ГЛАВА 1. Постановка проблемы и задачи исследования

Введение

На современном этапе развития школьного образования особо значимым становится изучение проблемы эмоциональной сферы детей школьного возраста.

Педагоги-психологи, занимающиеся данной проблемой (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, A. П. Усова и др), утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Также эмоции участвуют в возникновении творческой деятельности ребенка и в развитии его мышления. А отрицательные эмоции, в свою очередь, заставляют избегать нежелательных воздействий, защищают и оберегают ребенка. Однако чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушают психику человека.

Эмоционально развитый ребенок способен воспринимать, распознавать собственные эмоции и эмоции других, управлять своими эмоциями, ориентироваться на эмоциональное состояние сверстников и взрослых при выборе способов взаимодействия. Он проявляет способность к эмоциональному предвосхищению (ребенок старается предвидеть будущий результат взаимодействия со взрослыми и сверстниками и то, как его оценят другие). Эмоции (радость, удивление и др.) стимулируют появление разнообразных мотивов для деятельности (познания, игры, общения и т.д.), а также развитие способности регулировать и оценивать свое поведение и поведение других людей.

Формирование эмоциональной сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоциональной сферы способствует семья, образовательные учреждения, сверстники и другие люди, т.е. вся социальная жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.

Эмоциональную сферу ребенка изучали многие ведущие исследователи: B. С. Мерлин, А.П. Усанова, И.М Соловьев, Ж.И. Шиф и др. Ими были выявлены нарушения в развитии эмоций у детей как у нормально развивающихся дошкольников, так и у детей с нарушениями интеллекта. Эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, эмоциональному развитию ребенка.

В психолого-педагогической литературе акцентируется внимание на различиях в развитии эмоциональной сферы у нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Наблюдения из практики также позволяют обнаружить особенности развития эмоционального мира у детей с ограниченными возможностями здоровья, что обусловлено спецификой нарушенного развития. Так, наблюдения за дошкольниками с умственной отсталостью в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

Исследования показали, что незрелость личности умственно отсталого ребенка отчетливо обнаруживается в недоразвитии и специфических особенностях его эмоциональной сферы. По мнению Л.В. Занкова, развитие эмоциональной сферы умственно отсталых дошкольников в значительной мере определяется внешними условиями, к числу которых относится специальное обучение и правильная организация всей жизни.

Эмоции детей дошкольного и младшего школьного возраста характеризуются неустойчивостью и поверхностью. Отсутствует или слабо выражено переживание, оказывающее влияние на побуждение ребенка к познавательной деятельности. Н.Б. Шевченко пришла к выводу, что адекватность восприятия и понимания эмоциональных состояний по интонации связана с уровнем развития познавательной сферы школьника: чем сильнее выражено нарушение познавательной деятельности, тем ниже возможность адекватного восприятия и понимания эмоциональных состояний другого человека.

Следует отметить, что научные данные об эмоциональном развитии детей с нарушениями интеллекта преимущественно связаны с возрастным контингентом - дети младшего школьного возраста.

В литературе отмечается положительное влияние на развитие эмоциональной сферы детей (в не зависимости от специфики нарушения) психокоррекционных методов - игротерапии и куклотерапии, однако готовых к применению коррекционно-развивающих программ и методик, используемых в психолого-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта в практике не представлено. Отсутствие разработок программно-методического характера также актуализирует проблему настоящего исследования.

Вышесказанное даёт основание для более глубокого изучения данной вопроса в теоретическом плане и подводит к необходимости определения проблемы, объекта, предмета исследования, постановки цели и задач.

Цель исследования – рассмотреть особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Объектом исследования: процессы развития эмоциональной сферы умственно отсталых детей младшего школьного возраста.

Предметом данного исследования является формирование эмоциональной сферы умственно отсталых детей младшего школьного возраста.

Контингент исследования - дети младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

1. Исследовать возрастные проявления нарушений в эмоциональном развитии младших школьников

2. Рассмотреть возрастные проявления нарушений в интеллектуальном развитии младшего школьника

3. Изучить проблемы и задачи исследования

4. Рассмотреть показатели аффективных отклонений и их диагностика

5. Изучить показатели когнитивных отклонений и их диагностика

Теоретико-методологические основы исследования составляют:

- положения о специфике развития детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Е.А. Колмикова и др.);

- положения о взаимосвязи эмоций и познавательных процессов (Л. С. Выготский [1983], А. Н. Леонтьев [1975], С. Л. Рубинштейн [2000] и др.);

- исследования в области чувств и эмоций умственно отсталых школьников (М. К. Бардышевский [2003, 2006], Л. С. Выготский [1983], Д. Н. Исаев [2003], Л. В. Занков [1939], В. В. Лебединский [2003], В. И. Лубовский [2006], С. Я. Рубинштейн [1979], Н. В. Шкляр [2007] и др.);

- исследования, раскрывающие специфику понимания эмоциональных состояний другого человека детьми с лёгкой умственной отсталостью (О. К. Агавелян [1999], Н. И. Кинстлер [2000], Е. П. Кистенева, [2000], Н. В. Скоробогатова, Е. В. Хлыстова [2005], Н. Б. Шевченко, [1999], О. Е. Шаповалова [2000] и др.);

- положения о потенциале и возможностях использования методов игры и арт- терапии (куклотерапия, игротерапия и т.д.) в психокорреционных процессе (О. А. Карабанова, А. Захаров, Е.А. Медведева, и.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская и др.)

Специфика объекта и предмета исследования определили необходимость использования разнообразных методов исследования:

- теоретический метод: анализ педагогической, психологической литературы, связанных с кругом проблем, обозначенных задачами исследования;

Практическая значимость заключается в подборе диагностического материла, позволяющего оценить развитие эмоциональной сферы умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста.

Заключение

Эмоционально развитый ребенок способен воспринимать, распознавать собственные эмоции и эмоции других, управлять своими эмоциями, ориентироваться на эмоциональное состояние сверстников и взрослых при выборе способов взаимодействия. Он проявляет способность к эмоциональному предвосхищению (ребенок старается предвидеть будущий результат взаимодействия со взрослыми и сверстниками и то, как его оценят другие). Эмоции (радость, грусть и др.) стимулируют появление разнообразных мотивов для деятельности (познания, игры, общения и т.д.), а также развитие способности регулировать и оценивать свое поведение и поведение других людей.

Эмоциональную сферу ребенка изучали многие ведущие исследователи: В.С. Мерлин, А.П. Усанова, И.М Соловьев, Ж.И. Шиф и др. Ими были выявлены нарушения в развитии эмоций у детей как у нормально развивающихся дошкольников, так и у детей с нарушениями интеллекта. Эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, эмоциональному развитию ребенка.

В связи с поставленной целью в первой части нашей работы рассмотрено состояние исследуемой проблемы в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов, проанализированы особенности развития эмоциональной сферы умственно отсталых младших школьников. Анализ источников показал, что вопросы об особенностях эмоциональной сферы и ее коррекции у детей школьного возраста с умственной отсталостью недостаточно изучены.

Список литературы

1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников / Л.В. Артемова - М.: Просвещение, 1991.

2. Айзенк X. Ю.Психологические теории тревожности / Х.Ю. Айзенк, сост. и общ. ред. Астапов В.М. - СПб.: Питер, 2004.

3. Бардиер Г. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей / Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова - Санкт- Петербург: Вирт, 1993г, 91с.

4. Баряева, Л. Б. Театрализованные игры-занятия /Л.Б. Баряева, И. В. Вечканова, Е. А. Загребаева, - Санкт-Петербург 2001г, 308с.

5. Баряева, Л.Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития / Баряева Л.Б. - Санкт-Петербург 2001г, 414с.

6. Березин Ф.Б. Психическая адаптация и тревога / Ф.Б. Березин - СПб.: Питер, 2005г, 219-229с.

7. Богдан, Н.М. Специальная психология / Н.М.Богдан, М.М. Могильная. - Владивосток: ВГУЭС, 2003.

8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Божович, Л.И. - М., 1968.

9. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик - М.: Просвещение, 1983г.—192 с.

10. Бойков Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: Коммуникативная дифференциация личности / Д.И. Бойков - СПб.: Каро, 2005.

11. Вилюнас В.К. Психология эмоций. Хрестоматия / В.К. Вилюнас - СПб.: Питер, 2007.

12. Волков Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков - М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2005.

13. Велиева, С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / С.В. Велиева. - СПб., Речь, 2005 г.

14. Выготский, Л.С. Психология искусства / Выготский Л.С. - М., 1968.

15. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики / Л.С. Выготский. - Собр. Соч.: В 6т. - т. 3. - М., Педагогика, 1983 г.

16. Выготский, Л.С. Учение об эмоциях / Л.С. Выготский. - Собр. соч.: В 6 т. - Т. 4. - М., Педагогика,1984 г.

17. Гаврилова С.Е. Азбука настроений / С.Е. Гаврилова, Н.Л, Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина - Я.: Академия развития 1997.

18. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова - М.: Педагогическое общество России, 2003.

19. ГарбузовВ.И. Нервные и трудные дети / В.И. Гарбузов - СПб.: Астрель, 2007.

20. Гаврилушкина О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста: Программы для специальных дошкольных учреждений / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова, - М.: Просвещение, 1991.

21. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально - нравственного развития / И.Б. Дерманова - СПб.: 2002.

22. Джола, Д.Н. Эстетическое отношение личности к эстетической культуре / Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. /Д.Н. Джола - М., 1991.

23. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р.И. Жуковская - М.: Педагогика, 1975.

24. Занков, Л.В. Психология умственно отсталого ребенка: книга для студентов / Л.В. Занков. - М., Учпедгиз 1939 г.

25. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И. Захаров - М.: Просвещение,1986г, 127с

26. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров - СПб.: Союз 2004г.

27. Изард К. Э. Эмоции человека / К.Э. Изард - М.: Издательство Московского ун-та, 2005.

28. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин - СПб.: Серия «Мастера психологии», Питер, 2001.

29. Имедадзе, Н. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте / Н.В. Имедадзе -Тбилиси, 1966, 49 - 57с.

30. Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О.А. Карабанова - М.: Российское педагогическое агенство,1997.

31. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми / Л.М. Костина - СПб.: Речь, 2003. - 160с.

32. Кон И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон - М.: Академия, 2003.

33. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О.А. Конопкин - М.: Наука, 1980.

34. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. - ЦСПА Генезис, 1999 г.

Введение

На современном этапе развития школьного образования особо значимым становится изучение проблемы эмоциональной сферы детей школьного возраста.

Педагоги-психологи, занимающиеся данной проблемой (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, A. П. Усова и др), утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Также эмоции участвуют в возникновении творческой деятельности ребенка и в развитии его мышления. А отрицательные эмоции, в свою очередь, заставляют избегать нежелательных воздействий, защищают и оберегают ребенка. Однако чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушают психику человека.

Эмоционально развитый ребенок способен воспринимать, распознавать собственные эмоции и эмоции других, управлять своими эмоциями, ориентироваться на эмоциональное состояние сверстников и взрослых при выборе способов взаимодействия. Он проявляет способность к эмоциональному предвосхищению (ребенок старается предвидеть будущий результат взаимодействия со взрослыми и сверстниками и то, как его оценят другие). Эмоции (радость, удивление и др.) стимулируют появление разнообразных мотивов для деятельности (познания, игры, общения и т.д.), а также развитие способности регулировать и оценивать свое поведение и поведение других людей.

Формирование эмоциональной сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоциональной сферы способствует семья, образовательные учреждения, сверстники и другие люди, т.е. вся социальная жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.

Эмоциональную сферу ребенка изучали многие ведущие исследователи: B. С. Мерлин, А.П. Усанова, И.М Соловьев, Ж.И. Шиф и др. Ими были выявлены нарушения в развитии эмоций у детей как у нормально развивающихся дошкольников, так и у детей с нарушениями интеллекта. Эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, эмоциональному развитию ребенка.

В психолого-педагогической литературе акцентируется внимание на различиях в развитии эмоциональной сферы у нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Наблюдения из практики также позволяют обнаружить особенности развития эмоционального мира у детей с ограниченными возможностями здоровья, что обусловлено спецификой нарушенного развития. Так, наблюдения за дошкольниками с умственной отсталостью в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

Исследования показали, что незрелость личности умственно отсталого ребенка отчетливо обнаруживается в недоразвитии и специфических особенностях его эмоциональной сферы. По мнению Л.В. Занкова, развитие эмоциональной сферы умственно отсталых дошкольников в значительной мере определяется внешними условиями, к числу которых относится специальное обучение и правильная организация всей жизни.

Эмоции детей дошкольного и младшего школьного возраста характеризуются неустойчивостью и поверхностью. Отсутствует или слабо выражено переживание, оказывающее влияние на побуждение ребенка к познавательной деятельности. Н.Б. Шевченко пришла к выводу, что адекватность восприятия и понимания эмоциональных состояний по интонации связана с уровнем развития познавательной сферы школьника: чем сильнее выражено нарушение познавательной деятельности, тем ниже возможность адекватного восприятия и понимания эмоциональных состояний другого человека.

Следует отметить, что научные данные об эмоциональном развитии детей с нарушениями интеллекта преимущественно связаны с возрастным контингентом - дети младшего школьного возраста.

В литературе отмечается положительное влияние на развитие эмоциональной сферы детей (в не зависимости от специфики нарушения) психокоррекционных методов - игротерапии и куклотерапии, однако готовых к применению коррекционно-развивающих программ и методик, используемых в психолого-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта в практике не представлено. Отсутствие разработок программно-методического характера также актуализирует проблему настоящего исследования.

Вышесказанное даёт основание для более глубокого изучения данной вопроса в теоретическом плане и подводит к необходимости определения проблемы, объекта, предмета исследования, постановки цели и задач.

Цель исследования – рассмотреть особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Объектом исследования: процессы развития эмоциональной сферы умственно отсталых детей младшего школьного возраста.

Предметом данного исследования является формирование эмоциональной сферы умственно отсталых детей младшего школьного возраста.

Контингент исследования - дети младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

1. Исследовать возрастные проявления нарушений в эмоциональном развитии младших школьников

2. Рассмотреть возрастные проявления нарушений в интеллектуальном развитии младшего школьника

3. Изучить проблемы и задачи исследования

4. Рассмотреть показатели аффективных отклонений и их диагностика

5. Изучить показатели когнитивных отклонений и их диагностика

Теоретико-методологические основы исследования составляют:

- положения о специфике развития детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Е.А. Колмикова и др.);

- положения о взаимосвязи эмоций и познавательных процессов (Л. С. Выготский [1983], А. Н. Леонтьев [1975], С. Л. Рубинштейн [2000] и др.);

- исследования в области чувств и эмоций умственно отсталых школьников (М. К. Бардышевский [2003, 2006], Л. С. Выготский [1983], Д. Н. Исаев [2003], Л. В. Занков [1939], В. В. Лебединский [2003], В. И. Лубовский [2006], С. Я. Рубинштейн [1979], Н. В. Шкляр [2007] и др.);

- исследования, раскрывающие специфику понимания эмоциональных состояний другого человека детьми с лёгкой умственной отсталостью (О. К. Агавелян [1999], Н. И. Кинстлер [2000], Е. П. Кистенева, [2000], Н. В. Скоробогатова, Е. В. Хлыстова [2005], Н. Б. Шевченко, [1999], О. Е. Шаповалова [2000] и др.);

- положения о потенциале и возможностях использования методов игры и арт- терапии (куклотерапия, игротерапия и т.д.) в психокорреционных процессе (О. А. Карабанова, А. Захаров, Е.А. Медведева, и.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская и др.)

Специфика объекта и предмета исследования определили необходимость использования разнообразных методов исследования:

- теоретический метод: анализ педагогической, психологической литературы, связанных с кругом проблем, обозначенных задачами исследования;

Практическая значимость заключается в подборе диагностического материла, позволяющего оценить развитие эмоциональной сферы умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста.

ГЛАВА 1. Постановка проблемы и задачи исследования

Наши рекомендации