Роль и место технических средств таможенного контроля в таможенном деле.
Применение технических средств таможенного контроля является важным
инструментом в деятельности таможенных органов по пресечению и выявлению нарушений в сфере таможенного законодательства.
Использование ТСТК обеспечивает проверку соответствия сведений о декларируемых
товарах (документальной информации) данным, получаемым при проведении фактического таможенного контроля (таможенного осмотра, досмотра).
Эффективное и целенаправленное использование ТСТК определяется уровнем
подготовки инспекторского состава, знанием основных тактико-технических характеристик ТСТК и методик их применения.
107. Структура и принципы построения ТН ВЭД ТС: классификационная и кодовая системы.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
ТНВЭД ТС - товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности - единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации - классификатор товаров, утвержденный главами трех государств 27.11.2009 и введен в действие с 01.01.2010 года. Коды ТНВЭД состоят из 10 знаков и разделены на 21 раздел и 97 групп. В кодах ТНВЭД строго соблюдаются принципы однозначного отнесения товаров к той или иной группе. Правильное определение товара и его классификация имеет решающее значение при определении ставок, установлении режима, льгот, платежей.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза определяется Комиссией Таможенного Союза исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров. ТН ВЭД применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики внешней торговли Таможенного союза.
Основная единица измерения товаров по ТН ВЭД ТС - масса в кг.
Основные свойства ТН ВЭД ТС
Основными свойствами ТН ВЭД ТС является деление товаров по группам на базе конкретных данных. В ТНВЭД отсутствует разделение товаров на основании теоретических обоснований, не применяемых в регулировании внешнеторговой деятельности. Так не является различием цвет автомобиля.
Структура ТН ВЭД ТС создана таким образом, что группы товаров не должны пересекаться по содержанию, в противном случае товары можно было бы произвольно классифицировать.
Разграничение товаров в ТН ВЭД ТС производится по объективным принципам. Самым общим критерием является материал, из которого изготовлен товар и его функции. Также важными принципами являются степени переработки, относимость к той или оной отрасли промышленности, назначение товара и его особенность, связанные с условиями хранения и транспортировки.
ТН ВЭД ТС включает в себя все движимое имущество. Любому предмету, который согласно Гражданскому законодательству может быть отнесен к движимому имуществу может быть присвоен десятизначный классификационный код ТН ВЭД ТС.
В случае частичного совпадения товарных позиций ТН ВЭД ТС необходимо применять определения и правила, которые четко оговаривают классификацию товаров. В большей степени это относится к товарам, выполняющим различные функции или изготовленным из различных материалов.
Важным принципом классификации в ТН ВЭД ТС является экономическая сбалансированность. Товарные позиции, которые находятся на одном уровне должны иметь сравнимое экономическое значение.
Система классификации в ТН ВЭД ТС
Под системой классификации в ТН ВЭД ТС понимают распределение и группировку товаров по признакам, отвечающим определенным принципам и правилам.
Для классификации товаров в ТН ВЭД ТС используют следующие основные критерии:
- Материал, из которого изготовлен конкретный товар
- Функции, которые выполняет товар
- Степень изготовления или обработки товара
Товары, описанные в ТН ВЭД ТС распределены по группам в зависимости от следующих признаков:
-происхождение товара
-вид материала, из которого изготовлен товар
-назначение товара
-химический состав товара
-степень обработки товара (последовательно: сырье, полуфабрикаты, готовая продукция).
Кодовая система Товарной Номенклатуры Внешнеэкономической Деятельности
Кодовая система ТН ВЭД ТС создана для удобства сбора, передачи, проверки и обработки информации. Применение кодов ТН ВЭД ТС позволяет строго соблюдать принципы однозначного отнесения товаров к определенной группе. Правила определения кода товара применяются последовательно. Первые пять правил предназначены для установления товарной позиции (описывается первыми 4 знаками). Согласно 6 правилу устанавливается субпозиция (5,6 знаки), а также подсубпозиция (7,8 и 9 знаки). Для того чтобы точно определить код товара необходимо использовать все три составных части ТН ВЭД ТС: номенклатурную часть, примечания к разделам и группам и основные правила интерпретации.
Также для точного определения кода товаров рекомендуется использовать имеющиеся дополнительные публикации, такие как пояснения, алфавитный указатель и сборник квалификационных решений.
Кодовое обозначение товара по ТН ВЭД ТС состоит из 10 цифровых знаков. При этом знаки с 1 по 6 соответствуют кодовым обозначениям квалификации товара по гармонизированной системе. Последние 4 знака из 10-значного кода принимаются на национальном уровне, а в случае ТН ВЭД ТС – на уровне Таможенного союза.
Собственно структура ТН ВЭД ТС состоит из 6 уровней:
1-й уровень – раздел – в коде товара не отображается,
2-й уровень – группа – дает первые два знака кода,
3-й уровень – товарная позиция – дает первые 4 знака кода,
4-й уровень – необязательный – подпозиция – дает первые 5 знаков кода,
5-й уровень – субпозиция – дает первые 6 дает первые 6 знаков кода,
6-й уровень – подсубпозиция – составляет весь 10-значный код.
108. Основные правила интерпретации ТН ВЭД ТС: цель создания, назначение,
особенности применения.
Классификационный код товара определяется в соответствии с шестью Основными правилами интерпретации (ОПИ). ОПИ применяются последовательно, переходя от Правила 1 к Правилу 2 и т.д. Первые четыре правила определяют классификацию товара на уровне товарной позиции, Правило 6 – на уровне субпозиции и применяется только после того, как уже определена соответствующая товарная позиция. Совместно с первыми четырьмя Правилами могут применяться Правила 5 и 6.
Классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется по следующим Правилам:
1. Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими положениями:
2. а) Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
б) Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с другими материалами или веществами. Любая ссылка на товар из определенного материала или вещества должна рассматриваться и как ссылка на товары, полностью или частично состоящие из этого материала или вещества. Классификация товаров, состоящих более чем из одного материала или вещества, осуществляется в соответствии с положениями Правила 3.
3. В случае, если в силу Правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом:
а) Предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Однако когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара.
б) Смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим.
в) Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.
4. Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями вышеизложенных Правил, классифицируются в товарной позиции, соответствующей товарам, наиболее сходным (близким) с рассматриваемыми товарами.
5. В дополнение к вышеупомянутым положениям в отношении нижепоименованных товаров должны применяться следующие Правила:
а) Чехлы и футляры для фотоаппаратов, музыкальных инструментов, ружей, чертежных принадлежностей, ожерелий, а также аналогичная тара, имеющая специальную форму или приспособленная для размещения соответствующего изделия или набора изделий, пригодная для длительного использования и представленная вместе с изделиями, для которых она предназначена, должны классифицироваться совместно с упакованными в них изделиями, если такого вида тара обычно поступает в продажу вместе с данными изделиями. Однако данное Правило не применяется к таре, которая, образуя с упакованным изделием единое целое, придает последнему основное свойство.
б) Согласно положениям вышеприведенного Правила 5 (а) упаковочные материалы и тара, поставляемые вместе с находящимися в них товарами, должны классифицироваться совместно, если они такого вида, который обычно используется для упаковки данных товаров. Однако данное положение не является обязательным, если такие упаковочные материалы или тара со всей очевидностью пригодны для повторного использования.
6. Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
ОПИ по Старцевой)
ОПИ 1-5 предназначены для определения товарной позиции, а ОПИ 6 для определения подсубпозиции, это означает, что при классификации одного товара может быть использовано несколько правил. одно основное, другое, к примеру, классифицирует тару и упаковку и для определения подсубпозиции 6 правило.
ОПИ 1. предназначено для товаров описание которых есть в ТНВЭД. то есть если на уровне товарной позиции мы можем определить основную суть товара с содержанием слов описания, то это правило 1.
ОПИ 2а. предназначено для определения кода товаров, которые поставляются в разобранном виде или незавершенном. классифицируются такие товары как собранные и завершенные. пиджак без пуговиц, шкаф поставляемый в разобранном виде.
ОПИ 2б. применяется к 2 комп.смесям и товарам состоящим из 2 видов материалов. классификация проходит по тому компоненту который придает основное значение (к 2 комп.наборам это не относится)
ОПИ 3а. для товаров которые можно отнести к нескольким товарным позициям. например детский велосипед - это и игрушка, и изделие из железа. выбираем ту товарную позицию, которая более конкретно описать товар.
ОПИ 3б. для многокомпонентных товаров и смесей а так же наборы, выбираем тот компонент или тот материал который придает основное значение.
ОПИ 3в. для многокомпонентных товаров, компоненты которого равны. определяем код для каждой составляющей и выбираем ту товарную позицию которая стоит ниже в ТНВЭД.
ОПИ 4. для товаров описания которых нет в ТНВЭД. классифицируем в той товарной позиции, которая подходит для классификации, по признакам сходства. ими могут выступать и сырьевые характеристики и функциональное назначение и т.п.
ОПИ 5а. Для классификации тары и упаковки особого характера чехлы футляры и т.п. классифицируем вместе с товаром.
ОПИ 5б. тара и упаковка "обычного" характера. классифицируем вместе с товаром. если тара будет использована повторно то ее классифицируем отдельно от товара. (т.е. товар отдельно, тара отдельно)
ОПИ 6. по уровням детализации (дефисам) определяем конечный код.
109. Порядок принятия предварительного решения по классификации товаров по ТН ВЭД ТС.
Предварительное решение по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД принимается соответствующим таможенным органом на основании заявления заинтересованного лица (Заявителем является юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве - члене Таможенного союза, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза). На территории РФ обязательны при декларировании товаров предварительные решения российских таможенных органов, экземпляр которого выдается на руки заявителю. Заявление о принятии предварительного решения может быть подано в письменном или электронном виде. Такое заявления должно содержать данные, позволяющие правильно и однозначно классифицировать товар, а именно:
- полное коммерческое наименование;
- полное фирменное наименование;
- технические характеристики;
- коммерческие характеристики.
В случае необходимости предоставления дополнительных сведений, таможенный орган обязан проинформировать об этом заявителя в течение 30 календарных дней с момента регистрации заявления. На предоставление этих данных у заявителя есть 60 дней после получения уведомления. Таможенный орган обязан принять предварительное решение в течение 90 календарных дней с момента регистрации заявления. Этот срок может быть приостановлен на время, необходимое заявителю для сбора и подачи дополнительных сведений. Срок действия предварительного решения – 3 года.
В отдельных случаях предварительное решение может быть отозвано, изменено или прекращено его действие.
Основанием для прекращения действия предварительного решения является решение таможенного органа принятое по отношении к этому предварительному решению. Таможенный орган может прекращать действие своего предварительного решения или предварительного решения нижестоящего таможенного органа. Основанием для этого может быть предоставление заявителем подложных, неполных или недостоверных сведений о товаре. Такое решение вступает в силу со дня принятия.
Основанием для изменения предварительного решения может быть:
- выявление ошибок, которые допущены при принятии предварительного решения;
- принятие таможенным органом решения в отношении отдельных видов товаров.
Изменение вступает в силу в срок, который указан в решении об изменении.
Основанием для отзыва предварительного решения может стать:
- изменения ТН ВЭД, которые влияют на классификацию товаров;
- решения Всемирной таможенной организации по классификации товаров;
- решения и разъяснения Комиссии ТС по классификации товаров, в отношении которых принято предварительное решение.
Таможенный орган принимает решение об отзыве предварительного решения в течение 30 календарных дней после публикации решения или разъяснения Комиссии ТС и вступает в силу одновременно с ним. Решение об отзыве, изменении или прекращении действия предварительного решения доводится до таможенных органов в течении 1 дня, следующего за днем принятия этого решения.
Предварительные решения, за исключением решений, несущих конфиденциальную информацию, размещаются на официальном сайте Комиссии ТС.
110. Контроль правильности определения кода товара по ТН ВЭД ТС,
осуществляемый таможенными органами.
При контроле правильности определения классификационного кода ТН ВЭД ТС при декларировании товаров и после выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом должностные лица таможенных органов осуществляют:
а) контроль достоверности и полноты сведений, заявленных в грузовой таможенной декларации (ГТД) для целей идентификации товара, а также классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС;
б) проверку соответствия и полноты описания товара в ГТД установленным требованиям, в том числе описания его упаковки;
в) проверку соответствия сведений о товаре, заявленном в ГТД и представленном для таможенного контроля, сведениям о товаре, поименованном и описанном в решении о классификации товара. ФТС принимает решения о классификации отдельных видов товаров и обеспечивает опубликование указанных решений. Контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД ТС при декларировании товаров проводят должностные лица таможенного поста, отдела или отделения таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста или таможни, в должностные обязанности которых входят вопросы контроля правильности классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС (далее - уполномоченное должностное лицо таможенного поста). Если по результатам документального контроля уполномоченное должностное лицо таможенного поста подтверждает классификационный код ТН ВЭД ТС , указанный декларантом в графе 33 ГТД, то на оборотной стороне первого экземпляра ГТД под номером "3" вносит следующую запись: "Правильность классификации товара №__подтверждаю", после которой указывает дату и время внесения записи, проставляет подпись с указанием своих фамилии и инициалов. Если у уполномоченного должностного лица таможенного поста отсутствуют сведения о товаре, необходимые для осуществления контроля правильности определения классификационного кода ТН ВЭД ТС , или такие сведения должным образом не подтверждены, уполномоченное должностное лицо таможенного поста может направить декларанту уведомление о том, какие именно сведения и документы могут быть представлены (например, описание товара, фотографии, рисунки, технологические схемы изготовления, оригиналы или копии заключений специалистов экспертных организаций, в которых приведены результаты исследования товара и т.п.).
При выявлении в результате проведения документального или фактического контроля нарушения правил классификации товаров при их декларировании уполномоченное должностное лицо таможенного поста принимает решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС.
Если вновь определенный код ТН ВЭД ТС не влияет на принятие решения о помещении товара под заявленный таможенный режим, на правильность определения страны происхождения товара, на взимание таможенных платежей, на применение к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством стран участниц ТС, уполномоченное должностное лицо таможенного поста направляет декларанту уведомление, в котором указывается, какие именно условия выпуска товара не соблюдены и какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска.
После корректировки в соответствии с установленным порядком сведений в ГТД уполномоченное должностное лицо таможенного поста вносит в графу "С" соответствующую ГТД запись.
Соответствующие сведения в соответствии с установленным порядком вносятся в электронную копию ГТД. Если вновь определенный код товара в соответствии с ТН ВЭД ТС влияет на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, на принятие решения о помещении товара под заявленный таможенный режим, уполномоченное должностное лицо таможенного органа направляет декларанту уведомление, в котором указывается, какие именно условия выпуска не соблюдены и какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска, а также требование о необходимости осуществления корректировки заявленных сведений и пересчитать размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.
После корректировки в соответствии с установленным порядком сведений в ГТД уполномоченное должностное лицо таможенного поста вносит в графу "С" ГТД запись.
Соответствующие сведения в соответствии с установленным порядком вносятся в электронную копию ГТД.
Если принятое таможенным органом решение по классификации товаров влияет на применение к товарам запретов и ограничений, выпуск товаров не осуществляется до предоставления документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений, за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 219 Федерального закона такие документы могут быть предоставлены после выпуска товаров.
В соответствии с п. 9 ст. 106 Закона при обнаружении до выпуска товаров признаков, указывающих на то, что классификация товаров является неверной либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку. В целях проведения дополнительной проверки таможенный орган назначает таможенную экспертизу или запрашивает дополнительные документы и сведения. Для получения дополнительных документов и сведений таможенный орган незамедлительно в письменной форме уведомляет декларанта о необходимости предоставления сведений о характеристиках товаров, влияющих на классификацию этих товаров, и о том, какими именно документами данные сведения должны быть подтверждены. Декларант вправе предоставить имеющиеся у него другие документы, содержащие сведения о товарах.
Если дополнительная проверка не может быть окончена в сроки, определенные статьей 196 Таможенного кодекса Таможенного союза для выпуска товаров, выпуск товаров осуществляется таможенным органом при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения дополнительной проверки. Таможенный орган в письменной форме сообщает декларанту размер требуемого обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. В указанном случае выпуск товаров производится таможенным органом не позднее одного дня, следующего за днем предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
На период проведения дополнительной проверки выпуск товаров не осуществляется, если изменение кода товара, указанного в таможенной декларации, влияет на применение запретов и ограничений, за исключением случаев, когда декларантом представлены документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений, либо когда в соответствии со статьей 219 Федерального закона такие документы могут быть представлены после выпуска товаров. Срок проведения таможенной экспертизы при дополнительной проверке, если выпуск товаров не осуществляется до получения ее результатов, не должен превышать предельный срок выпуска товаров.
111. Порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования
через таможенную границу Таможенного Союза.
Порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования определяется «Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и
совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от 06.07.2010г. (полная версия здесь http://tamagent.biz/INFO/Documents/2010/Soglashen_fizlica_TC_2010.htm)
Статья 3. Критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования
1. Отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из:
- заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных настоящим Соглашением;
- характера и количества товаров;
- частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.
2. Товары, указанные в приложении 1 к настоящему Соглашению, независимо от критериев, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не относятся к товарам для личного пользования.
3. Если под видом товаров для личного пользования заявлены и выпущены товары, ввезенные с целью их использования в предпринимательской деятельности, то такие товары считаются незаконно перемещенными через таможенную границу, и к таким товарам после их выпуска применяются нормы Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – Кодекс) без учета особенностей, установленных главой 49 Кодекса, и положений настоящего Соглашения.
Статья 4 Применение запретов и ограничений в отношении товаров для личного пользования
1. При ввозе товаров для личного пользования на таможенную территорию Таможенного союза и (или) вывозе с этой территории применяются запреты и ограничения, указанные в приложении 2 к настоящему Соглашению.
2. Перемещение через таможенную границу товаров для личного пользования, ограниченных к ввозу и (или) вывозу, за исключением указанных в пункте 3 настоящей статьи, допускается при представлении таможенному органу документов, подтверждающих соблюдение ограничений, выдаваемых уполномоченными органами государства-члена Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
3. К товарам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу, не применяются меры нетарифного и технического регулирования.
4. Выпуск товаров для личного пользования, подлежащих фитосанитарному, ветеринарному и другим видам государственного контроля в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза, осуществляется после проведения соответствующих видов контроля.
Статья 5 Товары для личного пользования, находящиеся под таможенным контролем
1. Товары для личного пользования, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и подлежащие таможенному декларированию в соответствии с Кодексом и настоящим Соглашением, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до:
1) их выпуска с целью обращения на таможенной территории Таможенного союза без ограничений по пользованию и распоряжению (далее – свободное обращение);
2) уплаты (взыскания) причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, выпуск которых для личного пользования на таможенной территории Таможенного союза был осуществлен при наличии ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами для личного пользования, установленных в связи с использованием в их отношении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов;
3) помещения под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения в соответствии с Кодексом;
4) фактического вывоза с таможенной территории Таможенного союза;
5) обращения в собственность государства-члена Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства;
6) уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения.
2. Товары для личного пользования, вывозимые с таможенной территории Таможенного союза и подлежащие таможенному декларированию в соответствии с Кодексом и настоящим Соглашением, находятся под таможенным контролем с момента регистрации пассажирской таможенной декларации и до пересечения ими таможенной границы.
Товары для личного пользования, вывозимые с таможенной территории Таможенного союза и не подлежащие таможенному декларированию в соответствии с настоящим Соглашением, находятся под таможенным контролем с момента совершения действий, непосредственно направленных на осуществление вывоза товаров для личного пользования, и до пересечения ими таможенной границы.
3. Товары для личного пользования, указанные в пункте 2 настоящей статьи, не считаются находящимися под таможенным контролем до пересечения ими таможенной границы в случаях:
- обращения в собственность государства-члена Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства;
- уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения.
4. Товары для личного пользования, в отношении которых в соответствии с настоящим Соглашением декларирование может не производиться, не освобождаются от таможенного контроля, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств-членов Таможенного союза.
Статья 6. Перемещение товаров для личного пользования с использованием системы двойного коридора
1. В местах прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории может применяться система двойного коридора.
«Зеленый» коридор является специально обозначенным в местах прибытия или убытия местом, предназначенным для перемещения физическими лицами через таможенную границу в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию, при одновременном отсутствии у таких лиц несопровождаемого багажа.
«Красный» коридор является специально обозначенным в местах прибытия или убытия местом, предназначенным для перемещения физическими лицами через таможенную границу в сопровождаемом багаже товаров, подлежащих таможенному декларированию, а также товаров, в отношении которых осуществляется декларирование по желанию физического лица.
2. Перечень мест прибытия или убытия, в которых применяется система двойного коридора, а также порядок формирования такого перечня определяется уполномоченным органом государства-члена Таможенного союза
3. Система двойного коридора может не применяться в залах официальных лиц и делегаций, организованных в местах прибытия или убытия.
4. Неприменение отдельных форм таможенного контроля в «зеленом» коридоре не означает, что физические лица освобождаются от обязанности соблюдать требования таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства государства-члена Таможенного союза.
5. С учетом оперативной обстановки, сложившейся в местах прибытия или убытия, в исключительных случаях по решению таможенного органа «зеленый» коридор может быть временно закрыт для следования физических лиц, перемещающих товары для личного пользования через таможенную границу.
Статья 7 Совершение таможенных операций в отношении товаров для личного пользования
1. Таможенные операции в отношении товаров для личного пользования совершаются в зависимости от способов перемещения в местах прибытия или убытия либо в таможенном органе государства-члена Таможенного союза, на территории которого постоянно (или временно) проживает физическое лицо, имеющее право выступать в качестве декларанта таких товаров.
2. В местах прибытия или убытия, а также в таможенном органе государства-члена Таможенного союза, на территории которого постоянно (или временно) проживает физическое лицо, имеющее право выступать в качестве декларанта таких товаров, в отношении товаров для личного пользования могут совершаться таможенные операции, связанные с декларированием, выпуском для личного пользования без помещения под таможенные процедуры (за исключением таможенной процедуры таможенного транзита) в порядке, установленном настоящим Соглашением.
3. По желанию лица, перемещающего товары для личного пользования, в отношении таких товаров могут быть совершены таможенные операции, связанные с их:
- размещением на временное хранение;
- помещением под таможенные процедуры в соответствии с Кодексом;
- вывозом с таможенной территории Таможенного союза, если они не покидали места прибытия.
4. В местах прибытия товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже, могут быть помещены под таможенную процедуру таможенного транзита в порядке и на условиях, установленных статьей 9 настоящего Соглашения.
5. При перемещении физическими лицами товаров для личного пользования таможенные органы предоставляют этим лицам возможность совершать таможенные операции, не покидая транспортные средства, за исключением случаев, когда это необходимо для соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза.
6. В случае несовершения физическими лицами таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, предусмотренных настоящей статьей, либо невозможности их выпуска, указанные товары подлежат задержанию в соответствии с главой 21 Кодекса.
7. Порядок совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражения факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем определяется решением Комиссии Таможенного союза.
8. Таможенный контроль в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, производится в соответствии с Кодексом.
9. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования физического лица, прибывающего (переселяющегося) на постоянное место жительства в государство-член Таможенного союза, беженца, вынужденного переселенца определяются решением Комиссии Таможенного союза.
10. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, определяются таможенным законодательством Таможенного союза.
Статья 8 Декларирование товаров для личного пользования
1. Декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу.
Декларирование товаров для личного пользования, за исключением пересылаемых в международных почтовых отправлениях и помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации.
Физическое лицо вправе по своему желанию произвести декларирование товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, с использованием пассажирской таможенной декларации.
2. Таможенному декларированию в письменной форме подлежат:
1) товары для личного пользования, перемещаемые в несопровождаемом багаже или доставляемые перевозчиком в адрес физического лица;
2) товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме мер нетарифного и технического регули