

Задачами, решаемыми для достижение этой цели являются:

  • расширение функционала городских банков данных социальной защиты населения для решения общеотраслевых и городских задач;
  • комплексная автоматизация деятельности органов и учреждений социальной защиты населения;
  • реализация необходимых интерфейсов для обеспечения взаимодействия с информационными системами других ведомств в рамках городского и федерального уровней;
  • модернизация информационных систем органовиучреждений социальной защиты для интеграции с городскими банками данных социальной защиты и реализация всего спектра функций социальной защиты;
  • расширение функционала существующих информационно - аналитических систем.
  • внедрение технологии электронного документооборота, включая электронно-цифровую подпись.

Наши рекомендации