Предпосылки возникновения и структура правоотношений

Действие нормативно-правовых актов во времени

Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы.
Момент утраты юр. силы определяется также волей законодателя и может быть связан:

1. с истечением срока, на который он был принят (для временных актов)

2. с наступлением срока, с которого акт объвляется отмененным (указание об утрате актом юридической силы может содержаться в отдельном акте).

Действие нормативно-правовых актов в пространстве

Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Нормативно-правовой акт может действовать в пространстве на всей территории государства, на какой-то определённой части страны и (в отдельных случаях) за пределами государства.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц

Нормативно-правовые акты могут иметь общий характер, то есть действовать в отношении всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответствующей территории, или адресоваться лишь некоторым из них. Общие, и специальные (касаются конкретного круга лиц)

5.Виды систематизации нормативных актов.

Систематизация нормативных актов — деятельность по внутреннему и внешнему упорядочению нормативных актов.

Учёт нормативных актов

Сбор действующих нормативных актов для обработки и расположения по определённой схеме с целью хранения государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. Наиболее распространены журнальный учёт и автоматизированный учёт.

Инкорпорация

Объединение нормативных актов определённого уровня в сборники или собрания законодательств по отраслям права, в хронологическом, алфавитном или другом порядке без обновления их содержания. Применяется в романо-германской правовой системе для отслеживания изменений и дополнений, выявления несогласованностей и противоречий. Бывает (не)официальной. Инкорпорация всего законодательства страны называется генеральной.

Консолидация

Унификация нормативных актов, устранение их множественности, что достигается путём создания крупных однородных блоков в структуре законодательства, которые в последующем служат для кодификации законодательства. Так как не изменяет содержания законов, является аналогом

Кодификация

Создание нового, систематизирующего правового акта. Перерабатывается действующее законодательство, устаревшие части отбрасываются, вносятся новые, создаётся общая внутренняя структура и рубрикация. Всегда носит официальный характер

6. Основные правовые системы современности.

Разнообразие форм организации жизни общества, его правового регулирования, установления норм поведения для членов общества обусловило различие в подходах к формированию систем права и в самих системах права. Факторы классификации различны: этический, расовый, географический, религиозный, а также деление по правовой технике и стилю права.
Сейчас различают 3 правовые семьи:
• романо-германскую,
• англо-саксонскую (она же общая)
• мусульманскую сист.права.
можно условно выделить два основных направления классификации правовых систем современности, каждое из которых имеет в свою очередь несколько разновидностей, обладающих определенными особенностями. Первое направление наиболее ярко представлено в концепции правовых семей французского компаративиста Р. Давида, второе - в концепции “правового стиля” западногерманского юриста К. Цвайгерта. Именно Р. Давид выделил идею трихонометрии - выделения трех правовых семей. В основе его классификации лежат два критерия: идеологический и критерий юридической техники, причем оба они должны быть использованы “не изолированно, а в совокупности”.Классификация Р. Давида пользуется большой популярностью и именно ее в основном используют для изучения такого правового института, как совокупность правовых систем. К. Цвайгерт различает восемь правовых кругов, таких как, например, германский, англо-американский и так далее. Он использует в качестве критериев классификации пять различных факторов. В реальной жизни правовые системы различаются большим многообразием, спецификой, уникальностью. Вместе с тем при всем многообразии характеристик, факторов и путей развития национальных систем существенно то, что отправные моменты их развития связаны с характером и уровнем дифференциации права и социального регулирования в данной стране в целом, а еще больше - с доминирующим положением (в соответствии с особенностями социально-политической обстановки, политического режима) того или иного элемента правовой системы.
• Романо-герм.сист.права- осн.отличительным признаком Р.-г. п. с. явл-ся ее формирование на основе римского права. В наст.вр.в эту семью входят все страны континентальной Европы (поэтому эта система называется также континентальной). Кроме того, к этой правовой семье относятся правовые системы государств Латинской Америки, значительной части Африки и Азии.В правовых системах многих стран романо-германское право сочетается с местным, традиционным правом: в странах Ближнего Востока — с мусульманским, в Японии — с традиционными этико-правовыми нормами, в странах Африки — с обычным правом.Для Р.-г. п. с. хар-на оптимальная обобщенность (абстрактность) норм права, разделение права на публичное и частное, выделение различных отраслей права. Главным источником права признается закон, причем законодатель стремится к кодификации всех основных отраслей права. Судебный прецедент, в отличие от англо-американского права, имеет значение вспомогательного источника права или не признается вовсе в качестве такового. Ограниченная роль среди источников романо-германского права принадлежит также обычаю.
• Англо-саксонское право - система английского частного права, действующая в Англии, США, Австралии, Ирландии, Канаде и других бывших английских колониях. Для англо-саксонского права характерно раздвоение на статутное право и на общее право.
• Мусульманское право - система права, сложившаяся в Арабском халифате в 7-10 вв. Основное содержание мусульманского права составляют вытекающие из ислама правила поведения верующих и санкции за невыполнение этих предписаний. Действие мусульманского права распространяется только на отношения между мусульманами.

7.Понятие и структура юридической нормы.

Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством направленное на урегулирование общественных отношений. Юридическая норма - первичная клеточка права, исходный элемент его системы. Поэтому естественно, что данной норме свойственны основные черты права как особого социального явления. Понятия «право» и «норма » совпадают. Они соотносятся между собой как целое и частное.

К признакам нормы права относят:

1. общеобязательность (она представляет собой властное предписание Г относительно возможного и должного поведения людей);

2. формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов);

3. связь с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия — принуждением и стимулированием);

4. предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права);

5. микросистемность (она выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).

Структура нормы права.

Нормы права - первый сходный элемент системы права. Нормы права – это установленные или санкционированные государственные, и охраняемые им, общеобязательные правила поведения, выступающие в качестве регулятора общественных отношений.

Структура нормы права говорит об их внутреннем строении. Нормы права, хотя и являются первичными элементами системы права, сами состоят из определенных элементов. В качестве структурных элементов правовых норм обычно выделяют гипотезу, диспозицию и санкцию.

· Гипотеза (предположение) – часть правовой нормы, указывающая на условие, обстоятельства, факты при которых норма права будет действовать. Наличие гипотезы в правовых нормах вызвано тем, что действие норм права всегда связывается с определенными условиями, обстоятельствами фактами.

· Диспозиция (расположение) – эта часть правовой нормы, указывающая на права и обязанности участников регулируемых отношений. Иногда говорят: диспозиция - это часть нормы, регулирующая само поведение.

· Санкция (непререкаемое правило) – это часть нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, меры государственной ответственности которые могут наступить в случае нарушения правовых норм.

Согласно другой точке зрения, следует различать структуру регулятивных и охранительных норм. Регулятивные нормы содержат: гипотезу и диспозицию; охранительные: гипотезу и санкцию. Данная точка зрения больше соответствует нормам права, реально выраженным в законодательстве, нормам-предписаниям.

Нередко в норме права гипотеза отсутствует, поскольку она предполагается. В уголовном праве гипотезу нередко называют диспозицией.

8.Общая характеристика отраслей права.

Отрасль права - элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль хар-ся своеобразием предмета и метода правового регулирования. В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права.

Основаниями для деления права на отрасли считаются:

· предмет правового регулирования - однородная и отделимая от других группа общественных отношений;

· метод правового регулирования - совокупность приемов, способов воздействия на общественные отношения.

В системе права выделяют отрасли материального и процессуального права.

Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования. Объектом материального права выступают имущественные, трудовые, семейные и иные материальные отношения.

Большинство отраслей права относится к категории материального:

· конституционное (государственное) право; административное право; гражданское право; трудовое; финансовое; уголовное; экологическое; земельное; семейное право; право социального обеспечения и др.

Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. Оно регулирует отношения, возникающие в процессе: расследования преступлений,рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях, и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства. Процессуальное право закрепляет процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты материального права.

К процессуальным отраслям права относятся:

· гражданско-процессуальное право;

· уголовное процессуальное право;

· арбитражный процесс (особенность России).

Процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль. Ближе всего к выделению - нормы административного процесса. Обе системы отраслей тесно связаны, хотя процессуальное обслуживает материальное право. Наряду с основными отраслями права в системе российского права нередко выделяют так называемые комплексные отрасли. Эти отрасли формируются на стыке двух или нескольких основных отраслей права, как правило, они складываются из некоторых основных отраслей права. К ним относятся: предпринимательское право, коммерческое, банковское, транспортное, аграрное (или сельскохозяйственное) право. В составе наиболее крупных отраслей права есть подотрасли. В составе гражданского права выделяется жилищное, авторское, наследственное

9.Система законодательства в РФ.

Система законодательства РФ  

Система законодательства - это совокупность действующих на территории данного государства нормативно-правовых актов.

Нормативно-правовой акт- это официальный документ компетентного государственного органа, направленный на возникновение, изменение или отмену норм права.

Нормативно-правовые акты обладают как общими признаками, характеризующими все правовые акты, так и специфичными, отличающими их от иных видов правовых актов. Так, нормативно-правовые акты имеют государственно-властную природу, исходят от компетентных органов государства, существуют в форме официальных документов со всеми необходимыми атрибутами, обязательны для исполнения и поддерживаются силой государственного принуждения в случае их нарушения - в этом состоят их общие признаки как разновидности правовых актов. Кроме этого, нормативно-правовые акты направлены на возникновение, изменение или отмену норм права - в этом их специфический признак.

Основным критерием классификации нормативно-правовых актов является юридическая сила нормативного акта.

Юридическая сила нормативно-правового акта- это технико-юридическая характеристика нормативно-правового акта, выражающая степень его подчиненности иным нормативным актам, его место в иерархии нормативных актов, которая зависит от места государственного органа, принявшего этот акт, в системе органов государства.

В зависимости от юридической силы все нормативно-правовые акты делятся на две группы:

1. Законы;

2. Подзаконные акты.

Закон- это принятый в особом порядке первичный нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения.

Признаки закона

1) Закон является разновидностью нормативно-правовых актов, следовательно, обладает всеми признаками нормативных актов, равно как и правовых актов, в целом.

2) Первичный характер закона означает, что он исходит от представительного правотворческого органа, следовательно, в той или иной мере выражает волю народа. Поэтому закон является первичным по отношению ко всем иным нормативным актам, равно как и ко всем прочим правовым актам; все прочие акты производны от закона, издаются на его основе. Первичный характер закона означает его "самодостаточность", ему не нужны иные основания для функционирования, наоборот, он сам является основанием для всех иных актов и всей юридической деятельности в государстве.

3) Высшая юридическая сила - важнейший признак закона. Высшая юридическая сила закона означает, что все иные правовые акты издаются, во-первых, на основе закона; во-вторых, во исполнение закона; в-третьих, не могут противоречить закону.

4) Законы принимаются в особом порядке, подробно регламентированном конституцией и законодательными актами. Соблюдение процедуры принятия закона - необходимое условие их юридической силы, малейшее нарушение этой процедуры ведет к юридической ничтожности принятого акта. Порядок принятия закона отличается усложненностью, чем законотворчество отличается от иных видов правотворчества.

5) Законы принимаются высшими представительными (законодательными) органами государства, только эти органы обладают правом принимать законы. Этот порядок должен подчеркнуть значимость закона, его особую роль и место в системе правовых актов.

6) Закон должен регулировать важнейшие общественные отношения. Все изменчивое, преходящее, не имеющее конституирующего значения должно отражаться не в законе, а в подзаконных актах. К важнейшим общественным отношениям относятся, прежде всего, взаимодействие граждан и органов государства, полномочия государственных органов, их классификация и т.д.

10.Понятие правоотношения, его предпосылки и структура

Правоотношение - урегулированное нормами права и обеспечиваемое государством волевое общественное отношение, выражающееся в конкретной связи между управомоченными и обязанными субъектами.

основные признаки правоотношения:

1. Правоотношение представляет собой разновидность общественного отношения, социальную связь. Правоотношения складываются между людьми или коллективами как субъектами права по поводу социального блага или обеспечения каких-либо интересов.

2. Является идеологическим отношением - результатом сознательной деятельности (поведения людей). Является волевым отношением - в нем воплощается:

o Воля (интерес) общества и государства, поскольку правоотношение возникает на основе правовых норм;

o Воля (интерес) участников правоотношения, поскольку они связаны предметом интереса, достижением его результата.

3. Правоотношения могут возникать и прекращаться помимо воли интереса их участников.

4. Правоотношение возникает, изменяется, прекращается на основе норм права в случае наступления предусмотренных норм фактов.

5. Правоотношение имеет двухсторонний характер и является особой формой связи взаимообусловленных (коррелятивных) прав и обязанностей, которые закреплены в правовых нормах. Одна сторона имеет строго определенные субъективные права, на другую возложены соответствующие юридические обязанности.

6. Правоотношение охраняется государством, обеспечивается мерами государственного воздействия.

Предпосылки возникновения и структура правоотношений

Наши рекомендации